Творческий отчёт «Интерактивные технологии как средство формирования жизненных компетенций»

2
0
Материал опубликован 30 July 2018

Пояснительная записка к презентации

«Интерактивные технологии как средство формирования жизненных компетенций».

Вступивший в действие Федеральный государственный образовательный стандарт для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ставит перед педагогом задачи формирования не только знаний, умений, навыков их применения, но и жизненной компетенции.

ФГОС ОВЗ уточняет, что овладение жизненной компетенцией – это

способность решения проблемных ситуаций, владение навыками коммуникации и принятыми формами поведения, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.

Передо мной, как учителем-предметником, встала задача поиска педагогических форм, приемов и методов работы, способствующих формированию и развитию жизненной компетенции учащихся. На мой взгляд, одно из возможных решений – применение интерактивных технологий. Интерактивные технологии позволяют создать условия, в которых знания будут усваиваться через личный опыт социального взаимодействия. Учитывая вышеизложенное, считаю, что тема «Интерактивные технологии как средство формирования жизненных компетенций» является актуальной для современной системы образования.

Цель статьи – представить систему работы по использованию интерактивных технологий, способствующих формированию жизненных компетенций.

Задача - практическая организация условий для успешной социализации обучающихся с ОВЗ средствами интерактивных технологий.

Новизна опыта заключается в практическом преломлении идей использования технологии интерактивного обучения, в понимании формирования и развития жизненной компетенции учащихся с целью их более высокой адаптации и социальной самореализации.

Понятие «жизненная компетенция» введено в 2000-х годах Институтом коррекционной педагогики РАО и рассматривается в научной литературе по разному: как совокупность знаний, умений, навыков, необходимых для жизни (А.И. Ахметзянова); способность и готовность решать проблемы жизнедеятельности личности (И.В. Дикун); интегративная характеристика личности, определяющая успешность в обществе и социальную адекватность (О.А. Майер, Н.Б. Прокудрина, О.Н. Сергеева, С.Ю. Смертина).

Интерактивное обучение – обучение, построенное на взаимодействии обучающегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта. О чем говорят труды: В.П. Беспалько, В.И. Загвязинского, Н.В. Кузьминой, Б.Н. Кулюткина, Т.М. Давыденко, И.Б. Сенновского, Б.З. Вульфова, Е.В. Ильиной.

Механизмы реализации интерактивных технологий, используемые в моей практике: моделирование различных социальных ситуаций; технология проблемных ситуаций; технология проектной деятельности; виртуальные экскурсии; мастер-классы.

На уроках систематически применяю метод моделирования различных социальных ситуаций.

Моделирование микроситуаций использую практически на любом этапе урока, их тематика очень разнообразна. Упражнение выполняется либо с использованием речи, либо при помощи жестов, мимики и может иметь большое количество вариантов.

1. Изобрази человека, которому стыдно, плохо, весело, грустно. Он устал, рассержен, болен. (Широко применяю на «стадии вызова», способствует развитию эмпатии, активизирует мыслительную деятельность, мотивирует; использую для эмоционального настроя на плодотворную деятельность)

2. Упражнения усложняются действиями с воображаемыми предметами. Учащиеся получают задание вбить в стену гвоздь; перейти траншею через мостик.

Такие приемы очень продуктивны в процессе запоминания алгоритма действий (технологических карт). Например, последовательность различных операций при стирке белья (рассортировать, замочить, постирать, прополоскать, отжать, развесить); гигиенических процедурах, оказании первой медицинской помощи, приготовлении пищи и т.д.. Данный прием использую также с целью эмоциональной разрядки. Изучая тему «Сезонная одежда», ребята обувают сапоги, застегают пуговицы пальто, поглаживая голову, виски, надевают шапку.

Моделирование ситуации с заданным сюжетом.

Задача учащихся состоит в том, чтобы распределить роли и разыграть их.

1. Ученица плачет. Она больна и не может вместе со всем классом поехать на экскурсию. Две подруги предлагают остаться с ней, чтобы ей не было скучно.

2. Маленький ребенок упал и поранил ногу. Медсестра оказала первую помощь.

Регулярно ввожу такие ситуации в работу, так как выполнение роли требует подчинения определенным правилам, нормам поведения, которые служат эталоном для играющего.

Причем тема урока может лишь косвенно касаться условий сюжета. Например, перед практической работой по приготовлению пищи ученики идут в магазин приобретать необходимые продукты. После такой работы воображают, что пришли в гости и с удовольствием вручают подарки. Ребята могут с увлечением зарабатывать в течение урока «деньги», в итоге, соблюдая правила этикета, приобрести честно заработанные оценки. На уроке по теме «Пришивание пуговиц» разыгрываем ситуацию «Уколол палец», обращаемся к медсестре, звоним в «Скорую помощь». Участвуя в играх со специально подобранным содержанием, школьник приобретают навыки коммуникации, привычку соблюдать нормы поведения в различных ситуациях, и в частности тогда, когда обстановка может провоцировать неправильные поступки.

Проблемные ситуации с неоконченным сюжетом.

Ребятам предлагается придумать, чем все это могло бы закончиться, и разыграть ситуацию.

1. Ты подходишь к друзьям, сидящим на лавочке. Они курят и предлагают тебе закурить.

2. Мама с сыном пришли в магазин за покупками. Денег хватает на две недорогие вещи для мамы и сына. Но сын увидел дорогую игровую приставку и просит купить.

После того как школьники показывают свои решения предлагаемых упражнений, обязательно организую их обсуждение в форме «круглого стола» - беседы о ситуации вообще и способах ее решения.

Моделирование ситуаций по заданной теме.

Этот вид упражнений предполагает самостоятельную работу учащихся. Дается тема, по которой школьники придумывают сюжет, связанный с проблемой общения, распределяют роли и разыгрывают ситуацию: «Верный друг»; «Знакомство в купе поезда»; «Ссора с другом». Разыгрывая и разбирая различные проблемные ситуации на занятиях по социально-бытовой ориентировке, учащиеся расширяют свой социальный опыт о различных сферах жизни и быта людей.

Технология проблемных ситуаций.

Прием «Мозговой штурм». Целью является активация умственной деятельности и творческой активности учащихся, развитие способности высказывать собственное мнение, критически мыслить.

Примеры задания: Предложить идею памятника Мойдодыра. (это задание не только помогло вспомнить сюжет произведения, но и обсудить проблемы личной гигиены)

Убедить друга в том, что пыль вредна. (привело к идее создания проекта)

Проблемный вопрос – самостоятельная форма мысли и высказывание, а также предположение или обращение, требующее ответа или объяснения.

Например: Откуда берутся продукты? Вкусное всегда полезно? Зачем мыть посуду?

Прием «Древо решений». Это схематическое представление проблемы принятия решений. Ветви дерева решений представляют собой различные события (решения), а его вершины – ключевые состояния, в которых возникает необходимость выбора. 

Пример: Ты накопил денег, скоро 8 марта, а подруга просит одолжить ей на лекарство котенку.

На что потратить деньги?

 

Помочь подруге

Приобрести подарок маме

Купить что-то для себя

 

 

Ребята отмечают плюсы и минусы каждого решения.

Прием «Займи позицию».

Например. «Вегетарианство полезно?» Шкала мнений: ДА; ДА, но оговорками; НЕТ; НЕТ, но иногда… Предлагаю ученикам подумать, выбрать позицию, рассаживаемся по микрогруппам единомышленников, выдаю распечатанные материалы с разными позициями ученых, начинаем дискуссию. Важно, не навязать точку зрения учителя, а научить формулировать свое мнение, аргументировать выбор своей позиции. Можно попросить поменять позицию и высказаться в защиту оппонентов.

Технология проектной деятельности.

Создание в сознании учащихся под руководством учителя проблемных ситуаций и организацию активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных способностей. Данная технология способствует тому, что:

учащиеся самостоятельно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения; развивают системное мышление.

Виртуальные экскурсии. Это эффективный презентационный инструмент. Демонстрация любого реального места – будь то парк, музей, объекты общественного значения (магазин, почтовое отделение, поликлиника). Ребята, с огромным удовольствием, участвуют в создании таких виртуальных путешествий.

Символом педагогики может стать дерево. Корни дерева – это основы педагогики, истоки. Ствол – это работы таких основателей педагогического учения как Выготский, Ушинский, Макаренко. Каждая ветвь – это учитель, а листья - наши ученики, которых мы оберегаем от ветров сомнений, от дождя незнания, от града неумения и желаем, чтобы они распустились под светом наук. Надеюсь, что эта статья поможет Вам вспомнить или узнать новые приемы работы, которые позволят Вашим листочкам не увядать.

Ахметзянова А.И. Организация инклюзивного образования лиц с огра -

ниченными возможностями здоровья в Казанском федеральном университете

// Образование и саморазвитие. – № 2 (40), 2014. – С.208–212

И.В.Дикун. Социальное воспитание детей как профессиональная проблема специалистов. // Человек и образование.-№4(17),2008.-С. 24-27

А. А. Майер.ОБРАЗОВАНИЕ - УПРАВЛЯЕМЫЙ КОНТЕКСТ СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЕНКА // Образование: исследовано в мире: междунар. науч. пед. интернет-журн.21.11.2015 //https://cyberleninka.ru/(дата обращения 22.01.2016

Малашенко Е.С. Коммуникативная толерантность как один из аспектов формирования социальных компетенцийСборник материалов VII Международной научно-практической конференцииНаучные исследования: от теории к практикеЧебоксары 2016 72-74

Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. - 192 с.

Загвяздинский В.И. Педагогическое творчество учителя. — М.: Педагогика, 1987. -159 с.

Ильницкая И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. -М.: Знание, 1985.-80 с

Кулюткин Ю.Н. Рефлексивная регуляция, мыслительных действий. / Психологические исследования интеллектуальной деятельности. М., 1979.-232 с.

Давыденко Т.М. Рефлексивное управление школой: теория и практика. -Москва Белгород, 1995. - 252 с.

Кулюткин Ю.Н. Личностные факторы развития познавательной активности учащихся в процессе обучения // Вопросы психологии. 1984. - №5.

/data/files/k1532943653.pptx (Методическая мастерская)

Предварительный просмотр презентации

Визитная карточка Ф.И.О. Солоникова Наталья Михайловна Образование: высшее, специальность: филология ИвГУ 2010 Место работы: ОГКОУ Вичугская школа-интернат №2 Должность: учитель социально-бытовой ориентировки Педагогическое кредо: Учить сегодня – сложная задача. Ученье, как вершина нас зовет. Быть современным, грамотным, А это значит – учить себя, Чтобы двигаться вперед.

«Интерактивные технологии как средство формирования жизненных компетенций обучающихся» Из опыта работы учителя социально-бытовой ориентировки Солониковой Натальи Михайловны

«В результате освоения образовательной Программы «В результате освоения образовательной Программы обучающийся с ограниченными возможностями здоровья овладевает, полезными для него знаниями, умениями и навыками; достигает максимально доступного ему уровня жизненной компетенции; осваивает формы социального поведения; оказывается способным реализовать их в условиях семьи и гражданского общества» Федеральный государственный стандарт для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Что же позволяет судить о сформированности жизненной компетенции? способность решения проблемных ситуаций в сфере жизнеобеспечения. способность вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и создания специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения. владение навыками коммуникации и принятыми формами поведения, в том числе с использованием информационных технологий. способность к осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.

Решение интерактивные технологии позволяют: Моделировать различные социальные ситуации Учиться взаимодействовать в группе Развивать навыки самостоятельной работы Учиться формулировать собственное мнение Сделать знания более доступными

Теоретическая обоснованность : Теоретическая основа работы Понятие «жизненная компетенция» рассматривается по разному в научной литературе. В работах О.А. Майер, Н.Б. Прокудрина, О.Н. Сергеева, С.Ю. Смертина представляется как интегративная характеристика личности, определяющая успешность в обществе и социальную адекватность Интерактивное обучение – обучение, построенное на взаимодействии обучащегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта. Базовыми для разработки проблемы интерактивного обучения явились следующие труды: В.П. Беспалько, В.И. Загвязинского, Н.В. Кузьминой, Б.Н. Кулюткина «Интерактивные технологии как средство формирования жизненных компетенций обучающихся»

Цель работы: представить систему работы по Цель работы: представить систему работы по использованию интерактивных технологий, способствующих формированию жизненных компетенций. Задача - практическая организация условий для успешной социализации обучающихся с ОВЗ средствами интерактивных технологий. Новизна опыта заключается в практическом преломлении идей использования технологии интерактивного обучения, в понимании формирования и развития жизненной компетенции учащихся с целью их более высокой адаптации и социальной самореализации.

Моделирование социальных ситуаций Цель: расширение и закрепление знаний о различных сферах жизни и быта людей, освоение норм социального поведения. Микроситуации. Задание выполняется одним учеником, предлагается изобразить человека, которому стыдно, плохо, весело, грустно, он устал, рассержен, болен. Участвует группа из 2-3-х человек. Им предлагается разыграть микроситуацию: поздороваться со знакомым; ссору, извинения, примирение; успокоить сидящих в комнате…

Видео: последовательность приготовления омлета Моделирование микроситуаций Упражнения усложняются действиями с воображаемыми предметами. Моделирование микроситуаций может выполнятся с использованием не только мимики, жестов, но и с речевым сопровождением. Через канаву по узкой дощечке Полоскание белья Езда на велосипеде

Моделирование социальных ситуаций Ситуации с заданным сюжетом, когда дается готовое решение проблемы. Задача учащихся состоит в том, чтобы распределить роли и разыграть их. В парикмахерской В магазине В поликлинике

Моделирование социальных ситуаций Ситуации с заданным сюжетом. К девочке на день рождения пришли друзья. Именинница угощает гостей. Но ребята отказываются пить чай, потому что посуда очень грязная. Твой брат не ценит продукты питания.

Моделирование социальных ситуаций Проблемные ситуации с неоконченным сюжетом. Ребятам предлагается придумать, чем мог закончиться тот или иной сюжет и разыграть ситуацию. Мама плохо себя чувствует, ты собираешься погулять. Дома надо присмотреть за младшим братиком, приготовить ужин. (…) Сосед по парте испортил твой дневник (…). Зачем очищенный картофель класть в воду?!?! (…..)

Моделирование социальных ситуаций Моделирование ситуаций по заданной теме. Этот вид упражнений предполагает самостоятельную работу учащихся, которые сами придумывают проблемную ситуацию, соответствующую названию темы. Учащимся дается тема, по которой они придумывают сюжет, связанный с проблемой общения, распределяют роли и разыгрывают ситуацию:«Верный друг»; «Некрасивый поступок»;«Знакомство», «Мамин помощник».

Решение учебных проблем Прием «Займи позицию» Прием «Проблемный вопрос» Прием «Древо решений»

Технология проектной деятельности учащиеся самостоятельно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения; развивают системное мышление. Р.S. Работы учащихся Приложение №1. Продуктивно применяю метод проектов для взаимодействия с семьями учащихся.

Работа в группах Творческие задания способствует вовлечению каждого ученика в процесс активного обучения; пробуждает интерес к активной практической деятельности, нацеливает на самостоятельное овладение знаниями и умениями. стимулируют мыслительную активность, творческую деятельность; формируют у учащихся умение принимать свои, не зависящие от учителя, самостоятельные решения, Каждое интерактивное задание – это творческое учебное задание, которое требует от учащихся не простого воспроизводства информации, а содержит больший или меньший элемент неизвестности и имеет, как правило, несколько подходов.

Виртуальные экскурсии Это эффективный презентационный инструмент, с помощью которого возможна наглядная и увлекательная демонстрация любого реального места – будь то парк, музей, объекты общественного значения (магазин, почтовое отделение, поликлиника) Ребята, с огромным удовольствием, участвуют в создании таких виртуальных путешествий.

Результаты

. . Учителям социально-бытовой ориентировки Учителям начальных классов Воспитателям Кому будет полезен опыт моей работы?

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации