Творческий отчёт «Интерактивные технологии как средство формирования жизненных компетенций»
Визитная карточка Ф.И.О. Солоникова Наталья Михайловна Образование: высшее, специальность: филология ИвГУ 2010 Место работы: ОГКОУ Вичугская школа-интернат №2 Должность: учитель социально-бытовой ориентировки Педагогическое кредо: Учить сегодня – сложная задача. Ученье, как вершина нас зовет. Быть современным, грамотным, А это значит – учить себя, Чтобы двигаться вперед.
«Интерактивные технологии как средство формирования жизненных компетенций обучающихся» Из опыта работы учителя социально-бытовой ориентировки Солониковой Натальи Михайловны
«В результате освоения образовательной Программы «В результате освоения образовательной Программы обучающийся с ограниченными возможностями здоровья овладевает, полезными для него знаниями, умениями и навыками; достигает максимально доступного ему уровня жизненной компетенции; осваивает формы социального поведения; оказывается способным реализовать их в условиях семьи и гражданского общества» Федеральный государственный стандарт для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Что же позволяет судить о сформированности жизненной компетенции? способность решения проблемных ситуаций в сфере жизнеобеспечения. способность вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и создания специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения. владение навыками коммуникации и принятыми формами поведения, в том числе с использованием информационных технологий. способность к осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.
Решение интерактивные технологии позволяют: Моделировать различные социальные ситуации Учиться взаимодействовать в группе Развивать навыки самостоятельной работы Учиться формулировать собственное мнение Сделать знания более доступными
Теоретическая обоснованность : Теоретическая основа работы Понятие «жизненная компетенция» рассматривается по разному в научной литературе. В работах О.А. Майер, Н.Б. Прокудрина, О.Н. Сергеева, С.Ю. Смертина представляется как интегративная характеристика личности, определяющая успешность в обществе и социальную адекватность Интерактивное обучение – обучение, построенное на взаимодействии обучащегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта. Базовыми для разработки проблемы интерактивного обучения явились следующие труды: В.П. Беспалько, В.И. Загвязинского, Н.В. Кузьминой, Б.Н. Кулюткина «Интерактивные технологии как средство формирования жизненных компетенций обучающихся»
Цель работы: представить систему работы по Цель работы: представить систему работы по использованию интерактивных технологий, способствующих формированию жизненных компетенций. Задача - практическая организация условий для успешной социализации обучающихся с ОВЗ средствами интерактивных технологий. Новизна опыта заключается в практическом преломлении идей использования технологии интерактивного обучения, в понимании формирования и развития жизненной компетенции учащихся с целью их более высокой адаптации и социальной самореализации.
Моделирование социальных ситуаций Цель: расширение и закрепление знаний о различных сферах жизни и быта людей, освоение норм социального поведения. Микроситуации. Задание выполняется одним учеником, предлагается изобразить человека, которому стыдно, плохо, весело, грустно, он устал, рассержен, болен. Участвует группа из 2-3-х человек. Им предлагается разыграть микроситуацию: поздороваться со знакомым; ссору, извинения, примирение; успокоить сидящих в комнате…
Видео: последовательность приготовления омлета Моделирование микроситуаций Упражнения усложняются действиями с воображаемыми предметами. Моделирование микроситуаций может выполнятся с использованием не только мимики, жестов, но и с речевым сопровождением. Через канаву по узкой дощечке Полоскание белья Езда на велосипеде
Моделирование социальных ситуаций Ситуации с заданным сюжетом, когда дается готовое решение проблемы. Задача учащихся состоит в том, чтобы распределить роли и разыграть их. В парикмахерской В магазине В поликлинике
Моделирование социальных ситуаций Ситуации с заданным сюжетом. К девочке на день рождения пришли друзья. Именинница угощает гостей. Но ребята отказываются пить чай, потому что посуда очень грязная. Твой брат не ценит продукты питания.
Моделирование социальных ситуаций Проблемные ситуации с неоконченным сюжетом. Ребятам предлагается придумать, чем мог закончиться тот или иной сюжет и разыграть ситуацию. Мама плохо себя чувствует, ты собираешься погулять. Дома надо присмотреть за младшим братиком, приготовить ужин. (…) Сосед по парте испортил твой дневник (…). Зачем очищенный картофель класть в воду?!?! (…..)
Моделирование социальных ситуаций Моделирование ситуаций по заданной теме. Этот вид упражнений предполагает самостоятельную работу учащихся, которые сами придумывают проблемную ситуацию, соответствующую названию темы. Учащимся дается тема, по которой они придумывают сюжет, связанный с проблемой общения, распределяют роли и разыгрывают ситуацию:«Верный друг»; «Некрасивый поступок»;«Знакомство», «Мамин помощник».
Решение учебных проблем Прием «Займи позицию» Прием «Проблемный вопрос» Прием «Древо решений»
Технология проектной деятельности учащиеся самостоятельно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения; развивают системное мышление. Р.S. Работы учащихся Приложение №1. Продуктивно применяю метод проектов для взаимодействия с семьями учащихся.
Работа в группах Творческие задания способствует вовлечению каждого ученика в процесс активного обучения; пробуждает интерес к активной практической деятельности, нацеливает на самостоятельное овладение знаниями и умениями. стимулируют мыслительную активность, творческую деятельность; формируют у учащихся умение принимать свои, не зависящие от учителя, самостоятельные решения, Каждое интерактивное задание – это творческое учебное задание, которое требует от учащихся не простого воспроизводства информации, а содержит больший или меньший элемент неизвестности и имеет, как правило, несколько подходов.
Виртуальные экскурсии Это эффективный презентационный инструмент, с помощью которого возможна наглядная и увлекательная демонстрация любого реального места – будь то парк, музей, объекты общественного значения (магазин, почтовое отделение, поликлиника) Ребята, с огромным удовольствием, участвуют в создании таких виртуальных путешествий.
Результаты
. . Учителям социально-бытовой ориентировки Учителям начальных классов Воспитателям Кому будет полезен опыт моей работы?