Статья «Проектная деятельность как средство развития образовательных и жизненных компетенций обучающихся с ЗПР»

1
0
Материал опубликован 30 September 2017

«Проектная деятельность как средство развития образовательных и жизненных компетенций обучающихся с ЗПР»

Тяпушкина Наталия Ивановна, учитель начальных классов

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №15»

Основные результаты обучения детей с ЗПР в начальной школе— это формирование универсальных способов действий, воспитание умения учиться — способности к самоорганизации с целью решения учебных задач, индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития — эмоциональной, познавательной. В результате обучения у ребёнка с ЗПР должны формироваться: желание и умение учиться, инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности.

На сегодняшний день одной из актуальных проблем является социализация детей с нарушениями в развитии. Федеральный государственный стандарт образования для лиц с ОВЗ предполагает формирование у обучающихся не только образовательных, но и жизненных компетенций.

Отвечая на вопрос, что необходимо школьникам с нарушениями в развитии для успеха, можно выделить следующее:

уметь эффективно овладевать приемами переноса ЗУН в новые условия и использовать их в реальной жизни;

формулировать и аргументировать собственную точку зрения;

размышлять, сопоставлять разные точки зрения и позиции;

представлять свои идеи и творчески мыслить;

выделять главное;

планировать конкретные результаты и нести ответственность за них;

уметь работать в коллективе и обладать навыками общения;

владеть компьютерной грамотностью.

Всё это возможно, при использовании современных технологий, обеспечивающих гибкость образовательного процесса - технологий развивающего обучения, направленных на развитие и коррекцию интеллекта, речи, эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями развития.

Главная задача коррекционно- развивающего обучения состоит в подготовке своих учеников к жизни, формирование у них умения видеть и творчески решать возникающие проблемы; активно применять в жизни, полученные в школе знания и приобретенные умения; продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме в широком смысле, то есть в формировании ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования.

Для решения этой важной задачи необходимо правильно, максимально эффективно построить педагогический процесс, учитывая психофизические, возрастные и индивидуальные особенности учащихся. У детей с ЗПР наблюдается разная степень выраженности двигательных, речевых, интеллектуальных, эмоционально-волевых расстройств. Успешное решение коррекционных задач в работе с каждым ребенком, интеллектуальное и нравственное развитие их личности, формирование критического и творческого мышления, умения работать с информацией возможно при использовании исследовательских, проблемных и проектных методов.

Проектная деятельность занимает особое место в процессе формирования личности ребенка, воздействуя на него комплексно. Эта подготовка конкретна, понятна школьнику, отвечает естественным, природным, социальным проявления ребенка. Эта деятельность, добровольно выбираемая, ставит ребенка в новую активную позицию не столько объекта, сколько субъекта, что позволяет ему раскрыться многомерно (интеллектуально, физически, эмоционально и т. д.), используя индивидуальный жизненный опыт, личные интересы, запросы.

Проектная деятельность может быть эффективно использована и в обучении детей с ЗПР, начиная с начальной школы, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее. Учебная программа, которая последовательно применяет этот метод, строится как серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Идеальным считается тот проект, для исполнения которого необходимы различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем.

При работе по методу проектов необходимо учитывать психолого-физиологические особенности младших школьников с ЗПР.

Использование проектной деятельности в работе с детьми с ЗПР помогает развитию у них контрольных умений, что является важнейшей коррекционной задачей. Известно, что чаще дети с нарушениями в развитии имеют заниженную или завышенную самооценку, не имеют контролирующих навыков. В условиях переосмысливания ценностей образования система контроля и оценивания учебной деятельности обучающихся не может ограничиваться оценкой учителем ЗУН. Для развития учебно-познавательной мотивации обучающихся ставится более важная социальная задача: развивать у обучающихся умения проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, обнаруживать ошибки, находить пути их устранения.

Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе, которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.

         Темы проектов учащихся должны быть тесно связаны с предметным содержанием. Поэтому значительная часть учебного времени, отведенного на повторение и закрепление изученного материала, может быть использована для организации проектной деятельности. Рекомендуемые проекты : «Моя малая родина», «Моя семья», «Мой класс и моя школа», «Мой домашний питомец», «Профессии», «Природа родного края», «Животные нашего края».

Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна находиться в зоне ближайшего развития.

Длительность выполнения проекта или исследования целесообразно ограничить.

На традиционных занятиях, начиная c 1 класса, нужно стараться постепенно формировать у младших школьников с ЗПР умения по отдельным элементам проектной и исследовательской деятельности (целеполагание, формулирование вопросов, рефлексия, планирование действий, работа с различными источниками информации

этапе и так далее).

На начальном очень важно не только сформулировать тему и конечную цель проекта, необходимо даже подготовить проведение проекта:

1.  Разумно определить временные рамки.

2.  Продумать, какие материалы и источники могут использовать учащиеся.

3.  Обсудить способы сбора и вид информации.

4.  Выбрать оптимальную форму презентации результатов.

5.  Составить и обсудить примерный план работы.

Для того чтобы создать условия для эффективной самостоятельной творческой проектной деятельности обучающимся необходимо:

1.Провести подготовительную работу.

Учащемуся понадобятся до определённой степени, сформированные специфические умения и навыки проектирования для самостоятельной работы.

Например, проблемное введение в тему урока, постановка цели урока совместно с учащимися, совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания, групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе, самоанализ и самооценка, рефлексия.

  2.Чтобы обеспечить эффективность проектной деятельности нужно учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся

Важно помнить, интерес к работе и посильность во многом определяют успех. В рамках проектной деятельности предполагается, что проблемный вопрос предлагают учащиеся. Но в условиях работы с детьми с ЗПР допустимо представление вопроса учителем или помощь ученикам во время его формулирования.

 3. Нужно обеспечить заинтересованность детей в  работе над проектом — мотивацию.

          Мотивация является незатухающим источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого нужно еще на старте педагогически грамотно сделать погружение в проект, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы. В ходе работы включаются заложенные в проект мотивационные механизмы.

4.Требуется внимательно относиться к выбору основополагающего вопроса проекта.

Весь проект имеет какой-либо основополагающий вопрос. Если этот вопрос интересен учащимся, то и проект будет успешен. Иначе говоря, вот откуда значимость проблемы для обучающихся. При необходимости его нужно корректировать.

5. Следует создавать группу не более 5человек.

Для работы над проектом класс разбивается на группы. Оптимально создавать группу не более 5 человек. Каждая из этих групп будет работать над одним из подвопросов, так называемым «проблемным вопросом».В их задачу входит поиск информации из достоверных источников. Результатом проектной деятельности является оформление альбома.

6. Нужно учитывать возможность учебных предметов для реализации проектной деятельности.

Наибольшую эффективность имеют такие учебные предметы, как окружающий мир (природоведение), изо, труд. Преподавание данных дисциплин не только допускает, но и требует введения метода проекта как в классно-урочную, так и во внеурочную деятельность учащихся.

Приступая к созданию проекта, обучающийся должен владеть:

•    необходимыми знаниями, умениями и навыками (стартовыми ЗУНами) в содержательной области проекта;

•    специфическими умениями и навыками проектирования для самостоятельной работы.

         В связи с этим метод проектов лучше начинать реализовывать со 2 класса. Во 2-ом классе основное внимание уделять развитию умений и навыков проектирования и исследовательской деятельности, прививаю интерес к познавательной деятельности, расширению детского кругозора. Эти умения затем совершенствуются в последующих классах.

Только в сотрудничестве с учителями и одноклассниками обучающиеся с нарушениями развития находят взаимопонимание, проникают в духовный мир друг друга, совместно вырабатывают цели, планируют предстоящую работу, анализируют её ход и оценивают результаты деятельности. При этом происходит формирование навыков работы в команде, формируются навыки самоконтроля и культуры труда (оказание помощи друг другу, совместное решение проблемы, радость успеха и горечь неудачи делятся пополам), что является необходимым условием для социальной адаптации в обществе.

Используя в своей работе с детьми ЗПР проектную деятельность можно значительно улучшить результаты обучающихся: в поведении; в эмоционально-волевой сфере; в коммуникации; в обогащении словарного запаса; в улучшении моторных навыков; в учебной мотивации; в повышении работоспособности; памяти, внимания, мышления; самооценки

Таким образом, метод проектирования актуален и очень эффективен в развитии детей с особенностями в развитии. Он даёт ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться в окружающем социуме. Проектное обучение создает условия для творческой самореализации учащихся, повышает мотивацию к учению, способствует развитию познавательных возможностей, самостоятельности, ответственности, умений планировать, принимать решения, оценивать результаты. Школьники с нарушением интеллекта приобретают опыт решения реальных проблем, что очень важно для их самостоятельной жизни.

Литература:

1. Брунов, Б.П. Воспитание детей с проблемами в интеллектуальном развитии. Учебное пособие. Красноярск, - 2006

2. Петрова, В.Г., Белякова, И.В. Психология умственно отсталых школьников: Учебное пособие.- М.: Издательский центр «Академия»,2002.-160 с.

3. Полат, Е.С.: Метод проектов. Статья на сайте журнала «Вопросы интернет образования».

4. Маллер, А. Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: практическое пособие / Маллер А. Р. М. : [б.и.], 2000. – 1244.

5. Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении /Пахомова, Н.Ю. - М.: [б.и.], 2005.

5. Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. И.С. Сергеев – М., 2006 г. – 80 с.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации