Интерактивный классный час на тему: "В любви вся сущность красоты"
Духовно - нравственное воспитание в школе
ИНТЕРАКТИВНЫЙ КЛАССНЫЙ ЧАС
«В Любви вся сущность красоты!»
Автор: Баликоева Альбина Мурзаевна,
учитель физики высшей кв. категории,
МБОУ «СОШ имени Героя Советского Союза
А.М. Селютина с. Михайловское»
Пригородный район РСО – Алания
участие в конкурсе в 2021году
I.2.Тематическое направление, тема воспитательного мероприятия и обоснование её выбора (актуальность)
«Богатство общества складывается из многообразия составляющих его индивидов, потому что высшая цель воспитания – сам человек». В. А. Сухомлинский
Представлена методическая разработка интерактивного классного часа под названием «В Любви вся сущность красоты» духовно-нравственного направления, цель которого воспитание высоконравственного гражданина общества.
Духовное воспитание это не только религиозные нормы, но и воспитание здорового, культурного, интеллигентного человека, ведь с окружающим миром на принципах любви, добра, красоты и творчества может строить отношения только образованный, духовно-нравственный человек. Качественное образование невозможно дать ребёнку без воспитания. Это то же самое, что стучаться в закрытые двери. Если ребёнок получает духовное воспитание, то нравственные ценности как «маяки» на жизненном пути становятся потребностью. Мерилом духовности является проявление нравственных ценностей и степень “возвышения сердца” ребёнка. Фраза «всё начинается с детства» имеет глубокий смысл. События, которые испытывает человек в детском возрасте, долго остаются в памяти воспоминаниями, оставляя отпечаток в характере человека.
Доступность гаджетов и средств массовой информации привела к ориентации молодежи на западную культуру, потери стержня русской духовности и нравственности. Стремление выглядеть внешне красивым любыми способами стало культом для современной молодёжи, ставя на второй план национальные ценности. Вот почему духовно-нравственное развитие в школьном возрасте является социально-педагогической актуальностью современного общества.
3. Целевая аудитория воспитательного мероприятия
Целевая аудитория – учащиеся 15 – 17 лет / 10 –11классов. Данный интерактивный классный час проводился с учащимися 11 класса на семинаре директоров школ Республики РСО – Алания с целью демонстрации способов реализации инновационных педагогических технологий на классных часах.
4. Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя (связь с другими мероприятиями)
Тема классного часа «В Любви вся сущность красоты» была выбрана не случайно. В силу возраста на первое место у подростков ставится внешняя красота человека, забывая при этом о другой стороне красоты – душевной. Подражая нравам различных молодёжных течений, меняется их характер, поведение, появляется тяга к изменению внешности. Данное воспитательное мероприятие является продолжением цикла классных часов по духовно- нравственному воспитанию в 10 – 11 классах и направлено на формирование духовно - нравственных ценностей.
5. Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия
Цель: затронуть сокровенные чувства в сердцах ребят, побудить учащихся задуматься о Вселенской красоте, о бесценности чувства Любви в душе каждого.
Задачи:
Обучающие: узнать смысл понятия человеческой красоты.
Развивающие: развить чувство эстетического восприятия красоты, формировать духовно-нравственное мировоззрение.
Воспитательные: воспитать интеллигентного гражданина нашего общества, обладающего социально значимыми духовно-нравственными ориентирами жизни, ценившимися веками на русской земле.
Планируемые результаты:
Личностные УУД: оценят важность восприятия красоты окружающего мира;
регулятивные УУД: задумаются над своим поведением, поймут необходимость исполнения любого дела с Любовью;
Коммуникативные УУД: научатся взаимодействовать в сотрудничестве;
Познавательные УУД: узнают сущность человеческой красоты.
Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование её выбора
Сменяются ценностные ориентиры нашего общества, расширяется информационное пространство, что приводит к снижению эффективности традиционных методов обучения. В этих условиях следует искать новые методы и технологии в учебно-воспитательном процессе. Такой новизной в образовании являются интерактивные классные часы. Слово «интерактив» заимствовано из английского языка. «Inter» – это «взаимный», «act» – действовать. Предполагает высокий уровень взаимодействия учеников непосредственно между собой, а учителю отводится роль организатора.
Классный час «В Любви вся сущность красоты» составлен в соответствие с требованиями ФГОС второго поколения в форме интерактивного занятия по технологии развития критического мышления методом личностно-ориентированного подхода. Начинается с мотивационной части на фоне спокойной музыки, при этом делается акцент на красоту природы. Во время этапа актуализации, учитель готовит учащихся к восприятию содержания основной части и постепенно подходят к понятию красоты. Далее, на этапе целеполагания учащиеся ставят цель классного часа: понять сущность человеческой красоты. Учитель организует сбор команд, которым за короткий срок путём выполнения восьми заданий, организованных на основе современных педагогических технологий, предстоит достигнуть цели классного часа. На стадии осмысления раскрывается смысл всего мероприятия. Правильное выполнение заданий приносит в копилку команд жетоны, количеством которых определяется команда победитель. Коллективная форма работы способствует формированию универсальных учебных действий:
Познавательные: работа над заданиями позволяет расширить знания учащихся о духовно-нравственных ценностях.
Регулятивные: формируется умение планировать деятельность, распределять время, делать выводы и умозаключения сообща.
Личностные: появляется возможность оценить свои слабые стороны.
Коммуникативные: учатся принимать участие в коллективной работе.
Дух соревнования и поощрения на протяжении всего мероприятия делает выполнение заданий эмоциональным и интересным.
7. Педагогические технологии, методы, приёмы, используемые для достижения планируемых результатов
Повышение познавательных интересов, мотивации учащихся к деятельности, и воспитательного эффекта по формированию духовно-нравственных ценностей на классном часе «В любви вся сущность красоты» достигла путём внедрения следующих педагогических технологий, методов и приёмов в соответствии с требованиями ФГОС.
1.Технология развития критического мышления. Структура данной технологии состоит из трёх стадий:
Первая стадия – вызов, который состоит из трёх этапов: мотивация – формируется интерес к изучаемой теме; актуализация – подготовка учащихся к восприятию новых знаний; систематизация – определяется проблема, тема классного часа и ставятся цели и задачи.
Вторая стадия – осмысление является основной частью всей работы и заключается в получение новых знаний, в достижении поставленных целей.
Третья стадия – рефлексия включает размышление, анализ полученных знаний, рождение нового знания. Кратко все стадии называют ВОР.
2. Технология личностно ориентированного подхода заключается в индивидуальном подходе к детской личности, к каждому «Я» с собственным внутренним миром. Развивает умения: сравнивать, оценивать, осмысливать, обобщать, анализировать, делать выводы. Приёмы, использованные в работе: 1. «Синквейны». 2. Составление программ и планов действий.
3.Технология коллективного творческого дела (КТД) даёт возможность увидеть ребёнка в процессе коллективной деятельности. Приёмы, использованные в работе: конкурсы, заполнение кластеров, соревнования.
4. Информационно - коммуникационные технологии (ИКТ). На классном часе используется для аудио, видео оформления, демонстрации презентаций.
5. Технология сотрудничества. Это работа в парах или группах. Приём сбора рабочих групп, используемый в данной работе – выбор афоризмов. Работа в содружестве, воспитывает такие нравственные ценности, как взаимопомощь, умение сопереживать, доброта, искренность.
6. Дидактические технологии. Использовался приём «Облако мыслей», когда высказывается всё, что приходит в голову в связи с темой, далее информация систематизируется.
7. Кейс-технология. Совокупность действий, позволяющие решать поставленные задачи путём анализа и принятия решения по заранее смоделированному плану действий.
8. Технология мозгового штурма (Брэйнсторминг). Генерирование идей, для получения новых знаний и решения проблем. Приёмы: вопросы по Блуму – поиск ответов на поставленные вопросы, обсуждение в группах.
9. Технология проблемного обучения. Это поиск ответов на данную проблему. Дает эффект удивления и желание разобраться в проблеме. Приёмы: установление причинно следственных связей, синтез мыслей
10. Технология проектирования используется на данном классном часе приёмами: составление программ, схем самовоспитания.
11. Технология поощрения и стимулирования даёт возможность сохранения активности работы на протяжении всего классного часа, способствует самовыражению отдельных «Я». Приёмы: система баллов, очков, сюрпризов, похвала, доброе слово.
12. Информационно-аналитическая технология используется на классном часе в виде разрезного готового материала для всех участников или отдельных учащихся. На данном классном часе это притчи.
13. Технология мастерских форма организации деятельности, когда ученик проявляет себя как автор деятельности. Ответы выстраиваются самим учеником в паре или группе, опираясь на личный опыт. Учитель предоставляет необходимый материал в виде заданий для размышления. Данная технология позволяет научить учащихся находить самостоятельно пути для достижения поставленных задач.
14. Технология «денотатный граф» (от лат. “обозначаю” и греч. “пишу”) – способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия.
15. На этапе рефлексии применила приёмы: «Пирамида приоритетов», «Лестница нравственного роста», «Выбор смайликов настроения», «Всё в твоих руках».
8. Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия
Кадровые ресурсы: В течение всего классного часа классный руководитель организовывает работу учащихся, мотивирует, стимулирует, поощряет.
Методические ресурсы: Обоснование выбора современных технологий, форм методов и приёмов работы, целей и задач мероприятия.
Материально-технические ресурсы: Проектор, интерактивная доска, документ-камера, цветная бумага, папки для кейсов, песочные часы, заготовки кластеров и афоризмов для оформления кабинета.
Информационные ресурсы: Подготовленные классным руководителем три презентации для отдельных этапов классного часа, музыкальное сопровождение, разрезной материал заданий, тексты притч, бланки ответов.
9. Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей. Описание этапов подготовки и проведения мероприятия.
Классный час используется в системе с другими мероприятиями духовно-нравственного направления в 8 – 11 классах. Даёт заметный воспитательный эффект. Содержит подборку заданий, с использованием технологий, методов и приёмов, благодаря которым в доступной и интересной форме удаётся достичь цели классного часа. В ходе подготовки к мероприятию классный руководитель обдумывает все стадии проведения. Для этапа мотивации готовит текст разработки классного часа и презентацию, к которой выбирает мелодию. Обдумывает содержание вопросов и заданий для этапа осмысления, разрабатывает систему оценивания. Вторая презентация содержит 8 заданий и ответы к ним, по которым учащиеся сравнивают правильность их выполнения. В работе используются папки для кейсов. В них содержатся тексты всех заданий и заготовки для их выполнения. Оформляется кабинет. Третья красочная презентация с итоговыми заданиями для рефлексии. Всего готовятся три презентации к каждой стадии: вызова, осмысления, рефлексии. К работе прилагается презентация с содержанием всех заданий к работе. Учитель ведёт классный час оживлённо, эмоционально, 60 минут проходят быстро.
II. Основная часть
Ход классного часа:
1.Этап мотивации - 6 мин.
2.Этап актуализации - 4 мин.
3.Целеполагание - 2 мин.
4. Стадия осмысления - 40 минут.
5.Этап первичного закрепления - 4 мин.
6.Рефлексия- 3 мин.
7.Домашнее задание – 1мин.
«…А если это так то, что есть красота,И почему её обожествляют люди?
Сосуд она,котором пустота, Или огонь, мерцающий в сосуде?»…
Н.А. Заболоцкий «Некрасивая девочка»
Классный час начинается с демонстрации слайдов с пейзажами природы, чудесными явлениями, рукотворной красотой, изображениями ярких птиц, зверей, цветов на фоне спокойной музыки.
Этап мотивации: (6 мин.)
Учитель: Сегодня мы попробуем мысленно прикоснуться к творениям природы! Попрошу вас рассказать о том, что видите на экране, как бы описали свои ощущения?
Учащиеся: Красота бывает разная: рукотворная и данная природой. (Учащиеся описывают слайды и при этом выражают свои чувства).
Учитель: Какие прекрасные пейзажи, гармония цвета! Как приятно смотреть на красивые явления! Не правда ли? (Ответы учащихся)
Учитель: Послушайте эти прекрасные слова:
«Природу нельзя никогда застигнуть неряшливой, полураздетой. Она всегда прекрасна». (Ральф Уолдо Эмерсон)
Действительно, природа прекрасна, и редко кто не замечал совершенный, удивительный, прекрасный строй Природы! Даже маленькие дети приходят в восторг при виде красоты пейзажей горного края Осетии. Неожиданно для себя человек испытывает душевный подъём, взволнованность и прилив энергии, радость от увиденного прекрасного совершенства! Я бы назвала это состояние внутренним унисоном гармонии души и красоты. Откуда берётся источник энергии от увиденных природных чудес и почему вспыхивает наслаждение от прикосновения души с прекрасным горным пейзажем, с яркими красками и геометрией цветка, красотой ночного неба, с сиянием солнечных лучей во время зари, красивым пением птиц? Тайна притягательной силы гармонии красоты – задумка самой Вселенной! Эта одухотворяющая, вдохновляющая Божественная энергия может блеснуть в моменты наблюдения лишь у людей, ищущих и жаждущих только прекрасное, хорошее. Потому творческие люди выезжают на природу для накопления созидательной энергии от увиденной красоты. Как скрытая энергия красоты природы трансформируется в поток внутреннего вдохновения? Эти мгновения, можно назвать совершенными, истинно красивыми, когда человек погружается в окружающее и хочет запечатлеть надолго в памяти.
Этап актуализации: (4 мин.)
Учитель: Скажите, были ли у вас в жизни моменты соприкосновения с природной или рукотворной красотой, когда вы испытали истинное наслаждение, прилив энергии, эмоций и желание сохранить увиденное надолго в памяти? (Ответы учащихся).
Целеполагание: (3 мин.)
Учитель: В качестве эпиграфа к классному часу подобрала строки стихотворения Н.А. Заболоцкого «Некрасивая девочка». Каждая строка эпиграфа для нашей сегодняшней работы будет являться вопросом. Постарайтесь на основе стихотворения построить план. (Задавая вопросы, подводим учащихся к ответу).
Узнаем:
1. Что такое красота?
2. Почему обожествляют люди красоту?
3. Сосуд она, в котором пустота, или огонь, мерцающий в сосуде?
4. Как рождается внутреннее эстетическое наслаждение красотой?
5.Как вы понимаете слова великого русского писателя Ф.М. Достоевского «Красота спасёт мир»?
6. Какой человек является истинно красивым в нашем обществе?
Цель классного часа: Понять сущность красоты человека.
(Учащиеся сами формулируют цель классного часа)
Этап осмысления: (все задания вместе 40 минут)
Учитель: Природа не создала мир в серых мрачных красках, тонах и оттенках. Даже зимой, когда опадает листва с деревьев, всё кругом прекрасно, совершенно и гармонично! Занимаясь повседневным трудом, не раз задумываешься, что не успел заметить красоту восхода солнца, окружающей зелени, цветов, деревьев, величие гор. Как вы думаете, почему краски природы так завораживают прекрасным видом? (Ответы учащихся)
Красота природы не напрасна! Она учит людей добру, любви. Чудо в том, что от прикосновения с этой красотой появляется прилив энергии! Чувство, прекрасного и порядка во всём, есть такая же потребность, как есть и пить. Важна не столько жизнь сама по себе, сколько ее эстетическая наполненность. Красивым желает быть каждый человек! Красивыми вещами люди хотят себя окружить. Строят красивые дома. Красивые звуки хотят слышать. Притягательность красоты имеет Божественное начало и этой способностью обладает каждый, но развить у себя получается не у всех. Так, что есть красота?
ЗАДАНИЕ №1 (4 мин) Чтобы было легче ответить на мой вопрос, предлагаю в парах придумать «синквейны» на слово «красота». (Составление «синквейнов», даёт возможность вникнуть в смысл слова).
Учитель: – Приведу вам пример составления «синквейна»:
Красота.
Божественная, прекрасная.
Успокаивает, лечит, удивляет.
Призывает Человека к созерцанию.
Энергия! (Через документ-камеру показать на экране)
Приведу несколько примеров ответов учащихся в парах:
1.Красота 2. Внутренняя, внешняя. 3. Очаровывает, радует, пугает. 4.Доставляет эстетическое наслаждение. 5. Прелесть!
1. Красота 2. Гармоничная, прекрасная.
3. Успокаивает, умиляет, учит. 4. Делает людей добрее;5. Огонь.
1. Красота 2. Тихая, мирная. 3. Восхищает, очищает, питает.4. Рождает в душе Любовь.
5. Восторг!
1.Красота.
2. Губительная, возрождающая.
3. Насыщает, озаряет, вызывает 4. Имеет Божественное начало 5. Восхищение
Учитель: Послушайте, какое толкование этому слову дает Сергей Иванович Ожегов: "Красота – все красивое, прекрасное, гармоничное, все то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение". Молодцы! В ваших ответах такое же определение, как и в словаре.
ЗАДАНИЕ №2 (3 мин.)Учитель: Вспомним вместе с вами пословицы, афоризмы, стихи или высказывания на тему «Красота». Можно на своём родном языке.(Работая в парах, учащиеся получают жетоны в форме сердечка, а на слайдах показать образец примеров пословиц, высказываний, афоризмов).
Учитель: Представьте себе, что в аудиторию, где вы находитесь, вошел красивый человек с гармоничными пропорциями. Что для вас может испортить красоту этого человека? Как утверждают психологи, первое впечатление складывается у нас в весьма непродолжительный отрезок времени по внешним признакам, и лишь 8 – 10 % мы черпаем из слов собеседника. (Данный приём работы называется «эмпатия» — это способ выражения эмоций на примере переживания жизненной ситуации).
Учащиеся: Природную красоту человека может испортить: 1) неопрятная, неухоженная форма одежды; 2) неграмотная, запутанная речь; 3) грубые и глупые ответы; 4) непристойные поступки; 5) сутулость; 6) горделивость; 7) злость. (Учащиеся отвечают).
Учитель: Красота природы совершенна! А вот красота человека, созданная природой, не завершена. Создатель оставил возможность человеку выбора: быть красивым или нет. Помимо внешней, созданной природой красоты, есть другие стороны. Какие они?
Учащиеся: Духовная, физическая, интеллектуальная. (Обобщаем).
Учитель: Поработаем в группах. Для этого, учащихся соберём не по желанию, а по случаю. Для сбора групп, каждый ученик получит от учителя афоризм великих людей на темы: «Красота души», «Красота тела», «Красота ума». По этим высказываниям вы соберетесь с определённой темой и сядете вокруг стола, на котором табличка названия группы. Данный вид сбора групп, называется «технологией сотрудничества». При такой форме работы учащиеся оказались в работе не с теми, с кем дружат, а с любым учеником из класса. Развиваются личностные, коммуникативные УУД. Тексты афоризмы раздаются вперемешку.
Группа «Красота души»
1.Доброта для души то же, что здоровье для тела: она незаметна, когда владеешь ею, но она дает успех во всяком деле. (Л.Н. Толстой.)
2. Я верю, что счастье человека в нём самом. И зависит оно, прежде всего от того, что представляет собой сам человек и его внутренний мир. (И. Триус).
3. Надо непременно встряхивать себя физически, чтобы быть здоровым нравственно в душе. (Толстой Л.Н.)
4.Красота души создается из смирения, чистоты, терпения и добрых дел для любви. (Иоанн Крондштадский)
5. Красота тела может привлечь истинных поклонников, но для того, чтобы удержать их, требуется красота души. (Чарльз Колтон).
6.Красота мимолетна. Но красота духа, красота воображения и красота души - это настоящие достоинства. (Вивьен Ли).
Группа «Красота ума»
1. Красота без ума умирает невостребованной. (Самюэл Джон);
2. Ум — это духовное оружие человека. (Виссарион Белинский);
3. Ум — это не сосуд, который надо заполнить, а факел, который необходимо зажечь.(Плутарх);
4. Человек без рассудка — человек без воли. Кто не обладает умом, того другие обманывают, ослепляют, эксплуатируют. Только тот, кто мыслит, свободен и самостоятелен.(ЛюдвигФейербах)
5. Ум теряет все свое очарование, если он проникнут злостью. (Ричард Шеридан)
6. Здоровый желудок не принимает дурную пищу, здоровый ум — дурные взгляды. (Уильям Хэзлитт)
Группа «Красота тела»
1.При красоте тела невольно веришь - в красоту души. При красоте души
не замечаешь физического несовершенства. (И. Шевелёв)
2. Не наружность тела надо украшать, но быть красивым в духовных начинаниях. (Фалес)
3. Никакая внешняя прелесть тела не может быть полной, если она не оживлена внутренней красотой. Красота души разливается подобно таинственному свету по телесной красоте. (В. Гюго)
4. Здоровый дух в здоровом теле — вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире. (Локк Джон)
5. Приветливость и доброта делают человека не только внешне физически здоровым, но и красивым. (Д. Лихачев)
6. Если хочешь быть красивым – трудись до самозабвения, трудись так, чтобы ты почувствовал себя творцом, мастером, господином в любимом деле. Трудись так, чтобы твои глаза и тело, выражали одухотворенность великим счастьем – счастьем творчества. (В.Сухомлинский)
Сбор групп: (4 мин)
Учащиеся громко читают высказывания, которые им достались, остальные слушают. Выбрав тему высказывания, садятся к соответствующим столам с данными названиями. Таким образом, собираются три рабочие команды. Сбор рабочих групп на данном классном часе предусмотрен по технологии «Сотрудничества» с помощью цитат. Образовались три рабочие группы: «Красота души», «Красота тела», «Красота ума». Каждая группа получает кейс со все нужным материалом для дальнейшей работы.
Кейс технология основана на использовании специально спланированной формы работы. Каждый кейс содержит все необходимые заготовки для выполнения заданий, с помощью которых раскрывается содержание темы классного часа. Работая в команде, учащиеся составляют кластеры (от англ. Cluster – «скопление», «пучок», «созвездие») – это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными мыслительные процессы. На этом этапе используется приём мозгового штурма, метод коллективного решения поставленных задач, и приём «Облако мыслей». Даётся 3 минуты на составление кластеров всех трёх групп одновременно и по 3 минуты на защиту проектов каждой команде. Тексты афоризмов по темам находятся также и в кейсах и на слайдах.
Учитель. Во все времена хотели быть красивыми представители самых разных племен и народов. Что только для этого не придумывали: чернили губы, в носу укрепляли кольцо, удлиняли шею. Немало хитростей для этого придумывают и сегодня. Творец создал человека и дал возможность творить свою красоту! Но ведь внешность одного человека кому-то может показаться красивой, а кому-то нет – это дело вкуса. Как быть тогда? Какие качества необходимы, чтобы человек казался красивым?
Учащиеся группы «Красота ума" составляют кластер из качеств интеллекта. Например, таких как: смекалка, находчивость, догадливость, знания, кругозор, умение мыслить, память, мышление, воображение, внимание, воля и многое другое. Представляют свой проект кластера и защищают работу.
Учитель: Чем больше развит интеллект у человека, тем дольше живёт, выглядит моложе и красивее. Люди отличаются друг от друга не только внешними видимыми признаками, но и невидимыми качествами. Какими? Расскажите нам, представители группы «Красота души»?
Учащиеся составляют кластер, из элементов красоты души: совесть, доброта, вежливость, честность, милосердие, смиренность, трудолюбие, искренность, щедрость, терпеливость, дружелюбие, уравновешенность, заботливость, любознательность. Представляют проект кластера.
Учитель: Быть красивым в ряде случаев даже сложно. Красота – не гарантия успеха! Внешняя красота, не заслуга самого человека, а подарок Творца! Это всего лишь одно из качеств человека. Результат его использования ещё зависит от очень многих факторов.
Вам слово, участники группы «Красота тела». Учащиеся составляют кластер из элементов красоты тела: красивая прямая осанка, распрямленные плечи, внимательный взгляд, высокая посадка головы, умение ходить, стоять или сидеть в подтянутой позе, блестящая, гладкая и плотная кожа, густые волосы, ясные и чистые глаза, яркие губы, красивые, ухоженные, плотно посаженные зубы, запах чистоты тела и многое другое.
Учитель: Ещё в древности устраивали конкурсы красоты среди девушек, в которых определялась самая красивая участница. Но в таких конкурсах требуется в первую очередь проявить интеллект, ораторское искусство, нравственность, здоровье и в последнюю очередь – внешняя красота. Аристотель, древнегреческий философ, красоту считал следствием нравственности и духовности человека. «Каждая умница, рано или поздно становится красавицей. Но не каждая красавица в жизни бывает умницей». Как вы понимаете его слова? (Ответы учащихся).
Учитель. Постепенно появляется понимание, что красота человека определяется тем, как он сам себя сформировал физически, духовно – нравственно, интеллектуально и представил себя перед другими!
На слайдах демонстрируются определения основных нравственных ценностей. Даём оценку проделанной работе. Потрачено 16 минут. За выполнение кластеров группы учащихся получают жетоны. Отдельные участники, проявляющие активность, поощряются жетонами.
Задания №4, №5, №6, №8 построены по технологии мастерских.
В этой технологии ответы выстраиваются самими учащимися в паре или группе с опорой на личный опыт, а учитель предоставляет им необходимый материал в виде заданий для размышления.
Задание №4. «Знатоки нравственных ценностей» (3 мин.).
Учитель читает определения, для трёх групп одновременно. Учащиеся называют слова, соответствующие определению. За каждый правильный ответ получают жетон, который приносит балл всей группе. После конкурса на слайде демонстрируются правильные ответы.
№ | Определения читает учитель | Ответы учащихся |
1 | Способность к самооценке собственных поступков | Совесть |
2 | Способность и умение делать людям благо | Доброта |
3 | Черта, которая характеризует личность хорошими манерами | Вежливость |
4 | Моральное качество, включающее правдивость | Справедливость |
5 | Терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, вере | Толерантность |
6 | Заботливое сострадание к другим | Милосердие |
7 | Бескорыстная помощь другим в ущерб собственным интересам | Альтруизм |
8 | Совокупность качеств, отличающихся совершенством, доставляющих приятное, наслаждающее взору, слуху | Красота |
9 | Состояние души, состоящее в восхищении, в тяге к совершенству | Любовь |
Учитель: На первом месте в заданиях понятие «Совесть». Духовно - нравственная, совестливая личность поистине красива! Этих людей уважают, и их поступки по душе даже самому дурно воспитанному человеку. Насколько это понятие актуально в наши дни, ведь многие люди считают, что в мире нет ни добра, ни совести, а на пути к поставленной цели все средства хороши? Как вы считаете? (Ответы учащихся поощряются).
Задание №5. «Совесть как солнце освещает путь» (3 мин.).
На отдельных полосках бумаги афоризмы великих людей. Прочитайте их и постройте модель «Совести» на кластере в виде Солнца, записывая на лучах слова, означающие проявление совести человека. Бланк кластера в кейсе с текстами высказываний. В текстах афоризмов слова, которые должны быть на лучах солнца-кластера, не выделены и не подчёркнуты. Суть задания в том, чтобы команда учащихся быстрее определила значения слова «совесть» и написала на 12 лучиках кластера, который в кейсах групп.
.Выделенные слова отсутствовали в текстах. Учащиеся сами их должны отгадать и написать на лучиках Солнца.
1.Совесть наш внутренний судья, безошибочно свидетельствующий о том, насколько наши поступки заслуживают уважения.(П.А. Гольбах)
2.Совесть эталон применения наших поступков к законам жизни. (И. Кант)
3.Совесть осознанная и пережитая чувством нравственная норма. (Сенека)
4.Совесть внутренний голос, что за нами кто-то следит. (Г.Л. Менкен)
5.Совесть закон жизни, живущий в нас. (И. Кант)
6.Совесть – это, в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершённого поступка. (Д.С. Лихачёв)
Совесть лучшая нравоучительная книга из всех, которыми мы обладаем, в нее следует чаще всего заглядывать. (Блез Паскаль)
8. Совесть есть светило внутреннее, закрытое, освещает единственно самого человека и говорит ему голосом тихим без звука. (А.В. Суворов)
9. Я полагаю, что совесть страх, в каждом отдельном человеке охраняющий правила, которые общество выработало для своей безопасности. (С.Моэм)
10. Совесть моральный светильник, озаряющий хороший путь; но когда сворачивают на плохой, то светильник разбивают. (Г. Гегель)11.Совестьтайник, где хранятся душевные качества его владельца. (И.Голюк)
12. Совесть эмоциональный страж убеждений. (В.А.Сухомлинский)
По окончании выполнения задания на слайде показать 12 слов, которые должны были быть написаны на лучиках солнца.Итог задания: в виде солнца в центре со словом совесть, 12 лучиков со словами: судья, эталон, норма, голос, закон, память, книга, светило, страх, светильник, тайник, страж, собрать кластер.
Задание №6. «Что даёт нам совесть» (3 мин.). Продолжите фразы.
Заготовка задания в кейсе. Правая колонка пустая. По истечении трёх минут на песочных часах работа заканчивается. Суть задания в том, какая команда учащихся в совместной работе даст больше интересных ответов и запишет подходящие ответы в бланк ответов. На слайдах показать ответы, предложенные учителем. За лучшие ответы группа получает жетон.
НАС СОВЕСТЬ | ПРИМЕРНЫЕ ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ | |
1 | Заставляет … | задуматься о своих поступках |
2 | Предупреждает… | не делать плохие дела |
3 | Игнорирует... | хитрые оправдания |
4 | Призывает… | говорить правду |
5 | Наставляет… | на правильную дорогу |
6 | Укрепляет… | веру в Бога |
7 | Воспитывает | силу воли |
8 | Напоминает… | о нашем высоком предназначении на Земле |
9 | Срабатывает… | как тревога – так нельзя! |
1 | Подсказывает… | (какой выбор сделать) |
1 | Способствует… | (самооценке, самоанализу) |
2 | Регулирует… | (что такое «хорошо» или «плохо») |
3 | Рождает … | (муки переживания) |
4 | Вызывает … | (чувство стыда) |
5 | Побуждает… | (к соблюдению нравственных норм) |
1 | Осуждает… | (неправильный выбор) |
1 | Контролирует | (действия человека) |
1 | Угрожает | (получить по заслугам) |
Учитель: Совесть называют «голосом Божиим в человеке». Слово «совесть» состоит из двух частей: «со» и «весть», «совместная весть» с Вселенной – когда наши поступки находят отражение в небесах. Совесть оберегает общечеловеческие ценности, гарантирует гармонию с Природой! Никогда даже идеального красавца или красавицу не назвать истинно красивым человеком если нет совести. Чтобы совесть не молчала, нужно ее тренировать. А как это делать? Как вы думаете? (Ответы учащихся).
Учащиеся: Каждый день взвешивать и анализировать свои действия. Прежде чем совершить поступок, обдумать. Размышлять о том, что хорошего, что плохого сделал за день, мысленно ставить себя на место другого, стараться увидеть последствия своих поступков. Формировать в себе нравственные ценности, следовать им, как ориентирам по жизни!
Учитель: Молодцы! Это внутренняя работа ума и сердца!
В жизни осетин огромное значение придавалось понятию «æгъдау – норме поведения, проявлению совести, красоте, чести, благородстве, справедливости. Красота определялась всегда тем, насколько человек считается с этими требованиями. С любовью и уважением относились к традициям нашего народа во все времена.
Идут годы, развивается технический прогресс, и многое из того, что было раньше неприемлемым, стало привычным в наши дни. Изменились взгляды на жизнь и нормы морали у большинства молодых осетинок и парней. Но и в наши дни молодые люди для серьёзных отношений предпочитают не тех красавиц девушек, которые «без комплексов», а тех, кто наделён качествами, ценившимися в Осетии веками. На первом месте наряду с телесной красотой была доброта, скромность, сдержанность, человечность, ум, трудолюбие, уважение к традициям. В какой степени эти качества присущи сегодняшним осетинам? (Ответы учащихся).
ЗАДАНИЕ №7. «В чём мораль текстов притч?» (3 мин).
На слайдах и в кейсах групп тексты притч. Данная технология называется денотатный граф.
Притча 1
Было это давно – давно, когда Господь создал Землю, деревья и людей. Человек стал владыкой над всеми ними, он издавна хочет жить счастливо. Но когда он был изгнан из Рая и стал несчастным, то попросил зверей сделать его счастливым. Ему кажется, что красивы и беззаботны птицы, звери. Обратился человек за красотой к ним. Предложили звери человеку поделиться тем, что считали важным для себя. Птицы клювом и крыльями. Звери клыками и силой. Рыбы жабрами, чешуёй. Но ничего из этого не делало человека счастливым и красивым, и он не захотел их взять. Однажды человек взмолился Богу. Господи! Ответь мне, что такое «КРАСОТА»? Он не заметил, как от молитвы он перешёл в глубокий сон…и там, в самой глубине небытия он услышал:
- Стань Мастером и сам изваяй Красоту, тогда и узнаешь, что это такое. Счастье и Красота как глина, лепишь, как сам желаешь. Нет рецепта для всех. Каждый человек великий мастер, способный создать чудесное счастье и прекрасную КРАСОТУ. Твоя красота и счастье - это зеркальное отражение твоей Души. С тех пор человек находится в поисках, но мало кто догадывается искать чувство красоты и счастья внутри самого себя.
Притча 2
Было это в старину. На улице сидел слепой мальчик лет 12 и рисовал портреты прохожих, и люди были удивлены необычайным сходством лиц на портрете с оригиналом.
— Чудо, — говорили они, — как это слепой с такой точностью может передать характер человека, его внешность?
В это время по улице шел знатный боярин.
— А ну-ка, — сказал он, - напиши и мой портрет. Когда работа была закончена, боярин заметил, что толпа в страхе притихла.
— Я так и думал, — горделиво сказал он. — Слепому не под силу передать мою удаль и красоту. Я хочу взглянуть на свой портрет. И он увидел страшную картину: на рисунке была изображена свинья с ослиными ушами и лошадиным хвостом. Разгневанный боярин приказал выпороть мальчика. И того забили бы, если бы не появился нищий-странник.
— Остановись, боярин, — сказал он. — Ребенок ни в чем не виноват! Ты не понял: он рисует портрет души. Твой портрет изменится, если сумеешь измениться ты сам.
С того времени боярина никто не мог узнать: он стал щедр, не наказывал слуг.
Шли годы. Нищий странник умер. Боярин продолжал жить праведной жизнью. И вот однажды на улице его окликнул мужик, перед которым лежали кисти и краски. Это был тот самый художник, который вырос и возмужал:
— Добрый человек, — сказал он, — позволь мне нарисовать твой портрет. Никогда я не встречал подобной красоты и чистоты. Боярин низко поклонился и ответил: Этим я обязан тебе.
Если спросить муху, есть ли в окрестностях цветы, она ответит:
– Не видела никаких цветов. Зато навоза в той вот канаве полным-полно.
И муха начнёт перечислять все помойки, на которых побывала.
Но спросите пчелу, видела ли она в окрестностях нечистоты, и она ответит: – Нечистоты? Нет, не видела нигде. Здесь так много благоуханных цветов!
Учитель: Какие выводы сделаем из трёх текстов притч?
Учащиеся делают из содержания притч выводы:
- Человек творец своей красоты, как внешней, так и внутренней.
- Без внутренней красоты любая внешняя красота бессмысленна.
- Необходимо научиться находить в любом проявлении, поступке, в природе, в людях только хорошее, прекрасное, полезное, красивое.
Учитель: Красота в глазах смотрящего, того, кто смотрит на мир с любовью! Красота порождает Любовь! Вот для чего Господь создал прекрасные творения Природы в ярких красках! Красота Вселенной трансформируется в энергию Любви! Именно энергия любви вспыхивает в моменты наслаждения красотой! А любовь в душе рождает вновь красоту! Красота не сосуд, в котором пустота, а огонь любви, пылающий в душе того, кто живёт по законам морали и совести. Без любви всё ничто! Что это значит? (Ответы учащихся).
Учитель: Без любви к учёбе нет результатов в знаниях. Без любви к виду спорта нет достижений. Без любви к музыке нет прекрасной мелодии. Без любви к искусству нет прекрасных картин, театра. Без любви между двумя людьми нет крепкой семьи. Без любви к себе, к своему телу, как к дару от Творца, нет красивой внешности у человека! Есть только хаос, ссоры, обиды, конфликты, войны, злость на лице. Нет более высокого наслаждения, как удовлетворённость результатами труда души, ума и тела! Почувствовав однажды в душе энергию любви, вы больше не будете искать других источников наслаждения в жизни. Каких? (Ответы учащихся: наркотики, выпивка, энергетики и другие).
Учитель: Всё начинается с Любви к любой деятельности! Любовь – это Голос Бога внутри нас, заключающийся в восхищении, восторге, в тяге к совершенной, нравственной жизни. Любовь – это светильник, озаряющий Вселенную! Даже страшно представить, что было бы на Земле без света Любви! Как вы думаете? (Ответы учащихся).
Учитель: Именно огонь любви делает нас человечными, добрыми, честными, вежливыми, добросовестными, милосердными, терпеливыми толерантными и как итог Красивыми!
«Красота спасет мир» – сказал великий Достоевский. Что он имел в виду?
Учащиеся. Он имел в виду не внешнюю красоту, а красоту внутреннюю, духовную, нравственную.
Учитель. Только в Любви вся сущность красоты! Красота, она во всём и везде в этой гармоничной Вселенной. Только не у всех есть достаточное чувство Любви в душе. Так научим же себя этому Божественному критерию человечности на Земле! Любите жизнь, людей, природу! Приступайте к созидательной деятельности с Любовью! Любите всё то, чем вы занимаетесь! Всегда держите Любовь в душе, и будете излучать свет. Тогда, несомненно, будете красивыми и увидите мир в других красках! Природа редко ошибается. Она не могла создать вас некрасивыми! Не надо портить природную красоту кольцом в носу, пирсингом брови и изрисованным телом. Относитесь с любовью к делу, которым занимаетесь, делайте его профессионально и будьте хорошими людьми. Помните слова великого осетинского поэта К.Л. Хетагурова: «Весь мир – мой храм, Любовь – моя святыня». Пусть Любовь станет и вашей святыней!
Задание № 8: «БЕЗ ЛЮБВИ ВСЕ — НИЧТО» (3 мин.). Данное задание раскрывает смысл названия классного часа Задание в кейсах и на слайде Суть задания в том, какая из команд даст больше интересных ответов, продолжая фразы. Правая сторона колонки таблицы пустая, и её заполняют ученики. После того как учащиеся предложат свои варианты ответов, на слайде показать ответы, предложенные учителем. За лучшие ответы группа получает жетон.
№ | Фразы к заданию №8 | Примерные ответы учащихся
|
1 | ДОБРО без любви … | (на показ) |
2 | УЧЁБА без любви… | (самообман) |
3 | СПОРТ без любви… | (пустая трата времени) |
4 | ОБЯЗАННОСТЬ без любви | (делает человека раздражительным) |
5 | ОТВЕТСТВЕННОСТЬ без любви | (делает человека бесцеремонным) |
6 | СПРАВЕДЛИВОСТЬ без любви | (делает человека жестоким) |
г | ПРАВДА - без любви | (делает человека критиком) |
8 | ВОСПИТАНИЕ без любви | (делает человека двуликим) |
9 | УМ без любви | (человек становится хитрым) |
1 | ЗНАНИЯ без любви | (страшное оружие против человека) |
1 | ПРИВЕТЛИВОСТЬ без любви | (делает человека лицемерным) |
1 | КОМПЕТЕНТНОСТЬ без любви | (делает человека неуступчивым) |
1 | ВЛАСТЬ без любви | (делает человека насильником) |
1 | ЧЕСТЬ без любви | (делает человека высокомерным) |
1 | БОГАТСТВО без любви | (делает человека жадным) |
1 | ВЕРА без любви | (делает человека фанатиком) |
1 | ТРУД без любви | (производит брак) |
1 | ВРАЧ без любви | (потенциальный вредитель) |
Этап первичного закрепления (4 мин.)
Вернёмся к цели и задачам классного часа. Ответим на вопросы, которые поставили в начале работы. ( Ответы учащихся)
Рефлексия (4 мин).
Приём «Пирамида приоритетов».
Учитель: По каждому виду красоты: тела, ума, души, определите:
Что для вас представляется более важным? Без чего можете легко обойтись? Как один фактор может влиять на другой? На основании своих рассуждений расставьте приоритеты в порядке важности.
Учитель: Подводя итог нашей встречи, давайте нарисуем свои ладони. Помните, ваша жизнь в ваших руках. Внутри контура пальцев напишите: 1. Большой палец – «Классный час мне помог понять…», 2. Указательный палец – «На меня произвело впечатление…» 3. Средний палец – «Мне понравилось…», 4. Безымянный палец – «Возьму на заметку себе…» 5. Мизинец – «Ваши пожелания….» (Прием рефлексии называется «Все в моих руках»)
Учитель: Поднимите тот смайлик, который подходит вашему внутреннему состоянию на классном часе. Для каждого из вас в кейсе набор из трёх смайликов. Также в кейсах каждой группы, на каждого ученика «Лестница нравственного роста». Поставьте своё «Я» на той ступени, на которой вы себя ощущаете на данный момент. Бланки «Лестница нравственного роста» и «Всё в моих руках» учитель собирает для анализа и дальнейшей корректировки воспитательного процесса.
Известный психолог Дейл Карнеги предлагает свою программу под названием «Именно сегодня». Каждый из вас придумает и кратко изложит пункты подобной, собственной программы. Как изменит отношение к жизни именно сегодня? Дома напишет об этом и принесёт. Горящая свеча – символ любви и начало нового. Пока будет гореть свеча в руках, по очереди будете говорить о том, что полезного взяли из нашего сегодняшнего разговора.
Данная технология называется технологией проектирования. Используется при составлении программ саморазвития личности и создания положительных перспектив. Приём: составление программ, схем самовоспитания.
Учитель: В завершении посчитаем жетоны команд в копилках. Побеждает команда, у которой их больше. В дорогу жизни возьмите с собой памятки. Они имеют форму буклетов.. Заглядывайте в них и вспоминайте наш классный час, а их содержание возьмите на заметку.
Домашнее задание: Каждый из вас получит бланки с описанием традиций в Осетии: «Как было раньше» и «Как сейчас». Вы вместе с родителями обсудите весь материал. Следующий классный час проведём дискуссию на эту тему. Счастливых вам жизненных дорог!
Будьте красивы и храните в душе Любовь! Благодарю за внимание!
Литература:
1.Заир-Бек С.И., И.В. Муштавинская «Развитие критического мышления на уроке» Москва «Просвещение» 2011 г.
КЕЙСЫ
Дедушка ГуРу
Баликоева Альбина Мурзаевна