12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Губенко Надежда Алексеевна99
Россия, Новосибирская обл., Татарский район, с Успенка

Открытый урок по литературе

Тема: Уроки мужества и доброты по рассказу В. Г. Распутина «Уроки французского»

Класс: 6

Цель: создать условия для личностной самореализации каждого обучающегося в процессе изучения темы.

Задачи:

Обучающие: создать условия для активизации знаний обучающихся о нравственности, духовности на основе рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского»

Развивающие: развивать речь как показатель интеллектуального и общего развития через представление собственных достижений на уроке; способствовать развитию мышления, умения анализировать полученные знания, выделять главное, работать в группе, отстаивать свои взгляды, вести дискуссию;

Воспитательные: воспитывать коммуникабельную личность, способную к креативному мышлению, аргументированной защите своей точки зрения.

Эпиграф.

Истинное добро со стороны того, кто творит его, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто принимает. На то оно и добро, чтобы не искать прямой отдачи…. В.Г. Распутин

Орг момент.

Вступительное слово учителя (знакомство с Притчей о добром Самарянине) Однажды Иисуса Христа спросили: какая самая главная среди множества заповедей? Он сказал: важнее всего любовь к Богу и к человеку. «Люби ближнего как самого себя». И тогда Ему задали непростой вопрос: «а кто мой ближний?». В самом деле, нет человека, который бы никого не любил. Но очень многие говорят: «Я люблю тех, кто любит меня, то есть мою семью и моих друзей. Это и есть мои ближние (близкие)». Христос же на заданный Ему вопрос ответил притчей о добром самарянине: На некоего человека напали разбойники, избили его и ограбили. Прохожие остались прохожими. Они проходили мимо. Каждый из них при виде окровавленного человека говорил своей совести, что он очень торопится, что у него впереди очень важные дела – и проходил. Но один приезжий человек, который даже не очень правильно говорил на местном языке, остановился. Раненый человек замер. Ведь совсем недавно он со своими приятелями недобро подшучивал над этим приезжим. Неужели сейчас он отомстит?.. А прохожий нагнулся, перевязал раны, отвез раненого в гостиницу и оплатил его лечение.
Родные и единоплеменники не увидели в избитом своего ближнего и прошли мимо. А вот приезжий незнакомец смог отнестись к нему как к своему ближнему.
Ребята, а кто же на самом деле ближний?
Ответ учащихся: Притча Христа означает: ближний – тот, кто не оставит тебя в беде. И еще ближний - это тот, кто нуждается в твоей помощи.

Слово учителя: Распутин-продолжатель лучших традиций русской литературы, которая всегда стремилась сделать людей лучше, чище, добрее.

- Как же связана эта притча с рассказом В. Распутина «Уроки французского»? (В произведении мы видим истинный пример того, как самоотверженно и бескорыстно Лидия Михайловна делала добро герою этого рассказа).

Проверка опережающего домашнего задания: Встречались ли вам люди, бескорыстно совершающие добро? Расскажите о их делах.

2.Эвристическая беседа.

1) Как вы понимаете смысл эпиграфа? (добро должно исходить из сердца, а не иметь корыстного мотива. Доброта-это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим)

2) Перечислите свои добрые дела. (помощь в учёбе, выполнение посильной работы дома, помощь младшим, нуждающимся...)

3) Добро-это человечность. А какие пороки противопоставлены добру? (зло, равнодушие, зависть)

4) Какова основная учебная задача урока. Доказать… (что своей добротой и мужеством учительница спасает мальчика-человека)

5) Какова тема сегодняшнего урока? (уроки мужества и доброты)

3. Фронтальный опрос

1) Кто является прототипом главного героя рассказ? (сам писатель, рассказ автобиографичен)

2) История создания рассказа (посвящено Копыловой Вампиловой, действие происходит спустя 3 года после войны, в 1948 году, в далёкой сибирской деревне)

3) Каков сюжет рассказа? (У мальчика было малокровие, он голодал, научился выигрывать в «чику» и на эти деньги покупал молоко. Сверстники избили его за то, что он выигрывал. Лидия Михайловна увидела настоящую гордость и мужество в поступках мальчика.)

4) Кто противопоставлен мальчику и Лидии Михайловне? (директор Василий Андреевич, который не разобрался в ситуации, Тишкин-доносчик, Вадик-главарь, который хитрит и ему все подчиняютя

4. Распутин – мастер литературных портретов, ему хватает нескольких предложений, что бы достаточно точно описать человека.

Прием «Узнавание адресата»

Крикливая, замотанная женщина, которая одна мыкалась с тремя ребятишками. (Т.Надя)

Быстрым движением головы он забрасывал съехавшую челку наверх, небрежно сплевывал в сторону, показывая, что дело сделано, и ленивым шагом приступал к деньгам. (Вадик)

Он расхаживал перед линейкой, раскинув руки за спину, вынося вперед в такт широким шагом плечи. (директор школы)

5. Работа в группах. Составить ответ-размышление на предложенную тему.

1-я группа «Человек стареет не тогда, когда он доживает до старости, а когда перестаёт быть ребёнком»

2-я группа «Странно: почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе,-нет, а за то, что сталось с нами после».

6. Уроки, которые мы извлекаем для себя из прочитанного

Давайте расскажем о героях рассказа, с которыми имеет дело мальчик. Какой урок они ему преподнесли? Кто протянул ему руку помощи? 

Легко ли было матери учить сына в райцентре? Сын был благодарен матери?
ответы (Жизнь преподносит герою жестокие уроки и ставит его перед необходимостью выбора: смолчать, смириться или расстроить мать.  Горькие мысли о матери и своей ответственности перед ней заставляют героя рано повзрослеть)

.первый урок: «Настоящая мать всю жизнь заботится о своих детях, и дети должны быть благодарны ей за это». 

Что привлекает вас в мальчике, в его характере? (Жажда знаний, сила воли, честность, доброта, благородство, самоотверженность, упорство в достижении цели)

второй урок: «Будь самостоятельным, гордым. Заботься о себе сам, не надейся на окружающих».

(«актеры»: чтение на стр. 97 со слов «Не в склад! – объявил Вадик» до слов «Настаивать на своем было бессмысленно: если начнется драка, никто, ни одна душа не заступится, даже Тишкин, который вертелся тут же).

третий урок: «Не горячись, уступи тем, кому все равно ничего не докажешь».

(Прочитаем отрывок на стр. 98 со слов: «Первым, опять сзади, меня ударил Птаха» до слов на «Переверну – у – ул.!»).

четвертый урок: «Будь принципиальным. Не пресмыкайся!»

Но понимает ли герой, что игру на деньги учительница избрала специально?».

У него вначале были сомнения: «Я по себе знал, что, когда что-то не выходит, всё делаешь для того, чтобы вышло, так просто не отступишься… Мне казалось, что Лидия Михайловна всё время ожидающе присматривается ко мне…» (стр.112) Сомнения оставались, когда учительница пыталась ему подыграть, но… затем она начала мошенничать.
Зачем? С какой целью? Вероятно, она решила его раззадорить, чтобы мальчик не думал, что игра идёт ради него.
пятый урок: «Будь добрым и отзывчивым, люби людей».

Вывод: Лидия Михайловна сумела дать самый главный урок своему ученику-урок взаимопонимания, уважения человеческого достоинства, помощи, не унижающей того, кому она адресована.

5. «Прием пластилиновый герой»

Сейчас, используя пластилин, слепите то, что характеризует учительницу как человека. (Звучит песня Б. Ш. Окуджавы «А иначе зачем на земле этой вечной живу?»). Ребята лепят из пластилина.

а как по-вашему лучше быть добрыми или лучше строгими

Нужно ли современному учителю чувство юмора? (для чего)

6. Стихотворение А. Дементьева «Не смейте забывать учителей»

7. Д/з: Синквейн на тему: «Учитель», дать определение слову гумманизм.

Сочинение на тему: Мир не без добрых людей.





















1-я группа «Человек стареет не тогда, когда он доживает до старости, а когда перестаёт быть ребёнком»















2-я группа «Странно: почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе,-нет, а за то, что сталось с нами после».



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.