Программа внеурочной деятельности «Интересная информатика»
|
|
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Интересная информатика»
(Рабочая программа проектной мастерской по информатике для 6 классов)
методического пособия «Внеурочная деятельность школьников». Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. М.: Просвещение, 2011(стандарты второго поколения)
Программу составила
учитель информатики
Галкина И.В.
Саров
Планируемые результаты
Рабочая программа направлена на развитие творческих способностей обучающихся, формирование у них культуры исследовательской проектной деятельности, системы представлений и позитивного социального опыта применения методов и технологий этих видов деятельности, развитие умений обучающихся самостоятельно определять цели и результаты (продукты) такой деятельности.
Цели учебно- исследовательской и проектной деятельности обучающихся отражают тождественные им результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования, а именно:
- формирование универсальных учебных действий обучающихся через:
- освоение социальных ролей, необходимых для учебно- исследовательской деятельности;
- актуальные для данного вида деятельности аспекты личностного развития: умение учиться, готовность к самостоятельным поступкам и действиям, целеустремлённость, самосознание и готовность преодолевать трудности;
Освоение научной картины мира, понимание роли и значения науки в жизни общества , значимости учебно- исследовательской и проектной работы, инновационной деятельности; овладение методами и методологией познания, развитие продуктивного воображения;
- развитие компетентности в обществе;
- овладение обучающимися продуктно-ориентированной деятельностью при помощи последовательного освоения:
- основных этапов, характерных для исследования и проектной работы;
- методов определения конкретного пользователя продукта (результата) проекта или исследования;
- технологий анализа инновационного потенциала продукта до момента начала его создания;
- развитие творческих способностей и инновационного мышления обучающихся на базе:
- предметного и метапредметного, научного и полинаучного содержания;
- владение приемами и методами учебно- исследовательской и проектной деятельности, творческого поиска решений структурированных и неструктурированных задач;
- общение и сотрудничество обучающихся с группами одноклассников, учителей, специалистов за счет потенциала и многообразия целей, задач и видов учебно- исследовательской и проектной деятельности.
Познавательные УУД
Учащийся научится:
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
• использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
• строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
• ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
• основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
• осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
• осуществлять синтез как составление целого из частей;
• проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
• обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
• осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
• устанавливать аналогии;
• владеть общим приемом решения задач.
Регулятивные УУД
Ученик научится:
• принимать и сохранять учебную задачу;
• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
• планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
• учитывать правило в планировании и контроле способа решения;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
• адекватно воспринимать оценку учителя;
• различать способ и результат действия;
• оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
• выполнять учебные действия в материализованной, громко речевой и умственной форме.
Коммуникативные УУД
Учащийся научится:
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
• задавать вопросы;
• контролировать действия партнера;
• использовать речь для регуляции своего действия;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Учащийся получит возможность научиться:
осознанно использовать знания основных правил поведения в природе;
выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
ориентироваться в системе познавательных ценностей – воспринимать информацию в научно-популярной литературе, средствах массовой информации и Интернет-ресурсах, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;
создавать собственные письменные и устные сообщения о биологических явлениях и процессах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.
Содержание программы
1. Вводное занятие. Теоретические основы создания проекта (1ч)
Обучающийся познакомится с понятиями: структура проекта, типы проектов, продукт проектной деятельности. Способы представления проектов. Создание компьютерных презентаций проектов
2. Определение темы и типа проекта. Выдвижение гипотезы.(1ч)
Выбор темы для работы:
1.Проект «Компьютер и мы» - как влияет компьютер на здоровье учащихся
2.Проект «Кроссворд - проверь свои знания» – составление кроссвордов по терминам 6 класса.
3.Проект «Знаете ли вы?» интересные факты в информатике
4. Проект «Ребусы в информатике».
5.Проект «Великие информатики»
6.Проект «Разнообразные способы кодирования информации»
Формулировка проблемы по данной теме, цели и задач исследования.
3. Планирование проектной деятельности. Ознакомление с критериями.(1ч)
Распределение обязанностей в каждой группе в зависимости от выбранной темы исследования. Планирование, оформление плана действий.
4. Сбор необходимого материала, проведение опроса (1ч)
Поиск, отбор, анализ, оформление информации. Предварительный контроль полученных результатов.
5. Создание проектного продукта.(2ч)
Подготовка буклета, плаката, презентации, исследовательской работы.
6.Презентация проекта(1ч)
Предварительная защита проекта в группе.
Защита проекта перед группой.
Рекомендации для выполнения следующих проектов.
7. Рефлексия (1ч)
Анализ результатов. Формирование интереса к знаниям, умения выполнения действий по алгоритму. Развитие умения работать в парах и группах.
Тематическое планирование
№ |
Содержание курса |
Количество часов
|
Содержание программы |
1. |
Вводное занятие. Теоретические основы создания проекта |
1 |
Структура проекта, типы проектов, продукт проектной деятельности. Способы представления проектов. Создание компьютерных презентаций проектов |
2. |
Определение темы и типа проекта. Выдвижение гипотезы. |
1 |
Выбор темы для работы: 1.Проект «Компьютер и мы» - как влияет компьютер на здоровье учащихся 2.Проект «Кроссворд - проверь свои знания» – составление кроссвордов по терминам 6 класса. 3.Проект «Знаете ли вы?» интересные факты в информатике 4. Проект «Ребусы в информатике». 5.Проект «Великие информатики» 6.Проект «Разнообразные способы кодирования информации»
Формулировка проблемы по данной теме, цели и задач исследования. |
3. |
Планирование проектной деятельности. Ознакомление с критериями. |
1 |
Распределение обязанностей в каждой группе в зависимости от выбранной темы исследования. Планирование, оформление плана действий. |
4. |
Сбор необходимого материала, проведение опроса. |
1 |
Поиск, отбор, анализ, оформление информации по выбранной теме. Предварительный контроль полученных результатов.
|
5. |
Создание проектного продукта. |
2 |
Подготовка буклета, плаката, презентации, исследовательской работы. |
6.
|
Презентация проекта |
1 |
Предварительная защита проекта в группе. Защита проекта перед группой. Рекомендации для выполнения следующих проектов. |
7. |
Рефлексия |
1 |
Анализ результатов. Формирование интереса к знаниям, умения выполнения действий по алгоритму. Развитие умения работать в парах и группах. |
*Преподавание осуществляется с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.