Этот материал может заинтересовать как учителей, так и родителей. Мне он помог лучше понять своих первоклассников.
Интерпретация рисунка человека по Карен Маховер
Голова (в понимании детей начиная с 3 лет) – средоточие ума, а также волевого управления. Наделение фигуры маленькой головой свидетельствует о переживании ребенком своей интеллектуальной неадекватности (что не обязательно связано с низким уровнем интеллекта, а скорее с низкой самооценкой).
Нечеткое изображение головы – показатель застенчивости, робости. Если голова изображается в последнюю очередь, возникает предположение о наличии межличностных конфликтов.
Шея – связующее звено между сферой контроля (головой) и сферой влечений (телом). Шея появляется в детский рисунках не сразу. Сначала ребенок рисует голову, непосредственно «приклеенную» к туловищу, и лишь постепенно (после 7 лет, и то не у всех) возникает шея – символ способности к рациональному самоконтролю.
Чрезмерно крупная шея сигнализирует об осознании телесных, бессознательных влечений и стремлении их контролировать. Длинная тонкая шея – свидетельство астенических черт личности. Толстая короткая шея – уступки своим желаниям, выражение неподавленных импульсов.
Крупные плечи отражают ощущение в себе большой силы, а мелкие – наоборот, собственной малоценности, ничтожности, причем не только в физическом плане. Угловатые плечи – свидетельство чрезмерной осторожности, повышенной тревожности. Покатые плечи отражают сниженный жизненный тонус, уныние, иногда чувство вины.
Туловище – средоточие жизненных сил. Угловатое или квадратное туловище свидетельствует об уверенности, слишком крупное – о наличии неудовлетворенных потребностей, необычно маленькое – симптом низкой самооценки.
Детально прорисованное лицо – свидетельство сильной озабоченности отношениями с другими, своим внешним видом.
Отдельные детали лица также имеют символическое значение. Подчеркнутый подбородок – потребность в доминировании. Слишком крупный подбородок – стремление компенсировать внутреннюю уверенность.
Крупные или слишком подчеркнутые уши часто отмечаются в рисунках детей, особо чувствительных к критике. Маленькие уши или отсутствие ушей – стремлении отвергнуть, «заглушить» критику.
Большие расширенные глаза – тревожность, беспокойство, потребность в защите (недаром поговорка гласит: «У страха глаза велики»). Глаза-точечки, щелочки – потребность в зависимости.
Оскаленный рот отражает склонность к вербальной агрессии (особенно если четко обозначены зубы). Рот наподобие клоунского – вынужденная приветливость, неадекватные чувства. Персонаж безо рта или со ртом-точечкой, щелочкой – нарушение вербальной коммуникации.
Слишком длинные руки – отражение амбициозных стремлений (сравним выражение: «У них руки – длинные!»), очень короткие руки – ограниченность стремлений, ощущение неадекватности. Руки, изображенные близко к телу, могут выражать внутренне напряжение. Руки за спиной или в карманах – чувство вины; неясно очерченные руки – неуверенность в себе, скованность в социальных контактах; широкий размах рук – интенсивное стремление к действию (если пальцы сжаты в кулаки – открытый протест).
Четко прорисованные ноги – отражение чувства уверенности (недаром об уверенном в себе человеке говорят: «Он твердо стоит на ногах»). Непропорционально длинные ноги – сильное стремление к независимости. Чем больше площадь опоры у ног, тем тверже ощущение надежности. Если рисунок начат с ног – это свидетельство боязливости.
Видимые отношения пропорций по отношению к правой и левой сторонам свидетельствуют об отсутствии внутреннего равновесия, причем искажения, идущие по правой стороне изображаемого человека, отражают проблемы взаимоотношений с миром социальных норм и тех людей, которые их воплощают для ребенка.
Р.Ф. Беляускайте (1987) выделяет следующие симптомокомплексы, отражающие эмоциональное состояние ребенка:
1) незащищенность, проявлением которой служит расположение рисунка в самом верхнем или нижнем углу листа;
2) чувство неполноценности (очень маленький размер рисунка, отсутствие одной руки или непропорционально короткие руки, отсутствие ног и т.п.);
3) трудности общения (отсутствие основных деталей лица, схематический рисунок человека, руки в оборонительной позиции, «отвернувшийся» человек и т.п.).
Ватолина Светлана Анатольевна
Львова Светлана Алексеевна