Статья «Проблема интерпретации текста на уроках литературы»

1
0
Материал опубликован 13 February 2023

Е.Н. Семёнова, учитель

русского языка и литературы,

МКОУ «Вандышевская СОШ»

Проблема интерпретации текста на уроках литературы.

Искусство интерпретации текста сегодня представляется важным и актуальным. О значении этой проблемы рассуждали еще в древности, и по этому поводу в памятнике «Калила и Димна» есть притча: «…надлежит и читателю этой книги внимательно устремлять взор в нее, чтобы не оказаться подобным одному рыбаку, который был у какого-то залива. Однажды он находился в воде за ловлей, как вдруг заметил раковину и вообразил, что это нечто. Когда же он ее вытащил, то увидел, что она была пустой. И он раскаялся тогда, что оставил ради нее находившуюся в руках рыбу и старался ее захватить. Опять он увидел дорогую раковину, но даже не повернулся к ней. По этому месту проходил другой рыбак, нашел ее и взял. Он обнаружил в ней жемчужину, которая стоила больших денег. Первый очень огорчился и до крайности раскаялся в том, что оставил такую ценную раковину. Таковы глупцы, которые пренебрегают размышлением, не останавливаясь над тайнами смысла и хватаясь за внешность вместо содержания».

Актуальность вопроса об интерпретации обусловлена тем, что в составе художественного творчества важна его коммуникативная сторона. Это своего рода послания.

Для того чтобы понять литературу, нужно овла­деть навыками интерпретации текста. Можно ли научить интер­претировать текст? Конечно. Для этого нужно наполнить тео­ретическую часть курса новыми понятиями. Темы, идеи, пробле­матики и системы образов здесь не хватит.

Принципы рассмотрения литературных произведений являются предметом разнотолков, не имеющих завершения. Но, тем не менее, некоторые общетеоретические положения относительно литературоведческих интерпретаций сформулированы:

Во-первых: художественное содержание не может быть исчерпано какой-либо единичной трактовкой произведения.

Во-вторых: литературоведческие трактовки должны быть прежде всего аргументированными и четкими, учитывающими сложные и многоплановые связи с целым каждого текстового элемента.

В-третьих: литературоведческие интерпретации емки и полны в том случае, когда изучение подкрепляется контекстуальным его рассмотрением(творческая история произведения, биография автора, явления социально-культурной жизни современности автора).

Безусловно, существенны три вопроса: зачем, что и как исследовать в художественном произведении.

Цель и функции литературного анализа соответствуют первому вопросу – «зачем?». Анализ художественного текста должен захватывать в свою сферу («что?») все аспекты смысла и ценности произведения. Чтобы решить эти задачи, необходимо системно-целостно («как?») проанализировать произведение. Для решения этой задачи важно сочетать ценностный анализ с интерпретационным. Идя вслед за предшественниками, мы должны сделать четыре шага интерпретационных и собственно четыре оценочных шага: 1) определение установки анализа; 2) выявление ценности внешних и 3) внутренних связей произведения; 4) интегрирование результатов анализа и установление художественной концепции произведения и его ценности.

Для выявления конкретных аналитических возможностей системы возьмем поэму А. С. Пушкина «Медный всадник» - самую маленькую, самую глубокую, самую совершенную.

Первый шаг оценки дает общее представление о ценности произведения.

Пушкин в «Медном всаднике» открывает новый тип художественного произведения. Даже жанровое определение этого произведения весьма непросто сделать: перед нами трагедия, историко-философское произведение, поэма, повесть в стихах. Это сложное произведение. Но обобщенно можно сказать, что перед нами повесть- поэма о судьбе человеческой и народной, о русской государственности и ее взаимоотношениях с личностной, народной и природной стихиями.

И выявить это совершенство возможно, лишь определив ценностный статус «Медного всадника». Чтобы сделать это, следует:

­­- выбрать в качестве аксиологической установки критерий художественного совершенства;

- определить ценность эстетического богатства «Медного всадника»;

- определить ценность интонационного богатства и виртуозность поэтического мастерства, заключенного в произведении;

- определить ценность художественной концепции произведения.

Перечисленные четыре шага ценностного анализа соответствуют четырем шагам интерпретации произведения.

Второй шаг – ценность внешних связей.

«Медный всадник» и реальность.

Главная социальная тема произведения – личность в ее соотношении с государственной властью. Поэт берет высшее достижение российской истории – Петра и показывает на этом примере недопустимость решать «общее» за счет «частного», ибо частное страдание неминуемо обернется всеобщим. Так в поэме выдвигается идея развития социального прогресса через человека и во имя человека.

«Медный всадник» и культура.

Историко - культурный подход превращает контекст культуры в ключ к прочтению произведения. В поэме Пушкина оживает архитектура Петербурга. Также поэт хорошо знал и принимал в расчет живопись своей и предшествовавшей ему эпохи.

«Медный всадник» и Пушкин.

Биографический анализ способен раскрыть некоторые существенные стороны поэмы. Произведение Пушкина быстро получило международный резонанс, что является доказательством высокой значимости идей и художественной ценности. В литературоведении были раскрыты линии преемственности: петербургская тема в творчестве Пушкина и ее продолжение в творчестве Гоголя; символическое значение образа России переосмыслено в творчестве поэтов Серебряного века.

Значение эстетического богатства произведения.

Пушкинский реализм был реализмом литературы, убыстренно прошедшей этапы классицизма, сентиментализма и реализма. Что соответствует эстетическому многообразию мира. Благодаря противоречивой трактовке образы Евгения и Петра, Невы и Петербурга получают художественную объемность, предстают в своем эстетическом богатстве.

Третий шаг - ценность внутренних связей «Медного всадника».

Внутренняя организация художественного текста.

Структурный анализ дает возможность поникнуть внутрь произведения и рассмотреть составляющие его элементы. В качестве оснований структурного анализа можно взять историческое эпохальное время, субъективное время Евгения, пространство, действующие силы, материалы построения жизненного мира и т. д.

Анализ проводится с помощью техники внимательного чтения.

Язык и стиль «Медного всадника».

Стилистический анализ предполагает применение экспериментальных приемов, выявляющих характер «отклонений» художественного текста от «грамматической нормы». Это позволяет сделать вывод: стиль поэмы диалектичен, «Медный всадник» - внутренне напряженная гармония, стягивающая в целостный художественный мир глубочайшие противоречия и реальности.

Виртуозность художественного мастерства Пушкина.

Ценностный анализ внутренних связей произведения показывает, что как в создании интонационного фундамента поэмы, так и в области ритмической организации Пушкин в «Медном всаднике» достигает степени виртуозного мастерства.

Четвертый шаг – глубина и совершенство «Медного всадника».

Художественная концепция «Медного всадника».

«Медный всадник» представляет собой идиому, переводимую и непереводимую на язык литературоведческой мысли. Переводимую, так как мы можем постичь смысл поэмы. Непереводимую, так как глубина художественной мысли столь велика, что всегда перед нами будет сверхсмысловой остаток.

Ценность художественной концепции поэмы.

Переживание, вызываемое поэмой, необычайно многогранно. Читатель задает себе по меньшей мере два вопроса: 1) в чем смысл существования «маленькой личности»? 2) в чем смысл «великих деяний»?

Ценностный статус «Медного всадника».

Пушкинская поэма является шедевром мирового класса и стоит в ряду с величайшими вершинами мирового искусства, такими как «Илиада» Гомера, «Фауст» Гете, «Гамлет» Шекспира, «Война и мир» Толстого, «Преступление и наказание» Достоевского.

Итак, подведем итоги. Применив интерпретацию, смысловой и ценностный облик «Медного всадника» будет проясняться все более четко и объемно, обнаруживать новые семантические грани и ценностные богатства. Так как «Медный всадник» - неисчерпаемый кладезь идей, на дне которого всегда остается нечто требующее постижения.

Наиболее естественным вопросом при сопоставлении эстетического впечатления школьников с художественными интерпретациями литературного произведения может быть такой:

Что нового открыла вам интерпретация литературного произведения?

Литература — это единственная искусство­ведческая дисциплина в школь­ном курсе. Литература как ис­кусство построена на диалоге, в основе которого разные точки зрения на один предмет. Диа­лог возможен только в том слу­чае, когда у собеседников есть не только что-то общее, но и различия, которые они и стара­ются выяснить. Литература учит прежде всего терпимости и принятию возможности другого взгляда на мир, учит уважению и плюрализму.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.