Конспект урока истории по теме «Культурное наследие Древнего Египта» (5 класс)
Пояснительная записка к презентации
Тема: «Культурное наследие Древнего Египта»
Учитель: Стрижанова А.Ю.
Учебный предмет: история
Класс: 5
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Цель:
-развитие познавательных сил и творческого потенциала ребенка
-сформировать у учащихся представление об истории возникновения письменности, раскрыть особенности древнеегипетского письма;
-развивать умение работать с историческими источниками, анализировать, обобщать и делать выводы;
Планируемые результаты:
Предметные:
- расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
- формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.
Метапредметные:
-умение самостоятельно определять цели своего обучения,
-умение самостоятельно планировать пути достижения целей,
-формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
Личностные : -формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности.
Регулятивные УУД: умение самостоятельно ставить цель, выбирать пути достижения цели и осуществлять самоконтроль и рефлексию в процессе учебной деятельности
Коммуникативные УУД: развивать умение работать в группах и согласовывать свои действия, слушать собеседника и вести диалог, развивать умение использовать речевые средства для выражения чувств, мыслей, развитие компетентности в области использования ИКТ, использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационномпространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации;
Познавательные УУД: формировать умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы, развивать умение смыслового чтения, прививать навыки владения способами решения проблем творческого и поискового характера;
Средства обучения (информационно-методические ресурсы): компьютер, проектор, учебник, презентация, фильм «Древний Египет» ТРК «Альтаир-ТВ», карта «Древний Египет»
Подходы:
-системно-деятельностный
- компетентностный,
- лично-ориентированный
Применен принцип критериального оценивания (уровневые дескрипторы)
Применены технологии: 1. технология развивающего обучения (применение информационных кластеров - интеллект-карты, которые обеспечивают рост информационных и регулятивных УУД)
2. здоровьесберегающие технологии (динамическая пауза, применение интеллект-карт, что создает комфортные условия знакомства с новым материалом),
3. ИКТ (по ходу урока демонстрируется презентация и отрывки их фильма),
4. проектная технология (на одном из этапов урока представляется проект «Культура Древнего Египта в экспонатах Музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина»)
5. технология интегрирующего обучения (интеграция на разных этапах урока с географией и МХК)
Структурные этапы учебной деятельности.
№ |
Этапы УД |
Элементы УД |
Ход урока, применяемые технологии |
Применяемые технологии, формируемые УУД |
1 |
Мотивационный этап. |
Стадия «вызова» |
Что изучаем? В начале учебного года мы говорили о разных видах исторических источниках. Давайте вспомним, какие они бывают? Какие исторические источники по истории Древнего Египта вы можете назвать? Объявление темы урока Почему эта тема важна? Зачем нам необходимо ее изучить? |
Технология развивающего обучения Формирование регулятивных УУД |
2 |
Целеполагание |
Обнаружение проблемы и постановка цели |
Технология использования информационных кластеров: 1.в центре записывается ключевое слово темы (термин – культура), 2.формулируется проблема: чем современное человечество обязано египетской цивилизации? Цель: в чем состоит культурное наследие египтян? |
Технология развивающего обучения Технология проблемного обучения
Формирование регулятивных УУД |
3 |
Планирование |
Планирование последовательности решения поставленных задач |
2.учитель задает вопросы ученикам – как они думают, что можно узнать о культуре Древнего Египта? Учащиеся ставят вопросы по теме: 1. какие монументальные строения представляют архитектуру египетской цивилизации? 2.какую информацию дают гробницы, рельефы и скульптуры? 3. какие археологические находки мы можем увидеть в современных музеях? По ходу постановки вопросов заполняется кластер |
Технология развивающего обучения Формирование регулятивных УУД |
4 |
Выбор рационального действия |
выбор рационального (с точки зрения данной цели) способа действия |
3. Каждый отросток кластера означает направление УД, в течение урока ученики дают ответы на вопросы и формулируют определения для новых понятий (пирамиды, чудеса света, сфинксы, обелиски, колонны) Помогают ответить на вопросы следующие технологии и методы: 1.Демонстрация отрывка из фильма «Древний Египет» ТРК «Альтаир-ТВ» После демонстрации учащиеся должны ответить на вопросы: Какое чудо света находится в Египте? Где располагаются пирамиды? (работа с картой) Как строились пирамиды? Каково их предназначение? 2.На примере храма Абу-Симбел при помощи смыслового чтения (раздел 2) отрабатываются новые понятия (сфинксы, обелиски, колонны), учащиеся отвечают на заранее поставленный вопрос: каково назначение египетских храмов? 2. На примере гробницы Тутанхамона, истории «поющей статуи» в Абу-Симбеле, сфинкса на плато Гиза, а также других скульптур и рельефов (слайды презентации с историческими справками) рассматривается вопрос об археологических источниках. 3.Вопрос об особых правилах египетских скульпторов изучается при помощи смыслового чтения. 3. Какие археологические находки мы можем увидеть в современных музеях? Представляется проект «Культура Древнего Египта в экспонатах Музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина» По ходу урока составляется интеллект-карта темы (технология информационных кластеров Б.Бьюзена, технология развивает умение «сворачивать» информацию) Динамическая пауза |
Технология развивающего обучения Формирование коммуникативных и познавательных УУД ИКТ Технология интегрированного обучения ИКТ Технология проектной деятельности Технология развивающего обучения Здоровьесберегающая технология |
5 |
Контроль |
осуществление контроля; |
Цифровой диктант (даны утверждения, при оценивании правильности используется двоичный код: «1»- да, «0»-нет) |
Регулятивные УУД |
6 |
Оценивание и рефлексия. |
оценивание результата; рефлексия собственной деятельности. |
Рефлексия: «Я раньше не знал, а теперь узнал, что..», «Мне это нужно для того, чтобы…», «Я теперь умею…» |
Регулятивные УУД |
7 |
Д\З |
П.11 Отрабатывают навык смыслового чтения (поставить 10 вопросов к тексту, задать на уроках одноклассникам) Творческое задание: проекты «Пирамида Джосера в Саккаре», «Карнакский храм» |
Коммуникативные и познавательные УУД Технология сотрудничества и проектной деятельности |