12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Красильникова Ирина Сергеевна4291
Россия, Нижегородская обл., Нижний Новгород
Материал размещён в группе « Наши интересные уроки»
18

Конспект урока по истории для 5 класса на тему «Искусство Древнего Египта» с применением ТРИЗ-технологии

Цель: сформировать образное представление о культуре Древнего Египта, в частности об уникальности искусства первого государства.

Задачи:
Образовательная – познакомить учащихся с достижениями искусства Древнего Египта;
Развивающая – развивать память, внимание и логику, творческие способности, пространственное мышление и творческое воображение; умение анализировать, обобщать и решать изобретательские и практические задачи, работать в группах.
Воспитательная – содействовать развитию самостоятельности и уверенности в своих силах, прививать любовь к искусству и уважение к культуре разных стран. 
Личностно-ориентированная: создать благоприятные условия для повышения интереса к истории и совместной деятельности у учеников.

Планируемые результаты:
Предметные: знание достижений культуры Древнего Египта, их значение; работа с учебником, оценка роли Древнего Египта в мировой культуре.
Метапредметные:
Личностные: осмысление опыта предшествующих поколений, формирование положительного отношения к процессу обучения, мотива к учебной деятельности.
Регулятивные: формирование умений контролировать процесс получения результатов познавательной деятельности.
Познавательные: решение творческих задач, умение работать в группе, делать выводы на основе аргументации.
Коммуникативные: умение слушать учителя и одноклассников, вступать в диалог, выражать уважительное отношение к партнерам по группе.
Межпредметные связи: МХК, география
Технологии: ТРИЗ, ИКТ, личностно-ориентированного обучения, здоровьесберегающая, игровые.
Методы обучения: наглядный, словесный, исследовательский, практический.
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Образовательные ресурсы: учебник Вигасин А. А. История История Древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений /А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свеницкая. – М.: Просвещение, 2012; карточки для рефлексии, географическая карта.
Оборудование: компьютер с выходом в Интернет, проектор.

Ход урока:

1.Организационный этап урока:
Приветствие.
Учитель: Добрый день, ребята! Очень рада всех вас сегодня видеть. Сегодня мы с вами продолжим путешествие по удивительной стране – Древнему Египту. Но для начала предлагаю вам выполнить несколько простых заданий.

2. Проверка домашнего задания:
Интеллектуальная разминка.
Учитель: Давайте покажем на географической карте, где находится изучаемая страна (ученик выходит к доске). 
А теперь давайте вспомним, как в Египте называли его правителя? (фараон)

 

 

 

 
 

Первой столицей Египетского царства стал город… (Мемфис)
Река, протекающая на территории Египта – это… (Нил)
Сборщики налогов в Древнем Египте назывались … (писцы)
Самые крупные завоевания около 1500 г. до н.э. совершил фараон… (Тутмос)
Главным богом египтяне считали …(Амон-Ра)
Бог земли в виде человека с головой змеи – это … (Геб)
Богиня неба, изображенная в виде коровы со звездами на теле – это … (Нут)
Бог мудрости с головой птицы ибиса – это … (Тот)
Богиня красоты и покровительница женщин – это … (Бастет)
Богиня правды в Древнем Египте – это … (Маат)
Царём и судьёй в «стране мертвых» является … (Осирис)
Гроб, украшенный рисунками и надписями, в Египте назывался … (саркофаг)

3. Постановка цели. Мотивация учебной деятельности:
Нестандартный вход в урок
Учитель: Интерес к Древнему Египту не утихает и сегодня. Как вы думаете, что привлекает не только ученых, но и туристов в этой стране? (Обучающиеся рассказывают о пирамидах, сфинксе, статуэтках, саркофагах, мумиях и т.д.).

Учитель: Верно. Только в 13 веке человечество смогло построить здание выше пирамиды. А кто же построил пирамиды и храмы, создал все скульптуры? Некоторые считают, что это инопланетяне, некоторые, что атланты. Сегодня мы с вами будем разбираться с этими вопросами. Давайте попробуем определить тему урока и его цель. (Обучающиеся формулируют тему урока и его цель).

4. Получение новых знаний:
Хронолёты.
Учитель: Предлагаю вам посмотреть видеоролик об искусстве Древнего Египта, чтобы увидеть, что же так восхищает людей всего мира.




Учитель: Для того, чтобы изучить искусство Древнего Египта, нам с вами нужно разделится на 3 группы. Первая группа, представьте, что вы попали внутрь пирамиды (§11, п. 1, 3), вторая – в храм (§ 11, п. 2), третья – в музей (§ 11, п. 4). Вам предстоит нарисовать всё, что вы увидите вокруг, а потом с помощью этого рисунка рассказать остальным, что вам понравилось, что напугало, что показалось странным, а что интересным. 

Во время подготовки группового задания, учитель пишет на доске новые термины, значение которых обучающиеся будут объяснять и записывать в словарик. (Пирамида, сфинкс, обелиск, колонна). После выступления первой группы – показ видеоролика «7 чудес света».



5. Первичное закрепление терминов:
Прием системного оператора.
Учитель: Теперь каждая группа немного поработает с новыми терминами с помощью таблицы. 
Пояснение: система – это тот термин, с которым нам предстоит работать, подсистема – ее составляющие части; надсистема – система более высокого уровня, частью которого является изучаемый термин. Прошлое – чем (кем) объект был раньше, его свойства; настоящее – что представляет собой объект сегодня; будущее – что произойдет с объектом через некоторое время.

 


Принцип ее действия можно привести на примере: машина. Это слово и будет наша система. Находится оно в центре. Заполним строки по вертикали. Надсистемой машины будет слово транспортные средства – обобщающее. Подсистемой – перечисление всего из чего состоит машина: 4 колеса, кузов, руль и т.д. Теперь приступим к заполнению горизонтали. Машина в прошлом – это, например, телега; а система в будущем – летающая машина. 
Итак, первая группа работает с термином – обелиск, вторая – пирамида, третья – сфинкс.

6. Закрепление темы:
Лови ошибку.
Учитель: Теперь давайте проверим, насколько каждая группа внимательно слушала другую и научилась разбираться в искусстве Древнего Египта. Ваша задача в тексте, который вы сейчас получите, найти и исправить все ошибки.
«Искусство Древнего Египта по сей день привлекает внимание людей по всему миру. Вторым из 7 чудес света стали египетские пирамиды. Самая высокая из них – пирамида Тутанхамона – была построена около 1500 г. до н.э. Её высота достигает почти 100 метров. Для сооружения пирамиды требовались годы, а иногда и десятилетия. Единственной пирамидой, которая оказалась неразграбленной, стала гробница фараона Тутмоса. Знамениты и другие египетские сооружения – храмы. Вдоль дороги, ведущей к храму, с обеих сторон расположились сфинксы – животные с головой льва и телом человека. У входа находятся колонны – каменные «иглы фараонов». В глубине храма находится таинственное помещение, куда мог проникнуть только жрец и фараон».

7. Рефлексия:
Телеграмма.
Учитель: для подведения итогов каждый из вас должен написать телеграмму соседу по парте, где каждый кратко напишет самое важное, что усвоил на уроке и пожелания соседу по парте. После этого телеграммы нужно будет отправить адресату (обменяться).
Учитель: у каждого из вас на столе лежат карточки для рефлексии с радостным и грустным человечком. Покажете мне ту из них, с которой у вас ассоциируется сегодняшний урок.
Выставление оценок за урок.

8. Итоговый этап урока. Домашнее задание.
3 уровня домашнего задания, отсроченная отгадка.
Учитель: Ребята, вам на выбор предлагается 3 уровня домашнего задания:
1 уровень - § 11, пересказ;
2 уровень – подготовить доклад о достижениях египетской науки;
3 уровень – составить рассказ от имени египтянина о строительстве храма или пирамиды.
В заключении хочу вам рассказать несколько удивительных фактов. На стенах пирамид и храмов ученые обнаружили очень много разных надписей. Но расшифровать их оказалось очень непросто, потому что всего в египетском письме 700 знаков. Но была и еще одна причина… О ней мы поговорим на следующем уроке.
Спасибо, друзья мои, за вашу активную работу. Урок получился очень интересным и запоминающимся. До свидания.

 

Опубликовано в группе « Наши интересные уроки»


Комментарии (22)

сменить сортировку
Горбачёва Марина Юрьевна, 01.05.19 в 09:47 7Ответить Пожаловаться
Благодарю за интересный ресурс!
Красильникова Ирина Сергеевна, 01.05.19 в 10:24 7Ответить Пожаловаться
Спасибо большое, Марина Юрьевна, за внимание к работе!
Ватолина Светлана Анатольевна, 01.05.19 в 10:08 8Ответить Пожаловаться
Отлично продуманный конспект, Ирина Сергеевна!!!
Красильникова Ирина Сергеевна, 01.05.19 в 10:24 7Ответить Пожаловаться
Спасибо большое, Светлана Анатольевна! Очень рада Вашему комментарию!
Марголис Ольга Викторовна, 01.05.19 в 10:23 7Ответить Пожаловаться
Спасибо! Очень интересный материал!
Красильникова Ирина Сергеевна, 01.05.19 в 10:24 7Ответить Пожаловаться
Спасибо большое, Ольга Викторовна, за отзыв!
Панагушина Елена Аркадьевна, 01.05.19 в 11:09 6Ответить Пожаловаться
Спасибо! Отличная разработка. Спасибо огромное за доставленное удовольствие. На занятиях обязательно воспользуюсь вашей разработкой.
Красильникова Ирина Сергеевна, 01.05.19 в 12:39 5Ответить Пожаловаться
Спасибо большое, Елена Аркадьевна! Буду безумно рада, если Вам пригодится материал!
Дениченко Наталья Сергеевна, 01.05.19 в 12:38 5Ответить Пожаловаться
Спасибо, Ирина Сергеевна, за интересную разработку! Особенно понравился прием "телеграмма". Можно быстро проверить, насколько внимательны были ученики. Творческих успехов Вам.
Красильникова Ирина Сергеевна, 01.05.19 в 12:40 5Ответить Пожаловаться
Спасибо большое, Наталья Сергеевна, за внимание к работе и пожелания!
показать еще Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.