Открытый урок по литературному чтению во 2 классе «Честное гусеничное»
Пояснительная записка к презентации
«Текст урока».
Честное гусеничное
презентация к уроку "Честное гусеничное"
PPTX / 2.06 Мб
Ход урока
1.Организационный момент
Слайд 1
- Прозвенел звонок, а это значит, нам пора начинать урок и отправляться за новыми знаниями. Посмотрите на камень, оказавшийся на нашем пути, прочитайте надпись на нём и выберете для себя то, что вам ближе.
- Ребята, мне приятно, что большинство из вас захотело здесь остаться, ведь именно на уроках литературы мы стараемся познать мудрость жизни.
2. Проверка домашнего задания.
- В каких разделах и произведениях мы подчерпнули мудрость жизни?
III.Этап актуализации субъектного опыта учащихся
-Сегодня мы познакомимся с новой сказкой, встретимся с новыми героями, узнаем их особенности и вместе с ними попытаемся познать еще одну мудрость жизни.
Кто будет в роли литературного героя нам подскажет игра «Эхо».
Послушайте стихотворение и найдите слово, которое в нём спряталось.
Рассказать я вам могу,
Что я видел на лугу. ГУ!
Два зайчонка – знайте все-
Плыли в лодке по росе. СЕ!
Я за ними, но они
Быстро спрятались в тени. НИ!
А потом пришла овца
И рычала на скворца! ЦА! (гусеница)
- Кто это? Какие ассоциации возникают у вас с этим словом?
- Представьте, что гусеница умеет говорить. Какое по жанру произведение будем читать? (сказку)
Какие сказки вы знаете? Это сказка о ком?
- К каждому произведению мы создаем свою обложку книжки. Заполняем схему.
- Название произведения узнаете, решив закономерность.
офицер –честное офицерское
король - честное……………
гусеница – ……… («Честное гусеничное») СЛАЙД
- Какое интересное заглавие, так хочется его закончить. Каким словом можно закончить фразу «Честное гусеничное…. («слово»)
- Кто мог дать честное гусеничное слово? (Гусеница - на доске)
Значит Гусеница-гл герой
- А когда дают честное слово? И как нужно с честным словом поступать? О чем может быть эта сказка? (Предположения детей).
- Предположите, чем могла закончить клятву гусеница: «Честное гусеничное слово, что …?»
Попробуйте узнать фамилию автора.
Фамилия автора произведения, которого мы будем читать «лишняя» в этом ряду.
А.Милн, Дж.Родари, В.Берестов. Почему? (В.Берестов) СЛАЙД
-Глядя на его фотографию, можно сказать о характере этого человека. Какой он? (добрый, весёлый, внимательный.)
Сведения об авторе. СЛАЙД
Валентин Дмитриевич Берестов по специальности не был писателем и поэтом, а был археологом. Первую книгу стихов Берестов издал в 18 лет. А затем вышли сборники его детских произведений.Наверняка вы знакомы с его стихами: «Считалочка", "Как хорошо уметь читать", "Устный счет". Героями его стихов являются твои ровесники, в них вы узнаете самих себя. Стихи о школе, об учебных вещах. о первой учительнице, о дружбе с одноклассниками.
Замечательные рисунки к его стихам сделала Татьяна Ивановна Александрова - жена поэта. Они вместе с поэтом бродили по родной калужской земле и открывали каждый раз неразгаданные тайны природы.
Сегодня мы познакомимся с произведением в котором автор раскроет нам еще одну тайну.
4. Работа с текстом. Проблемная ситуация.
Откройте учебник стр. 128
Познакомимся со сказкой В.Берестова «Честное гусеничное»
-Посмотрите на иллюстрацию, которую сделал художник к этому произведению.
Рассмотрите её и скажите, о чем она рассказывает?
(Девочка собирает цветы на лугу, бабочка сидит на цветке)
-А по иллюстрации можно назвать главного героя?
-Мнения разделились. По названию-гл.герой –гусеница, по иллюстрации- девочка.
- Как можно узнать, кто прав?
Прочитать текст.
5.Постановка цели
-Человек, если он движется без цели, то не знает, куда и зачем идет, может запутаться и потеряться, чтобы с нами такого не произошло, определим цели и задачи на урок.
- В этом нам помогут опорные слова. СЛАЙД
Узнаем - информацию о сказке
Изучим –новое произведение
Выясним - кто главный герой
Составим – план сказки
Создадим – словесный портрет героев
Научимся – высказывать свое мнение по произведению, чтобы уметь оценивать действия героев
6. «Шапка вопросов»
-Какие вопросы возникают по заглавию?
1.Какое честное слово дала гусеница?
2.Кому дает честное слово?
3.Сдержит ли гусеница слово?
6.Чтение по ролям.
-Кто главный герой сказки?
Вопросы из шапки.
-Почему Гусеница с большой буквы?
Олицетворение- объяснить слово. СЛАЙД
Кокон-?
7. Проверка понимания текста.
На цветных листочках вопросы по уровню сложности.(Голубой лист)
Найти ответы на вопросы в тексте. Поставить значки во время чтения.
Ответы на вопросы. Проверка понимания.
8. Разделить сказку на части.
Задание «Помоги загадка»
Послушайте загадку. СЛАЙД.
- - На сколько частей можно разделить загадку?
Сколько отгадок в загадке?
Расту червячком, питаюсь листком.
Себя обмотаю, потом засыпаю.
Не ем, не гляжу, неподвижно лежу.
Но вдруг оживаю, свой дом покидаю.
гусеница куколка бабочка
9.Работа с «деформированным» планом. Работа в группах.
-Разделите сказку на части так, чтобы они соответствовали частям загадки. (Карточка)
Гусеница любуется собой (1)
Честное гусеничное слово(2)
Самое обыкновенное чудо(5)
Повторная встреча с девочкой(4)
Сон Гусеницы(3)
Проверка по слайду. СЛАЙД
10 . Характеристика Гусеницы.
Получилась схема:
Гусеница Кокон Бабочка
Самоуверенная честная красивая
некрасивая трудолюбивая заметная
неприметная терпеливая скромная
11. «Палитра чувств героя»
-Ход развития событий в тексте и переживания героев обозначим цветом. СЛАЙД
Ж- радость, восхищение, хорошее настроение
З- спокойствие, успокоение, покой, сдержанность
К- обида, тревога, огорчение
№ |
Событие |
Чувство Гусеницы |
Цвет |
1 |
Гусеница любуется собой |
радость |
жёлтый |
2 |
Честное гусеничное слово |
обида |
красный |
3 |
Сон Гусеницы |
спокойствие |
зелёный |
4 |
Повторная встреча с девочкой |
тревога |
красный |
5 |
Самое обыкновенное чудо |
радость |
жёлтый |
12. Формирование главной мысли.
Работа в тетради. ПРОВЕРКА .СЛАЙД
(Желтый лист с вопросами)
-Заключительная мысль сказки.
Прочитайте последние слова Бабочки.
_Что она называет «САМЫМ НЕОБЫКНОВЕННЫМ ЧУДОМ»
-Где мы встречали эти слова?
Как много чудес в природе. Надо быть очень внимательным, чтобы они тебе открылись.
13. Приступаем к экспресс-опросу. Записать в тетрадях автора и название произведения, затем цифры от 1до 10.
1. О чём рассказывается в этом произведении?
1) о встрече Гусеницы с девочкой
2) о превращении Гусеницы в Бабочку
3) о сне Гусеницы
4) о радости Бабочки
2. Где произошла встреча девочки
с Гусеницей?
1) в лесу
2) на реке
3) на лугу
4) на тропинке
3. Когда произошла первая встреча Гусеницы и девочки?
зимой
2) летом
3) осенью
4) весной
4. Чему радовалась гусеница?
1) прекрасной погоде
2) своей красоте
3) красивому цветку
5. Почему Гусеница замоталась в кокон?
1) ей стало холодно
2) она спряталась ото всех
3) она дала честное гусеничное слово
4) она обиделась
6. Как Гусеница вылезла из кокона?
1) прогрызла отверстие
2) разломила стенки
3) потёрлась спиной
4) выдавила донышко
7. «Дал слово – нужно его держать». Что это?
1) загадка
2) потешка
3) пословица
4) считалка
7. «Дал слово – нужно его держать». Что это?
1) загадка
2) потешка
3) пословица
4) считалка
8. Что беспокоило Гусеницу, когда она превратилась в бабочку?
1) что она не может ползать
2) что она не сдержала честного слова
3) что она летает
4) что она снова встретила девочку
9. Какой точный факт описан в произведении?
1) Гусеница очень красивая.
2) Гусеница встретилась с девочкой.
3) Гусеница превратилась в Бабочку.
4) Гусеница дала честное слово.
10. Главная мысль сказки.
1) Нужно обязательно держать свое честное слово
2) Человек не сразу может разглядеть красоту человека
3) Природа способна творить чудеса
Проверка
Вопросы |
Ответы |
В-1 |
2 |
В-2 |
3 |
В-3 |
2 |
В-4 |
2 |
В-5 |
3 |
В-6 |
3 |
В-7 |
3 |
В-8 |
2 |
В-9 |
3 |
В-10 |
3 |
14. Этап рефлексии (4мин)
Приём «Книга жизни»
Предлагается сделать свою запись в «Книгу жизни».
-Что запомнилось?
-Над чем задумались?
-Что хотели бы рассказать родителям?
15.Этап информирования о домашнем задании
Рисование диафильма к произведению (работа в группах).
1 - й кадр. Гусеница смотрится в капельку росы.
2 - й кадр. Девочка с ужасом смотрит на гусеницу, которая сидит на цветке.
й кадр. Обиженная гусеница делает кокон.
й кадр. Гусеница спит в коконе.
й кадр. Девочка смотрит на красивую бабочку.
й кадр. Красивая бабочка порхает над лугом
Сказка В. Берестова напоминает по идее одну из сказок Г.-Х.Андерсена. Какую? ( «Гадкий утёнок»)
3. Приведите примеры чудесного превращения в природе.
VI . Рефлексия.
1.Чему учит эта сказка?
2. Для чего людям нужна красота? Что она может - Послушайте текст.
Слайд 7
Жизнь бабочки состоит из нескольких циклов. Сначала это личинка, затем гусеница, далее куколка и, наконец, из куколки появляется бабочка. Бабочка откладывает свои личинки на растении. Из этих личинок развиваются крохотные гусеницы. Они начинают есть и расти. В определённый момент гусеница чувствует, что пришло время измениться. Тогда она сплетает вокруг себя маленький кокон, её голова отваливается, она сбрасывает гусеничную кожу, после чего появляется куколка. Куколка может спать несколько недель или месяцев, однако в это время с ней происходят изменения: спереди образуется шесть ног, а сзади - четыре сложенных крыла. Когда превращение закончено, бабочка разрушает кокон и выползает наружу. Она сидит несколько часов, не летая, и просто разрушает свои крылышки, ожидая, пока они высохнут и окрепнут. Она взмахивает ими, пока не убедится, что готова лететь, после чего совершает свой первый полёт.
- Скажите, чем похожи эти тексты и чем отличаются? (научный, художественный)
- На каком уроке мы можем встретиться с таким текстом?
- Где писал учёный, а где – писатель?