Конспект урока физики в 8 классе на тему «Испарение и конденсация»

1
0
Материал опубликован 13 November 2021
Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара. Кипение.

План урока:

Контроль знаний. Повторение тепловых, ранее изученных, процессов.

2 мин

Вопросы на повторение ранее изученного материала:

У: Ребята, давайте вспомним в каких агрегатных состояниях может находиться вещество?

Д: Твердое, жидкое и газообразное состояние.

У: Какой энергией обладают молекулы вследствие своего движения?

Д: Кинетическая – энергия движения частиц, потенциальная- энергия взаимодействия частиц, вследствие их движения.

У: Какие тепловые явления вы знаете?

Д: Нагревание и охлаждение воздуха, таяние льда, плавление металлов и т.д.

Формулировка темы урока




5 мин

У: Чтоб сформулировать тему нашего урока, проведем небольшой опыт.

У каждого из вас есть с собой телефон. Возьмите его сейчас в руки и подышите на экран (Важно, чтоб экран блокировки был выключен).

Что вы видите? Как и почему изменяется «картина» на экране? Может кто-то из вас знает как называются происходящие явления?

(Если подышать на стекло, то можно наблюдать кратковременное помутнение его поверхности. Это означает, что вместе с воздухом из легких человека выходит вода в виде пара. Мы выдыхаем теплый воздух, а поверхность зеркала относительно холодная. Поэтому частички пара сразу же превращаются в жидкость - конденсируются, при этом оставляя след в виде помутнения).

Итак, тема нашего урока «Испарение и конденсация». Давайте запишем тему в тетрадь.

Освоение нового материала

25 мин

У: Где вы наблюдали явления испарения и конденсации в природе или быту? Приведите примеры.

Д: Мокрое белье сохнет; вода, разлитая на пол, высыхает; кипение воды в кастрюле и т.д.

Давайте нарисуем в тетради сосуд с жидкостью. Изобразим молекулы этой жидкости в виде шариков.

t1636809764aa.jpg


Теперь давайте изобразим стрелочками направление движения некоторых молекул.

Вопрос: Каким молекулам легче/проще всего покинуть жидкость?

Д: Тем молекулам, чьи кинетические энергии движения намного больше потенциальных энергий притяжения соседних молекул.

У: Обобщим,  жидкость могут покинуть молекулы поверхностного слоя, у которых кинетическая энергия больше чем их потенциальная энергия взаимодействия с соседними молекулами воды.

Над поверхностью жидкости образуется пар.

Итак, давайте запишем определения в тетрадь:

Парообразование – это явление превращения жидкости в пар.

Испарение – это парообразование, происходящее с поверхности жидкости при любой температуре.

У: Представьте, вы взяли открытый сосуд с жидкостью, через какое-то время жидкость испарится. А если же мы накроем сосуд крышкой, что будет происходить? Будет ли меняться масса жидкости? Прекратится ли процесс испарения?

Д: -

Сделаем вывод: наряду с процессом испарения наблюдается обратный процесс, назовите его.

Запишем определение:

Конденсация – явление превращения пара в жидкость.

Давайте нарисуем рядом с нашим ранее нарисованным сосудом еще один сосуд:

t1636809764ab.jpg

В нашей модели это молекулы которые превращаются в жидкость.

Итак, мы построили модели испарения и конденсации, которые помогают нам наглядно представить, что это за явления.

Проведем ряд экспериментов и выясним от чего же зависит скорость испарения молекул.

Для этого мы будем использовать стеклышки, воду, ацетон, нагревательный прибор, пипетку.

Опыт 1: Для него нам понадобится два стеклышка, на оба стеклышка, с помощью пипетки мы наносим по капельке воды, на втором стеклышке мы немного «размажем» воду. В ходе эксперимента, испарение воды произойдет быстрее на том стеклышке, где площадь больше.

Опыт 2: Для этого нам вновь понадобится два стеклышка, на первое стеклышко, с помощью пипетки, мы капнем воду, а на второе капельку спирта. В ходе эксперимента, мы выясним, что спирт испарится быстрее, так как молекулы спирта более активны и из-за этого они быстрее распадаются с молекулами воздуха, тем самым докажем, что скорость испарения зависит от рода вещества.

Опыт 3: Берем два стеклышка и капаем на каждое по капельке воды, одно стеклышко отодвигаем и начинаем махать на него листом бумаги, тем самым вода быстрее испарится на том стеклышке, на который будет воздействовать «ветер».

Опыт 4: Берем опять же два стеклышка и капаем на каждый из них воду, берем одно стеклышко и повышаем температуру воду нагревательным прибором, вследствие чего, вода, температура которой стала больше, испарится быстрее. Мы можем сделать вывод, что скорость испарения зависит от температуры. Если температура повышается, то повышается и скорость испарения.

Запишем от чего же зависит скорость испарения:

Род жидкости - t1636809764ac.gif

Температура - t1636809764ad.gif

Площадь поверхности - t1636809764ae.gif

Наличие ветра – ветер уносит вылетевшие молекулы t1636809764af.gif

Пар, находящийся в динамическом равновесии со своей жидкостью, называется насыщенным паром.


t1636809764ag.jpg


Пар, не находящийся в состоянии равновесия со своей жидкостью, называется ненасыщенным.

t1636809764ah.jpg


У: Давайте представим, на дворе лето, вы покупались только что в море/речке/озере и вышли из воды, резко стало прохладно. Почему?

Д:-

Жидкость испаряясь, отнимает часть внутренней энергии, поэтому температура понижается.

У: Давайте обратим внимание на еще один способ образования пара.

Все мы перед тем как заварить чай или кофе кипятим воду в чайнике. Сразу после того, как чайник закипел, что мы можем наблюдать?

Д: -

Нарисуем еще один рисунок.

t1636809764ai.jpg

Запишем определение:

Кипение – это интенсивный переход жидкости в пар, происходящий с образованием пузырьков пара по всему объему жидкости при определении температуры.


Закрепление нового материала

8 мин

Решение задач (устное).

1099, 1100,1102.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.