Конспект урока физики в 8 классе на тему «Испарение и конденсация»
План урока:
Контроль знаний. Повторение тепловых, ранее изученных, процессов. | 2 мин | Вопросы на повторение ранее изученного материала: У: Ребята, давайте вспомним в каких агрегатных состояниях может находиться вещество? Д: Твердое, жидкое и газообразное состояние. У: Какой энергией обладают молекулы вследствие своего движения? Д: Кинетическая – энергия движения частиц, потенциальная- энергия взаимодействия частиц, вследствие их движения. У: Какие тепловые явления вы знаете? Д: Нагревание и охлаждение воздуха, таяние льда, плавление металлов и т.д. |
Формулировка темы урока | 5 мин | У: Чтоб сформулировать тему нашего урока, проведем небольшой опыт. У каждого из вас есть с собой телефон. Возьмите его сейчас в руки и подышите на экран (Важно, чтоб экран блокировки был выключен). Что вы видите? Как и почему изменяется «картина» на экране? Может кто-то из вас знает как называются происходящие явления? (Если подышать на стекло, то можно наблюдать кратковременное помутнение его поверхности. Это означает, что вместе с воздухом из легких человека выходит вода в виде пара. Мы выдыхаем теплый воздух, а поверхность зеркала относительно холодная. Поэтому частички пара сразу же превращаются в жидкость - конденсируются, при этом оставляя след в виде помутнения). Итак, тема нашего урока «Испарение и конденсация». Давайте запишем тему в тетрадь. |
Освоение нового материала | 25 мин | У: Где вы наблюдали явления испарения и конденсации в природе или быту? Приведите примеры. Д: Мокрое белье сохнет; вода, разлитая на пол, высыхает; кипение воды в кастрюле и т.д. Давайте нарисуем в тетради сосуд с жидкостью. Изобразим молекулы этой жидкости в виде шариков. Теперь давайте изобразим стрелочками направление движения некоторых молекул. Вопрос: Каким молекулам легче/проще всего покинуть жидкость? Д: Тем молекулам, чьи кинетические энергии движения намного больше потенциальных энергий притяжения соседних молекул. У: Обобщим, жидкость могут покинуть молекулы поверхностного слоя, у которых кинетическая энергия больше чем их потенциальная энергия взаимодействия с соседними молекулами воды. Над поверхностью жидкости образуется пар. Итак, давайте запишем определения в тетрадь: Парообразование – это явление превращения жидкости в пар. Испарение – это парообразование, происходящее с поверхности жидкости при любой температуре. У: Представьте, вы взяли открытый сосуд с жидкостью, через какое-то время жидкость испарится. А если же мы накроем сосуд крышкой, что будет происходить? Будет ли меняться масса жидкости? Прекратится ли процесс испарения? Д: - Сделаем вывод: наряду с процессом испарения наблюдается обратный процесс, назовите его. Запишем определение: Конденсация – явление превращения пара в жидкость. Давайте нарисуем рядом с нашим ранее нарисованным сосудом еще один сосуд: В нашей модели это молекулы которые превращаются в жидкость. Итак, мы построили модели испарения и конденсации, которые помогают нам наглядно представить, что это за явления. Проведем ряд экспериментов и выясним от чего же зависит скорость испарения молекул. Для этого мы будем использовать стеклышки, воду, ацетон, нагревательный прибор, пипетку. Опыт 1: Для него нам понадобится два стеклышка, на оба стеклышка, с помощью пипетки мы наносим по капельке воды, на втором стеклышке мы немного «размажем» воду. В ходе эксперимента, испарение воды произойдет быстрее на том стеклышке, где площадь больше. Опыт 2: Для этого нам вновь понадобится два стеклышка, на первое стеклышко, с помощью пипетки, мы капнем воду, а на второе капельку спирта. В ходе эксперимента, мы выясним, что спирт испарится быстрее, так как молекулы спирта более активны и из-за этого они быстрее распадаются с молекулами воздуха, тем самым докажем, что скорость испарения зависит от рода вещества. Опыт 3: Берем два стеклышка и капаем на каждое по капельке воды, одно стеклышко отодвигаем и начинаем махать на него листом бумаги, тем самым вода быстрее испарится на том стеклышке, на который будет воздействовать «ветер». Опыт 4: Берем опять же два стеклышка и капаем на каждый из них воду, берем одно стеклышко и повышаем температуру воду нагревательным прибором, вследствие чего, вода, температура которой стала больше, испарится быстрее. Мы можем сделать вывод, что скорость испарения зависит от температуры. Если температура повышается, то повышается и скорость испарения. Запишем от чего же зависит скорость испарения: Род жидкости - Температура - Площадь поверхности - Наличие ветра – ветер уносит вылетевшие молекулы Пар, находящийся в динамическом равновесии со своей жидкостью, называется насыщенным паром. Пар, не находящийся в состоянии равновесия со своей жидкостью, называется ненасыщенным. У: Давайте представим, на дворе лето, вы покупались только что в море/речке/озере и вышли из воды, резко стало прохладно. Почему? Д:- Жидкость испаряясь, отнимает часть внутренней энергии, поэтому температура понижается. У: Давайте обратим внимание на еще один способ образования пара. Все мы перед тем как заварить чай или кофе кипятим воду в чайнике. Сразу после того, как чайник закипел, что мы можем наблюдать? Д: - Нарисуем еще один рисунок. Запишем определение: Кипение – это интенсивный переход жидкости в пар, происходящий с образованием пузырьков пара по всему объему жидкости при определении температуры. |
Закрепление нового материала | 8 мин | Решение задач (устное). №1099, 1100,1102. |