Проектная работа «Использование блоков дьенеша и палочек кюизенера в образовательной деятельности»
Использование блоков дьенеша и палочек кюизенера в образовательной деятельности
О проекте
Тип проекта: игровой.
Вид проекта: среднесрочный.
Сроки осуществления проекта: с 03.04.2017 г. по 28.04.2017 г.
Участники проекта: воспитанники 1 младшей группы, воспитатель, родители воспитанников, музыкальный руководитель.
«Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму».
Конфуций.
1.1. Проблема проекта
Дети не проявляют познавательный интерес и плохо справляются с простейшими логическими задачами при проведении НОД по формированию элементарных математических представлений.
1.2. Актуальность проекта
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка — развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольников к школьному обучению, в частности предматематической подготовки. В современных условиях, в мире новых компьютерных технологий и информационной цивилизации недостаточно научить детей счёту, измерению, вычислению. Особо важная задача – формирование способности самостоятельно и творчески мыслить.
Решению этой задачи помогают развивающие игры, уникальные по своим развивающим возможностям дидактические материалы – логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера. Использование этих игр позволяет развивать в детях творческое начало, которое проявляется в умении рассуждать, решать нестандартные задачи, генерировать идеи, сочинять сказки, фантазировать, конструировать и т. д.
Единственный язык, который легко даётся детям – это язык игры. В игре малыши узнают мир и усваивают систему отношений в обществе, развиваются, формируются как личности. Игра и игровые приёмы позволяют раскрыть перед детьми смысл математических заданий, заинтересовать их. Кроме того, игра позволяет создать условия, при которых ребёнок усваивает математические знания самостоятельно, без принуждения со стороны взрослого. И это, конечно, стимулирует интерес к получению знаний.
Логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера в моей деятельности являются одновременно и орудием профессионального труда, и инструментом учебно-познавательной деятельности ребёнка. Занимательность этого дидактического материала оживляет ту математику, которую многие считают сухой, неинтересной и далекой от жизни детей.
Десять причин, почему для воспитания и образования детей необходимо использовать блоки Дьенеша и палочки Кюизенера:
2.1. Цель проекта
Развитие у детей познавательной активности и интеллектуально- творческих способностей через совместную познавательно- исследовательскую, игровую деятельность.
2.2. Задачи проекта
Воспитательные:
Развивающие:
радости, занимательности, эмоциональных переживаний и пр.),
Обучающие:
2.3. Методы и формы реализации проекта
Словесные методы: беседа, рассказ воспитателя, чтение художественной литературы.
Наглядные методы: прямые - воспитатель показывает способы действия и косвенные-воспитатель побуждает ребёнка к самостоятельному действию.
Практические методы: работа с альбомами, участие в драматизации сказок.
Игровые методы: применение всех видов игр (подвижные, дидактические, малоподвижные, пальчиковые, сюжетно- ролевые, театральные).
Формы реализации проекта:
2.4. Планируемый результат
2.5. Ресурсное обеспечение проекта
Информационно-методическое (методическая литература, интернет- сайты):
Материально- техническое
2.6. Предварительная работа
2.7. План реализации проекта
Этапы проекта |
Задачи |
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
Планируемый результат |
Ценностно- ориентированный |
-смотивировать детей и родителей к проектной деятельности, раскрыть значимость и актуальность проекта, ввести детей в проблемную ситуацию; -провести входную диагностику. |
с 03.04. по 06.04. -мотивирует детей к проектной деятельности (знакомит детей с дидактическим материалом, побуждает рассматривать и ощупывать); -мотивирует родителей к проектной деятельности: практикум «Стимулирование познавательных интересов детей посредством игр с палочками Кюизенера и блоками Дьенеша»; -проводит входную диагностику. |
-дети рассматривают, обследуют новый дидактический материал; -дети принимают участие во входной диагностике. |
-дети заинтересованы, эмоционально откликнулись на предстоящую проектную деятельность; -родители заинтересованы в приобретении для своих детей палочек Кюизенера и блоков Дьенеша. |
Конструктивный |
- провести планирование этапов практической деятельности; - подобрать литературу, иллюстрации, дидактические игры, музыкальные произведения по теме; - привлечь родителей к оформлению альбома «Палочки Кюизенера и блоки Дьенеша в русских народных сказках». |
07.04.,10.04. -подбирает дидактические игры, малоподвижные игры, подвижные игры с палочками Кюизенера и блоками Дьенеша; -подбирает иллюстрации по теме: Транспорт; -музыкальный руководитель подбирает произведения по теме: Игрушки. |
-дети включаются в проектную деятельность; -принимают участие в пополнении альбома « Волшебные блоки и палочки в русских народных сказках» совместно с родителями. |
-дети заинтересованы в проектной деятельности; -дети принимают участие в совместной деятельности с родителями; -родители пополняют альбом «Палочки Кюизенера и блоки Дьенеша в русских народных сказках». |
Практический |
-осуществить координацию деятельности детей; -проконсультировать родителей по возникающим вопросам; -воспитывать интерес к продуктивной деятельности; -развивать первичные навыки в проектно-исследовательской деятельности; -пополнить содержимое развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с современными требованиями; -пополнить методическое, дидактическое обеспечение. |
С 10.04 по 21.04. 10.04. проводит д/и «Выложи дорожку», п/и «Мышки -норушки» -блоки. 11.04. проводит НОД «Коза с козлятами», организует работу в альбомах по мотивам сказки «Волк и 7 козлят», проводит д/и «Сделай как я» - палочки. 12.04. проводит д/и «Что изменилось?», совместно с детьми рассматривают иллюстрации и беседуют по теме: транспорт, проводит НОД «Грузовик» -блоки, организует работу в альбомах- блоки. 13.04. проводит д/и «Дорожки для матрёшки», организует работу в альбомах-палочки. 14.04. проводит сюжетно-ролевую игру «Путешествие в автобусе», п/и «Три обруча» - блоки. 17.04. совместно с детьми драматизирует сказку «Колобок», организует работу в альбомах по мотивам сказки; проводит д/и «Змейка» -палочки. 18.04. читает детям стих А. Барто «Кто как кричит», организует работу в альбомах по мотивам стихотворения; проводит д/и «Волшебный мешочек» -блоки. 19.04. совместно с детьми составляет рассказ «История об одном автобусе» и организует работу в альбоме «Вместе весело играть» -палочки и блоки; проводит п/и «Раз, два, три розовая палочка беги!». 20.04. проводит НОД «Что делает шофёр?», д/и «Перевези груз» - блоки. 21.04. совместно с музыкальным руководителем проводит развлечение «Игрушки» -блоки. |
-дети поэтапно реализуют содержание деятельности по решению проблемы: активно принимают участие в различных видах игр, включаются в образовательную деятельность, участвуют в драматизации сказки, прослушивании музыкальных произведений, просмотре иллюстраций. |
-дети проявляют самостоятельность, инициативность, уверенность в себе при решении интеллектуальных задач, - дети демонстрируют доброжелательность и готовность к взаимопомощи по отношению к другим детям и взрослому, - дети проявляют познавательный интерес к исследовательской деятельности, -дети проявляют свои эмоции в процессе реализации проекта, -дети демонстрируют умение грамотно высказываться, -дети демонстрируют умение ориентироваться в пространстве, - дети демонстрируют умение узнавать и называть сенсорные эталоны, - дети демонстрируют умение обследовать предметы, включая при этом движения рук по предмету в процесс знакомства с ним.
|
Заключительный |
- провести контрольную диагностику, - оформить результаты деятельности. |
с 24.04. по 26.04. - проводит контрольную диагностику, - оформляет фотоальбом «Играем и развиваемся», - создаёт презентацию «Волшебные блоки и палочки», - оформляет картотеку игровых альбомов «Маленькие логики», - совместно с родителями оформляет альбом «Волшебные блоки и палочки в русских народных сказках». |
-дети принимают участие в контрольной диагностике, -дети принимают активное участие в оформлении результатов проектной деятельности. |
-дети с интересом участвуют в оформлении результатов проекта. |
Презентационный |
- провести презентацию проекта, защиту его основных позиций. |
27.04. -проводит презентацию проекта. |
|
-презентация проходит успешно! |
Оценочно- рефлексивный |
- оценить деятельность по педагогической эффективности проекта, - прививать детям первичное умение самооценки, - стимулировать детей на перенос полученных знаний в режимные моменты и в семью. |
28.04. - оценивает эффективность проекта, - проводит беседу о результатах проектной деятельности, - стимулирует детей на самостоятельную работу в альбоме «Волшебные блоки и палочки в русских народных сказках». |
-дети проявляют первичное умение самоанализа. |
- оценка деятельности по педагогической эффективности проекта проведена успешна, - дети смотивированы на перенос полученных знаний в режимные моменты и в семью, -дети проявляют живой интерес к самостоятельной работе в альбоме «Волшебные блоки и палочки в русских народных сказках». |
2.8. Результат проекта
2.9. Заключение
Сегодня на смену жесткой учебно-дисциплинарной модели воспитания пришла личностно-ориентированная модель, основанная на бережном и чутком отношении к ребенку и его развитию. Насущной стала проблема индивидуально-дифференцированного обучения. Поэтому в своей педагогической деятельности палочки Кюизенера и блоки Дьнеша с их ориентацией на индивидуальный подход и идеи автодидактизма являются, по моему мнению, уникальным дидактическим материалом.
Реализованный в моей группе проект, прямое тому доказательство. Результатом игр детей с палочками Кюизенера и блоками Дьенеша стали такие заявления детей, как … «Хочу ещё играть!», «Хочу новую игру!», «Давайте ещё поиграем!». Значит у детей формируется интерес к познанию, развивается умение думать. Дети стали более настойчивыми, сосредоточенными в деятельности, способными к проявлению инициативы.
В своей работе и в дальнейшем планирую использовать блоки Дьенеша и палочки Кюизенера, учитывая основные особенности этого дидактического материала — абстрактность, универсальность, высокую эффективность.