Проектная работа «Использование блоков дьенеша и палочек кюизенера в образовательной деятельности»

0
0
Материал опубликован 22 July 2019

Использование блоков дьенеша и палочек кюизенера в образовательной деятельности

О проекте

Тип проекта: игровой.

Вид проекта: среднесрочный.

Сроки осуществления проекта: с 03.04.2017 г. по 28.04.2017 г.

Участники проекта: воспитанники 1 младшей группы, воспитатель, родители воспитанников, музыкальный руководитель.

«Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму».

Конфуций.

1.1. Проблема проекта

Дети не проявляют познавательный интерес и плохо справляются с простейшими логическими задачами при проведении НОД по формированию элементарных математических представлений.

1.2. Актуальность проекта

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка — развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольников к школьному обучению, в частности предматематической подготовки. В современных условиях, в мире новых компьютерных технологий и информационной цивилизации недостаточно научить детей счёту, измерению, вычислению. Особо важная задача – формирование способности самостоятельно и творчески мыслить.

Решению этой задачи помогают развивающие игры, уникальные по своим развивающим возможностям дидактические материалы – логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера. Использование этих игр позволяет развивать в детях творческое начало, которое проявляется в умении рассуждать, решать нестандартные задачи, генерировать идеи, сочинять сказки, фантазировать, конструировать и т. д.

Единственный язык, который легко даётся детям – это язык игры. В игре малыши узнают мир и усваивают систему отношений в обществе, развиваются, формируются как личности. Игра и игровые приёмы позволяют раскрыть перед детьми смысл математических заданий, заинтересовать их. Кроме того, игра позволяет создать условия, при которых ребёнок усваивает математические знания самостоятельно, без принуждения со стороны взрослого. И это, конечно, стимулирует интерес к получению знаний.

Логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера в моей деятельности являются одновременно и орудием профессионального труда, и инструментом учебно-познавательной деятельности ребёнка. Занимательность этого дидактического материала оживляет ту математику, которую многие считают сухой, неинтересной и далекой от жизни детей.

Десять причин, почему для воспитания и образования детей необходимо использовать блоки Дьенеша и палочки Кюизенера:

1. Блоки и палочки - один из немногих дидактических материалов, дающих возможность формировать у ребёнка комплекс необходимых интеллектуальных умений, от сенсорных к мыслительным.
2. Многие математические представления ребёнок получает играя.
3. Блоки и палочки учат ребёнка ориентироваться как в двухмерном, так и в трёхмерном пространствах.
4. Благодаря блокам и палочкам развивается логическое мышление.
5. Блоки и палочки обеспечивают возможность получать знания в результате исследований.
6. Ставя задачи разной сложности, блоки и палочки можно использовать и в семье, и в дошкольных учреждениях, и в школе.
7. Игры с блоками и палочками дают возможность детям объединяться, что позволяет им научиться работать в команде, содержательно общаться.
8. Блоки и палочки содействуют развитию восприятия, памяти, воображения, речи.
9. Блоки и палочки могут быть использованы в диагностических целях.
10. Этот материал может быть использован во всех образовательных областях.

2.1. Цель проекта

Развитие у детей познавательной активности и интеллектуально- творческих способностей через совместную познавательно- исследовательскую, игровую деятельность.

2.2. Задачи проекта

Воспитательные:

• воспитывать самостоятельность, инициативность посредством решения интеллектуальных задач,
• воспитывать уверенность в себе посредством создания ситуации успеха в игровой, познавательно- исследовательской деятельности,
• воспитывать потребность в доброжелательных отношениях с другими детьми посредством организации парной формы организации деятельности,
• воспитывать готовность к взаимопомощи в процессе общения со взрослым и сверстниками,
• воспитывать интерес к исследовательской деятельности посредством стимулирования занимательным содержанием.

Развивающие:

• развивать сенсорные способности (восприятие цвета, формы, величины, пространственных отношений и др.) в процессе обследовательских действий,
• развивать эмоции детей посредством создания ситуаций удивления,

радости, занимательности, эмоциональных переживаний и пр.),

• развивать мелкую моторику, зрительно-моторную координацию в процессе выполнения игровых заданий с дидактическим материалом,
• развивать связную, грамматически правильную диалогическую (монологическую) речь в процессе драматизации сказки, участия в беседе, составлении рассказа.

Обучающие:

• учить детей ориентироваться в сенсорных эталонах (узнавать и называть цвет, форму, размер, количество предметов),
• формировать умение ориентироваться в пространстве (группы, листа бумаги и т. д.),
• научить детей обследовать предметы, побуждать включать движения рук по предмету в процесс знакомства с ним (обводить руками части предмета, гладить их и т.д.).

2.3. Методы и формы реализации проекта

Словесные методы: беседа, рассказ воспитателя, чтение художественной литературы.

Наглядные методы: прямые - воспитатель показывает способы действия и косвенные-воспитатель побуждает ребёнка к самостоятельному действию.

Практические методы: работа с альбомами, участие в драматизации сказок.

Игровые методы: применение всех видов игр (подвижные, дидактические, малоподвижные, пальчиковые, сюжетно- ролевые, театральные).

Формы реализации проекта:

• Непосредственно-образовательная деятельность: социально- коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно- эстетическое развитие, физическое развитие.
• Образовательная область в режимных моментахнаблюдения, игра, игровые упражнения, обсуждения.
• Образовательная деятельность в разных видах детской деятельности: игры (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные, театрализованные), тематические досуги, проектная деятельность.
• Самостоятельная деятельность: игры (дидактические, сюжетно-ролевые), работа с альбомами.
• Совместная деятельность с семьей: проектная деятельность, участие в практикуме, оформление фотоальбома « Играем и развиваемся», оформление альбома «Волшебные блоки и палочки в русских народных сказках».

2.4. Планируемый результат

• дети проявляют самостоятельность, инициативность, уверенность в себе при решении интеллектуальных задач,
• дети демонстрируют доброжелательность и готовность к взаимопомощи по отношению к другим детям и взрослому,
• дети проявляют познавательный интерес к исследовательской деятельности,
• дети проявляют свои эмоции в процессе реализации проекта,
• дети демонстрируют умение грамотно высказываться,
• дети демонстрируют умение ориентироваться в пространстве,
• дети демонстрируют умение узнавать и называть сенсорные эталоны,
• дети демонстрируют умение обследовать предметы, включая при этом движения рук по предмету в процесс знакомства с ним.

2.5. Ресурсное обеспечение проекта

Информационно-методическое (методическая литература, интернет- сайты):

• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Министерство образования науки Российской Федерации № 1155 от 17.10.2013).
• От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: мозаика-синтез, 2012.

Материально- техническое

• Игровые альбомы: «Волшебные дорожки (палочки Кюизенера) 2-3 года», « Блоки Дьенешадля самых маленьких 2-3 года», « Блоки Дьенеша для самых маленьких 2 2-4 года», Блоки Дьнеша для малышей « Маленькие логики», « Вместе весело играть палочки Кюизенера + блоки Дьенеша)».
• Палочки Кюизенера- 2 коробки.
• Блоки Дьенеша- 2 коробки.

2.6. Предварительная работа

• чтение художественной литературы: « Волк и семеро козлят», « Колобок», А. Барто « Кто как кричит», « Грузовик».
• рассматривание иллюстраций по теме « Транспорт».

2.7. План реализации проекта

Этапы проекта

Задачи

Деятельность педагога

Деятельность детей

Планируемый результат

Ценностно-

ориентированный

-смотивировать детей и родителей

к проектной деятельности, раскрыть

значимость и актуальность проекта,

ввести детей в проблемную ситуацию;

-провести входную диагностику.

с 03.04. по 06.04.

-мотивирует детей к проектной деятельности (знакомит детей с дидактическим материалом, побуждает рассматривать и ощупывать);

-мотивирует родителей к проектной деятельности: практикум «Стимулирование познавательных интересов детей посредством игр с палочками Кюизенера и блоками Дьенеша»;

-проводит входную диагностику.

-дети рассматривают, обследуют новый дидактический материал;

-дети принимают участие во входной диагностике.

-дети заинтересованы, эмоционально откликнулись на предстоящую проектную деятельность;

-родители заинтересованы в приобретении для своих детей палочек Кюизенера и блоков Дьенеша.

Конструктивный

- провести планирование этапов практической деятельности;

- подобрать литературу, иллюстрации, дидактические игры, музыкальные произведения по теме;

- привлечь родителей к оформлению альбома «Палочки Кюизенера и блоки Дьенеша в русских народных сказках».

07.04.,10.04.

-подбирает дидактические игры, малоподвижные игры, подвижные игры с палочками Кюизенера и блоками Дьенеша;

-подбирает иллюстрации по теме: Транспорт;

-музыкальный руководитель подбирает произведения по теме: Игрушки.

-дети включаются в проектную деятельность;

-принимают участие в пополнении альбома « Волшебные блоки и палочки в русских народных сказках» совместно с родителями.

-дети заинтересованы в проектной деятельности;

-дети принимают участие в совместной деятельности с родителями;

-родители пополняют альбом «Палочки Кюизенера и блоки Дьенеша в русских народных сказках».

Практический

-осуществить координацию деятельности детей;

-проконсультировать родителей по возникающим вопросам;

-воспитывать интерес к продуктивной деятельности;

-развивать первичные навыки в проектно-исследовательской деятельности;

-пополнить содержимое развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с современными требованиями;

-пополнить методическое, дидактическое обеспечение.

С 10.04 по 21.04.

10.04. проводит д/и «Выложи дорожку», п/и «Мышки -норушки» -блоки.

11.04. проводит НОД «Коза с козлятами», организует работу в альбомах по мотивам сказки «Волк и 7 козлят», проводит д/и «Сделай как я» - палочки.

12.04. проводит д/и «Что изменилось?», совместно с детьми рассматривают иллюстрации и беседуют по теме: транспорт, проводит НОД «Грузовик» локи, организует работу в альбомах- блоки.

13.04. проводит д/и «Дорожки для матрёшки», организует работу в альбомах-палочки.

14.04. проводит сюжетно-ролевую игру «Путешествие в автобусе», п/и «Три обруча» - блоки.

17.04. совместно с детьми драматизирует сказку «Колобок», организует работу в альбомах по мотивам сказки; проводит д/и «Змейка» -палочки.

18.04. читает детям стих А. Барто «Кто как кричит», организует работу в альбомах по мотивам стихотворения; проводит д/и «Волшебный мешочек» локи.

19.04. совместно с детьми составляет рассказ «История об одном автобусе» и организует работу в альбоме «Вместе весело играть» -палочки и блоки; проводит п/и «Раз, два, три розовая палочка беги!».

20.04. проводит НОД «Что делает шофёр?», д/и «Перевези груз» - блоки.

21.04. совместно с музыкальным руководителем проводит развлечение «Игрушки» локи.

-дети поэтапно реализуют содержание деятельности по решению проблемы: активно принимают участие в различных видах игр, включаются в образовательную деятельность, участвуют в драматизации сказки, прослушивании музыкальных произведений, просмотре иллюстраций.

-дети проявляют самостоятельность, инициативность, уверенность в себе при решении интеллектуальных задач,

- дети демонстрируют доброжелательность и готовность к взаимопомощи по отношению к другим детям и взрослому,

- дети проявляют познавательный интерес к исследовательской деятельности,

-дети проявляют свои эмоции в процессе реализации проекта,

-дети демонстрируют умение грамотно высказываться,

-дети демонстрируют умение ориентироваться в пространстве,

- дети демонстрируют умение узнавать и называть сенсорные эталоны,

- дети демонстрируют умение обследовать предметы, включая при этом движения рук по предмету в процесс знакомства с ним.

 

Заключительный

- провести контрольную диагностику,

- оформить результаты деятельности.

с 24.04. по 26.04.

- проводит контрольную диагностику,

- оформляет фотоальбом «Играем и развиваемся»,

- создаёт презентацию «Волшебные блоки и палочки»,

- оформляет картотеку игровых альбомов «Маленькие логики»,

- совместно с родителями оформляет альбом «Волшебные блоки и палочки в русских народных сказках».

-дети принимают участие в контрольной диагностике,

-дети принимают активное участие в оформлении результатов проектной деятельности.

-дети с интересом участвуют в оформлении результатов проекта.

Презентационный

- провести презентацию проекта, защиту его основных позиций.

27.04.

-проводит презентацию проекта.

 

-презентация проходит успешно!

Оценочно-

рефлексивный

- оценить деятельность по педагогической эффективности проекта,

- прививать детям первичное умение самооценки,

- стимулировать детей на перенос полученных знаний в режимные моменты и в семью.

28.04.

- оценивает эффективность проекта,

- проводит беседу о результатах проектной деятельности,

- стимулирует детей на самостоятельную работу в альбоме «Волшебные блоки и палочки в русских народных сказках».

-дети проявляют первичное умение самоанализа.

- оценка деятельности по педагогической эффективности проекта проведена успешна,

- дети смотивированы на перенос полученных знаний в режимные моменты и в семью,

-дети проявляют живой интерес к самостоятельной работе в альбоме «Волшебные блоки и палочки в русских народных сказках».

2.8. Результат проекта

• презентация для родителей «Играем и развиваемся»,
• презентация «Волшебные блоки и палочки»,
• фотоальбом «Играем и развиваемся»,
• картотека игровых альбомов «Маленькие логики»,
• альбом «Волшебные блоки и палочки в русских народных сказках».

2.9. Заключение

Сегодня на смену жесткой учебно-дисциплинарной модели воспитания пришла личностно-ориентированная модель, основанная на бережном и чутком отношении к ребенку и его развитию. Насущной стала проблема индивидуально-дифференцированного обучения. Поэтому в своей педагогической деятельности палочки Кюизенера и блоки Дьнеша с их ориентацией на индивидуальный подход и идеи автодидактизма являются, по моему мнению, уникальным дидактическим материалом.

Реализованный в моей группе проект, прямое тому доказательство. Результатом игр детей с палочками Кюизенера и блоками Дьенеша стали такие заявления детей, как … «Хочу ещё играть!», «Хочу новую игру!», «Давайте ещё поиграем!». Значит у детей формируется интерес к познанию, развивается умение думать. Дети стали более настойчивыми, сосредоточенными в деятельности, способными к проявлению инициативы.

В своей работе и в дальнейшем планирую использовать блоки Дьенеша и палочки Кюизенера, учитывая основные особенности этого дидактического материала — абстрактность, универсальность, высокую эффективность.

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации