Конспект занятия в старшей группе «Сказка в гости к нам пришла» (использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера)

4
0
Материал опубликован 23 July 2020

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
«Сказка в гости к нам пришла»  (использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера) Выполнил воспитатель высшей квалификационной категории Батманова Л.В. г. Рязань

Цель: развитие математических способностей.

Программные задачи:

Создавать условия для:

закрепления счета в пределах 10;

закрепления названия геометрических фигур;

развития логического мышления;

закрепления умения соотносить цифру с количеством предметов;

закрепления свойств геометрических фигур, ориентируясь на знаки-символы;

закрепления порядкового счета;

закрепления умения детей группировать блоки Дьенеша по 2 и 3 свойствам;

закрепления умения детей разбивать и группировать фигуры по совместным свойствам;

закрепления умения детей «читать схемы», следуя правилам;

закрепления умения соотносить цвет палочки Кюизенера с цифрой;

закрепления свойств магнита;

развития двигательной активности;

развития мелкой моторики рук;

закрепления признаков осени, обобщающих понятий «урожай», «листопад»;

воспитания доброты, желания помочь окружающим.

Оборудование:

блоки Дьенеша (наборы на каждого ребенка);

палочки Кюизенера (наборы на каждого ребенка);

карточки схемы к блокам Дьенеша;

дидактическая игра «Засели домики»;

знаки-символы (по блокам Дьенеша);

математические планшеты (на каждого ребенка);

карточки-задания к математическому планшету;

2 обруча разноцветные (красный и синий);

магниты на каждого ребенка;

металлические монетки, прикрепленные к блокам Дьенеша;

ширма;

герои сказки «Колобок» (театральные куклы);

карточки с заданием к палочкам Кюизенера;

флешка с записанной физкультминуткой;

корзина с угощением.

Ход занятия

Звучит музыка, дет входят под нее, становятся в кружочек.

Воспитатель:

Дружно за руки возьмитесь

И друг другу улыбнитесь.

Пусть улыбка навсегда

Согревает вам сердца!

Воспитатель: Ребята, у нас сегодня гости. Давайте с ними поздороваемся и пошлем им наш воздушный поцелуй. (дети посылают воздушный поцелуй гостям)

Воспитатель: Ребята, а вы сказки любите? (ответы детей) Сегодня мы с вами отправимся путешествовать по сказке, а какой – вы отгадайте сами.

Сказка в гости к нам пришла

И в дорогу позвала.

Глазки закрываем,

В сказку попадаем.

(Дети закрывают глаза)

Воспитатель: Вот мы и оказались в сказке. Посмотрите, кто это катится по дорожке? (звучи музыка и за ширмой появляется колобок).

Дети: Колобок.

Воспитатель: А как называется сказка?

Дети: Сказка называется «Колобок».

Воспитатель: Правильно. Конечно, это сказка «Колобок». Но наша сказка необычная. Наша сказка – это все наоборот. Наш веселый колобок катится не от бабушки и дедушки, а наоборот хочет найти дорогу к ним и попасть скорее домой. Катится, катится колобок по дорожке (звучит музыка), а навстречу ему заяц.

- Ты кто? – спрашивает он колобка.

- Я колобок – румяный бок. А ты кто?

- Я веселый зайчик

Зайчик – побегайчик.

Ты моим друзьям – черепашкам помоги

И все цифры им найди.

Цифры найдешь, дальше пойдешь.

А то съем.

Воспитатель: Ребята, поможем колобку?

Дети: Да.

Воспитатель: Я вам сейчас раздам вот эти математические планшеты, и мы с вами будем помогать черепашкам находить нужные цифры. (Дети выполняют задание, сидя за столами – соотносят количество с цифрами)

Воспитатель: Дети, вы хорошо справились с заданием, помогли колобку. Смотрите, заяц не стал есть колобка, он уже катится дальше. (Звучит музыка). Катится, катится колобок, а навстречу ему волк.

- Ты кто? – спрашивает волк.

- Я колобок – румяный бок. А ты кто?

- Я волчок – серый бочок

Ты меня накорми

Тогда дальше поспеши.

А то съем.

Воспитатель: Ребята, поможем, конечно, колобку. Посмотрите что это?

Дети: Речка, а в ней плавают рыбки-фигурки. (блоки Дьенеша)

Воспитатель: Давайте мы с вами поймаем волку рыбок для еды. Но как же мы с вами будем ловить? Ведь у нас нет удочек. Подумаете, а что же у нас тут есть?

Дети: Магниты.

Воспитатель: Правильно, вот с их помощью мы и накормим волка. Сначала мы с вами поймаем маленьких рыбок и положим вот на эту тарелочку (дети выполняют задание).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, а какие рыбки у нас остались?

Дети: У нас остались большие рыбки.

Воспитатель: Давайте их будем ловить (дети прикладывают магнит, но фигуры-рыбки не притягиваются).

Воспитатель: А поему же большие рыбки не притягиваются к магниту?

Дети: Большие рыбки пластмассовые.

Воспитатель:А почему же притянулись маленькие рыбки ? Но мы сейчас с вами раскроем секрет, почему же маленькие рыбки поймались (воспитатель показывает, что на маленьких рыбках прикреплены металлические монетки, поэтому они и притянулись, а на больших рыбках их нет). (Воспитатель делает вывод). Правильно, дети, притягиваются к магниту только металлические предметы, а пластмассовые не притягиваются.

Воспитатель: посмотрите на нашу тарелочку с маленькими рыбками. Чем они отличаются друг от друга?

Дети: маленькие рыбки отличаются формой, цветом и толщиной.

Воспитатель: А сколько толстых рыбок? А сколько красных кружков? Сколько желтых? Сколько синих треугольников? А сколько всего фигурок-рыбок? А сколько тонких рыбок? (ответы детей).

Воспитатель: Мы накормили с вами волка, он очень доволен и отпустил колобка. Катится наш колобок дальше (звучит музыка). А навстречу ему медведь.

- Ты кто? – спрашивает медведь.

- Я колобок – румяный бок. А ты кто?

- А я мишка косолапый

По лесу хожу, шишки собираю,

В корзину их кладу.

Листья уберешь,

Дальше ты пойдешь,

А то съем.

Воспитатель: Снова колобку нужна наша помощь. Ребята, а сейчас какое время года?

Дети: Осень.

Воспитатель: А осенью что происходит с листочками? (ответы детей). А когда много-много падает листьев – как называется это явление?

Дети: Листопад.

Воспитатель: дети, посмотрите сколько налетело листьев (блоки Дьенеша). Нам надо все убрать в мешки (обручи). Но на мешках что-то прикреплено. Что это?

Дети: Знаки-символы.

Воспитатель: Вот мы вами и будем убирать: в красный мешок какие фигуры?

Дети: В красный мешок – маленькие и тонкие фигурки-листочки.

Воспитатель: А синий мешок?

Дети: А в синий мешок (обруч) будем убирать большие толстые листочки-фигурки. (дети выполняют задание)

Воспитатель: Молодцы, как стало чисто на дорожках. Давайте проверим, как вы выполнили задание. (воспитатель проверяет выполненную работу)

Воспитатель: Ребята, а колобок уже покатился дальше, медведь его тоже отпустил. Мы с вами столько дел переделали, что сил у нас, наверное, уже не осталось. Но чтобы наши силы прибавились давайте мы с вами проведем физкультминутку.

Физкультминутка «Хлопай-топай»

Воспитатель: Сил у ас вами теперь прибавилось и мы готовы снова помогать колобку. Посмотрите, колобок наш опять катится, катится (звучит музыка), а навстречу ему лиса.

- Ты кто? – спрашивает лиса.

- Я колобок – румяный бок. А ты кто?

- А я лисичка-сестричка

- Песни пою, хороводы вожу

- Бусы соберешь, дальше пойдешь.

- А то съем.

Воспитатель: Ну, что же, ребята, давайте бусы собирать, колобку помогать. Но собирать мы будем вот по таким схемам (дети садятся за столы, воспитатель раздает карточки-схемы по блокам Дьенеша). Бусы собирать будем в определенной последовательности. (в конце проверка задания)

Воспитатель: Молодцы! Вот сколько бус собрали. И какие красивые. Лисичка каждый день будет ходить красивая. Ребята, а наш колобок опять покатился дальше. А вот и бабушка с дедушкой показались.

Спасибо, ребята, что помогли нашему колобку.

Спасибо, ребята! – говорит колобок.

Бабушка: Ребята, нам с дедом тоже нужна ваша помощь.

Вы, ребята, помогите

Ящички нам смастерите,

Чтобы яблоки сложить

И на зиму положить.

Воспитатель: Ребята, давайте поможем бабушке с дедушкой. Поможем? (ответы детей) Мы с вами говорили, что сейчас какое время года? (ответы детей) А осенью что убирают?

Дети: Овощи, фрукты.

Воспитатель: А как сказать одним словом?

Дети: Урожай.

Воспитатель: Ящики мы будем делать из цветных палочек (палочки Кюизенера) Нашей цветной палочке соответствует цифра. Я вам раздам листочки, на них нарисованы палочки с цифрами, а вы должны найти соответствующую палочку и положить на нужное место. (дети выполняют задание)

Воспитатель: Сколько ящичков у вас у всех получилось?

Дети: Три.

Воспитатель: Какой Коля у тебя ящичек самый большой? (ответы детей)

Воспитатель: А какой у тебя ящичек самый маленький? (ответы детей)

Воспитатель: А сколько палочек использовали для одного ящика? (ответы детей) Какой ящичек второй, первый, третий? (спросить индивидуально) Какой впереди, в середине, последний? (ответы детей – спросить индивидуально) Какой не первый, не второй, не третий?(Ответы детей).

Воспитатель: Молодцы! Но у бабушки с дедушкой есть еще одна просьба.

Бабушка (кукла): У нас много домов построено, а жильцов там нет.

Вы, ребята, помогите

И соседей нам найдите.

Воспитатель: Мы, конечно, поможем. Посмотрите, ребята, сколько домиков. Давайте их заселим новыми жильцами (фигурки – блоки Дьенеша). (Дети в окошки помещают нужный блок по знакам-символам. Воспитатель выборочно спрашивает детей, какую фигуру поместили и почему).

Бабушка: Спасибо, ребята. Вы такие умные и такие добрые. Приезжайте к нам в гости, мы будем очень рады.

Воспитатель: Дети, нам пора возвращаться в детский сад.

Глазки закрываем,

В детский садик попадаем.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, а бабушка с дедушкой прислали нам гостинцы (воспитатель снимает с корзинки салфетку). Ой, а что же тут? (Ответы детей - фигурки-блоки). А здесь еще и записка от бабушки и дедушки.

Вы, ребята, блок возьмите

И о нем все расскажите.

Воспитатель: Ну что же берите себе блок и рассказывайте о нем. (дети выполняют задние)

Воспитатель: Ребята, а давайте заглянем еще раз в корзину. (дети заглядывают в корзину и находят там угощение)

Воспитатель: А вот и наши гостинцы. Спасибо нашим друзьям. (Дети говорят «спасибо»)

Воспитатель: Вы сегодня просто молодцы! Вы не только справились со всеми заданиями, но оказались добрыми, отзывчивыми, помогли и колобку, и бабушке с дедушкой. А нашим гостям, я думаю, тоже вы понравились, ребята. И давайте на память им подарим вот эти веселые колобки с пожеланиями.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации