Конспект занятия в старшей группе «Сказка в гости к нам пришла» (использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера)
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «Сказка в гости к нам пришла» (использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера) Выполнил воспитатель высшей квалификационной категории Батманова Л.В. г. Рязань
Цель: развитие математических способностей.
Программные задачи:
Создавать условия для:
закрепления счета в пределах 10;
закрепления названия геометрических фигур;
развития логического мышления;
закрепления умения соотносить цифру с количеством предметов;
закрепления свойств геометрических фигур, ориентируясь на знаки-символы;
закрепления порядкового счета;
закрепления умения детей группировать блоки Дьенеша по 2 и 3 свойствам;
закрепления умения детей разбивать и группировать фигуры по совместным свойствам;
закрепления умения детей «читать схемы», следуя правилам;
закрепления умения соотносить цвет палочки Кюизенера с цифрой;
закрепления свойств магнита;
развития двигательной активности;
развития мелкой моторики рук;
закрепления признаков осени, обобщающих понятий «урожай», «листопад»;
воспитания доброты, желания помочь окружающим.
Оборудование:
блоки Дьенеша (наборы на каждого ребенка);
палочки Кюизенера (наборы на каждого ребенка);
карточки схемы к блокам Дьенеша;
дидактическая игра «Засели домики»;
знаки-символы (по блокам Дьенеша);
математические планшеты (на каждого ребенка);
карточки-задания к математическому планшету;
2 обруча разноцветные (красный и синий);
магниты на каждого ребенка;
металлические монетки, прикрепленные к блокам Дьенеша;
ширма;
герои сказки «Колобок» (театральные куклы);
карточки с заданием к палочкам Кюизенера;
флешка с записанной физкультминуткой;
корзина с угощением.
Ход занятия
Звучит музыка, дет входят под нее, становятся в кружочек.
Воспитатель:
Дружно за руки возьмитесь
И друг другу улыбнитесь.
Пусть улыбка навсегда
Согревает вам сердца!
Воспитатель: Ребята, у нас сегодня гости. Давайте с ними поздороваемся и пошлем им наш воздушный поцелуй. (дети посылают воздушный поцелуй гостям)
Воспитатель: Ребята, а вы сказки любите? (ответы детей) Сегодня мы с вами отправимся путешествовать по сказке, а какой – вы отгадайте сами.
Сказка в гости к нам пришла
И в дорогу позвала.
Глазки закрываем,
В сказку попадаем.
(Дети закрывают глаза)
Воспитатель: Вот мы и оказались в сказке. Посмотрите, кто это катится по дорожке? (звучи музыка и за ширмой появляется колобок).
Дети: Колобок.
Воспитатель: А как называется сказка?
Дети: Сказка называется «Колобок».
Воспитатель: Правильно. Конечно, это сказка «Колобок». Но наша сказка необычная. Наша сказка – это все наоборот. Наш веселый колобок катится не от бабушки и дедушки, а наоборот хочет найти дорогу к ним и попасть скорее домой. Катится, катится колобок по дорожке (звучит музыка), а навстречу ему заяц.
- Ты кто? – спрашивает он колобка.
- Я колобок – румяный бок. А ты кто?
- Я веселый зайчик
Зайчик – побегайчик.
Ты моим друзьям – черепашкам помоги
И все цифры им найди.
Цифры найдешь, дальше пойдешь.
А то съем.
Воспитатель: Ребята, поможем колобку?
Дети: Да.
Воспитатель: Я вам сейчас раздам вот эти математические планшеты, и мы с вами будем помогать черепашкам находить нужные цифры. (Дети выполняют задание, сидя за столами – соотносят количество с цифрами)
Воспитатель: Дети, вы хорошо справились с заданием, помогли колобку. Смотрите, заяц не стал есть колобка, он уже катится дальше. (Звучит музыка). Катится, катится колобок, а навстречу ему волк.
- Ты кто? – спрашивает волк.
- Я колобок – румяный бок. А ты кто?
- Я волчок – серый бочок
Ты меня накорми
Тогда дальше поспеши.
А то съем.
Воспитатель: Ребята, поможем, конечно, колобку. Посмотрите что это?
Дети: Речка, а в ней плавают рыбки-фигурки. (блоки Дьенеша)
Воспитатель: Давайте мы с вами поймаем волку рыбок для еды. Но как же мы с вами будем ловить? Ведь у нас нет удочек. Подумаете, а что же у нас тут есть?
Дети: Магниты.
Воспитатель: Правильно, вот с их помощью мы и накормим волка. Сначала мы с вами поймаем маленьких рыбок и положим вот на эту тарелочку (дети выполняют задание).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, а какие рыбки у нас остались?
Дети: У нас остались большие рыбки.
Воспитатель: Давайте их будем ловить (дети прикладывают магнит, но фигуры-рыбки не притягиваются).
Воспитатель: А поему же большие рыбки не притягиваются к магниту?
Дети: Большие рыбки пластмассовые.
Воспитатель:А почему же притянулись маленькие рыбки ? Но мы сейчас с вами раскроем секрет, почему же маленькие рыбки поймались (воспитатель показывает, что на маленьких рыбках прикреплены металлические монетки, поэтому они и притянулись, а на больших рыбках их нет). (Воспитатель делает вывод). Правильно, дети, притягиваются к магниту только металлические предметы, а пластмассовые не притягиваются.
Воспитатель: посмотрите на нашу тарелочку с маленькими рыбками. Чем они отличаются друг от друга?
Дети: маленькие рыбки отличаются формой, цветом и толщиной.
Воспитатель: А сколько толстых рыбок? А сколько красных кружков? Сколько желтых? Сколько синих треугольников? А сколько всего фигурок-рыбок? А сколько тонких рыбок? (ответы детей).
Воспитатель: Мы накормили с вами волка, он очень доволен и отпустил колобка. Катится наш колобок дальше (звучит музыка). А навстречу ему медведь.
- Ты кто? – спрашивает медведь.
- Я колобок – румяный бок. А ты кто?
- А я мишка косолапый
По лесу хожу, шишки собираю,
В корзину их кладу.
Листья уберешь,
Дальше ты пойдешь,
А то съем.
Воспитатель: Снова колобку нужна наша помощь. Ребята, а сейчас какое время года?
Дети: Осень.
Воспитатель: А осенью что происходит с листочками? (ответы детей). А когда много-много падает листьев – как называется это явление?
Дети: Листопад.
Воспитатель: дети, посмотрите сколько налетело листьев (блоки Дьенеша). Нам надо все убрать в мешки (обручи). Но на мешках что-то прикреплено. Что это?
Дети: Знаки-символы.
Воспитатель: Вот мы вами и будем убирать: в красный мешок какие фигуры?
Дети: В красный мешок – маленькие и тонкие фигурки-листочки.
Воспитатель: А синий мешок?
Дети: А в синий мешок (обруч) будем убирать большие толстые листочки-фигурки. (дети выполняют задание)
Воспитатель: Молодцы, как стало чисто на дорожках. Давайте проверим, как вы выполнили задание. (воспитатель проверяет выполненную работу)
Воспитатель: Ребята, а колобок уже покатился дальше, медведь его тоже отпустил. Мы с вами столько дел переделали, что сил у нас, наверное, уже не осталось. Но чтобы наши силы прибавились давайте мы с вами проведем физкультминутку.
Физкультминутка «Хлопай-топай»
Воспитатель: Сил у ас вами теперь прибавилось и мы готовы снова помогать колобку. Посмотрите, колобок наш опять катится, катится (звучит музыка), а навстречу ему лиса.
- Ты кто? – спрашивает лиса.
- Я колобок – румяный бок. А ты кто?
- А я лисичка-сестричка
- Песни пою, хороводы вожу
- Бусы соберешь, дальше пойдешь.
- А то съем.
Воспитатель: Ну, что же, ребята, давайте бусы собирать, колобку помогать. Но собирать мы будем вот по таким схемам (дети садятся за столы, воспитатель раздает карточки-схемы по блокам Дьенеша). Бусы собирать будем в определенной последовательности. (в конце проверка задания)
Воспитатель: Молодцы! Вот сколько бус собрали. И какие красивые. Лисичка каждый день будет ходить красивая. Ребята, а наш колобок опять покатился дальше. А вот и бабушка с дедушкой показались.
Спасибо, ребята, что помогли нашему колобку.
Спасибо, ребята! – говорит колобок.
Бабушка: Ребята, нам с дедом тоже нужна ваша помощь.
Вы, ребята, помогите
Ящички нам смастерите,
Чтобы яблоки сложить
И на зиму положить.
Воспитатель: Ребята, давайте поможем бабушке с дедушкой. Поможем? (ответы детей) Мы с вами говорили, что сейчас какое время года? (ответы детей) А осенью что убирают?
Дети: Овощи, фрукты.
Воспитатель: А как сказать одним словом?
Дети: Урожай.
Воспитатель: Ящики мы будем делать из цветных палочек (палочки Кюизенера) Нашей цветной палочке соответствует цифра. Я вам раздам листочки, на них нарисованы палочки с цифрами, а вы должны найти соответствующую палочку и положить на нужное место. (дети выполняют задание)
Воспитатель: Сколько ящичков у вас у всех получилось?
Дети: Три.
Воспитатель: Какой Коля у тебя ящичек самый большой? (ответы детей)
Воспитатель: А какой у тебя ящичек самый маленький? (ответы детей)
Воспитатель: А сколько палочек использовали для одного ящика? (ответы детей) Какой ящичек второй, первый, третий? (спросить индивидуально) Какой впереди, в середине, последний? (ответы детей – спросить индивидуально) Какой не первый, не второй, не третий?(Ответы детей).
Воспитатель: Молодцы! Но у бабушки с дедушкой есть еще одна просьба.
Бабушка (кукла): У нас много домов построено, а жильцов там нет.
Вы, ребята, помогите
И соседей нам найдите.
Воспитатель: Мы, конечно, поможем. Посмотрите, ребята, сколько домиков. Давайте их заселим новыми жильцами (фигурки – блоки Дьенеша). (Дети в окошки помещают нужный блок по знакам-символам. Воспитатель выборочно спрашивает детей, какую фигуру поместили и почему).
Бабушка: Спасибо, ребята. Вы такие умные и такие добрые. Приезжайте к нам в гости, мы будем очень рады.
Воспитатель: Дети, нам пора возвращаться в детский сад.
Глазки закрываем,
В детский садик попадаем.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, а бабушка с дедушкой прислали нам гостинцы (воспитатель снимает с корзинки салфетку). Ой, а что же тут? (Ответы детей - фигурки-блоки). А здесь еще и записка от бабушки и дедушки.
Вы, ребята, блок возьмите
И о нем все расскажите.
Воспитатель: Ну что же берите себе блок и рассказывайте о нем. (дети выполняют задние)
Воспитатель: Ребята, а давайте заглянем еще раз в корзину. (дети заглядывают в корзину и находят там угощение)
Воспитатель: А вот и наши гостинцы. Спасибо нашим друзьям. (Дети говорят «спасибо»)
Воспитатель: Вы сегодня просто молодцы! Вы не только справились со всеми заданиями, но оказались добрыми, отзывчивыми, помогли и колобку, и бабушке с дедушкой. А нашим гостям, я думаю, тоже вы понравились, ребята. И давайте на память им подарим вот эти веселые колобки с пожеланиями.