Конспект непосредственно-образовательной деятельности по математике с использованием логических блоков Дьенеша «Библиотека»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 94
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по математике с использованием логических блоков Дьенеша
«Библиотека»
Подготовила: воспитатель Полетаева А. В.
Материал подготовлен на основе учебно-методического пособия
Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина «Раз – ступенька, ДВА – ступенька…»
Цель: Закрепить умение решать логические задачи на разбиение по свойствам предметов по цвету, форме, величине.
Задачи:
Обучающие: Совершенствовать навыки счёта в пределах 10. Уточнить представления о формах геометрических фигур – квадрат, круг, треугольник, прямоугольник и их свойствах (цвет, форма, размер).
Развивающие: Развивать у детей внимание, логическое мышление, воображение, любознательность.
Воспитательные: Формировать навыки самооценки, взаимопомощи.
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.
Предварительная работа с детьми: Отгадывание загадок; Работа с логическими задачами на разбиение по свойствам предметов по цвету, форме, величине (Блоки Дьенеша); предварительная беседа про книги, библиотеки.
Демонстрационный материал: Изображение библиотеки, книги, полки для книг, карточки с заданиями, геометрические фигуры.
Раздаточный материал: наборы геометрических фигур и схем блоков Дьенеша; таблица с геометрическими фигурами; пронумерованные книги; цепочка продолжи ряд.
Ход НОД
Дети вместе с воспитателем становятся в круг.
Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно.
Собрало друзей всех в круг
Я твой друг и ты мой друг.
Мы сейчас пойдем направо,
А теперь пойдем налево,
В центре круга соберемся,
И на место все вернемся.
Улыбнемся, подмигнем,
Путешествовать пойдём.
Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом.
Ход непосредственной образовательной деятельности
Проблемная ситуация.
Дети заходят в группу и видят, что на столах лежит много книг. Воспитатель с детьми встают рядом со столом с книгами.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на стол, что это? И что здесь не так?
Ответы детей: книги разбросаны.
Воспитатель: Что с ними нужно сделать?
Ответы детей: Их нужно убрать на место.
Воспитатель: А как называется место в нашей группе, где может поместиться столько книг?
Ответы детей: Библиотека.
Воспитатель: Хорошо, тогда давайте отнесем все эти книги в библиотеку в нашей группе. Подскажите, где находится библиотека в нашей группе?
Ответы детей: Она находится рядом с доской.
Воспитатель: В библиотеке пустые полки. Как же нам правильно расставить книги? Посмотрите на книги, что вы видите?
Ответы детей: Геометрические фигуры.
Воспитатель: Ребята, но на полках нет обозначений, но посмотрите есть задания, выполнив которые мы узнаем, какая геометрическая фигура спрятана на каждой полке.
Воспитатель: Дети, проходите, садитесь за столы.
1) Дидактическая игра «Я загадаю - вместе отгадаем»
(схема блоки Дьенеша)
Воспитатель: Ребята, послушайте загадку, а ответ составьте по схеме.
Две росинки
Чудеса!
Полетели в небеса…
Но моргнули,
Как глаза
Оказалась…(стрекоза).
Воспитатель: Как вы думаете, что нам поможет выполнить задание, что лежит у вас на столах?
Ответы детей: Блоки Дьенеша.
Воспитатель: Молодцы.
Воспитатель раздает детям схему стрекозы.
Воспитатель: Найдите ответ, что у вас получится/получилось?
Ответы детей: Стрекоза.
Воспитатель: Правильно, это стрекоза. Посмотрите, а на другой стороне ответа на задание есть геометрическая фигура (синий прямоугольник). Какая?
Ответы детей: Синий прямоугольник.
Воспитатель: Поставьте на эту полку нужные книги.
«Математические загадки»
Воспитатель: Молодцы. Ребята, посмотрите, на следующей полке еще одно задание. Это снова загадки, но загадки не простые, а математические.
Воспитатель: Проходите, садитесь за столы. Давайте разделимся на три группы, каждой из групп я загадаю по одной математической задке, будьте внимательны.
Высоко задравши нос
Заяц шесть морковок нёс,
Спотыкнулся и упал –
Две морковки потерял.
Сколько морковок у зайца осталось? (4)
Пять ворон на крышу сели,
Две еще к ним прилетели,
Отвечайте быстро, смело:
Сколько всех их прилетело? (7)
На крыльце сидит щенок,
Греет свой пушистый бок. Прибежал еще один
И уселся рядом с ним.
(Сколько стало щенят?)
Гуляет в джунглях старый слон,
И одинок, и грустен он.
Но подошел к нему сынок,
И больше слон не одинок.
(Сколько слонов теперь, ребята?)
Воспитатель: Молодцы, хорошо отгадываете. Вот последняя загадка, слушайте внимательно, отвечайте все дружно.
Он похож на колесо,
А ещё на букву О.
По дороге катится
И в ромашке прячется.
Нрав его совсем не крут.
Догадались? Это…
(Что это, ребята?)
Воспитатель: Молодцы, а ответ на последнюю загадку, это и есть подсказка, догадались, какая геометрическая фигура должна быть на этой полке?
Ответы детей: Красный круг.
Воспитатель: Расставьте книги на места. Молодцы, возвращайтесь на свои места за столы.
«Какой фигуры не хватает? Дорисуй»
Воспитатель: У вас на столах листы с заданием, у каждого своё задание. Попробуйте установить, какой фигуры не хватает,
Задание:
а) - В первом ряду собраны круги, во втором ряду - треугольники, в третьем квадраты. Значит, не хватает …(квадрата).
- В первом столбце фигуры красного цвета, во втором зеленого, а в третьем – желтого. Значит, не хватает …(квадрата желтого цвета).
б) – У нас в каждом ряду и в каждом столбце собраны - квадрат, круг и треугольник. Их цвета во всех строках и столбцах меняются: они могут быть либо красного, либо синего, либо желтого цвета. Не хватает квадрата …(желтого цвета).
Воспитатель: Предложить ребятам проверить задание. Кто хочет рассказать, как выполнил задание и что получилось?
Воспитатель: Дети, какая геометрическая фигура у вас у всех получилась?
Ответы детей: Желтый квадрат.
Воспитатель: Расставьте книги на места.
Дети расставляют книги, стоят рядом с воспитателем у стола с книгами.
Воспитатель: Посмотрите, какие книги остались, какая фигура на них изображена?
Ответы детей: Зеленый треугольник.
Воспитатель: Рассмотрите книги внимательнее, что еще вы видите?
Ответы детей: Цифры.
Воспитатель: Как думаете, зачем они нужны?
Ответы детей: Поставить по порядку.
Воспитатель: Расставьте книги по порядку от 1 до 10.
Воспитатель: Молодцы. Сейчас проходите снова за столы, выполним с вами последнее задание, закрепим наши знания.
3 ) Задание для закрепления полученных знаний «Художники»
Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами превратимся в художников. Для выполнения этого задания, нам нужно снова поделиться, на 2 подгруппы. Каждой подгруппе предлагаю «написать картины» по эскизам. Одну картину могут «писать» сразу несколько человек. Выберете каждая группа себе картину. На столах у вас есть необходимый материал, чтобы «написать» свою картину. Обратите внимание, если на эскизе деталь только обведена (контур детали) – выбирается тонкий блок, если деталь окрашена – толстый блок.
Воспитатель: Ребята, что у вас получилось? Кто изображен на вашей картине?
Ответы детей: У нас получились слоны. А у нас получилась ракета…
Воспитатель: Молодцы.
4) Подведение итогов
Воспитатель: Вот мы и расставили все книги в библиотеке по порядку. Теперь у нас в группе все на своих местах.
- Какое задание вам больше всего понравилось?
- Что вызвало затруднение?
- Хорошо, ребята, у вас на столах есть смайлики, оцените смайликом какое у вас настроение после выполнения заданий.
- Молодцы, вы все постарались. Раз вы так хорошо справились с заданием, то дома потренируйтесь, продолжите строчку из геометрических фигур до конца.
Продолжи ряд.
DOCX / 30.8 Кб
Логические блоки Дьенеша.
DOCX / 3.21 Мб
Стрекоза.
JPG / 104.98 Кб
Геометрические фигуры.
DOCX / 12.43 Кб
Схема стрекозы.
DOCX / 10.45 Мб