"Использование декоративных стеклянных камешков (марблс) в логопедической практике с дошкольниками и младшими школьниками".

0
0
Материал опубликован 15 July

Использование декоративных стеклянных камешков (марблс) в логопедической практике с дошкольниками и младшими школьниками.


Основная цель логопеда – формирование у детей правильной, внятной, выразительной и последовательной речи. Однако при работе с детьми, имеющими серьёзные речевые нарушения, возникает необходимость в создании особых условий. Специалист постоянно ищет новые подходы, методики и приёмы, стремясь разнообразить коррекционный процесс и поддерживать интерес ребёнка. Важно обеспечивать положительный эмоциональный фон, мотивацию и учитывать эмоциональную нестабильность.

В своей работе я давненько использую камешки Марблс.

На занятиях камешки размещаю в контейнеры или мешочки разных цветов и размеров (синие, зелёные, красные). Также прячу их в песок. Дети проявляют интерес к ним с первой встречи, трогают и перебирают их. 


При знакомстве с камешками акцентирую внимание на цвете, размере, текстуре и форме. Предлагаю опустить руки в контейнер и захватить камешки кулаком, пальцами или двумя ладонями.


Камешки Марблс применяются в различных направлениях коррекции речи у дошкольников:


  1. артикуляционная гимнастика (как индивидуально, так и в группе)


  1. дыхательная гимнастика
  2. развитие мелкой моторики


  1. автоматизация поставленных звуков


  1. формирование слоговой структуры слова


  1. развитие лексики и грамматики


  1. подготовка к обучению грамоте


  1. развитие пространственных представлений


Артикуляционная гимнастика может проводиться с использованием камешков марблс. После верного выполнения упражнения ребёнок закрывает картинку камешком.


Можно задействовать не только органы артикуляции, но и руки детей. Например:

Упражнение «Лопатка» (удерживаем камешки на открытой ладони, одновременно показывая широкий расслабленный язык).


Упражнение «Качели» (дотрагиваемся камешком до кончика носа и подбородка одновременно с выполнением упражнения языком) и т.д.


Дыхательная гимнастика включает упражнения, где дети выкладывают ворота из камешков и дорожку, а затем выполняют упражнение «Футбол»».


Развитие мелкой моторики путём перекладывания камешка с одной руки на другую, сжимание-разжимание в кулачке и т.д.

Автоматизация поставленных звуков предполагает многократное (3-6 раз) правильное произнесение слога/ов или слова с выкладыванием камешка за каждое слово на карточке.


Для отработки слоговой структуры слова используется наглядный материал с подсказками, затем усложняем и предлагаем выполнить  задание без подсказок. Ребёнок произносит слова по слогам, выкладывая камешки в соответствии с количеством слогов, либо выкладывает камешки без зрительной опоры, опираясь на память.


В работе над лексическим строем речи при закреплении антонимов используется наглядный материал. Например, ребёнок выкладывает длинный и короткий карандаш, а рядом – длинную и короткую дорожку из камешков. Аналогично: высокий-низкий, светлый-тёмный, большой маленький и т.д.


При закреплении предлогов в речи используются специальные карточки со схемами предлогов. Ребёнок составляет предложение по картинке, выкладывая камешек на схему предлога.


Игра на усвоение существительных в уменьшительной форме: «Поможем, например, зайчику, выбраться из ямы». Дети называют каждый предмет ласково и кладут камешек.


Игра «Согласование числительных с существительными»: одна бабочка, две бабочки, пять бабочек и т.д.


Дидактическая игра «Чья машинка быстрее доедет» включает выполнение заданий с получением камешков.


Игра по темам «Времена года» используется для закрепления одной из тем и составления предложений по картинкам с закрытием их камешками.


Подготовка к обучению грамоте включает пособия для дифференциации твёрдых и мягких согласных звуков. Учитель-логопед или дети произносят слоги или слова, выкладывая зелёный камешек при мягком звуке и синий – при твёрдом и т.д.


Игры на развитие ориентировки в пространстве: выкладывание геометрических фигур и не только или букв по контуру.


Использование камешков марблс стабилизирует эмоциональный фон детей с нарушениями речи, делает коррекционную работу динамичной, разнообразной и эффективной. Важно помнить, что это вспомогательное средство, стимулирующее ребёнка.


Упражнения с камешками выполняются только под присмотром взрослого.


Подбор заданий и упражнений осуществляется с учётом возрастных, индивидуальных особенностей и возможностей детей.


Список используемой литературы:



  1. Азарова, Т. В. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционного оборудования / Т. В. Азарова // Дошкольная педагогика. – 2016. – № 4.
  2. Белая, А. Е. Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста: пособие для педагогов и родителей / А. Е. Белая, О. Л. Мирясова. – Москва: Айрис-пресс, 2005.
  3. Большакова, С. Е. Формирование мелкой моторики рук: игры и упражнения / С. Е. Большакова. – Москва: ТЦ Сфера, 2006. – 64 с.
  4. Жукова, Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – Москва: Просвещение, 1990.
  5. Корнев, А. Н. Нарушения чтения и письма у детей: учебно-методическое пособие / А. Н. Корнев. – Санкт-Петербург: МиМ, 1997.
  6. Лопатина, Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста / Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова. – Санкт-Петербург: Союз, 2001.
  7. Лях, Е. В. Использование нетрадиционного оборудования в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста / Е. В. Лях // Современные проблемы науки и образования. – 2015.
  8. Семенович, А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: учебное пособие / А. В. Семенович. – Москва: Генезис, 2007.
  9. Цвынтарный, В. В. Играем пальчиками – развиваем речь / В. В. Цвынтарный. – Санкт-Петербург: Лань, 2002. ​​​​​​​
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации