"Использование декоративных стеклянных камешков (марблс) в логопедической практике с дошкольниками и младшими школьниками".
Использование декоративных стеклянных камешков (марблс) в логопедической практике с дошкольниками и младшими школьниками.
Основная цель логопеда – формирование у детей правильной, внятной, выразительной и последовательной речи. Однако при работе с детьми, имеющими серьёзные речевые нарушения, возникает необходимость в создании особых условий. Специалист постоянно ищет новые подходы, методики и приёмы, стремясь разнообразить коррекционный процесс и поддерживать интерес ребёнка. Важно обеспечивать положительный эмоциональный фон, мотивацию и учитывать эмоциональную нестабильность.
В своей работе я давненько использую камешки Марблс.
На занятиях камешки размещаю в контейнеры или мешочки разных цветов и размеров (синие, зелёные, красные). Также прячу их в песок. Дети проявляют интерес к ним с первой встречи, трогают и перебирают их.
При знакомстве с камешками акцентирую внимание на цвете, размере, текстуре и форме. Предлагаю опустить руки в контейнер и захватить камешки кулаком, пальцами или двумя ладонями.
Камешки Марблс применяются в различных направлениях коррекции речи у дошкольников:
- артикуляционная гимнастика (как индивидуально, так и в группе)
- дыхательная гимнастика
- развитие мелкой моторики
- автоматизация поставленных звуков
- формирование слоговой структуры слова
- развитие лексики и грамматики
- подготовка к обучению грамоте
- развитие пространственных представлений
Артикуляционная гимнастика может проводиться с использованием камешков марблс. После верного выполнения упражнения ребёнок закрывает картинку камешком.
Можно задействовать не только органы артикуляции, но и руки детей. Например:
Упражнение «Лопатка» (удерживаем камешки на открытой ладони, одновременно показывая широкий расслабленный язык).
Упражнение «Качели» (дотрагиваемся камешком до кончика носа и подбородка одновременно с выполнением упражнения языком) и т.д.
Дыхательная гимнастика включает упражнения, где дети выкладывают ворота из камешков и дорожку, а затем выполняют упражнение «Футбол»».
Развитие мелкой моторики путём перекладывания камешка с одной руки на другую, сжимание-разжимание в кулачке и т.д.
Автоматизация поставленных звуков предполагает многократное (3-6 раз) правильное произнесение слога/ов или слова с выкладыванием камешка за каждое слово на карточке.
Для отработки слоговой структуры слова используется наглядный материал с подсказками, затем усложняем и предлагаем выполнить задание без подсказок. Ребёнок произносит слова по слогам, выкладывая камешки в соответствии с количеством слогов, либо выкладывает камешки без зрительной опоры, опираясь на память.
В работе над лексическим строем речи при закреплении антонимов используется наглядный материал. Например, ребёнок выкладывает длинный и короткий карандаш, а рядом – длинную и короткую дорожку из камешков. Аналогично: высокий-низкий, светлый-тёмный, большой маленький и т.д.
При закреплении предлогов в речи используются специальные карточки со схемами предлогов. Ребёнок составляет предложение по картинке, выкладывая камешек на схему предлога.
Игра на усвоение существительных в уменьшительной форме: «Поможем, например, зайчику, выбраться из ямы». Дети называют каждый предмет ласково и кладут камешек.
Игра «Согласование числительных с существительными»: одна бабочка, две бабочки, пять бабочек и т.д.
Дидактическая игра «Чья машинка быстрее доедет» включает выполнение заданий с получением камешков.
Игра по темам «Времена года» используется для закрепления одной из тем и составления предложений по картинкам с закрытием их камешками.
Подготовка к обучению грамоте включает пособия для дифференциации твёрдых и мягких согласных звуков. Учитель-логопед или дети произносят слоги или слова, выкладывая зелёный камешек при мягком звуке и синий – при твёрдом и т.д.
Игры на развитие ориентировки в пространстве: выкладывание геометрических фигур и не только или букв по контуру.
Использование камешков марблс стабилизирует эмоциональный фон детей с нарушениями речи, делает коррекционную работу динамичной, разнообразной и эффективной. Важно помнить, что это вспомогательное средство, стимулирующее ребёнка.
Упражнения с камешками выполняются только под присмотром взрослого.
Подбор заданий и упражнений осуществляется с учётом возрастных, индивидуальных особенностей и возможностей детей.
Список используемой литературы:
- Азарова, Т. В. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционного оборудования / Т. В. Азарова // Дошкольная педагогика. – 2016. – № 4.
- Белая, А. Е. Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста: пособие для педагогов и родителей / А. Е. Белая, О. Л. Мирясова. – Москва: Айрис-пресс, 2005.
- Большакова, С. Е. Формирование мелкой моторики рук: игры и упражнения / С. Е. Большакова. – Москва: ТЦ Сфера, 2006. – 64 с.
- Жукова, Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – Москва: Просвещение, 1990.
- Корнев, А. Н. Нарушения чтения и письма у детей: учебно-методическое пособие / А. Н. Корнев. – Санкт-Петербург: МиМ, 1997.
- Лопатина, Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста / Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова. – Санкт-Петербург: Союз, 2001.
- Лях, Е. В. Использование нетрадиционного оборудования в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста / Е. В. Лях // Современные проблемы науки и образования. – 2015.
- Семенович, А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: учебное пособие / А. В. Семенович. – Москва: Генезис, 2007.
- Цвынтарный, В. В. Играем пальчиками – развиваем речь / В. В. Цвынтарный. – Санкт-Петербург: Лань, 2002.