«Использование дидактических игр как средство обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста»
«Использование дидактических игр как средство обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста»
Сборник игр для детей 5- 7 лет
с общим недоразвитием речи.
Пояснительная записка.
Коррекционная работа с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, требует использования игровых приемов в еще большей степени, чем в работе педагога с детьми, у которых речь сформирована в норме. Проблема преодоления общего недоразвития речи у дошкольников является наиболее актуальной для современной педагогики. Число детей с нарушениями речи ежегодно растет. Такие дети нуждаются в особом подходе со стороны педагога. Основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра и поэтому использование дидактических игр на занятиях, считается необходимой составляющей в работе дошкольного педагога.
Обучение грамоте детям дошкольного возраста дается очень нелегко, так как в этом возрасте абстрактные понятия затруднены, необходимо подкрепление зрительными символами, схемами, а предоставление материала должно быть обязательно в игровой форме.
Схемы и модели различных структур (звуки, слоги, слова, предложения) постепенно приучают детей к наблюдениям над языком. Они наглядно показывают детям, что текст, делится на предложения, предложения на слова, слова на слоги, а слоги состоят из звуков. Схематизация и моделирование помогают ребенку увидеть, сколько и каких звуков в слове, последовательность их расположения, связь слов в предложении и в тексте. Это развивает интерес к словам, звукам речи, общению, развивает речемыслительную деятельность ребенка.
Данная тема всегда была для меня интересной, учитывая её актуальность и необходимость проведения, у меня накопился практический материал, которым хочу поделиться.
При планировании занятий я использую разнообразные методические материалы и пособия, такие, как Н.В. Дуровой «Обучение дошкольников грамоте», Т.А. Ткаченко «Подготовка дошкольников к чтению и письму: фонетическая символика», Н.В. Нищевой «Обучение грамоте детей дошкольного возраста», О.С. Гомзяк «Говорим правильно».
Адресовано: учителям-логопедам для групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий, воспитателям, родителям для индивидуальной работы с детьми.
Условия реализации: группы старшего дошкольного возраста для детей с ТНР, домашние условия.
Задания, игры, упражнения, представленные в методической разработке, обеспечивают разностороннее развитие ребенка и предполагают совокупность задач образовательных областей:
1. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»- развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности и целенаправленности;
2. Образовательная область «Познавательное развитие»- формирование познавательных действий, развитие мыслительных способностей, внимания, пространственного восприятия, памяти, логического мышления, наблюдательности, предпосылок к учебной деятельности.
3. Образовательная область «Речевое развитие»- развитие фонематических процессов, навыка звуко-буквенного анализа и синтеза, умение делить слова на слоги, знания детей о звуковом строении слова, о строении предложения.
4. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»- развитие умения выкладывать схематичное изображение букв из спичек, пуговиц, пробок; развитие навыков штриховки при использовании раскрасок, трафаретов.
5. Образовательная область «Физическое воспитание»- развитие общей и мелкой моторики на физкультминутках, во время пальчиковой гимнастики.
Цель работы: создать условия для эффективного обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством дидактических игр.
Процесс обучения грамоте будет интереснее и эффективнее если использовать игровые приемы логопедических упражнений с применением наглядного материала, который позволяет решить следующие задачи:
1. Развитие и совершенствование фонематических знаний и умений (изображать гласные и согласные звуки с помощью зрительных символов, различать твердые/мягкие звуки, звонкие/глухие).
2. Активизировать знания детей о звуковом строении слова;
3. Закреплять умения делить слова на слоги (части), называть последовательность слогов, называть из каких звуков состоит слог, слово;
4. Научить интонационно выделять звук в слове, называть слова с заданным звуком, находить позицию звуков в слове и соотносить со схемой;
5. Закреплять знания детей о строении предложения: уметь называть слова с указанием последовательности, строить схемы предложений;
6. Способствовать развитию любознательности, познавательной активности.
7. Учить планировать свои действия в игровой ситуации, выполнять правила игры.
Описание
При использовании схем предложений, где слова обозначаются полосками цветной бумаги, схемы слов, где звуки обозначаются квадратами разного цвета (гласные – красные, твердые согласные – синие, мягкие согласные – зеленые), меняется характер деятельности детей: они получают возможность не только слышать свою или обращенную к ним речь, но и видеть её элементы.
При изучении звуков мы даем детям их характеристику – описание артикуляционных и акустических свойств. Для детей это абстрактные, не видимые понятия. Поэтому необходима зрительная опора в виде графических схем, символов, опираясь на которые дети могут рассказать о любом звуке, могут сравнить звуки и наглядно их увидеть.
На безбуквенном этапе обучения (старшая группа) дети пользуются пособием, изготовленным для звукового анализа слова. На буквенном периоде обучения (подготовительная группа) у детей возникают трудности запоминания и воспроизведения букв, поэтому затруднения преодолеваются путем введения образа букв, т.е. предмет похожий на букву. На пример: О- обруч. кольцо, П-перкладина или ворота. Конечно, на ряду с данными способами используются и другие, такие как: конструирование букв, выкладывание из палочек, печатание, раскрашивание, штриховка букв.
На занятиях по формированию фонетической стороны речи постепенно вводится следующий наглядно-игровой материал:
Изучая гласные звуки, вводится образ - фигуры красного цвета, а согласные- фигуры синего цвета. Затем проводится анализ обратных слогов, которые составляются из двух картинок (красная и синяя). Когда этот материал будет усвоен, переходим к анализу прямого слога. Звуки в таких слогах артикуляторно не отделяются один от другого, вот почему ребенку первоначально трудно выделить согласный звук из прямого слога.
Таким образом, в безбуквенный период дети знакомятся с основными единицами -согласный+ гласный. К концу года уже могут составлять односложные слова (типа: дом, кот).
На буквенном этапе вводятся буквы и совершенствуется звуковой анализ и синтез. Различие звуков по твердости –мягкости (твердые согласные-фигуры синего цвета, мягкие –зелёного цвета). Изучая новые буквы и анализируя звуковой состав слов, проводится работа и с предложением.
При таком порядке работы дети многократно повторяют материал, анализируя в нем то одно, то другое. Это позволяет закрепить знания не механически, а осознанно, на основе осмысления различных заданий.
Игры по обучению грамоте.
Игры на определение темы занятия. | |||
Название игры | Цель | Оборудование | Ход игры |
«Отгадай звук» | Развитие умения определять тему занятия по первому звуку названия картинок. | Карточки с картинками, названия которых начинаются на заданный звук. | Педагог называет слова, выделяя голосом первый звук, дети повторяют и определяют, что общего в этих словах (что они начинаются все на один звук) |
«Четвертый лишний» | Развитие умения определять тему занятия по первому звуку названия картинок, убирая лишнюю картинку на другой звук. | Карточки с картинками, названия которых начинаются на заданный звук, одна картинка на другой звук. | Педагог называет слова, выделяя голосом первый звук, дети повторяют и определяют, что общего в этих словах (что они начинаются все на один звук), но одна картинка лишняя, т.к. название на другой звук. |
«Отгадай загадку» | Развитие умения определять тему занятия по первому звуку названия слов-отгадок. | Карточки с картинками, названия которых начинаются на заданный звук. | Педагог загадывает загадки, дети отгадывают, на доске выкладывают картинки, определяют, что общего в словах-отгадках и определяют тему занятия. |
Характеристика звука. | |||
Характеристика звука. | Развитие умения давать характеристику звука. | Карточки-символы для характеристики звука. Схема последовательности характеристики звука. | Педагог описывает и показывает артикуляцию звука. Дети перед индивидуальными зеркалами рассматривают положение органов артикуляции. Если изучаемый звук «гласный», то дети дают характеристику звуку, что он поется и обозначается красным цветом (карточки-символы весят на доску) «Согласный», называется преграда для возд. струи, определяют звонкость-глухость, твердость-мягкость, каким цветом обозначаем (зеленым, синим) |
Выделение звука на фоне слова | |||
«Где спрятался звук?» | Развитие умения устанавливать место звука в слове. | Карточки, на которых написаны слова, где изучаемый звук стоит в разных позициях (начало, середина, конец слова) Схемы, где закрашен первый квадрат, второй или третий. | Педагог называет слова, а дети должны определить, где находится данный звук и распределить картинки под нужной схемой. |
«Найди место звука» | Развитие умения устанавливать место звука в слове. | Карточки, на которых написаны слова, где изучаемый звук стоит в разных позициях (начало, середина, конец слова), схемы с тремя пустыми квадратами, фишки. | Педагог называет слова, а дети должны определить, где находится данный звук и самостоятельно положить фишку в нужный квадрат. |
«Хлопай, не зевай!» | Развитие умений находить слова с изучаемым звуком на слух.. | Карточки со словами для педагога. | Педагог называет слова, а дети хлопают в ладоши в том случае, если прозвучало слово с изучаемым звуком. |
Дифференциация звуков. | |||
«Найди картинке место» | Закрепление знаний о гласных и согласных звуках, твердых и мягких согласных | На доске квадраты двух цветов: синего и красного. Зеленого и синего. Предметные картинки. | Дети раскладывают картинки под синим или красным кружком в зависимости от того, с гласного или согласного звука начинается название картинки. Тоже с твердыми и глухими звуками. |
«Поезд» | Развитие умения выделять гласные звуки. | Поезд с буквами, предметные картинки. | Педагог рассказывает, что однажды животные решили поехать в город, но они не знают кому в каком вагоне ехать. Вы должны им помочь, выделите гласный звук и посадите животное в вагон с данной буквой. |
Деление слов на слоги | |||
«Похлопай, подели слова на слоги» | Развитие умение определять количество слогов в слове | Предметные картинки. Схемы, на которых изображен один слог, два, три… | Педагог называет слова, дети хлопают в ладоши и считают слоги, затем ставят картинку к нужной схеме. |
«Посчитай слоги» | Предметные картинки, схема слова, полоски для выкладывания слогов. | Педагог называет слова, дети хлопают в ладоши и считают слоги, затем самостоятельно выкладывают схему слогов. | |
«Молчанка» | | Предметные картинки. | Педагог называет слова, дети хлопают в ладоши и считают слоги, затем молча показывают столько пальцев, сколько слогов в слове. |
«Купи игрушку» | Развитие умения определять количество слогов в слове. | Игрушки: мяч, кукла, мишка, машина, дудка, собака, кубики. | Педагог раскладывает на столе игрушки и предлагает детям «купить» те из них, в названиях которых 2 слога, 3 слога. Дети подходят к столу, выбирают игрушку, четко произносят по слогам слово. Если ответ правильный дети забирают игрушку. |
Знакомство с буквой. | |||
«На что похожа буква?» | Закрепление зрительного образа буквы. | Карточки с буквами. | Дети рассматривают букву и фантазируют на что похожа буква. |
«Найди правильную букву» | Закрепление зрительного образа буквы, профилактика дисграфии. | Карточки с правильными и не правильными буквами. | Дети рассматривают буквы и называют какие буквы написаны правильно, а какие нет. Объясняют почему. |
«Сделай букву» | Закрепление зрительного образа буквы. | Палочки, фасоль, песок, пластилин и др. | Дети делают букву из различных материалов. |
«Заштрихуй букву», «Раскрась букву» | Закрепление зрительного образа буквы. | Карандаши, пластилин, шаблон буквы. | Дети по заданию педагога заштриховывают букву, раскрашивают или замазывают букву пластилином. |
Слог, как часть слова (для читающих детей). | |||
«Ромашка» | Чтение слогов. | Цветок, в середине согласная буква, в лепестках гласные. | Дети читают слоги совместно с педагогом, по одному. |
«Собери слова» | Развитие умения составлять слова из слогов, накопление в памяти слоговых образов. | Карточки со слогами. | Педагог показывает детям и раздает по одной карточке каждому ребенку. Дети по порядку выходят к доске и прикладывают свою карточку к данному слогу, так, чтобы получились слова. |
Работа над предложением | |||
«Сколько слов в предложении?» | Развитие умения выделять слова в предложении, определять количество слов в предложении. | Схемы предложения, полоски. | Педагог читает предложение, дети считают сколько слов в предложении и самостоятельно выкладывают схему. |
«Найди маленькое слово» | Развитие представлений детей о предлогах. | Схемы предлогов, предложений, полоски. | Педагог читает предложение, дети считают сколько слов в предложении, находят предлог и составляют схему. |
С детьми во время занятия проводятся пальчиковые игры, физминутки, логоритмические упражнения.
Предполагаемый результат.
Использование данного дидактического пособия способствует развитию интереса к занятиям по обучению грамоте, повышает познавательную и речевую активность детей, развивает внимание, память, мышление и воображение, а также умение работать по определенным правилам, образцу, понимать учебную задачу
Вывод.
Таким образом, мы видим, что данная дидактическая игра помогает вызвать интерес к познавательной деятельности детей, сделать занятия более интересными и незабываемыми. Ребенок с радостью будет ждать следующего занятия!
Чтобы игры имели свое продолжение, я провожу большую работу с родителями:
1. Привлекаю родителей к изготовлению игр, пособий.
2. Организую практикумы, мастер-классы, где рассказываю о играх: какие цели преследуют, как изготовить, как поиграть с ребенком.
3. Оснащение родительского уголка. В уголке для родителей постоянно обновляю информацию на тему: «Как развивать ребёнка играя»
Приложение.
1. Схемы для последовательной характеристики звуков.
2. Карточки-символы для составления характеристики звуков (гласный-согласный, звонкий-глухой, твердый-мягкий, гласные- красный квадрат, согласные твердые- синий квадрат, согласные мягкие- зеленый квадрат).
3. Предметные картинки на каждый изучаемый звук (звук в начале слова, в середине слова, в конце слова).
4. Предметные картинки на дифференциацию твердых и мягких согласных.
5. Цветные фишки: гласные- красного цвета, согласные твердые- синего, согласные мягкие- зеленого.
6. Схемы для определения места звука в слове (начало, середина, конец)- готовые и для самостоятельного определения позиции звука в слове.
7. Схемы для самостоятельного деления слов на слоги с полосками, которые выкладываются по количеству слогов в слове.
8. Схемы для распределения картинок по количеству слогов в слове.
9. Схемы предложения с полосками, которые выкладываются по количеству слов в предложении.
10. Карточки с буквами.
11. Карточки с правильно и неправильно написанными буквами.
12. Слоги для составления слов.
13. Карточки с предлогами.
14. Палочки, фасоль, камни для конструирования букв, песок для рисования.
Литература:
1. Волкова Н.С., Шаховская С.Н. Логопедия. М.: Владос, 2002.
2. Дурова Н.В. «Обучение дошкольников грамоте»., М.: Издательство: Школьная пресса, 2019
3. Гомзяк О.С. Учебно-методический комплект «Говорим правильно», М: издательство Гном, 2009.
4. Жукова О.С. «Книга для подготовки детей к школе», С-Пб, издательство «АСТРЕЛЬ», 2009.
5. Нищева Н.В. Комплексная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с 3 до 7 лет. С-Пб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2016.
6. Нищева Н. В. «Обучение грамоте детей дошкольного возраста», С-Пб., издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.