«Использование дидактических игр как средство обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста»

0
0
Материал опубликован 22 September



«Использование дидактических игр как средство обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста»


Сборник игр для детей 5- 7 лет

с общим недоразвитием речи.



Пояснительная записка.

Коррекционная работа с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, требует использования игровых приемов в еще большей степени, чем в работе педагога с детьми, у которых речь сформирована в норме. Проблема преодоления общего недоразвития речи у дошкольников является наиболее актуальной для современной педагогики. Число детей с нарушениями речи ежегодно растет. Такие дети нуждаются в особом подходе со стороны педагога. Основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра и поэтому использование дидактических игр на занятиях, считается необходимой составляющей в работе дошкольного педагога.

Обучение грамоте детям дошкольного возраста дается очень нелегко, так как в этом возрасте абстрактные понятия затруднены, необходимо подкрепление зрительными символами, схемами, а предоставление материала должно быть обязательно в игровой форме.

Схемы и модели различных структур (звуки, слоги, слова, предложения) постепенно приучают детей к наблюдениям над языком. Они наглядно показывают детям, что текст, делится на предложения, предложения на слова, слова на слоги, а слоги состоят из звуков. Схематизация и моделирование помогают ребенку увидеть, сколько и каких звуков в слове, последовательность их расположения, связь слов в предложении и в тексте. Это развивает интерес к словам, звукам речи, общению, развивает речемыслительную деятельность ребенка.

Данная тема всегда была для меня интересной, учитывая её актуальность и необходимость проведения, у меня накопился практический материал, которым хочу поделиться.

При планировании занятий я использую разнообразные методические материалы и пособия, такие, как Н.В. Дуровой «Обучение дошкольников грамоте», Т.А. Ткаченко «Подготовка дошкольников к чтению и письму: фонетическая символика», Н.В. Нищевой «Обучение грамоте детей дошкольного возраста», О.С. Гомзяк «Говорим правильно».

Адресовано: учителям-логопедам для групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий, воспитателям, родителям для индивидуальной работы с детьми.

Условия реализации: группы старшего дошкольного возраста для детей с ТНР, домашние условия.


Задания, игры, упражнения, представленные в методической разработке, обеспечивают разностороннее развитие ребенка и предполагают совокупность задач образовательных областей:

1. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»- развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности и целенаправленности;

2. Образовательная область «Познавательное развитие»- формирование познавательных действий, развитие мыслительных способностей, внимания, пространственного восприятия, памяти, логического мышления, наблюдательности, предпосылок к учебной деятельности.

3. Образовательная область «Речевое развитие»- развитие фонематических процессов, навыка звуко-буквенного анализа и синтеза, умение делить слова на слоги, знания детей о звуковом строении слова, о строении предложения.

4. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»- развитие умения выкладывать схематичное изображение букв из спичек, пуговиц, пробок; развитие навыков штриховки при использовании раскрасок, трафаретов.

5. Образовательная область «Физическое воспитание»- развитие общей и мелкой моторики на физкультминутках, во время пальчиковой гимнастики.

Цель работы: создать условия для эффективного обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством дидактических игр.

Процесс обучения грамоте будет интереснее и эффективнее если использовать игровые приемы логопедических упражнений с применением наглядного материала, который позволяет решить следующие задачи:

1. Развитие и совершенствование фонематических знаний и умений (изображать гласные и согласные звуки с помощью зрительных символов, различать твердые/мягкие звуки, звонкие/глухие).

2. Активизировать знания детей о звуковом строении слова;

3. Закреплять умения делить слова на слоги (части), называть последовательность слогов, называть из каких звуков состоит слог, слово;

4. Научить интонационно выделять звук в слове, называть слова с заданным звуком, находить позицию звуков в слове и соотносить со схемой;

5. Закреплять знания детей о строении предложения: уметь называть слова с указанием последовательности, строить схемы предложений;

6. Способствовать развитию любознательности, познавательной активности.

7. Учить планировать свои действия в игровой ситуации, выполнять правила игры.



Описание


При использовании схем предложений, где слова обозначаются полосками цветной бумаги, схемы слов, где звуки обозначаются квадратами разного цвета (гласные – красные, твердые согласные – синие, мягкие согласные – зеленые), меняется характер деятельности детей: они получают возможность не только слышать свою или обращенную к ним речь, но и видеть её элементы.

При изучении звуков мы даем детям их характеристику – описание артикуляционных и акустических свойств. Для детей это абстрактные, не видимые понятия. Поэтому необходима зрительная опора в виде графических схем, символов, опираясь на которые дети могут рассказать о любом звуке, могут сравнить звуки и наглядно их увидеть.

На безбуквенном этапе обучения (старшая группа) дети пользуются пособием, изготовленным для звукового анализа слова. На буквенном периоде обучения (подготовительная группа) у детей возникают трудности запоминания и воспроизведения букв, поэтому затруднения преодолеваются путем введения образа букв, т.е. предмет похожий на букву. На пример: О- обруч. кольцо, П-перкладина или ворота. Конечно, на ряду с данными способами используются и другие, такие как: конструирование букв, выкладывание из палочек, печатание, раскрашивание, штриховка букв.

На занятиях по формированию фонетической стороны речи постепенно вводится следующий наглядно-игровой материал:

Изучая гласные звуки, вводится образ - фигуры красного цвета, а согласные- фигуры синего цвета. Затем проводится анализ обратных слогов, которые составляются из двух картинок (красная и синяя). Когда этот материал будет усвоен, переходим к анализу прямого слога. Звуки в таких слогах артикуляторно не отделяются один от другого, вот почему ребенку первоначально трудно выделить согласный звук из прямого слога.

Таким образом, в безбуквенный период дети знакомятся с основными единицами -согласный+ гласный. К концу года уже могут составлять односложные слова (типа: дом, кот).

На буквенном этапе вводятся буквы и совершенствуется звуковой анализ и синтез. Различие звуков по твердости –мягкости (твердые согласные-фигуры синего цвета, мягкие –зелёного цвета). Изучая новые буквы и анализируя звуковой состав слов, проводится работа и с предложением.

При таком порядке работы дети многократно повторяют материал, анализируя в нем то одно, то другое. Это позволяет закрепить знания не механически, а осознанно, на основе осмысления различных заданий.


Игры по обучению грамоте.


Игры на определение темы занятия.

Название игры

Цель

Оборудование

Ход игры

«Отгадай звук»

Развитие умения определять тему занятия по первому звуку названия картинок.

Карточки с картинками, названия которых начинаются на заданный звук.

Педагог называет слова, выделяя голосом первый звук, дети повторяют и определяют, что общего в этих словах (что они начинаются все на один звук)

«Четвертый лишний»

Развитие умения определять тему занятия по первому звуку названия картинок, убирая лишнюю картинку на другой звук.

Карточки с картинками, названия которых начинаются на заданный звук, одна картинка на другой звук.

Педагог называет слова, выделяя голосом первый звук, дети повторяют и определяют, что общего в этих словах (что они начинаются все на один звук), но одна картинка лишняя, т.к. название на другой звук.

«Отгадай загадку»

Развитие умения определять тему занятия по первому звуку названия слов-отгадок.

Карточки с картинками, названия которых начинаются на заданный звук.

Педагог загадывает загадки, дети отгадывают, на доске выкладывают картинки, определяют, что общего в словах-отгадках и определяют тему занятия.

Характеристика звука.

Характеристика звука.

Развитие умения давать характеристику звука.

Карточки-символы для характеристики звука. Схема последовательности характеристики звука.

Педагог описывает и показывает артикуляцию звука. Дети перед индивидуальными зеркалами рассматривают положение органов артикуляции.

Если изучаемый звук «гласный», то дети дают характеристику звуку, что он поется и обозначается красным цветом (карточки-символы весят на доску)

«Согласный», называется преграда для возд. струи, определяют звонкость-глухость, твердость-мягкость, каким цветом обозначаем (зеленым, синим)

Выделение звука на фоне слова

«Где спрятался звук?»

Развитие умения устанавливать место звука в слове.

Карточки, на которых написаны слова, где изучаемый звук стоит в разных позициях (начало, середина, конец слова) Схемы, где закрашен первый квадрат, второй или третий.

Педагог называет слова, а дети должны определить, где находится данный звук и распределить картинки под нужной схемой.

«Найди место звука»

Развитие умения устанавливать место звука в слове.

Карточки, на которых написаны слова, где изучаемый звук стоит в разных позициях (начало, середина, конец слова), схемы с тремя пустыми квадратами, фишки.

Педагог называет слова, а дети должны определить, где находится данный звук и самостоятельно положить фишку в нужный квадрат.

«Хлопай, не зевай!»

Развитие умений находить слова с изучаемым звуком на слух..

Карточки со словами для педагога.

Педагог называет слова, а дети хлопают в ладоши в том случае, если прозвучало слово с изучаемым звуком.

Дифференциация звуков.

«Найди картинке место»

Закрепление знаний о гласных и согласных звуках, твердых и мягких согласных

На доске квадраты двух цветов: синего и красного.

Зеленого и синего.

Предметные картинки.

Дети раскладывают картинки под синим или красным кружком в зависимости от того, с гласного или согласного звука начинается название картинки. Тоже с твердыми и глухими звуками.

«Поезд»

Развитие умения выделять гласные звуки.

Поезд с буквами, предметные картинки.

Педагог рассказывает, что однажды животные решили поехать в город, но они не знают кому в каком вагоне ехать. Вы должны им помочь, выделите гласный звук и посадите животное в вагон с данной буквой.




Деление слов на слоги

«Похлопай, подели слова на слоги»

Развитие умение определять количество слогов в слове

Предметные картинки.

Схемы, на которых изображен один слог, два, три…

Педагог называет слова, дети хлопают в ладоши и считают слоги, затем ставят картинку к нужной схеме.

«Посчитай слоги»

Предметные картинки, схема слова, полоски для выкладывания слогов.

Педагог называет слова, дети хлопают в ладоши и считают слоги, затем самостоятельно выкладывают схему слогов.

«Молчанка»


Предметные картинки.

Педагог называет слова, дети хлопают в ладоши и считают слоги, затем молча показывают столько пальцев, сколько слогов в слове.

«Купи игрушку»

Развитие умения определять количество слогов в слове.

Игрушки: мяч, кукла, мишка, машина, дудка, собака, кубики.

Педагог раскладывает на столе игрушки и   предлагает детям «купить» те из них, в названиях которых 2 слога, 3 слога. Дети подходят к столу, выбирают игрушку, четко произносят по слогам слово. Если ответ правильный дети забирают игрушку.

Знакомство с буквой.

«На что похожа буква?»

Закрепление зрительного образа буквы.

Карточки с буквами.

Дети рассматривают букву и фантазируют на что похожа буква.

«Найди правильную букву»

Закрепление зрительного образа буквы, профилактика дисграфии.

Карточки с правильными и не правильными буквами.

Дети рассматривают буквы и называют какие буквы написаны правильно, а какие нет. Объясняют почему.

«Сделай букву»


Закрепление зрительного образа буквы.

Палочки, фасоль, песок, пластилин и др.

Дети делают букву из различных материалов.

«Заштрихуй букву», «Раскрась букву»

Закрепление зрительного образа буквы.

Карандаши, пластилин, шаблон буквы.

Дети по заданию педагога заштриховывают букву, раскрашивают или замазывают букву пластилином.

Слог, как часть слова (для читающих детей).

«Ромашка»

Чтение слогов.

Цветок, в середине согласная буква, в лепестках гласные.

Дети читают слоги совместно с педагогом, по одному.

«Собери слова»

Развитие умения составлять слова из слогов, накопление в памяти слоговых образов.

Карточки со слогами.

Педагог показывает детям и раздает по одной карточке каждому ребенку. Дети по порядку выходят к доске и прикладывают свою карточку к данному слогу, так, чтобы получились слова.

Работа над предложением

«Сколько слов в предложении?»

Развитие умения выделять слова в предложении, определять количество слов в предложении.

Схемы предложения, полоски.

Педагог читает предложение, дети считают сколько слов в предложении и самостоятельно выкладывают схему.

«Найди маленькое слово»

Развитие представлений детей о предлогах.

Схемы предлогов, предложений, полоски.

Педагог читает предложение, дети считают сколько слов в предложении, находят предлог и составляют схему.


С детьми во время занятия проводятся пальчиковые игры, физминутки, логоритмические упражнения.


Предполагаемый результат.

Использование данного дидактического пособия способствует развитию интереса к занятиям по обучению грамоте, повышает познавательную и речевую активность детей, развивает внимание, память, мышление и воображение, а также умение работать по определенным правилам, образцу, понимать учебную задачу

Вывод.

Таким образом, мы видим, что данная дидактическая игра помогает вызвать интерес к познавательной деятельности детей, сделать занятия более интересными и незабываемыми. Ребенок с радостью будет ждать следующего занятия!



Чтобы игры имели свое продолжение, я провожу большую работу с родителями:

1. Привлекаю родителей к изготовлению игр, пособий.

2. Организую практикумы, мастер-классы, где рассказываю о играх: какие цели преследуют, как изготовить, как поиграть с ребенком.

3. Оснащение родительского уголка. В уголке для родителей постоянно обновляю информацию на тему: «Как развивать ребёнка играя»


Приложение.

1. Схемы для последовательной характеристики звуков.

2. Карточки-символы для составления характеристики звуков (гласный-согласный, звонкий-глухой, твердый-мягкий, гласные- красный квадрат, согласные твердые- синий квадрат, согласные мягкие- зеленый квадрат).

3. Предметные картинки на каждый изучаемый звук (звук в начале слова, в середине слова, в конце слова).

4. Предметные картинки на дифференциацию твердых и мягких согласных.

5. Цветные фишки: гласные- красного цвета, согласные твердые- синего, согласные мягкие- зеленого.

6. Схемы для определения места звука в слове (начало, середина, конец)- готовые и для самостоятельного определения позиции звука в слове.

7. Схемы для самостоятельного деления слов на слоги с полосками, которые выкладываются по количеству слогов в слове.

8. Схемы для распределения картинок по количеству слогов в слове.

9. Схемы предложения с полосками, которые выкладываются по количеству слов в предложении.

10. Карточки с буквами.

11. Карточки с правильно и неправильно написанными буквами.

12. Слоги для составления слов.

13. Карточки с предлогами.

14. Палочки, фасоль, камни для конструирования букв, песок для рисования.




Литература:

1. Волкова Н.С., Шаховская С.Н. Логопедия. М.: Владос, 2002.

2. Дурова Н.В. «Обучение дошкольников грамоте»., М.: Издательство: Школьная пресса, 2019

3. Гомзяк О.С. Учебно-методический комплект «Говорим правильно», М: издательство Гном, 2009. 

4. Жукова О.С. «Книга для подготовки детей к школе», С-Пб, издательство «АСТРЕЛЬ», 2009.

5. Нищева Н.В. Комплексная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с 3 до 7 лет. С-Пб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2016.

6. Нищева Н. В. «Обучение грамоте детей дошкольного возраста», С-Пб., издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. 
















































в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации