Статья «Использование развивающих занятий, упражнений, игр на уроках русского языка» (1–4 класс)
«Использование развивающих занятий, упражнений, игр на уроках русского языка»
Для успешного освоения программы по русскому языку младшими школьниками необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение. Наблюдения показывают, что дети младшего школьного возраста охотно и с большим интересом обращаются к умственным играм, задачам, головоломкам. Поэтому в начальной школе необходимо не только закладывать основу знаний учащихся, но и следует учить самостоятельно мыслить и творчески работать. Развитием этих качеств необходимо начинать заниматься с первых дней пребывания ребенка в школе. Чтобы активизировать мыслительную деятельность учащихся, необходимо помочь им овладеть определенными умственными операциями, логическими приемами мышления. Современные программы по русскому языку в начальной школе требуют от ребенка умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы Как раз этому и могут помочь задачи, упражнения, игры развивающего характера, которые необходимо использовать на уроках.
Психолог Л. С. Выготский отмечал интенсивное развитие интеллекта в младшем школьном возрасте. Ребенок 7-8 лет обычно мыслит конкретными категориями. Затем происходит переход к стадии формирования операций, которая связана с определенными уровнями развития способности к обобщению и абстрагированию. К моменту окончания начальной школы дети должны научиться самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, устанавливать простые закономерности.
Как писал Д. Б. Эльконин, под влиянием обучения память у детей в младшем школьном возрасте развивается в двух направлениях:
усиливается роль смыслового запоминания (по сравнению с наглядно-образным);
ребенок овладевает возможностью сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления (запоминание, воспроизведение, припоминание).
В связи с относительным преобладанием деятельности первой сигнальной системы у младших школьников более развита наглядно-образная память. Дети лучше сохраняют в памяти конкретные сведения: события, лица предметы, факты, чем определения и объяснения. Они склонны к механическому запоминанию, путем механического повторения, без осознания смысловых связей. Они часто заучивают дословно! Это объясняется тем, что механическая память у них развита хорошо, и тем, что младший школьник не умеет дифференцировать задачи запоминания, еще плохо владеет речью, ему легче заучивать все, чем воспроизводить смысл прочитанного. В этом возрасте дети не могут организовать смысловое запоминание: не умеют разбивать материал на смысловые группы, выделять опорные пункты для запоминания, составлять логический план текста.
К окончанию начальной школы у учащегося должна сформироваться способность к запоминанию и воспроизведению смысла, доказательств, аргументации, логических схем, рассуждений. Очень важно научить школьника правильно ставить цели для запоминания материала. Если ученик запоминает материал с установкой, что этот материал ему пригодится в скором времени, то материал запоминается быстрее, помнится дольше, воспроизводится точнее.
Если старший школьник может заставить себя сосредоточиться на неинтересном, на трудной работе ради результата, который ожидается в относительно отдаленном будущем, то младший школьник может заставить себя сосредоточиться и упорно работать при наличии близкой перспективы получить «пятерку», заслужить похвалу учителя.
В младшем школьном возрасте лучше развито непроизвольное внимание. Начало обучения в школе стимулирует его дальнейшее развитие. Непроизвольное внимание становится особенно устойчивым тогда, когда учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у школьника эмоциональное отношение. Поскольку непроизвольное внимание поддерживается интересом, то, естественно, каждый учитель стремится сделать свой урок интересным, занимательным. К. Д. Ушинский писал: «Конечно, сделав занимательным свой урок, вы можете не бояться наскучить детям, но помните, что не все может быть занимательным в ученье... Приучите же ребенка делать не только то, что его занимает, но и то, что не занимает, — делать ради удовольствия исполнить свою обязанность, т. е. есть мера занимательности, зависимая от возраста и особенности детей».
К окончанию начальной школы у ребенка формируются: трудолюбие, прилежание, дисциплинированность, аккуратность. К переходу из начальной школы в среднее звено изменяется отношение к учебной деятельности. Сначала у первоклассника формируется интерес к самому процессу учебной деятельности. Затем формируется интерес к результату своего труда: мальчик на улице впервые самостоятельно прочитал вывеску, был очень рад.
После возникновения интереса к результатам своего учебного труда у первоклассников формируется интерес к содержанию учебной деятельности, потребность приобретать знания. Формирование интереса к содержанию учебной деятельности, приобретению знаний связано с переживанием школьниками чувства удовлетворения от своих достижении.
Младшие школьники, особенно первоклассники и второклассники, испытывают, например, чувство гордости, особый подъем сил, когда учитель, поощряя их и стимулируя их желание работать лучше, говорит: < Вы работаете не как маленькие дети, а как настоящие ученики!»
В целом, за время периода обучения ребенка в начальном звене школы у него должны сформироваться следующие качества: произвольность рефлексия, мышление в понятиях; он должен успешно усвоить программу. у него должны быть сформированы основные компоненты учебной деятельности, кроме этого, должен сформироваться качественно новый, более взрослый тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками.
Таким образом, использование заданий, упражнений, игр, развивающего характера дает положительные результаты: повышает внимание детей. развивает память, логическое мышление, формируется интерес к содержанию учебной деятельности, развивает речь ребенка, пополняет словарный запас, способствует повышению качества знаний.
В результате использования развивающих заданий ребята лучше занимаются не только по русскому языку, но и по математике, естествознанию. Дети, заинтересовавшись, сами стали составлять подобные задания по внеклассной работе, стали больше читать книг.
В качестве примера, приведем некоторые развивающие задания. упражнения, игры, которые применяем на уроках.
I. Задания для формирования способности выделять признаки предметов.
Что можно сказать о форме, цвете, вкусе: яблока, груши, арбуза, лимона, помидора?
Сколько букв имеют слова: снег, кит, морж, метр''
По какому признаку можно исключить одно из данных слов: ручка, карандаш, парта, окно''
Назовите несколько признаков слов: стол, телевизор, ложка, стул. кино, радио.
II. Задания для формирования способности узнавать предметы по зада иным признакам
1. Назовите предмет, о котором можно сказать:
а) черный, четырехугольный, сделан из дерева.
б) белый, сладкий, твердый;
в) продолговатый, зеленый, твердый, съедобный.
г) желтый, продолговатый, кислый.
2. Какой предмет обладает одновременно следующими признаками-
а) пушистый, ходит, мяукает;
б) гладкое, стеклянное, в него смотрятся, око отражает.
3. Кто или что может быть:
а) высоким или низким;
б) большим или маленьким,
в) холодным «ли горячим;
г) коротким или длинным;
д) твердым пли жидким;
е) узким или широким
4. Для знакомства со свойствами или признаками предметов можно использовать загадки. Приведем лишь некоторые из них:
А) Сам алый, сахарный, кафтан зеленый, бархатный;
Б) Сидит девица в темнице, а коса на улице;
В) Не лает, не кусает, а в дом не пускает;
Г) Без окон, без дверей, полка горница людей.
III. Задания для формирования способности выделять существенные признаки предметов.
Существенные признаки — это такие признаки, каждый из которых, взятый отдельно, необходим, а все вместе достаточны, чтобы с их помощью можно было отличить данный предмет от всех остальных.
Школьники, владеющие умением выделять существенное, способны к абстрагированию, выделению главного и могут отвлечься от второстепенного Например, предлагается ряд слов, в каждом из которых пять дается в скобках, а одно — перед ними. Ребята должны выделить за 20 секунд два слова, наиболее существенных для слова перед скобками.
Река (берег, рыба. тина, рыболов, вода).
Сад (растение, садовник, собака, забор, земля).
Лес (лист, яблоня, охотник, дерево, кустарник).
Чтение (глаза, книга, картинка, печать, слово).
Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед).
1. Чем похожи эти слова:
а) кошка, книга, крыша;
б) печь, течь, речь;
в) морж, нож, ковш;
г) число, весло, кресло;
д) мышь, брошь, рожь;
е) колесо, полоса, яблоко.
2. Назовите общие признаки:
а) яблока и арбуза:
б) кошки и собаки,
в) книги и тетради;
г) вилки и ложки,
д) стола и стула.
3. Чем отличается:
а) ручка от карандаша;
б) книга от тетради:
в) линейка от треугольника,
г) сани от телеги;
д) рассказ от стихотворения;
е) существительное от глагола;
ж) прилагательное от существительного.
Упражнения
1. Дан перечень слов: ваза, ухо, кот, гриб, ель, перо, стол. Слова размещаются в два столбика: ухо кот
перо гриб
ваза стол
ель
Задание: выбери подпись к каждому столбику:
а) слова разделены по числу букв;
б) слова разделены по числу слогов;
в)слова разделены по родам.
Правильный ответ: б).
2. Дан список слов: мода, крот, круг, мышь, коза, пора, плуг, плот,
помещенных в два столбика:
мода крот
мышь круг
коза плуг
пора илот
Задание: выбери подписи к каждому столбику:
а) слова разделены по числу букв;
б) слова разделены по слогам;
в) слова разделены по родам.
Правильный ответ:
для столбика 1: а), в);
для столбика 2: а), б), в).
3. Даются слова, которые разбиты на три группы по родам:
аист рожь небо
март среда село
лось мама окно
Вставьте пропущенные слова в следующие предложения:
а) В первом столбике слова ... рода;
б) Во втором столбике слова ... рода;
в) В третьем столбике слова ... рода.
Задания, упражнения, игры для развития логического мышления
1. Игра «Поиск»
Ребятам предлагается поработать со словарем и наши слова, содержащие две или три одинаковые гласные. Дети находят и записывают слова барак, сахар, молоток, около, вечер, берег и т. д. С большим интересом дети ищут слова, в которых встречаются три, четыре, пять гласных. Е игре лети быстрее запоминают редкие, ранее им не встречавшиеся слона сараван, бурундук, переезд и т. д.
Кроме слов с одинаковыми гласными, можно предложить поиск слов : неповторяющимися гласными: двумя, тремя, пятью и т. д. Так легче воспринимаются трудные для написания существительные: правительство, революция, клавесин, товарищ и т. д.
2. Игра «Зашифрованное слово»
Данное упражнение закрепляет умение учащихся делить слова на слоги и составлять из них новые слова.
Учитель на доске записывает слова: например: автор, товарищу мотор, бильярд.
Задание: из каждого слова взять только по первому слогу и записать полученное слово (ав-то-мо-биль)
Возможны и другие варианты заданий, когда из первого слова борется первый слог, из второго — второй, из третьего — третий. Например урожай, почемучка, садовник.
Ответ: у - че - ник.
Это упражнение можно усложнить. Дети должны почувствовать «спрятанное» слово. Не нужно им указывать, какой слог от данных слов нужно взять, чтобы составить новое слово. Например:
косари, заморозки, летчик: са-мо-лет;
метка, ропот, пора, липа, теннис: мет-ро-по-ли-тен;
вода, дорога, проба, невод: во-до-про-вод;
пластинка. картинка, павлин: плас-ти-лин.
3. Игра 'Выбывание слов.
Учитель на доске пишет слова: строить, бежать, видит, решал, рисовали, пишет.
Дети сначала должны найти единственное слово, с которого следует начать игру:
а) бежать — единственный глагол в неопределенной форме (если ра
бота идет на доске, каждое разобранное слово стирается, а в тетради
разобранное слово можно просто зачеркивать);
б) рисовали — только этот глагол имеет множественное число;
в) решил — из оставшихся только этот глагол в прошедшем времени,
остальные — в настоящем;
г) пишет — глагол I спряжения, остальные — II спряжения.
После этого разбора на доске остается только два глагола: строит и видит. Ребенок должен сравнить их и сделать вывод о том, что оба этих глагола II спряжения Но глагол видит является глаголом-исключением, поэтому зачеркиваем пли стираем его. Остается глагол строит.
Аналогично можно построить игру на выбывание с прилагательными' известный, честный, опасность, веселый, красивая, грустный:
а) опасность — это существительное, а все остальные прилагательные;
б) красивая — единственное прилагательное женского рода;
в) веселый — прилагательное не содержит непроизносимой согласной;
г) на доске остаются три слова с одинаковой орфографией: известный, местный, грустный. Но из них можно выделить прилагательное известный т.к. оно имеет приставку, а два других приставки не имеют.
Упражнения на развитие внимания и памяти
Память — форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта. Благодаря памяти расширяются познавательные возможности человека. Память как познавательный процесс обеспечивает целостность и развитие личности. Память изменяется с возрастом и поддается тренировке.
Успешность памяти зависит:
от степени завершенности действий запоминания;
интересов и склонностей личности;
отношения личности к той или иной деятельности;
эмоционального настроя;
волевого усилия.
Внимание — направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других. Качества внимания:
концентрация — степень сосредоточенности внимания на объекте;
объем — количество объектов, которые могут быть охвачены внимание одновременно;
переключение — намеренный перенос внимания с одного объекта на другой;
распределение — возможность удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов;
устойчивость — длительность сосредоточения, внимания на объекте
Упражнения
Учитель читает ряды слов, в каждом из которых повторяется какой-
либо звук.
Задание: а) определить, какой звук повторяется:
дротик, кров, песок, мост [о];
лимон, килька, батист, виски [и];
носки, астра, мокасины, стриж [с],
б) а какие два звука повторяются в каждом из этих рядов слов?
книга, гора, ангел, грамота [а], [г|;
бокс, короб, забой, роба [о], [б].
2. Учитель читает: а) один раз следующие ряды слов:
булка — мука; сестра — брат; свитер — нитка; папа — сын; загон — рельсы.
Затем из каждой пары учитель называет лишь первое слово, а второе должны произнести ученики;
б) ряды из трех слов. После этого он называет лишь первое слове з каждом ряду, ученики должны произнести два остальных:
пряжа — нитка — свитер; сирень — ваза — цветы; рельсы — шпалы — поезд; мука — тесто — булка; окно — крыша — дом: малыш — взрослый — старик; дети — мама — папа.
3. Дан следующий ряд слов:
шкаф, конфета, астра, ромашка, пряник, стол, шоколад, тюльпан. диван, роза, варенье.
Задание: прочитать внимательно один раз (или прослушать! данные слова. Затем слова закрываются, и надо ответить на вопросы
Какие встретились названия цветов и сколько их встретилось в этом списке? Сколько всего было слов?
Во сколько групп можно объединить эти слова'' Назовите каждую группу.
4 Данное упражнение требует участия двух и более человек. Один
из учеников называет любое слово, например, стол. Другой повторяет ото
слово и называет свое: стол ~ стул; следующий ученик делает то же самое — он называет два слова, после чего добавляет свое слово, например,
стол - стул ~ штора и т. д. Упражнение выполняют до тех пор, пока
кто-нибудь из играющих не собьется. После этого подсчитываются количество
названных слов. Если это упражнение выполнять как можно чаще, то количество слов, удерживаемых в памяти детей, будет постепенно возрастать.
5. Даны следующие пять слов: баранка, окунь, мороженое, бабушка,
аквариум.
Учащимся дается время для восприятия данных слов, затем слова закрывают.
Задание: а) мысленно произнесите эти слова в таком же порядке, а затем произнесите лишь первые буквы данных слов. Какое получилось слово? 1 Бомба):
с. вот еще несколько задании, аналогичных предыдущему:
велосипед, атлас, торт, арфа (вата);
клюв, облако, фата, том. айсберг (кофта).
слива, окно. бар. астра, кот. абрикос (собака):
пила, окорок, приз. ухо. гора, алыча, йод (попугай).
6. Дан ряд пронумерованных слов:
I) парта, -1) ручка, 7) девочка.
2.1 стол; 5) тетрадь;
3) окно; 6: облако;
Задание: Внимательно посмотрите и запомните каждое слово и его порядковый номер (время — 15 секунд). Слова закрываются.
Теперь посмотрите на те же слова, но расположенные в ином порядке, \: поставьте рядом с каждым словом закрепленный за ним номер (как это было обозначено выше):
тетрадь - ... ; ручка - ...; стол - ...
девочка - .... окно - ...;
парта - ...; облако - ...;
А теперь попробуйте написать напротив каждого номера то слово, которое ему соответствовало:
7. Упражнение «Исправь ошибки». Зимой в саду расцвели яблони. Старые лебеди склонили перед ним гордые шеи. На столе лежала карта нашего города. Самолет сюда, чтобы помочь людям. В ответ я киваю ему рукой
Выполнение развивающих заданий, упражнений, связанных с материалом, близким учащимся, имеет большое значение для совершенствования их умений и навыков. Они видят результаты своих занятий, которые вселяют уверенность в собственные силы, мобилизует их к достижению более высоких показателей в учебе. Усваиваемые умения и навыки становятся злее прочными. Таким образом, в процессе выполнения упражнении, заданий учащиеся не только совершенствуют свои знания, но и свободно оперируют ими в разнообразной практической деятельности.
Список использованных источников.
Бетелькова Н.М., Фонин Д.С. конкурс грамотеев: дидактические игры и занимательные упражнения по рус.яз., для учащихся начальной школы - Н.М. Бетелькова – М Просвещение: АО «Учебная литература», 1995.-208 с.
Волнина В.В. Учимся играя. В.В. Волнина – М.: «Новая школа», 1994. -96 с.
Климанова Л.Ф. Читалочка. - Л.Ф Климанова – М.; Просвещение, 1994.-96 с.
Новоторцева Н.В. Развитие речи детей.: Н.В. Новоторцева дидактический материал по развитию речи у младших школьников. – Ярославль: ТОО «Гринго», 1995. -208 с.
Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. И учеба и игра: русский язык.- Т.И. Тарабарина Ярославль: «Академия развития», 1997. -208 с.
Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей - Л.Ф. Тихомирова ТОО «Гринго», 1995. -240 с.
Черемошкина Л.В. Развитие внимание детей. Л.В. Черемошкина Ярославль: «Академия развития», 1997.-224 с.
Панагушина Елена Аркадьевна