12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Прокофьева Елена Алексеевна18
4

Использование дополнительных ресурсов как средства формирования познавательного интереса к изучению иностранного языка

Использование дополнительных ресурсов как средства формирования познавательного интереса к изучению иностранного языка

Применение электронных образовательных ресурсов создает уникальную возможность для изучающих иностранный язык пользоваться аутентичными текстами, слушать и общаться с носителями языка, то есть, они создают естественную языковую среду. Доступ к сети Интернет дает возможность воспользоваться огромным количеством дополнительных материалов, которые позволяют обогатить уроки разнообразными упражнениями, интересными приемами, методами.

Стоит отметить, что в процессе ознакомления учащихся с иностранным языком психологическая составляющая является ключевой, поэтому в дальнейшем будет полезно делать акцент именно на восприятии и запоминании новой информации. Важно также сформулировать основные препятствия обучающегося, чтобы грамотно подобрать дополнительные источники для изучения иностранного языка.

Итак, в первую очередь необходимо подчеркнуть целесообразность изучения нового для учащегося языка: в процессе плодотворной работы у обучающегося улучшается память, развиваются способности к концентрации и многозадачности, формируются фонетические и коммуникативные навыки. Необходимо особо выделить положительное влияние языка на психологическое состояние ученика: при грамотном подходе у обучающегося наблюдается повышенная мотивация, хорошее настроение, а также желание общаться на иностранном языке, что, бесспорно, порождает стремление к саморазвитию.

В процессе обучения ученики периодически сталкиваются с различными сложностями. Дело в том, что в данном случае на результативность влияет не только прилежная работа и наличие теоретических знаний, но и приобретение основных практических навыков, важнейшими из которых являются понимание иностранной речи на слух и ее самостоятельное воспроизведение. Таким образом, стоит заметить, что при осознании потребности в развитии своих фонетических и коммуникативных навыков, обучающийся должен воспользоваться дополнительными ресурсами, поскольку они способны помочь человеку приспособиться к новой языковой среде и привить ценнейшее чувство иностранного языка.

Исходя из всего вышеперечисленного, ключевым вопросом становится вопрос о том, какую роль играют дополнительные ресурсы в процессе изучения нового для ученика языка и что они из себя представляют.

Так, дополнительные ресурсы – это вспомогательные пособия, литература, разновидности кинематографии и музыки, радио, а также многочисленные образовательные сайты на иностранном языке, нацеленные на обучение культуре речи носителей языка и являющиеся своего рода открытой познавательной платформой для всех желающих.

Рассмотрим каждый информационный ресурс, выявив технику и ключевые особенности распознавания, запоминания и воспроизведения иностранной речи русскоговорящим учеником.

1. Вспомогательные учебные (методические) пособия

Данный ресурс предлагает углубленное изучение иностранного языка, нацеливаясь на расширение полученных ранее знаний преимущественно в области грамматики, письма и фонетики (последнее при наличии CD-диска).

В процессе обучения ученик тренирует свои базовые навыки и закрепляет их, прописывая новые слова и фразы. Методические пособия также помогают запомнить сложные термины и грамматические конструкции, встречающиеся на тернистом пути учащегося. В дополнение ко всему, разнообразие учебных пособий в книжных отделах и интернет-магазинах позволяет всем желающим найти качественное издание, зачастую даже с аудиодиском для постановки иностранной речи.

2. Литература (книги иностранных авторов в оригинале)

Представленный ресурс позволяет русскоговорящим ученикам ознакомиться с иностранным литературным языком. В процессе чтения обучающийся запоминает новые слова и лексические конструкции, учится грамотно выстраивать предложения и находить в них главную мысль. Знакомство с книгами зарубежных писателей в оригинале способствует стремительному продвижению в изучении иностранного языка, прививая читателям любовь к литературе и стремление к саморазвитию.

Главной особенностью данного ресурса является то, что обучающийся, сам того не осознавая, постепенно начинает «мыслить» на другом языке. Чтобы добиться такого результата, полезно применять аналитический подход: анализировать не слова, а целые словосочетания в тексте. Так, выделяя для себя незнакомые фразы, ученик запоминает их и впоследствии использует в повседневной речи. Изучение более сложных текстов расширяет кругозор и увеличивает словарный запас читателя.

Следует знать, что на разных этапах изучения иностранного языка рекомендуется использовать адаптированную литературу (уровни Elementary, Pre-intermediate, Intermediate, Upper-intermediate, Advanced). В некоторых изданиях можно найти словарь и выполнить задания по прочитанным главам.

3. Кино на иностранном языке (фильмы, сериалы, мультфильмы)

Представленный ресурс является одним из наиболее эффективных способов погружения в языковую среду. При просмотре зарубежных фильмов, сериалов и мультфильмов каждый обучающийся слышит, запоминает и воспроизводит иностранную речь, неосознанно подражая произношению носителей языка. Также у обучающегося формируются фонетические навыки, в дальнейшем необходимые для распознавания иностранных слов и составления из них предложений.

Стоит отметить, что при знакомстве с зарубежным кино необходим грамотный подход, поскольку результат напрямую зависит от двух составляющих: а) уровень языка ученика; б) способ просмотра.

Так, на начальном уровне рекомендуется смотреть простые мультфильмы (к примеру, короткометражные) и легкие (зачастую комедийные) сериалы. В последствии заинтересованный обучающийся сможет постепенно переходить к сериалам и фильмам различных жанров.

Ключевую роль играет способ просмотра кинокартины: идеальным вариантом будет использование оригинальной (иностранной) озвучки, в дополнение к ней можно включить оригинальные (иностранные) субтитры. Не рекомендуется включать только русские субтитры (ученик перестает воспринимать оригинальную речь), однако на начальных этапах можно воспользоваться двойными – на своем и иностранном языке. Сравнительный анализ текстов будет способствовать усвоению отдельных слов и выражений, а также пониманию речи носителей.

4. Зарубежная музыка

Представленный дополнительный ресурс прежде всего подойдет обучающимся с аудиальным типом восприятия информации, поскольку в данном случае происходит автоматическое распознавание иностранной речи в процессе прослушивания обучающимся музыкальной композиции. Помимо восприятия голоса исполнителя на слух, ученик всегда может закрепить новую лексику, визуально ознакомившись с текстом песни. Впоследствии обучающийся также может напевать строчки освоенной зарубежной композиции, продолжая развивать свои фонетические навыки.

5. Зарубежное радио

Данный ресурс позволяет каждому обучающемуся превосходно овладеть как фонетическими, так и коммуникативными навыками иностранного языка. Дело в том, что радио является универсальным «ключиком» к пониманию реальной, повседневной речи носителей: слушая произношение и интонацию ведущих зарубежной радиостанции, ребёнок неосознанно пропускает через себя новую информацию и учится грамотно преподносить ее на иностранном языке.

Важно слушать радио каждый день, даже понемногу, только так у обучающегося появится бесценное чувство языка. Хочется дополнить, что помимо прослушивания радиопрограмм необходимо развивать и теоретическую базу, которая повлияет на его разговорную речь. Таким образом, радио способствует расширению кругозора и активному восприятию информации, переданной носителем языка. Однако это происходит лишь в том случае, когда обучающийся ведет параллельную работу и не забывает черпать знания в образовательной среде.

6. Интернет-сайты для изучения иностранного языка

Представленный дополнительный ресурс достаточно многогранен, поскольку предлагает невероятное количество образовательных платформ, нацеленных на развитие четырех важнейших составляющих иностранного языка: фонетики, грамматики, письма и устной речи. Стоит подчеркнуть, что при выборе подходящего интернет-сайта необходимо учитывать его функциональность и безопасность, именно эти характеристики будут влиять на образовательный процесс.

Подводя итог всему вышесказанному, хочется отметить, что каждому обучающемуся под силу погрузиться в языковую среду с помощью дополнительных ресурсов, нужно лишь подобрать для себя наиболее подходящий способ и приступить к активному изучению иностранного языка. В дальнейшем бесценный опыт, основанный на овладении теоретической и практической составляющими языка, позволит воплотить все накопленные знания в жизнь и свободно воспроизводить иностранную речь при общении с носителями.

Необходимо помнить, что образование – это путь к развитию и познанию себя, именно поэтому так важно изучать иностранный язык. А дополнительные ресурсы не только позволят стать частью внешнего удивительного мира, но и подарят внутреннюю мотивацию, которая поможет двигаться дальше, несмотря ни на что. Главное – действовать.


Опубликовано


Комментарии (0)

Прокофьева Елена Алексеевна
Комментарий был удалён пользователем 14 апр 2021 в 17:33
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.