Использование ИКТ и интернет-ресурсов как средство активизации познавательной деятельности учащихся и повышение интереса к изучению немецкого языка

1
0
Материал опубликован 21 March 2022

 

Использование компьютерных технологий и Интернет- ресурсов как средство активизации познавательной деятельности учащихся и повышение интереса к изучению немецкого языка.

 

Мастер-класс

Дзиовой Тины Касполатовны,

учителя немецкого языка

СП МБОУ СОШ№3 г.Алагира

 

 

Цель мастер-класса:

Познакомить участников методического занятия с возможностями использования компьютерных технологий и Интернет- ресурсов на уроках немецкого языка.

 

ПЛАН

 

 

 

Этап

Содержание

Время

I.Презентация педагогического опыта

Краткое обоснование основных идей опыта.

5 мин

II.Знакомство с символами Рождества

Фонетическая разминка и предъявление лексики по теме «Символы Рождества в Германии»

5 мин

III.Знакомство с особенностями предрождественского времени в Германии.

Организация самостоятельной деятельности слушателей. Обмен информацией.

10мин

IV.Игра «Календарь Адвента».

Закрепление и контроль усвоения полученной информации.

15мин

V. Рефлексия

Песня «Адвент». Подведеие итогов.

5мин

 

 

Наглядный и дидактический материал:

рождественский календарь;

рождественский венок;

рабочие листки;

Задания на интерактивной доске.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Презентация педагогического опыта.

Мне хочется начать своё выступление со слов Марии Монтессори, создателя педагогической системы, основанной на идее свободного воспитания. "Всегда в обращении с ребенком используй лучшие манеры и предлагай ему лучшее в тебе и лучшее из того, что есть в твоем распоряжении".

 

История методики преподавания иностранных языков знает многочисленные и многообразные попытки найти наиболее рациональный метод обучения иностранным языкам. Учитывая, что каждый метод при определенных условиях обладает своей объективной ценностью, целесообразным я считаю использование синтеза различных методик и рациональное сочетание различных приемов в обучении. Без сомнения, в багаже каждого современного учителя должно быть разнообразие методов и приемов актуальных образовательных технологий.

Ни для кого не секрет, что зачастую группы немецкого языка в школах формируются по остаточному принципу. Да, очень сложно бывает убедить родителей и детей, чтобы они учили немецкий язык.  Правильнее будет сказано, трудно убедить родителей, ведь дети во втором классе ещё не могут сами решить какой язык им изучать.

Мне приходится прилагать все усилия, чтобы сохранить немецкий язык как предмет школьного обучения, повысить его привлекательность и побудить к его изучению как можно большее количество желающих. Вы все, конечно знаете, что у нас в Алагирском районе в школах уже не изучают немецкий язык. Сохранился в нашей школе и ещё в двух школах.

У меня существует ряд проблем:

• маленькое количество учеников в группах; • низкий уровень развития обще-учебных навыков; • плохая успеваемость у учеников в моих группах почти по всем предметам; • отсутствие устойчивых интересов; • плохо развитая память.

Но давайте, я не буду говорить о плохом. Какими бы не были дети, мы их всех любим, и мы должны их мотивировать на изучение немецкого языка. У меня не редки случаи, когда у ученика по всем предметам удовлетворительные оценки, а по немецкому - учится на «отлично» и «хорошо».

Есть много способов повышения мотивации к изучению немецкого языка.

Интерес к предмету и желание овладеть им зависят в большой степени от того, какие технологии используются учителем, здесь важным считаю и мнение учащихся- какие формы работы и приемы им нравятся больше всего.

 

Активно работая над тем, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, я выбираю такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество. Основополагающими принципами моей педагогической деятельности являются:

1)    системность,

2)    доступность,

3)    учет индивидуальных способностей и запросов учащихся,

4)    перспективность,

5)    сознательность.

Ведущей идеей, сложившейся у меня системы работы, является развитие речевой компетенции учащихся, их способности к межкультурному общению через реализацию идеи диалога культур на уроке и во внеклассной работе.

Каждый урок я стремлюсь сделать развивающим и познавательным, то есть строить его как процесс решения постоянно усложняющихся речемыслительных задач. Эти задачи соотносятся с личным опытом учащихся, их знаниями, умениями. Для этого я применяю в своей деятельности личностно-ориентированный метод обучения, объединяющий разные педагогические технологии: метод проектов, игровые технологии, проблемное обучение, обучение в сотрудничестве, телекоммуникационные технологии, интерактивные методы обучения, развивающее обучение, а также информационно-коммуникационные технологии: PowerPoint презентации, интерактивные упражнения- Интернет -ресурсы, мультимедийные обучающие программы.

Большим потенциалом для наглядно-образного представления учебного материала обладают программы PowerPoint и SMART Notebook. Я самостоятельно создаю презентации по этим программах. Уроки бывают наглядными и легко воспринимаемыми.

Модернизация преподавания иностранных языков требует использования Интернет-ресурсов на уроке и во внеурочное время. Это соответствует и основным принципам модернизации - коммуникативности, системности и функциональности.

Я применяю Интернет в разных областях:

Интернет в качестве средства коммуникации;

Интернет как средство получения информации

Интернет как средство для публикации (презентации, создание упражнений для других и Интернет - страниц);

Интернет как средство для выполнения интерактивных заданий (тексты с пробелами, кроссворды, упражнения с целью нахождения правильной последовательности в предложении или тексте, а также соотнесения разной информации, тесты, задание на сравнение и нахождение сходства и различий).

Используя информационные ресурсы Интернета, интегрируя их в учебный процесс, мне удается решать эффективно целый ряд дидактических задач на уроке:

Формировать:

устойчивую мотивацию иноязычной деятельности учащихся на уроке на основе систематического использования «живых» материалов, обсуждения не только вопросов к текстам учебника, но и «горячих» проблем, интересующих всех и каждого;

социокультурную компетенцию в процессе диалога культур, культуру общения;

навыки и умения чтения, непосредственно используя аутентичные материалы сети разной степени сложности;

2. Совершенствовать:

умения аудирования на основе аутентичных звуковых текстов Интернета;

умения монологического и диалогического высказывания на основе проблемного обсуждения представленных учителем или кем-то из учащихся материалов сети;

умения письменной речи, индивидуально или в группах, письменно составляя ответы партнерам, участвуя в подготовке рефератов, сочинений, других продуктов совместной деятельности;

Пополнять свой словарный запас лексикой современного иностранного языка, отражающего определенный этап развития культуры народа, социального и политического устройства общества.

Я использую в своей работе такую педагогическую технологию, как метод проектов на уроке иностранного языка. Это позволяет наиболее полно учитывать индивидуальные особенности каждого ученика, т.е. реализовывать личностно-ориентированный подход в обучении иностранному языку. Основной принцип этого направления заключается в том, что в центре обучения должен находиться ученик, а не учитель, деятельность познания, а не преподавания. Идея этого подхода привлекательна, потому что обучение ориентировано на личностные характеристики, предшествующий опыт, уровень интеллектуального, нравственного и физического развития ребенка, особенности его психики (памяти, восприятия, мышления). С полной уверенностью можно утверждать, что метод проектов позволяет решить проблему мотивации, создать положительный настрой учащихся, научить их не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает им школа, а уметь применять их на практике для решения проблем, касающихся их жизни.

Вместе с учениками выполняю различные типы проектов:

- исследовательские

- творческие проекты – это выпуск стенгазет, поздравления с праздниками, кроссворды, викторины;

- начиная со 2 класса, в рамках программы учащиеся готовят проекты по заданным темам: «Мое любимое домашнее животное», «Моя семья», «Наша школа» и т.д.;

Традиционные формы обучения дополняют игры, способствуют активизации процесса обучения. В сочетании с другими методами и приемами игры повышают эффективность преподавания, делают процесс обучения более интересным, способствуют успешному усвоению изученного материала, формируют навыки коллективной работы.

Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации – проблемной. Учитель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на ее решение, организует поиск решения. Таким образом, учащийся становится субъектом своего обучения и, как результат, он овладевает новыми знаниями, новыми способами действия.

Учитывая индивидуальные способности учащихся, стараюсь создать на

уроках ситуацию успешности деятельности и комфортный микроклимат, развивая

познавательный интерес к предмету и коммуникативную культуру общения.

Чередую и варьирую различные социальные формы работы, что позволяет

делать урок насыщенным и интересным. В зависимости от целей урока

выбираю социальную форму работы: фронтальную, индивидуальную, парную или

групповую. Если провожу парную или групповую работу, то периодически

меняю её состав для того, чтобы ученики учились общаться не только с одним

человеком, а могли понять других и высказать им своё мнение.

Обязательной составной частью   всех моих уроков являются

здоровьесберегающие технологии. Проведение «Уроков успеха»,

физкультминутки, юмор, элементы игры, частая смена вдов деятельности

облегчают усвоение материала, уменьшают утомление, стимулируют высшую

нервную деятельность ребёнка, улучшают психологический климат на уроке.

На мой взгляд, обучение иностранному языку эффективно только при тесной взаимосвязи урочной и внеклассной деятельности.  Изучение любой программной темы может быть продолжено во внеклассной работе. Внеклассные занятия обобщают изученный материал, дополняют его, демонстрируют учащимся результаты овладения языком и способствуют дальнейшему совершенствованию умений и навыков.

Все современные инновационные технологии, которые я применяю в урочной и внеурочной деятельности, помогают мне реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, их уровня обученности, направлены на активизацию учебно-познавательной деятельности и поднятие её на уровень творческих процессов.

 

Я провела небольшое исследование и составила рейтинг приемов, используемых мной на уроке.

Я скажу о некоторых из них: большинство учащихся отдали предпочтение ИКТ и проектной методике.

Какие технологии стали популярными среди моих учеников на уроке? Презентации, аудиозаписи, учебные фильмы, наглядность, тестирование.

 

Моим ученикам очень нравятся уроки с выполнением заданий на интерактивной доске, которые я создаю сама. Мне и моим ученикам очень нравится работать с программой SMART Notebook.

Знакомство с символами Рождества.

Фрагмент урока, который я сейчас проведу, связан с очень интересной и актуальной темой, которая сейчас у всех на устах в Германии. Каждый год в декабре я провожу подобные уроки с моими учениками.

 

(На доске слайд 1 с фотографиями на рождественскую тему).

 

Как вы думаете? Какой теме мы посвятим сегодня наш урок?

 

«Рождественские праздники».

Скоро в Германии будут отмечать Рождество.

(Приложение1. Карточка со словами)

(Слово Weihnachten записано на доске.) По - немецки это будет Das Weihnachten. Повторяйте за мной Das Weihnachten или Die Weihnacht.

Синонимами этому празднику на немецком будут: das Christfest, Heiliger Christ.

А без кого не может обойтись Рождество и новогодний праздник?

Weihnachtsmann (Nikolaus). Давайте произнесём и эти слова вслух.

 

А теперь посмотрите на картинки и скажите, что вы видите на них? Это символы Рождества. Называем их по–немецки. (Приложение 2)

 

Период с 27 ноября по 24 декабря – это предрождественское время в Германии.

 

Ответьте, пожалуйста, на вопрос: как называется предрождественское время в Германии? Слово, которое написано на рабочих листках, состоит из 6 букв. Но слово зашифровано в геометрических фигурках.

(Приложение 3)

Расшифруйте, пожалуйста, слово, и вы узнаете, как называется предрождественское время в Германии.

 

1

2

 

3

4

5

6

7

8

t1647885162aa.gif

A

B

 

C

D

E

F

G

H

t1647885162ab.gif

I

J

 

K

L

M

N

O

P

t1647885162ac.gif

Q

R

 

S

T

U

V

W

X

t1647885162ad.gif

Y

Z

 

Ä

Ö

Ü

ß

 

 

 

t1647885162ae.gift1647885162ac.gift1647885162aa.gift1647885162aa.gift1647885162ac.gift1647885162aa.gif1 4 6 5 6 4

Занесите буквы в клетки. t1647885162af.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

( Advent )

Правильно – der Advent, die Adventzeit. Повторяем хором. Латинское слово «adventus» означает «пришествие». Имеется ввиду ожидание пришествия Иисуса Христа в мир в первый день Рождества.

 

 

Знакомство с особенностями предрождественского времени в Германии.

 

Сегодня вы узнаете о некоторых традициях встречи этого самого любимого у немцев праздника и об особенностях предрождественского времени.

 

Прежде всего я хочу задать вам вопрос: что получает каждый немецкий ребёнок от своих родителей 1 декабря?

Подсказка: это «что-то» имеет 24 окошка.

Это – рождественский календарь. Он может быть самой разной формы. Чаще всего его покупают в магазине. Но также и сама мама может сделать его своими руками для своего ребёнка или детей – сшить 24 мешочка (разного цвета с номерками на каждом) или взять 24 коробочки разной формы, оклеить их цветной бумагой и украсить по своему вкусу. Что находится внутри? Шоколадки разной формы, конфеты, маленькие сувениры, сюрпризы. Самый интересный или важный (или самый большой) подарок или сюрприз – за последним, 24 окошком.

Каждый день, начиная с 1 декабря, ребёнок открывает по одному окошку и находит там для себя что-то вкусное и интересное. Таким образом дети в Германии приближаются день за днём к самому любимому празднику – Рождеству.

 

Мы с вами тоже будем открывать окошки.

В окошках находятся задания для вас. Исходя из возраста и уровня подготовки учащихся эти задания могут быть самыми разными.

 

Также учитывая, что немецкий язык большинство из вас изучали ещё в школе и в институте, задания я постаралась сделать выполнимыми.

Но окошки вы будете открывать в конце, когда мы будем закреплять информацию, которую вы сегодня получите.

Итак, начинаем!

 

А теперь давайте закрепим ту информацию, которую вы получили.

Вы достаёте из носка номер с заданием, выполняете его, а затем из нашего календаря забираете свой приз.

(Задания в приложении).

 

V.Рефлексия.

 

Мы с вами выполнили все задания и узнали о традициях подготовки и встречи самого любимого праздника в Германии – Рождества.

Подводя итог нашей совместной работы, еще раз возвращаясь к вопросу об использовании ИКТ на уроках, я прошу Вас высказать свое мнение по тем приемам, которые были представлены Вашему вниманию. Я прошу Вас воспользоваться приемом «незаконченное предложение» и продолжить следующие фразы:

 

Наибольший интерес в ряду представленных приемов у меня вызвал прием…

В качестве альтернативы приему… (или его логическим продолжением) можно предложить…

На протяжении мастер-класса я испытывала состояние…

Я приобрёл...

Мне понравилось, но…

 

И в заключение нашей сегодняшней встречи предлагаю Вам послушать песню «Адвент».

Всем большое спасибо за работу. Мне было с вами интересно работать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации