Использование элементов программированного обучения на уроках штукатурно-малярного дела.
Использование элементов программированного обучения
на уроках штукатурно–малярного дела .
Алексенко Александр Анатольевич, учитель штукатурно – малярного дела.
ГКОУ «Красноярская школа - интернат»
Успешному усвоению знаний, практических умений и навыков способствует использование на уроках штукатурно-малярного дела элементов программированного обучения.
Программированное обучение – особый вид самостоятельного добывания знаний.
Основные преимущества программированного обучения:
– учитель получил возможность управлять умственной деятельностью ученика – это достигается содержанием и порядком предъявления ему вопросов, задач и заданий после каждой порции информации;
– каждый ученик приучает себя самостоятельно добывать новые знания;
– наконец, при программированном обучении имеет место обратная связь, что обеспечивает возможность управления процессом обучения, а также возможность определения успешности обучения каждого ученика.
Основные преимущества программированного обучения:
– учитель получил возможность управлять умственной деятельностью ученика – это достигается содержанием и порядком предъявления ему вопросов, задач и заданий после каждой порции информации;
– каждый ученик приучает себя самостоятельно добывать новые знания;
– наконец, при программированном обучении имеет место обратная связь, что обеспечивает возможность управления процессом обучения, а также возможность определения успешности обучения каждого ученика.
Процесс обучения индивидуализирован, по крайней мере, по темпу: слабый ученик может два-три раза прочитать информацию, прежде чем ответить на вопросы, стильный будет меньше времени читать и быстрее отвечать на вопросы.
На протяжении всего времени работы с пособием ученики все время активны: они легко отвечают на первые нетрудные вопросы, это их заинтересовывает; задумываясь над последующими вопросами, более сложными, все сильнее увлекаются учебной работой.
Сущность программированного обучения заключается в том, что современным групповым и массовым процессам обучения придаются индивидуализированные черты и вносятся элементы непрерывного контроля усвоения учебного материала. Такое по форме обучение создает возможности для высокоэффективного обучения: более детальным и глубоким становится анализ целей обучения, исследуются вопросы организации учебного материала в систему учебных пособий; программирование всего учебного процесса.
Практика показывает, что без систематического и регулярного повторения учебного материала, усвоение знаний учащихся малоэффективно и не обеспечивает осмысленного запоминания. Здесь на помощь приходит программированное обучение.
Сформировать у школьников с нарушением интеллекта теоретические основы штукатурно-малярного дела. Развить профессионально-трудовые навыки и умения работы с разными отделочными материалами и инструментами. Активизировать познавательную деятельность учащихся. Воспитывать у умственно отсталых школьников социально-значимые качества личности: трудолюбие, ответственность, организованность, самостоятельность, аккуратность, чувство коллективизма, взаимопомощи и взаимоподдержки.
Принципы программированного обучения:подача информации небольшими порциями;установка проверочного задания для контроля усвоения каждой порции информации;предъявление ответа для самоконтроля;подача указаний в зависимости от правильности ответа.
Преимущества использования элементов программированного обучения штукатурно-малярному делу представлены в том, что:
а) процесс обучения индивидуализирован;
б) разрыв между изучением теории и применением ее на практике фактически отсутствует;
в) ученик мгновенно получает информацию о качестве усвоения очередной порции материала;
г) ученики проявляют активность в обучении;
д) ученик приучает себя самостоятельно добывать новые знания;
е) обратная связь обеспечивает возможность управления процессом обучения.
В своей работе использую изготовленные программированные пособия. Они компенсируют отсутствие учебников по штукатурно-малярному делу для детей с ОВЗ в девятых классах.
При программированном обучении используется форма активного опроса. Так как повышение качества обучения зависит от систематической проверки знаний, то это привело к применению более эффективных способов контроля знаний учащихся. Принцип их сводится к замене устных ответов учащихся письменными выражениями в виде условных обозначений – цифр или отрезков линий, записываемых в строчку. Подобная форма опроса получила название “программированный диктант” или “графический диктант”. Готовлю вопросы, подбирая к каждому два ответа, один из которых правильный; вопросы с ответами последовательно зачитываю вслух; учащиеся должны выбрать правильный ответ и записать его в своей тетради напротив номера вопроса.
Пример графического диктанта по теме: “Водные колеры, их свойства.
Суть программированных заданий в том, что на заданный вопрос ученик из нескольких предложенных ответов должен выбрать один – правильный. Задания могут иметь текстовую, графическую или цифровую форму, используются для индивидуальной или фронтальной работы .
Для проверки знаний по темам: “Подготовка ранее окрашенных оштукатуренных и неоштукатуренных поверхностей к простой окраске”, “Подготовка ранее окрашенных оштукатуренных и неоштукатуренных поверхностей к высококачественной окраске” удобно применять цифровое задание (буквенное или графическое). Цифровой код, записанный на доске, различается по вариантам. В тетради ученик должен записать последовательность операций, выраженных цифрами. Например, по теме: “Подготовка ранее окрашенных оштукатуренных и неоштукатуренных поверхностей к простой окраске”
В результате систематического применения метода программированного контроля за знаниями учащихся удалось активизировать мыслительную деятельность, повысить качество знаний учащихся, развить интерес к урокам штукатурно-малярного дела.
Учащиеся к выполнению заданий стали относиться более ответственно, сосредоточенно, самостоятельно, давать развернутые, полные ответы на вопросы учителя. Даже те дети, которые имеют диагноз “Общее недоразвитие речи”, в полном объеме справляются с заданиями на уровне учащихся всего класса.
Литература.
1. www.childpsy.ru/dissertations/id/19483.php-//Прядехо А.А. Педагогические условия развития познавательных способностей учащихся.
2.Матюшина А.М. “Программированное обучение в школе” Куйбышев, 1967. – С. 4-7.
3Ланда Л.Н. “Алгоритмизация в обучении” М., 1966. – С.5-7.
4.Роль и место программированного обучения в системе средств и методов. Сборник трудов. М., 1974. – С. 27-28… Там же – С. 44… Там же – С. 57-59.