Использование элементов сказкотерапии в работе логопеда с детьми с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Использование элементов сказкотерапии в работе логопеда с детьми с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Использование сказок в коррекционной логопедической работе способствует целенаправленному и спонтанному развитию словаря и связной речи, автоматизации и дифференциации звуков.
Выделяют следующие виды логосказок: Выделяют следующие виды логосказок: 1. Артикуляционные 2. Пальчиковые 3. Фонетические 4. Сказки-шумелки 5. Лексико-грамматические 6. Сказки, способствующие формированию связной речи. 7. Сказки по обучению грамоте (о звуках и буквах).
Артикуляционные сказки. Основной задачей артикуляционных сказок является развитие артикуляционной моторики. Особый интерес представляют «Сказки о Веселом Язычке», которые в интересной форме рассказывают о разных приключениях Язычка.
Артикуляционные сказки. Так же детям можно предложить артикуляционные сказки на основе русских народных сказок, так на примере сказки «Репка». репка.pptx
Фонетические сказки В тетрадях размещены задания на словобразование, словоизменение, согласование разных частей речи друг с другом, подбор слов, противоположных и близких по значению. Каждый рассказ направлен на работу с определенным звуком по следующим направлениям: выделение слов с заданным звуком, определение позиции звука в слове, характеристика звука, подбор слов к звуковой и слоговой схемам, звуковой анализ. Фонетические сказки предусматривают работу над нарушенным звуком или группой звуков.
Фонетические сказки У детей со сложными речевыми нарушениями, безречевых детей может наблюдаться речевой негативизм, отсутствие подражательной речевой деятельности. Для получения устойчивого результата в работе с такими детьми необходимы многочисленные повторы слов, фраз.
Лексико-грамматические сказки Они направлены на обогащение, уточнение, активизацию словарного запаса, формирование грамматических категорий. Основная цель работы при их использовании: развитие и закрепление лексико-грамматических умений и навыков у обучающихся.
Сказки, способствующие формированию связной речи На индивидуальных занятиях один ребенок разыгрывает знакомые сказки. Ребёнок разыгрывает сказку по мотивам увиденной, но изменяет персонажей, время, конец действия. Ребенок разыгрывает и моделирует сказку по набору предложенных или выбранных самостоятельно персонажей (это и пальчиковый театр, сказки на липучках, на прищепках, просто персонажи). При этом ребёнок самостоятельно демонстрирует сказку, придумывает её сюжет. Таким образом, развивается самая сложная форма связного высказывания - составление творческих рассказов.
Сказки, способствующие формированию связной речи На подгрупповых и групповых занятиях несколько детей, предварительно распределив роли, разыгрывают сказку, также используя персонажей.
Сказки, способствующие формированию связной речи При работе с детьми с ТМНР, например, при чтении сказки «Репка», обращаем внимание и показываем, как мы зовем бабку, внучку, жучку, кошку, мышку – АУ, ИДИ, ребенок, увлеченный сюжетом, без принуждения и повторения, начинает звукоподражать, подражать эмоциям, действиям.
Использование логопедических сказок в коррекционной работе позволяет устанавливать эмоциональный контакт с ребенком, создавать у него радостное настроение, активизировать речевое общение, оказывать ненавязчивое воспитательное воздействие, пополнять запас знаний, совершенствовать психические процессы, развивать все стороны речи. Использование логопедических сказок в коррекционной работе позволяет устанавливать эмоциональный контакт с ребенком, создавать у него радостное настроение, активизировать речевое общение, оказывать ненавязчивое воспитательное воздействие, пополнять запас знаний, совершенствовать психические процессы, развивать все стороны речи.
«Через сказку – верная дорога к сердцу ребенка. «Через сказку – верная дорога к сердцу ребенка. Сказка - это ключик, с помощью которого можно открыть истоки, и они забьют животворными ключами» В. А. Сухомлинский