Статья «Использование песочной терапии в работе учителя-дефектолога с детьми с лёгкой умственной отсталостью»

1
0
Материал опубликован 13 January 2023 в группе

Тема: "Использование песочной терапии в работе учителя -дефектолога с детьми с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"

Развитие ребенка с ОВЗ с первых дней жизни отличается от развития детей с нормой. У таких детей отмечается низкий уровень мыслительной деятельности, волевой регуляции, произвольного внимания и памяти, узость восприятия, отставание в развитии эмоций, неадекватность самооценки. Снижен интерес к окружающему миру, заметно недоразвитие артикуляционного аппарата и фонематического слуха. Многие дети начинают говорить только к 4—5 годам. Речь у детей с ОВЗ не выполняет своей основной функции — коммуникативной. Эти особенности развития мешают детям без труда овладеть таким, казалось бы, простым занятием, как игры с песком. Отсюда следует вывод о том, играть с песком надо учить.

Обучающимся с ограниченными возможностями здоровья необходима особая методическая и дидактическая помощь, которую осуществляют учителя-дефектологи, педагоги учреждений. На сегодняшний день в арсенале педагогов имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному развитию психических процессов ребенка. Очень интересной и эффективной педагогической технологией является песочная терапия.

Что такое песочная терапия?

Пескотерапия (sand-play) – одна из разновидностей игротерапии, как способ развития ребенка. Метод пескотерапии строится на теории Юнга о том, что каждый предмет внешнего мира вызывает какой-либо символ в глубине бессознательного.

Большой вклад в развитие «песочной терапии» внесли отечественные педагоги - Санкт – Петербургского Института специальной педагогики и психологии, которые являются авторами ряда книг по данной теме – Грабенко Татьяна Михайловна, Зинкевич-Евстигнеева Татьяна Дмитриевна. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия», Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. «Игры в сказкотерапии», Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Нисневич Л. А. «Как помочь "особому" ребенку», Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии».

Анализ результатов психолого-педагогических исследований (Л.С. Выготский, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, М. В. Киселева, А.И. Копытин, Л. Д. Лебедева, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, и др.) показал, что данный метод способствует повышению адаптационных возможностей ребенка, учит расслабляться и избавляться от негативных эмоций.

Также игры с песком направлены на развитие двигательно- моторной координации и мелкой моторики. Развитие мелкой моторики у обучающихся с ОВЗ очень важно, так как это влияет на развитие мышления, внимания, пространственных представлений, пространственной ориентировки, зрительной и двигательной памяти, а также речи. Развивая мелкую моторику, мы стимулируем различные отделы головного мозга, которые отвечают за движения пальцев рук, а также активизируем находящиеся рядом с ними центры мозга, отвечающие за речь.

Целью пескотерапии является создание целесообразной среды для гармоничного развития ребенка, которое способствует успешному усвоению знаний умений навыков и правильному психологическому развитию ребенка.

Основными методологическими принципами песочной терапии является:

1. Развитие отдельных психических процессов через развитие мотивационной среды обучающегося;

2. Организация коррекционно -развивающей работы строится на основе индивидуального подхода, учитывающего «зону ближайшего развития» обучающегося;

3.  Коррекционно- развивающие занятия проходят в игровой форме с целью стимулирования заинтересованности обучающегося;

5.   Положительная эмоциональная оценка любого достижения обучающегося со стороны учителя - дефектолога;

6.  Развитие у обучающегося способности самостоятельной оценки своей работы.

Осуществление данных принципов дает возможность создать и повысить положительную мотивацию обучающегося к занятиям, и собственную заинтересованность в происходящем.

Метод песочной терапии обладает мощным ресурсом для коррекционно- развивающей работы с детьми ОВЗ. Основными задачами этого метода является:

1) стабилизация эмоционального состояния детей;

2) концентрация внимания, памяти;

3) развитие сенсорного восприятия;

4)развитие мелкой моторики руки и тактильно-кинестетической чувствительности, что непосредственно сопряжено с мыслительными операциями;

5) развитие зрительно – пространственной ориентировки;

6) развитие речи и логики, расширение словарного запаса;

7) обучение навыкам письма и чтения;

8) обучение математическим представлениям.

9) развитие творческих (креативные) способностей;

10)формирование позитивной коммуникации.

На основании данных первичного обследования обучающихся в работе учителя- дефектолога используются элементы методических разработок российских авторов, работающих по разным направлениям песочной терапии – Sandpla. Пескотерапия используется как форма, если проводится отдельное самостоятельное занятие или как метод - этап занятия в индивидуальной и подгрупповой работе.

Выбор методов и приемов в пескотерапии определяется:

1.Возрастными и индивидуальными особенностями и возможностями обучающихся;

2.Их интересами и склонностями;

3.Особенностями и степенью отклонений в их развитии;

4.Целями и задачами коррекционно- развивающего занятия;

Игры с детьми в песочнице возможно организовать в три этапа, в согласовании с особенностями обучающихся. Впоследствии, когда ребенок овладел правилами и навыками игры в песочнице, дети объединяются в подгруппы по два-три человека и играют на уровне «игры рядом» или коллективной игры по единому замыслу. Различные задания предлагаются постепенно, по мере усвоения предложенного материала, с использованием лексических тем, изучаемых в группе

Картотека игр и упражнений с песком

При развитии зрительного восприятия можно использовать такие упражнения:

Написание на песке букв и цифр, их элементов по образцу, а затем на слух.

«Дорожки» предложить выполнить такое задание: проложи дорожку к домику для зайчика между камешками и т.д.

Развитие различных видов памяти

Перед ребенком раскладывается несколько предметов на парте, затем они убираются. После этого учитель -дефектолог просит разложить предметы по памяти в песочнице.

«Что изменилось?» В песочнице перед ребенком разложены предметы. После того, как ученик отворачивается, дефектолог меняет предметы местами, а затем просит разложить их в предыдущей последовательности.

«Повтори рисунок». Предлагаете ребенку запомнить изображение на рисунке, а затем просите ребенка нарисовать на песке такой же рисунок.

Развитие пространственной ориентации

Расположи игрушки в нужной последовательности: вверху, внизу, слева, справа, в нижнем левом углу, в нижнем правом углу, в верхнем левом углу, в верхнем правом углу, между камешком и кубиком положи палочку, перед треугольником положи квадрат, за квадратом – круг и т.д.

Развитие внимания.

Таких свойств внимания, как распределение, переключение, а также координации движений рук и работы обоих полушарий головного мозга, предлагается обучающимся рисовать на песке сразу обеими руками (рисуют как одинаковые изображения, так и разные: одной рукой круг, другой - квадрат, симметричные изображения каждой рукой в разные стороны, «восьмёрки», «улитка» в различных направлениях, синхронно и несинхронно обеими руками).

Развитие мыслительных процессов

Интереснее для обучающихся будет выполнение группировки предметов, их классификация, нахождение лишнего предмета и т.д. также при использовании игровых моментов в песочнице.

Актуализация знаний элементарных математических представлений:

Игры, которые используются на коррекционно – развивающих занятиях по развитию элементарных математических представлений.

Повторение цифр и счет. Здесь ребенок может под диктовку учителя написать цифры; дополнить числовой ряд, самостоятельно вписав нужное число в нужное место; пересчитать определенные предметы в песочнице или поместить туда нужное количество счетного материала.

Закрепление знаний изученных геометрических форм.

При изучении геометрической формы для более прочного усвоения знаний можно попросить ребенка обвести нужную фигуру на песке пальчиком по трафарету. Либо нарисовать из геометрических фигур рисунок

Изучение и актуализация знаний мер длины: длинный-короткий, высокий-низкий, маленький-большой и т.д. Здесь можно попросить ребенка выложить в песочницу соответствующие пары предметов или изобразить их на песке. Например, нарисуй длинную веревочку, а под ней короткую.

Обучение ребенка умению решать задачи, особенно при мини театрализации условий задачи в песочнице, также происходит быстрее и легче.

Обучение грамоте.

В процессе подготовки к обучению грамоте песочницу можно использовать для следующих игр

1. «Напиши на песке» – ребенок на песке отрабатывает правильное письмо элементов букв, правильное соединение букв, слоги и слова, и их читает. Допускается и другой вариант: педагог показывает печатные буквы, ученик пишет письменными. Слова на песке можно писать печатными буквами, сначала пальчиком, потом палочкой, держа ее как ручку.

2. «Буква потерялась».   Можно предложить написать на песке слово (с одним слогом, с двумя и т.д.), пропустив первую, последнюю букву или букву в середине слова. ученик угадывает задуманное и написанное педагогом слово.

3. «Превращение» Учащимся нравится превращать буквы «Л» в «А», «П» в «Т», «О» в «Я» и т.д

4. «Художник» - педагог произносит слово, а ребенок рисует на песке столько кругов, (квадратов, треугольников и т.д.), сколько слогов в слове.

В системе эти упражнения обладают колоссальным значением для развития и коррекции психических процессов ребенка.

Результаты применения элементов пескотерапии в

коррекционно-развивающей работе

Пескотерапия в коррекционно –развивающей работе учителя - дефектолога дает возможность наиболее максимально задействовать ребенка в рабочий процесс, а самое главное вызывает не поддельный интерес у обучающихся, способствует налаживанию доверительных отношений, мотивирует их. Об эффективности применения пескотерапии можно судить на основании положительной динамики в развитии и активизации участия в занятиях, усиления интереса к результатам собственного творчества, увеличения времени самостоятельных занятий. Что благоприятно сказывается на дальнейшем проведении занятий.

Качество реализуемой коррекционно-развивающей работы учителя - дефектолога отслеживается с помощью итоговой диагностики на конец учебного года. В результате мониторинга 1 -9 классов наблюдается положительная динамика:

- развивается мелкая моторика рук;

- развивается мышление, память, внимание, восприятие;

- развивается фонематический слух и восприятие;

- развиваются коммуникативные навыки;

- расширяется словарный запас;

- происходит освоение навыков чтения и письма; математические навыки;

Использование данных пескотерапиии на занятиях, позволило повысить эффективность коррекционно – развивающей работы, приблизить к достижению положительных результатов, важных как для ребенка с ОВЗ, так и для учителя - дефектолога. Кроме того, замечено, что дети с интересом и более позитивно относятся к тем учебным предметам, в которых задействованы современные технологии.

Таким образом используя выше перечисленные современные методы и приемы положительно влияют на развитие высших психических функции у обучающихся с ОВЗ.


Библиографический список

Алехина, С.В. Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики: методическое пособие. Серия «Инклюзивное образование» / под общ. ред. С.В. Алехиной, М.М. Семаго. – М.: МГППУ, 2012.

Баряева Л. Б., Кондратьева С.Ю. Игры-занятия с песком и водой: Пособие для педагогов и родителей. - СПб.: 2008.

Зинкевич-Евстегнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Чудеса на песке: практикум по песочной терапии. Спб.: Речь, 2010.

5


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации