Статья «Использование элементов технологии модерации на занятиях физкультурой со студентами специальности "Преподавание в начальных классах"»

2
0
Материал опубликован 29 September 2020 в группе

О.А. Петрова

УДК 784 (96)


Использование элементов технологии модерации на занятиях физической культурой со студентами специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах.


Аннотация:   Технология модерации позволяет повысить результативность уроков за счет усиления мотивации участников образовательного процесса, активизации познавательной деятельности студентов, эффективного управления педагогом учебно-воспитательным процессом. Эффективность модерации  определяется тем,  что используемые приемы,  методы и формы организации познавательной деятельности направлены на активизацию аналитической и рефлексивной деятельности учащихся в каждой фазе занятия.

Annotation: The technology of moderation allows to increase the effectiveness of lessons by increasing the motivation of the participants of the educational process, enhancing the cognitive activity of students, effective management of the teacher of educational process. The effectiveness of moderation is determined by the fact that the methods, methods and forms of organization of cognitive activity are aimed at enhancing the analytical and reflective activity of students in each phase of the lesson.


Ключевые слова: технология, модерация, активные методы обучения.


Key words: technology, moderation, active teaching methods.


В последние годы система образования в Российской Федерации претерпевает постоянные изменения. Модернизация процесса обучения, введение новых ФГОС неуклонно приводит педагогов к поиску новых педагогических технологий, методов и приемов с целью повышения интереса обучающихся к изучению предмета.

В рамках современных подходов к образовательному процессу одна из основных задач преподавателя состоит в том, чтобы помочь обучающимся обнаружить, проявить и развить свои способности, способствуя формированию активной, самостоятельно мыслящей, творческой личности.

Одной из современных технологий является технология модерации с применением активных методов обучения (АМО), которые способствуют эффективному формированию общекультурных и профессиональных компетенций обучающихся не только в рамках МДК 01.07. Теория и методика физического воспитания с практикумом, но и в рамках учебной дисциплины Физическая культура.

Moderare – в переводе с латинского – приводить в равновесие, управлять, регулировать [1].

Для обеспечения эффективности управления занятием по физической культуре и гарантированного достижения запланированных целей урока в основу технологии модерации заложены следующие ключевые принципы: структурированность, систематичность, комплексность, прозрачность [1].

Использование технологии модерации на уроках физической культуры позволяет реализовать следующие процессы:

- интеракция (эффективное взаимодействие участников процесса на протяжении всего занятия);

- коммуникация (упорядоченный обмен информацией между всеми участниками образовательного процесса);

- визуализация (обеспечение наглядности хода и результатов образовательного процесса);

- мотивация всех участников образовательного процесса;

- мониторинг образовательного процесса;

- рефлексия педагога и обучающихся;

- анализ деятельности участников и оценка результатов. [5].

Процесс модерации нераздельно связан с использованием активных методов обучения .Одним из принципов модерации является четкое разделение уроков на фазы и каждая фаза урока требует использование определенного метода активного обучения. Объем и содержание фазы определяется темой и целями занятия..Активные методы обучения, используемые в каждой фазе модерации позволяют создать игровую среду, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого обучающегося свободно реализовать свои способности и образовательные потребности, проявить инициативу и самостоятельность на занятии.

Этапы занятия физической культуры с использованием технологии модерации:

1. Инициация (начало занятия). На этапе создается благоприятная атмосфера для продуктивной работы, преподаватель знакомит обучающихся с особенностями занятия, которые в свою очередь строят первичные предположения о достижении итоговой его цели. На данном этапе применяются активные методы обучения, позволяющие быстро настроиться и включиться в работу на занятии.

2. Вхождение или погружение в тему (сообщение целей занятия). На этапе преподаватель сообщает обучающимся тему занятия, совместно с ними организует его целевое пространство. Обучающиеся предлагают варианты способов решения учебной задачи. АМО данного этапа должны быть направлены на развитие мышления, проверку имеющихся представлений обучающихся по теме.

3. Формирование ожиданий обучающихся (планирование эффектов занятия). В рамках этапа преподаватель создает мотивационную среду, организуя работу обучающихся по планированию предстоящей на занятии деятельности (распределяет совместно с обучающимися объем работы над темой); обучающиеся прогнозируют степень и полноту выполнения поставленной задачи. АМО направлены на определение степени готовности учащихся к изучению новой темы.

4. Интерактивная лекция (передача и объяснение информации). АМО направлены на организацию самостоятельной деятельности, развитие мышления, проверку знаний по теме.

5. Проработка содержания темы (работа обучающихся). На протяжении этапа преподаватель организует индивидуальную, парную и дифференцированную работу, само- и взаимооценку работы обучающихся; обучающиеся прорабатывают практический материал по теме, высказывают аргументированные мнения в ходе выполнения задания. АМО направлены на организацию самостоятельной деятельности, формирование умения двигательного действия.

6. Подведение итогов (рефлексия, оценка занятия). преподаватель организует обсуждение итогов изучения темы, обращает внимание на ожидания на этапе начала занятия, организует рефлексию, благодарит всех обучающихся и отмечает персонально за активное участие и эффективную работу на занятии, выставляет оценки; студенты озвучивают итоги изученного материала, фронтально отвечают на поставленные вопросы, подсчитывают набранные баллы, выставляют оценки. АМО направлены на подведение итогов, выявление понимания учащимися темы.

7. Эмоциональная разрядка. АМО направлены на восстановление организма, снятие физического возбуждения. [5].

В рамках урока физической культуры с элементами модерации применяются методы проблемного обучения, метод анализа конкретных ситуаций,  игровое моделирование.

Преподаватель, в роли модератора – воздерживается от выражения собственного мнения, не оценивает ни высказывания, ни поведение студентов на уроке. С помощью вопросов активизирует группу, а вопросы воспринимает и переадресовывает самим участникам, а не отвечает на них самостоятельно. Процесс совместной работы, организованный с помощью приемов и методов модерации способствует снятию барьеров общения, создает условия для развития творческого мышления и принятия нестандартных решений, формирует и развивает навыки совместной деятельности.


Список использованной литературы и источников:

1. Евсеенко, Г. Н. Модерация как инновационная педагогическая технология [Текст] / Г.Н. Евсеенко /: методическая разработка учебного занятия по повышению квалификации преподавателей. ГОУ СПО «РКСИ» — Ростов-на-Дону, 2008. —16 с.

Копилка активных методов обучения. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.moi-universitet.ru/amo/.

Образовательный портал «Мой университет». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.moi-universitet.ru.

Тарасов В., Охлопкова О., Ненахова А. Профессиональные секреты интерактивного обучения.  [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.moi-universitet.ru/etobook/.

Уварова, О.А. Механизмы и секреты технологии модерации: организация интерактивных учебных занятий [Текст] ФГОС. «Учитель», 2014.


Петрова Ольга Алексеевна, преподаватель физической культуры ГПОАУ ЯО Ярославского педагогического колледжа, email: olgapetrova76@mail.ru


© О.А. Петрова, 2018



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации