Использование гаджетов на уроках математики
Использование гаджетов на уроках математики
Аннотация. В статье представлена информация о вариантах обучения школьников с применением современных гаджетов. Тренд последних десятилетий – это приоритет индивидуальных электронных устройств для школьников, цель которых – помочь в учебе.
Ключевые слова. Гаджет, приложение, образовательная платформа, образовательная деятельность.
В настоящее время в образовательном процессе может быть применен почти любой гаджет: смартфон, сотовый телефон, планшет. Что такое «гаджеты»? В контексте данной темы можно воспользоваться статьёй из Википедии, которая говорит: «Га́джет (англ. gadget)— небольшое устройство, предназначенное для облегчения и усовершенствования жизни человека». В пример можно привести такие широко распространённые устройства, как телефон, аудио-видео няня, переносные зарядные устройства, калькуляторы, устройства VR (виртуальная реальность), 3d принтеры, диктофоны, камеры, умные часы и т. д.[3]
Следует обучить учителей и учеников безопасной работе с гаджетами: работе с электронными учебниками, активному поиску информации, применению специальных математических приложений, также совместной работе над проектами, проверке собственных знаний в тестировании. Но, применяя гаджет следует соблюдать санитарные нормы и правила, и, никто не отменял соблюдение правил безопасности поведения в школе (заигравшись на планшете, ребенок может не заметить ступеньку и упасть, или не увидеть толпу несущихся на него детей) [1].
Использование гаджетов на уроках не только интересно учащимся, но и привносит лёгкость в труд учителя, также экономит его время и формирует процесс обучения более современным, а также технологичным [1].
Среди обучающихся старших классов было проведено анкетирование с целью выяснения: как и для чего они применяют гаджеты? Результаты оказались весьма интересными. Наиболее распространённые ответы на вопрос: «Какими гаджетами вы обладаете ?» — это смартфон (95%), планшет (25%), и компьютер (70%). Положительно ответили на вопрос «Приносишь ли ты с собой в школу гаджеты?» все 100% анкетированных детей. В результате опроса выяснилось, что дети в школе любят общаться в социальной сети «ВК», слушать музыку, делать селфи, играть в игры. Менее распространено у детей — чтение книг, общение посредством смс и звонков, просмотр видео. 88 % опрошенных полагают, что гаджеты могут помочь им сбросить напряжённость от школьных нагрузок и проблем. Наиболее распространённым перечнем возможностей гаджетов в процессе обучения стали — поиск нужной информации в сети Интернет, решебники, переводчики, онлай - тесты и пользование калькулятором. Не смогут отказаться от использования гаджетов хотя бы на неделю по ответам стало количество 65% учеников, также 2/3 всех опрошенных хотели бы пользоваться гаджетами на всех уроках.
В случае, если говорить о вероятности использования смартфона либо планшета на уроке математики, то стоит отметить, что в зависимости от типа приложения, обуславливается вероятность применения его на уроке:
-для разъяснения нового материала (видеоуроки, ЭФУ, сайты дистанционного обучения),
- в части отработки и закрепления знаний, которые получены (инструментарий, тренажеры),
- для проведения самостоятельных работ и самопроверки (викторины, тесты).
Поэтому предлагаю несколько способов эффективного применения мобильного телефона на уроках по математике.
Во время дистанционного урока обучающийся может записать устный ответ по предложенному учителем вопросу, рассказать правила и т.д. на телефон , а потом свой ответ отправить учителю как голосовое или видео сообщение через приложения сотовых телефонов.
Результаты групповой работы (таблица, макет, листовка, карта, схема и т.д.) ученики могут сфотографировать на мобильный телефон для дальнейшего использования.
Учитель может использовать таймер на телефоне (или функцию «Будильник») для регламентации времени для выполнения работы обучающимися.
Для оперативного проведения рефлексии ученики могут отправить соответствующий смайлик на мобильный телефон учителя.
Для оперативного экспресс – опроса (вопросы, которые требуют ответа «Да/Нет») можно использовать экран телефона: выключенный экран – «Нет», включенный экран – «Да».
С помощью гаджетов ученики могут выйти на сайт учителя, на котором размещен текст контрольной или самостоятельной работы. Тем самым отпадает необходимость распечатывать текст проверочной работы.
При выполнении индивидуального задания на уроке ученик может воспользоваться выходом в интернет с помощью мобильного телефона для поиска необходимой информации.
Многие учителя на собственных уроках применяют фрагменты видео - уроков иных педагогов, презентации, которые выложены в сети интернет. Причина для этого –недостаток времени на трудоёмкие чертежи. Учащиеся могут воспользоваться ссылкой на какой- либо ресурс, для того, чтобы дома они самостоятельно осуществили повторение сложного материала [2].
Зачастую, на уроке происходит следующее– ученик забыл учебник либо тетрадь, транспортир, линейку. С легкостью гаджеты могут выступить их заменой. В учебнике располагается материал, выложенный в открытом доступе сети интернет. Учитель может найти нужную информацию и дать ее ученику, предоставив при этом выход на проверенную ссылку. А в приложениях для гаджета можно скачать транспортир и линейку.
Кроме того, гаджеты снимают психологическую нагрузку, которую испытывает ребенок в школе (это, кстати, подтверждено результатами анкетирования). Для этого на перемене обучающиеся слушают любимую музыку, общаются в социальных сетях или играют.
«Часто дети работают вместе, чтобы найти решение учебной проблемы. И это следует поощрять, а не считать “мошенничеством”. Политика запрета сотовых телефонов, потому что ученики могут друг другу подсказывать, недальновидна. Когда дети кидали друг другу шпаргалки, никто не собирался запретить бумагу».
Таким образом, мобильный телефон можно эффективно использовать в образовательной деятельности, регламентируя правила его использования и учитывая возможности обучающихся и учителя.
Список литературы
1. Куликова Н.Ю., Кобзева В.А. Использование мобильных приложений для организации и проведения оперативного контроля знаний обучающихся // Современные научные исследования и инновации. 2019. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2019/05/53174 (дата обращения: 27.03.2020).
2. Казакова М. С. Применение современных гаджетов на уроках математики как средство формирования универсальных учебных действий школьника // Концепт. – 2017. – Современные научные исследования. Выпуск 3. – ART 85683. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85683.htm . – ISSN 2304-120X .
3. Каргаполов И.С. Роль гаджетов в системе образования: помощь или помеха?/ И.С. Каргаполов. - Текст: непосредственный// Молодой ученный. - 2019 - № 12 (250). - С. 268-269.- URL; https://moluch.ru/archive/250/57359/ (дата обращения : 28.03.2020)