Статья «Использование Google-приложений в обучении профессиональное-ориентированному английскому языку в условиях дистанционного обучения студентов неязыковых специальностей»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ GOOGLE ПРИЛОЖЕНИЙ В ОБУЧЕНИИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОМУ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ
НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
Сидорова Наталья Ивановна
Преподаватель
Якутский колледж связи и энергетики им. Дудкина П.И.
Аннотация: данная статья посвящена особенностям профессионально -направленного обучения английскому языку и практике применения Google приложений в обучении английскому языку студентов неязыковой специальности. Автор рассматривает возможности применения интернета в условиях дистанционного образования.
Ключевые слова: профессионально-ориентированный текст, профессиональная деятельность, Google приложения, профессиональная лексика, терминология.
Abstract: This article is devoted to the features of professional-oriented English language teaching and the practice of using Google applications in teaching English to students of non-linguistic specialty. The author considers the possibilities of using the Internet in the context of distance education.
Keywords: professionally-oriented text, professional activity, google applications, professional vocabulary, terminology.
В наши дни, профессионально ориентированному обучению английскому языку уделяют особое внимание, и это требование времени. Владение английским языком необходимо будущим специалистам не только чтобы устанавливать межкультурную коммуникацию, но и в первую очередь, чтобы выполнять профессиональную деятельность и быть конкурентноспособным специалистом на мировом рынке труда. Нынешние студенты понимают, что язык является средством для продвижения по карьерной лестнице и открывает для них реальные возможности дальнейшего развития.
Для преподавателя необходимо построить учебный процесс так, чтобы содержание учебного материала было выстроено вокруг будущей профессии выпускников, для этого необходимо интегрировать изучаемый язык с профильными предметами, продумывать материал и следить за новейшими достижениями в области будущей профессии обучающихся.
В нынешних условиях, связанных с пандемией как никогда актуальна дистанционная организация учебного процесса. С развитием CALL (Computer Assisted Language Learning) и MALL (Mobile-assisted language learning) это стало намного эффективнее и интереснее. Здесь я могу выделить Google приложения, а именно Google class.
Jamboard - это приложение с помощи которого можно демонстрировать материал занятия, загрузив его в виде изображения. Основной материал, используемый в старших курсах это профессионально-ориентированные тексты, в котором представлены все компоненты языка. Приложение позволяет закрепить текст как изображение с возможностью увеличение масштаба текста при необходимости. Если текст большой или вам нужно больше пространства можно перелистывать и создавать второй, третий и так до 10 новых страниц доски, при этом с возможностью возврата на любую страницу доски. Можно выделять основную лексику в тексте, которую необходимо освоить, выделяя его любым цветом. Также можно воспользоваться «указкой», обращая внимание студентов на то или иное слово, фразу, выражение и т.д. Таким образом, возможно прикрепить любое необходимое изображение, текст, упражнение из интернета или заранее сохраненное ваших документах.
Очень важно в профессионально-ориентированном обучение уделить внимание усвоении новой лексики. Студенты, осваивающие специальность технической направленности, могут столкнутся с трудностями в усвоении профессиональной лексики, т.к. профессионально-ориентированные тексты технической направленности содержат обилие специальной терминологии и аббревиатур. В связи с этим с помощью Jamboard можно разнообразить однообразные упражнения. Например, этапе закрепления новой лексики по теме «Transformers», можно загрузить изображение строения трансформатора на экране. Приложение дает возможность писать на экране как сенсорным пером, так и напечатать на экране. Преподаватель дает разрешение студентам на внесение изменений на доске и каждый студент может напечатать и писать свой ответ. Таким образом можно предложить студентам подвести стрелку из определенной части трансформатора и написать название части по очереди, например: primary winding, secondary turns, iron core etc. Jamboard поддерживается в Zoom, Discord и других платформах.
Рис. 1. Доска Jamboard
Акцент в профессионально-ориентированному обучении ставится в развитии коммуникативных умений, которое включает в себе чтение, понимание и воспроизведение прослушанного или прочитанного, умение устной речи (диалогической и монологической). Как было выше сказано, работа с профессионально-ориентированным текстом дает студентам возможность как расширить свои знания в области профессиональной деятельности, так и усвоить профессиональные термины и показывают их употребление. В работе с текстом я иногда применяю Google Mind Mup на этапе изучающего чтения. В данном приложении можно создавать схему по содержанию текста, составляя который студенты вынуждены понимать содержание текста и новую лексику, и таким образом разнообразить упражнения по чтению. Далее, используя составленную схему можно сделать пересказ текста. Как выясняется, использование этого приложения дает возможность развитию монологическая речи, формирует умение смыслового восприятия и анализа текста.
Не могу не упомянуть о презентации который также есть в доступе в Google приложениях. Google Презентацию обычно применяю для систематизации и обобщении темы занятий. Поисковая работа, отбор картин и текстов для своей презентации стимулируют мотивацию студентов. А дальнейшее выступление и защита темы презентации заставляют прикладывать больше усилий в свою работу.
Контроль и оценка уровня владения иностранным языком является одним из важнейших компонентов процесса обучения. Основной его задачей является объективное определение уровня владения иноязычным материалом на каждом этапе становления речевых навыков и умений1. Для контроля я использую тесты Google Form в Google Classroom. Вообще, Google Classroom является основным приложением где я веду занятия, так как в ней есть все необходимое чтобы провести интересное занятие. Для создания теста необходимо зайти в настройки, выбрать параметры теста такие как «Делать новые вопросы обязательными» и количество баллов за правильный ответ, также можем устанавливать показывать или не показывать правильный ответ и баллы за него. Таким образом, это будет формирующее оценивание если сразу показывать правильные ответы, либо контрольное оценивание, если не показываем правильные ответы. При формировании вопросов в тесте есть выбор одного или нескольких правильных ответов, также загрузка файла. Примечательно то, что при формировании теста можно скопировать ответы в столбик и преобразовать в тест из текстового варианта, что значительно экономит время и силы. К вопросу экономии сил и времени помогает функция импорта вопросов из других сформированных тестов. В тесте можно добавлять изображения и видео, например из Youtube. В конце формирования теста задаем срок сдачи и итоговый баллы.
В работе с профессионально- ориентированными текстами удобно использовать такое приложение, как Google Mind Mup. Mind Mup — это лучший инструмент на сегодняшний день для структурирования и обработки информации. Структурирование любого материала, например текста, что позволяет понять суть, мысль автора, разложить по полочкам трудный материал. Проработав над текстом , можно дать обучающимся задание построить интеллектуальную карту данного текста. Такое задание способствует закреплению профессиональной лексики, развивает умение анализировать текст и понимать его суть.
Рис. 2. Google Mind Mup
Таким образом, дистанционное образование дает нам большую возможность расширить умения в использовании Google приложений и не ограничиваться им. В свою очередь, это повышает мотивацию обучающихся в изучении иностранного языка, что немаловажно для студентов неязыковых специальностей.
Список литературы:
- Аванесов В. Определение педагогического теста. Управление школой. №29 – 2009.
- Багманова Н.И. Особенности профессионально-направленного обучения иностранному языку студентов неязыковых специальностей - 2018, том 2 № 5 (8)
- М. В. Титова Текст как основа профессионально- ориентированного преподавания английского языка студентам-бакалаврам, обучающимся по направлениям подготовки «Политология» и «Международные отношения»