Использование принципов личностно-ориентированного обучения в дистанционном образовании
Использование принципов личностно-ориентированного обучения в дистанционном образовании
Струнина Е.Н., к.ф.н.,
зам. директора МБОУ
«Школа № 101 имени Е.Е.Дейч,
учитель русского языка и литературы
Современное образование призвано гибко и быстро отвечать на вызовы времени. При этом оно призвано поддерживать высокое качество знаний. Дистанционное обучение, через которое прошли практически все школы, показало, с одной стороны, способность педагогов быстро меняться, обучаться, с другой стороны, обратило внимание на те проблемы, которые, возможно, не были так ярко выражены при очном обучении.
В данной ситуации, на мой взгляд, актуализировались принципы личностно-ориентированного обучения. Анализируя технологическую базу личностно-ориентированного обучения, А.В. Хуторской [1, с.26] называет целый ряд его основных принципов: принцип личностного целеполагания ученика; принцип выбора индивидуальной образовательной траектории; принцип метапредметных основ образовательного процесса; принцип продуктивности обучения; принцип первичности образовательной продукции учащегося; принцип ситуативности обучения; принцип образовательной рефлексии. Они, конечно, не новы, но стали как никогда актуальны. Мы и раньше определяли, что конкретно нужно тому или иному ученику, вырабатывали совместно цели обучения, но в данной ситуации важным становится принцип ситуативности. Главное, что теперь необходимо получить отдачу от каждого ребенка, не находящегося рядом с нами.
Для меня принципы личностно-ориентированного обучения легли в основу преподавания русского языка и литературы, например, в 10 классе. Я активно использовала в своей работе общение через трансляцию в группе «В контакте». В подобной форме работы много положительных моментов. С одной стороны, это оказалось очень приемлемой формой, т.к. все учащиеся активно пользуются этой платформой. С другой стороны, во время трансляции обучающиеся смотрят живое объяснение, слышат привычную речь учителя, они тут же пишут вопросы, если что-то непонятно, то есть активна обратная связь. Также учитель может во время урока спрашивать учеников, видеть их ответы, оценивать. Конечно, есть и недостатки, например, у кого-то может возникнуть технический сбой, но запись трансляции сохраняется, что позволяет ученику, который не смог целиком ее посмотреть, сделать это позже. Также есть сложность и в том, что не всегда учащиеся могут своевременно дать ответ на тот или иной вопрос. Иногда проходит несколько минут, пока они наберут ответ на компьютере. Это снижает скорость проведения занятия. Учитывая это моменты, я для себя выработала общеметодические подходы к проведению дистанционных занятий.
Первый важный момент – организационный, нужно собрать всех детей, сконцентрировать их внимание на теме занятия, сделать акцент на его значимости, актуализировать. Далее учащиеся должны получить очень четкое представление о том, как будет организована работа, можно им представить схему урока. Например, на уроке литературы после организационного момента кратко повторяем прошлую тему, работаем с художественным текстом (четко указываем конкретные главы, части произведения), затем смотрим и анализируем предложенную учителем схему, делаем выводы. Обязательно обсуждаем план выполнения домашнего задания, вырабатываем конкретные требования к его оформлению и срокам сдачи, подводим итоги. В домашнем задании я предлагала прочитать художественный текст, если это литература, посмотреть видеоурок (он часто был предложен на платформе «Российская электронная школа»), поразмышлять над конкретными вопросами по прочитанному материалу, иногда ответить на какие-то из них письменно.
Нам пришлось дистанционно изучать очень серьезное произведение роман-эпопею Л.Н.Толстого «Война и мир». Мне, как учителю, необходимо было систематизировать весь материал, сделать его представление очень «компактным». Во-первых, на изучение темы отводится немного часов, во-вторых, онлайн урок не может длиться 45 минут, как обычный, это заставляет очень скрупулёзно просчитывать длительность каждого вида работы. Например, при изучении определенного фрагмента произведения, мной были выделены основные части, эпизоды, которые мной зачитывались и анализировались. Далее, если это было уместно, приводились схемы, например, схема событий 3 тома или схема анализа конкретного образа. Также были разъяснены основные теоретические моменты, художественные особенности. Для более подробного их рассмотрения я направляла детям схему, а затем подробно ее разбирала. Также для развития письменной речи учащихся были задания в форме проблемных вопросов. Это помогло проверить и знания текста, потому что необходимо было ответить, опираясь на него, и учиться размышлять над прочитанным. Приведу пример. При изучении 3 тома романа-эпопеи «Война и мир» и анализе эпизодов, связанных с Отечественной войной 1812 года, я предлагала следующую схему:
- оставление русскими своих земель (2 часть, 4-5 главы);
- оставление Москвы ее жителями. Поведение членов семьи Ростовых, патриотизм Пьера (3часть, 14-17, 23 главы);
- Бородинское сражение (2 часть, 19-39 главы).
Также я предлагала вопросы для размышления:
Как проходит Бородинское сражение? Кто его выиграл?
Что нового привносит автор в образ Пьера в 3 томе?
Какие черты отличают поведение членов семьи Ростовых?
остовых?
При подготовке к уроку я выделяла, а на занятии зачитывала и анализировала самые яркие цитаты, фрагменты, позволяющие углубить представление о конкретных образах. Особенно важно было помнить, что они должны быть короткими. Дети параллельно работали с текстом художественного произведения и следили за учителем, открывали обозначенные главы. Я просила, чтобы тексты были у всех в бумажном или электронном варианте. Далее мы обращались к анализу образа, например, Пьера, опираясь на вопросы, предложенные к размышлению. Учащиеся самостоятельно давали характеристику его поведению, подкрепляя свои мысли цитатами из текста. Они также очень точно и кратко давали ответы, иначе времени на занятие ушло бы больше. Это оговаривалось заранее. Далее подводился итог: обсуждалось то, что стало основным в 3 томе, какую идею доносит до читателя автор. Потом я предлагала им выполнить домашнее задание: поразмышлять, почему Толстой показал значительную часть событий Бородинского сражения глазами Пьера. Были обозначены четкие сроки его выполнения. Если задание было сложным, можно было ответить на другой вопрос: почему Л.Н.Толстой сравнивает Наполеона с игроком? Если у ребенка возникали сложности с оформлением, с пониманием сути вопроса, он мог обратиться ко мне в личных сообщениях, и я в таком случае корректировала задание, делала его индивидуальным. Эти задания могли стать единичными не только в силу сложности выполнения, но и потому, что хотелось развить какие-то особенности ребенка, дать возможность ему раскрыться или поддержать интерес к какой-то теме. Для более глубокого понимания изученного я также предлагала посмотреть соответствующий урок на образовательной платформе «Российская электронная школа», указывала ссылку на него.
Получается, что при таком подходе дети не проводят онлайн урок исключительно за компьютером, идет смена видов деятельности. После урока у них остается живое восприятие текста, в тетради будет присутствовать анализ образа, оформленный в виде рассуждения.
Дистанционное обучение, безусловно, изменило привычный процесс образования, но основные принципы, на мой взгляд, остались прежними: внимание к личности ребенка, развитие его способностей, выявление метапредметных связей. Изменились лишь формы преподнесения материала. Главное – сделать процесс постижения нового увлекательным, интересным, тогда работа даже со сложными темами не покажется утомительной.
Список литературы:
- Хуторской, А.В. Методика личностно-ориентированного образования / А.В. Хуторской. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.
Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В.В.Козлова, А.М.Кондакова. – М.: Просвещение, 2010. с.