12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Елена Владимировна61793
Учитель биологии и химии высшей квалификационной категории, руководитель РМО учителей биологии и химии
Россия
Материал размещён в группе «Урок биологии»


Использование художественной литературы на уроках биологии


Бобырь Елена Владимировна

учитель высшей квалификационной категории

МКОУ СОШ № 1 им. В.С. Богатырева

р.п. Охотск, Хабаровский край


      Очень важно в наше время урбанизации, автоматизации и компьютеризации развивать навык чтения у нечитающих детей и делать их ближе к природе. Одним из источников научного биологического знания является художественная литература. Это необходимое дополнение и важная альтернатива школьного учебника биологии. Считаю, что чтение и анализ книг биологического и природоведческого содержания просто необходимо на уроках биологии. Работа с книгой художественной направленности способствует развитию у учащихся интереса к природе, повышает их интеллект, учит хорошему и даёт положительные эмоции. Чтобы помочь учащимся сформировать научное мировоззрение и приобщить их к общечеловеческой культуре я использую на своих уроках биологии произведения художественной литературы. 

      Знакомство учащихся с отрывками из художественных произведений и стихотворений, связанными с определенными темами биологии, я начинаю с 5 класса.

     Фрагменты литературных произведений можно использовать в учебном процессе при создании проблемных ситуаций на разных этапах урока: при объяснении нового материала, обобщении и закреплении знаний.

       Приведу несколько примеров художественных произведений, которые я использую при объяснении некоторых тем в курсе изучения раздела «Зоологии» в 7 классе.

Тема по биологии

Художественное произведение

Гнездовой паразитизм

Легенду о возникновении данного биологического явления можно найти в стихотворении карельского поэта Пааво Лукина «Почему кукует кукушка».  

Роль бактерий в природе

Известное произведение Майн Рида «Всадник без головы» повествует о деятельности гнилостных микроорганизмов.

Размножение пресмыкающихся

В повести Михаила Булгакова «Роковые яйца»  описывается создание аппарата, многократно ускоряющего процесс роста и развития яйцеклеток различных организмов. По ошибке в аппарат попали не куриные, а крокодильи и змеиные яйца. Быстро растущая численность этих пресмыкающихся стала опасной и просто угрожающей. Хорошо, что пришли зимние морозы и положили конец победному шествию этих холоднокровных животных на нашей планете.

Миграции птиц

О перелетах птиц расскажет лирическая быль Эдуарда Асадова «Дикие гуси».

Класс Паукообразные

В знаменитом романе Жюля Верна «Пятнадцатилетний капитан» есть интересная история о пауке. Когда ловили паука, ему неловким движением оторвали одну из пар конечностей, превратив из восьминогого в шестиногого паукообразного. Открытие нового вида, к сожалению, как выяснилось при прибытии на родину, не состоялось.

     Я перечислила лишь некоторые произведения, которые можно использовать на уроках биологии. У каждого учителя есть свои литературные находки и любимые произведения, описывающие биологические термины и понятия, явления и закономерности, которые он использует в своей работе.

t1610352869aa.jpg

Используемые источники:

http://infourok.ru/statya-ispolzovanie-literaturnih-istoc...iologii-1048975.html

https://library.vladimir.ru/wp-content/uploads/2017/05/33694311.jpg









Опубликовано в группе «Урок биологии»


Комментарии (9)

сменить сортировку
Гагаринова Ирина Викторовна, 11.01.21 в 14:06 2Ответить Пожаловаться
Елена Владимировна, спасибо за интересный материал!
Елена Владимировна, 11.01.21 в 14:17 1Ответить Пожаловаться
Благодарю Вас за внимание к моей публикации, Ирина Викторовна!
Юлия Васильевна Воробьева, 11.01.21 в 17:42 3Ответить Пожаловаться
Ой, как замечательно! Вот и межпредметные связи! Спасибо, Елена Владимировна!
Елена Владимировна, 11.01.21 в 17:50 2Ответить Пожаловаться
И это важно! Межпредметные связи помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании.
Ермолаева Татьяна Валерьевна, 11.01.21 в 23:22 2Ответить Пожаловаться
Спасибо за идею. Так в художественных произведениях можно найти межпредметные связи для любого предмета. Стоит только задуматься. Спасибо.
Елена Владимировна, 12.01.21 в 00:19 1Ответить Пожаловаться
Благодарю Вас за добрый отзыв к моей работе, Татьяна Валерьевна! Межпредметные связи в учебном процессе школы очень важны для формирования целостной картины мира у наших учеников.
Кирилл Александрович Ш., 12.01.21 в 23:10 1Ответить Пожаловаться
Художественная литература всегда поможет!
Елена Владимировна, 13.01.21 в 04:16 1Ответить Пожаловаться
Это точно, Кирилл Александрович! Спасибо за знакомство с моей новой работой!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.