Использование игровых технологий для развития познавательной сферы дошкольников в работе педагога-психолога
Использование игровых технологий для развития
познавательной сферы дошкольников в работе педагога-психолога
В настоящее время перед системой образования поставлена задача в создании таких условий обучения, чтобы ребенку было «комфортно и психологически, и физически»; чтобы к каждому ребенку применялся «индивидуальный подход, минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения».
Игра - наиболее доступный и естественный для ребенка вид деятельности, в процессе которой ребенок познает окружающий мир. Использование игровых технологий позволяет обучать, развивать ребенка в рамках его ведущей деятельности, а значит комфортно, доступно и здоровьесберегающе.
ФГОС ДО определяет игру, наравне с общением и познавательно-исследовательской деятельностью, как сквозной механизм развития ребенка.
Поиск и использование технологий, способствующих сохранению и укреплению эмоционального благополучия, психологического здоровья дошкольников, имеет приоритетное место в моей работе в детском саду.
В своей работе с детьми я использую в своей работе игру для диагностической, обучающей и терапевтической цели. Эти цели могут пересекаться и быть взаимосвязаны между собой.
В дошкольном возрасте, особенно во младшем, наблюдение часто остается единственно доступным способом диагностики для специалиста. Наблюдая за игрой ребенка, можно получить ценную информацию об особенностях его личности и поведения, о взаимоотношениях с миром и самим собой. На основании наблюдений можно делать вывод о необходимости использования дополнительных, иных способов диагностического исследования.
Так, например, наблюдение за игрой и поведением ребенка, позволяет выявить адаптационные проблемы и такие личностные особенности, как импульсивность, тревожность, агрессивность.
В игре ребенок получает возможность непосредственного приобретения жизненного опыта, знаний, умений, компетенций.
В своей работе я использую игры для побуждения к активизации самостоятельной познавательной деятельности, для развития ВПФ, пространственных представлений, произвольности.
Например, в работе со старшими дошкольниками я использую следующие игры:
Игры на развитие внимания: «Рыбы, птицы, звери», «Тень», «Кто позвал?», «Глухой телефон».
Игры для развития мышления: загадки, «Четвертый лишний», «Найди несоответсвие», «Угадай по описанию».
Игры на развитие памяти: «Что изменилось?», «Восстанови последовательность», «Мемори».
Комплексное использование игровых технологий разной целевой направленности помогает подготовить ребенка к школьному обучению. Где важно не только развитие ВПФ, но и формирование эмоционально-волевой готовности к школе, каждая игровая ситуация общения дошкольника со взрослыми, с другими детьми является для ребенка ― школой сотрудничества, в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и спокойно переносить свои неудачи; регулировать свое поведение в соответствии с социальными требованиями.
Например, я использую такие игры на взаимодействие: «Пылесос и пылинки», «Клеевой ручеек», «Клубочек», «Поварята», «Передача по кругу» для формирования коммуникативных компетенций, умения взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.