Статья «Использование игровых технологий как основы для развития коммуникативной компетенции учащихся на начальном этапе обучения биологии»
Использование игровых технологий как основы для развития коммуникативной компетенции учащихся на начальном этапе обучения биологии
Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.
Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.
В.А. Сухомлинский
Проблема повышения эффективности обучения является одной из центральных в современной методике преподавания. Значение этой проблемы возрастает в связи с тем, что в настоящее время увеличилась потребность общества в специалистах, для которых коммуникативные компетенции являются необходимыми: успешность деловых контактов с партнерами в различных сферах деятельности, социальная компетентность зависят от уровня владения коммуникативными компетенциями.
Я, как учитель биологии, стараюсь объяснить детям всю значимость изучения своего предмета. Но для того, чтобы привить детям интерес, необходимо использовать в обучении современные методы и технологии. Причем на каждом уроке нужно вводить что-то новое, делать уроки разнообразными и непохожими друг на друга.
Начиная работать со школьниками 5 — 6 классов, я заметила, что:
- дети ограничены в общении,
- не умеют вести диалог,
- у них низкая культура общения.
Вместе с тем, практика проведения уроков показывает, что у детей очень низкий словарный запас, что не позволяет им правильно выразить мысль, точно ответить на вопрос, вступить в диалог с учителем или одноклассниками.
Игровая деятельность применима, в основном, в младших классах. В 5 — 6 классах происходит постепенная смена ведущей деятельности, переход от игровой деятельности к учебной. При этом игра еще сохраняет свою ведущую роль. Исходя из этой особенности, игра должна стать основой для развития у учащихся навыков учебной деятельности.
Используя на уроках и во внеклассной работе игровые моменты, я заметила, что это способствует активизации познавательной и творческой деятельности учащихся, развивает их мышление, память, воспитывает инициативность, позволяет преодолеть трудности в изучении материала.
Актуальность и перспективность опыта
В соответствии с концепцией модернизации российского образования вопросы коммуникативного обучения биологии приобретают особое значение, так как коммуникативная компетенция выступает как интегративная, ориентированная на достижение практического результата в овладении знаниями, а также на образование, воспитание и развитие личности школьника. Это и составляет актуальность данного опыта.
В настоящее время задача учителя состоит в том, чтобы
создать условия практического применения знаний для каждого учащегося,
выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество.
разрешить противоречия между желанием общаться и недостаточно развитой коммуникативной способностью учащихся.
Решить эти задачи поможет включение в педагогическую деятельность игровых форм организации учебного процесса на начальном этапе обучения биологии. Игровые упражнения увлекают даже самых пассивных и слабо подготовленных учеников.
В результате применения разработанных игровых форм обучения мне удалось повысить заинтересованность учащихся в изучении моего предмета, усовершенствовать навыки устного монологического и диалогического общения. Опыт является перспективным, так как способствует развитию личности ребёнка.
Ведущая педагогическая идея
Главная идея опыта состоит в том, что введение в учебный процесс игровых форм организации учащихся предоставляет возможность развить их индивидуальность, создаёт необходимые условия для саморазвития, самовыражения, возможность реализовать себя, так как каждый ребёнок стремится открыть и актуализировать свой неповторимый индивидуальный потенциал.
Следствием использования игровых форм организации учащихся является развитие у них коммуникативной компетенции.
Изучение и анализ методической литературы по теме показывает, что проблема развития коммуникативной компетенции рассматривалась многими учеными и методистами. По мнению многих, речь выступает как одно из наиболее эффективных средств формирования коммуникативной культуры личности. При этом максимальными потенциальными возможностями для этого обладают не только гуманитарные науки, но и такая учебная дисциплина, как биология, что определяется большим спектром методов и форм межличностных взаимодействий при освоении содержания научных знаний о живых системах различного уровня. Теоретико-методологической основой служит системно-деятельностный подход, базирующийся на положениях научной школы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова.
Классики русской педагогики (Ушинский, Сухомлинский, Макаренко) в своих теоретических трудах и практическом опыте уделяли особое место игре, отмечая её благотворные воспитательные, обучающие и развивающие возможности, и указывали на необходимость изучения методической разработки игр для школьников. «Мы придаём такое важное значение детским играм, что если бы устраивали учительскую семинарию, то сделали бы теоретическое и практическое изучение детских игр одним из главных предметов», - писал К. Д. Ушинский.
Большей частью в своей педагогической практике я опираюсь на теоретические основы А.С. Арсеньева, основная направленность работ которого - разработка проблемы развития человека, как целостного субъекта. Рассматривая человека как постоянно развивающегося субъекта во взаимодействии с окружающим миром, он ставит это положение в центр исходных позиций: его интересует диалектический подход к изучению его развития.
Несмотря на то, что применение игровых технологий не ново в педагогической практике. Тем не менее новизна данного опыта заключается в модернизации и адаптации игровых форм организации учебного процесса. При этом ученики занимают активную позицию в образовательном процессе, учатся слушать и уважать других. Данный способ обучения позволяет создать психологически комфортный режим обучения и развития коммуникативной компетенции учащихся.
Новизна опыта заключается в том, что мною разработана и систематизирована серия игровых упражнений для работы по развитию коммуникативной компетенции у учащихся 5-7 классов при изучении естественных наук;
Изучение биологии на этапе начального обучения направлено на достижение следующих целей:
•освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях;
• овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов;
• воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей;
• иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим.
При формировании коммуникативной компетенции, я использую новые методические приемы, которую можно условно разделить на три этапа.
Как известно, большое значение в организации учебного процесса играет мотивация учения. Она способствует активизации мышления, вызывает интерес к тому или иному виду занятий, к выполнению того или иного упражнения.
Провожу анкетирование детей, с целью определения мотивации к игре и игровой деятельности на уроках биологии, а также мотивации к биологии как учебному предмету.
Знание психологических особенностей учащихся помогло мне оптимально организовать учебный процесс, выбрать формы и методы обучения.
С помощью анкеты «Мотивации учащихся к использованию игровых технологий на уроках биологии» мне удалось определить положительную мотивацию к использованию различных игр на уроках.
Проанализировав результат исследования мотивации, что использование игровых технологий для развития коммуникативной компетенции у учащихся на начальном этапе обучения биологии будет наиболее эффективным.
Целью данного этапа является разработка и систематизирование серии игровых форм обучения английскому языку, в которых учащиеся смогут реализовать свои коммуникативные умения и навыки, а также совершенствовать их в дальнейшей учебной деятельности.
В своей практике я использую следующие виды уроков: урок — исследование, урок — интервью, урок — эрудит.
Психологи утверждают, что память ребенка – это интерес. Из опыта работы я поняла, что дети легко и надолго запоминают то, что вызвало у них непосредственный интерес, что привлекло их своей неординарностью, яркостью и, конечно же, то, с чем они активно действовали в процессе игры.
В начале и конце учебного года, в конце каждой четверти, в классах проводится контроль коммуникативных навыков (диалогическая, монологическая речь). Уже к концу 5 класса, благодаря применению технологии использования разнообразных игр в процессе обучения, с учетом индивидуально-личностного подхода отмечается положительная динамика, а к концу 7 класса результаты значительно улучшились и стабилизировались. Наблюдается стабильная позитивная динамика в процессе овладения понятийным материалом, навыков использования теоретического материала при ответах на вопросы, в выполнении письменных заданий, выводы по исследованиям выполняются более грамотно. В конце учебного года регулярно проводились смотры знаний, где учащимся предстояло проявить себя в диалоге, монологе, в выполнении практических заданий и коллективных проектов. Всем ученикам удалось успешно выступить во всех сферах учебной деятельности, по которым осуществлялся контроль.
Еще одним результатом стала методическая копилка, в которой собраны использующиеся мною различные игры, обеспечивающие развитие коммуникативной компетенции.
ВЫВОД: В результате применения разработанных игровых форм обучения мне удалось повысить заинтересованность учащихся в изучении биологии, усовершенствовать навыки монологического и диалогического общения. Опыт является перспективным, так как способствует развитию личности ребенка.
В результате отмечается позитивный рост коммуникативных способностей учащихся:
- возросла активность и достижения в учёбе;
- дети легко и непринуждённо ведут беседу;
- учащиеся быстро и легко могут договориться, организоваться в группы.
Учащиеся активно принимают участие в играх — конкурсах по биологии на школьном региональном уровнях («Гелиантус», «Человек и природа», «Фоксворд», Неделя естественных наук в школе, предметная олимпиада)