Использование игровых технологий на уроках в начальной школе
Использование игровых технологий на уроках в начальной школе
Спиридонова Ольга Михайловна
Учитель начальной школы
«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
(В.А.Сухомлинский)
В настоящее время каждый учитель начальной школы применяет большое количество педагогических технологий в зависимости от поставленных целей и задач уроков, занятий внеурочной деятельности. Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. К таким технологиям можно отнести игровые технологии. Традиционный подход в обучении ориентирован на средний уровень образования. Проблема в том, что стандартное изложение предмета в начальной школе приводит к тому, что обучающиеся теряют интерес к обучению. Они продолжают ходить в школу потому, что «так нужно, так делают все друзья, заставляют родители». Хорошие оценки стараются при этом заработать дети для того, чтобы получить новую игрушку или элементарную похвалу родителей.
Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях.
На своих уроках я использую различные виды игр. Дети быстрее и прочнее запоминают все яркое, интересное, все то, что вызывает эмоциональный отклик. Дети лучше удерживают в памяти конкретные лица, предметы и события. В процессе обучения развивается словесно-логическая память.
Игровая технология на моих уроках, направлена на разогрев интереса ребят к основным предметам, которыми являются - математика, литература, окружающий мир, русский язык.
Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий, одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению учебных предметов. Занимательность условного мира игры, делает положительно эмоционально окрашенной, а эмоциональность игрового действа активизирует все психологические процессы и функции ребенка. Другой позитивной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, т.е. усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и заинтересованность в учебный процесс.
Игры на уроках обучения грамоте
«Заглавная или строчная»
Цель: учить соотносить заглавные и строчные буквы.
В качестве игрового материала ученикам предлагается набор карточек с изображением прописных и заглавных букв. Игровое задание – как можно быстрее и правильнее найти пары: заглавная + прописная. С этими же буквами можно дать другое задание: самостоятельно найти признак, по которому все карточки можно разделить на две группы.
«Живые слоги»
Цель: закрепить знания о слогах.
К доске вызываются 10 человек, которые строятся в две шеренги. Левой пятерке даются согласные буквы, правой – гласные. По сигналу учителя дети сходятся попарно, поднимая вверх буквы. Сидящие за партами ученики хором читают получившийся слог.
«Цепочки слов»
Учитель выкладывает на наборном полотне какое-либо слово. Ученики читают его, после чего закрывают глаза. В это время педагог меняет в слове букву и предлагает детям открыть глаза, быстро прочитать слово и сказать, что изменилось.
Вариант. Учитель выкладывает на доске слово из букв разрезной азбуки и предлагает превратить его в новое слово, изменив, убрав или добавив одну букву. Например, от слова «май» в соответствии с правилами игры можно получить слова: май – мак – рак – лак – лук – сук – суп – суд – сад – сам – сама – мама – Маша – наша – каша – кашка – кошка и т.д. освоив трехзвуковые слова, школьники переходят к четырех- и пятизвуковыми словами.
Игры на уроках русского языка
«Приставка»
Цель: закрепить полученные знания о приставках.
На доске записаны слова:
Делать, сделать, написать, писать, подписать, вез, отвез. Вывез, привез, занес, нес, перенес, вынес.
При указании на слова, в которых есть приставка, ученики поворачиваются друг к другу лицом и обмениваются хлопками, если в словах приставки нет, ученики приседают.
«Подбери омоним»
Сначала педагог объясняет ученикам, что одно и тоже слово обозначает разные понятия. Например, коса – это и сплетенные пряди волос, и сельскохозяйственное орудие, и узкая полоска земли, отходящая от берега. После этого можно предложить ученику самостоятельно подобрать омонимы к различным словам. Например:
Педагог: «Какие значения есть у слова «лук»?»
Ученик: «Съедобное растение, оружие для метания стрел»
Педагог: «Что означает слово «ключ»?»
Ученик: «инструмент для открывания замка, родник, музыкальный знак»
Можно обсудить с детьми значения таких слов как игла, ручка, нога, нос, язык и т.д.
Игры на уроках математики
«Назови соседей»
Цель: закрепить знание ряда чисел и умения называть соседей числа.
Играющие садятся в кружок. Ведущий бросает мяч ребенку, называя числа от 0 до 30. Поймавший мяч должен назвать «соседей» данного числа, т.е. числа на один меньше и на 1 больше названного, или предыдущее и последующее.
После этого он возвращает мяч ведущему. Если поймавший мяч ребёнок дважды ошибается в названии «соседей», он выбывает из круга и внимательно следит за игрой со стороны.
«Белочка и грибы»
Цель: закрепить знания о составе числа.
Кто по елкам ловко скачет?
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орешки прячет,
Сушит на зиму грибы?
Учитель рассказывает учащимся о том, что белочка на зиму делает запасы грибов. В одном дупле белочка никогда не хранит запасы, а раскладывает в 2 – 3 дупла. Белочка каждый день сушила по 7 белых грибов (число можно менять) и раскладывала их в два дупла. По сколько грибов в каждое дупло может положить белочка? Дети выходят к доске и раскладывают грибы в «дупла».
По такому типу на уроках математики можно использовать любые предметы: вазы с фруктами и конфетами, цветы и лейка, которой нужно полить эти цветы. При изучении таблицы умножения, а не только на вычитание и сложения.
Игры на уроках окружающего мира
«Домашний календарь»
Чтобы закрепить знания о днях недели, месяцах, временах года, днях рождения близких и своего собственного, ученику предлагается использовать яркий настенный календарь. Там он ежедневно любым знаком (например, кружочком) отмечает прошедшие дни. Месяцы рекомендуется раскрашивать в соответствующие цвета (зима-синий, весна-зеленый, лето-красный, осень-желтый). Свой день рождения, дни рождения своих родных и друзей ребенок выделяет специальным знаком. Такая наглядная работа поможет ребенку преодолеть сложности с ориентацией во времени.
«Что сначала, что потом»
Цель: закрепление понятий «раньше», «позже», «потом», «после этого»; знаний о временах года.
Учитель показывает детям картины с изображением осени и говорит, что один мальчик не может определить, какое время года изображено на картинах.
Помогите ему. (Осень)
Назовите осенние месяцы. (Сентябрь, октябрь, ноябрь)
Рассмотрите еще раз внимательно все картины и поставьте на первое место ту, на которой показаны изменения в природе в сентябре. (Ранняя осень)
Какую картину поставите на второе место? Почему?
На какой картине показана поздняя осень?
Это же задание можно выполнить, рассматривая картины с изображением весны.
«Я и моя семья»
Цель: закрепить понятие «культура общения».
Дети делятся на группы по 8-10 человек. В каждой группе распределяются роли: папы, мамы, дочки и сына, бабушки, дедушки. Каждая семья должна рассказать, что делают дома мама, папа, дети и т.д. выслушиваются все члены семьи.
В конце игры подводится итог: какая семья смогла лучше рассказать о себе.
На моих уроках игра делает процесс обучения интерактивным, то есть позволяет обучающемуся выступать в качестве полноправного субъекта обучения.
Не секрет, что математика дается не всем обучающимся. Организация использования дидактических игр на уроках математики в начальной школе дает возможность добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков. В игре обучающиеся, незаметно для себя в занимательной форме выполняют большое число математических действий, упражнений, сравнивают числа, решают задачи, легче выполняя решения, даже те обучающиеся, которые не проявляют интерес к математике.
Игра является простым и близким ребенку способом познания и овладения теми или иными знаниями, умениями и навыками. Благодаря этому игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которые не только повышают познавательную активность у детей, но и делают работу более интересной. Игровая форма обучения помогает мотивировать детей в процессе обучения.
Список использованной литературы:
1. Андреева Е. А. Лучшие в мире загадки и трехминутные развивающие игры для детей. – М.: РИПОЛ классик, 2006. – 320 с.
2. Волкова С.И. Тетрадь с математическими заданиями. – М.: Просвещение, 1993. – 158 с.: ил.
3. Жикалкина Т.К. Система игр на уроках математики в 1 и 2 классах четырехлетней начальной школы. – М.: Новая школа, 1995. – 176 с.: ил.
4. Ковалько В. И. Младшие школьники на уроке: 1000 развивающих игр, упражнений, физкультминуток (1-4 классы). – М.: Эксмо, 2007. – 512 с.
5. Федин С. Н. Веселые игры и головоломки. От 4 до 9 лет. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 240 с.: ил.
6. https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/prochee/sbornik-didaktichieskikh-ighr-dlia-1-4-klassov
8. https://uchitelya.com/pedagogika/201152-sbornik-didakticheskih-igr-na-urokah-v-nachalnoy-shkole.html