Статья «Использование игровых технологий при формировании навыков личной гигиены у младших школьников с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью в коррекционной школе VIII вида»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКОВ ЛИЧНОЙ ГИГИЕНЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМЕРЕННОЙ И ТЯЖЁЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА
В основу ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью положены деятельностный и дифференцированный подходы, осуществление которых предполагает в том числе и развитие личности обучающихся в соответствии с требованиями современного общества, обеспечивающими возможность их успешной социализации и социальной адаптации. Поэтому содержание образования обучающихся с ТМНР (вариант Д) включает и задачи, связанные с формированием навыков самообслуживания: одевание / раздевание, прием пищи, гигиенические навыки.
Самообслуживание представляет собой взаимодействие окружающего мира и личности. Этот процесс включает в себя не только накопление чувственных представлений об окружающей действительности, обогащение жизненного опыта, но и овладение определёнными умениями и навыками, необходимыми для самостоятельной жизни.
Анализ теоретических положений отечественных педагогов (Е.К. Грачёва, А.Р. Маллер, Г.В. Цикото, И.М. Бгажнокова, Л.Б. Баряева и др.) показывает, что формирование навыков самообслуживания непосредственным образом влияет и на психические процессы. Выполняя действия, ребёнок планирует их, находит пути и средства реализации плана, предусматривает необходимые материалы и инструменты, определяет пути осуществления контрольных действий, сравнивает результаты своей работы с образцом. Также формирование навыков самообслуживания расширяет представления и знания детей об окружающем мире, развивает сенсорное восприятие, тонкую моторику и зрительно-двигательную координацию, влияет на речевое развитие, что, в свою очередь, даёт независимость от окружающих при решении простых бытовых задач и позволяет удовлетворить свои простые потребности. Сформированные навыки напрямую влияют на самооценку ребёнка с тяжёлыми нарушениями развития, являются важным шагом на пути его социализации.
При решении задач социальной абилитации детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью, формирования у них общепринятых норм и приемлемых правил поведения в обществе людей, огромную роль играет воспитание гигиенических навыков, которые с возрастом преобразуются в самообслуживание, как социальное умение.
Для проведения мониторинга уровня сформированности культурно-гигиенических навыков у обучающихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью были определены критерии мытья рук и личной гигиены, которые включают умения:
- закатать рукава;
- смочить руки;
- взять мыло, намыливать до появления пены;
- смыть мыло;
- сухо вытереть руки, аккуратно повесить полотенце;
- пользоваться расческой;
- пользоваться носовым платком.
Уровень сформированности культурно-гигиенических навыков изучался у 5 обучающихся на конец 2-го класса. Проведённый мониторинг на начало школьного обучения (наблюдение за организованной деятельностью детей, анкетирование родителей, специальные диагностические задания) показал, чтостепень сформированности гигиенических навыков и самообслуживания у них на крайне низком уроне, из общего количества обучающихся предложенные задания смогли выполнить: закатать рукава – 1 чел., смочить руки – 5 чел., взять мыло, намыливать до появления пены – 1чел.,, смыть мыло – 1чел., сухо вытереть руки, сложить полотенце и повесить в свою ячейку – 1чел., пользоваться расчёской -, пользоваться носовым платком -. Проведённый мониторинг показал, что большая часть детей не владеет гигиеническими навыками. Это определяет актуальность специальной работы по формированию навыков гигиены с данной категорией обучающихся и её практическую значимость.
У детей с тяжёлыми нарушениями умственного развития формирование навыков гигиены не происходит самопроизвольно. Обучение таким навыкам составляет целое направление работы специалистов и родителей, в основе которого лежит специальная программа, учитывающая возможности ребенка на данный момент и ориентирующая на ближайшие задачи. Только через подражание, усвоение образца навыки у таких детей не формируются. Причины могут быть такими: тяжёлые нарушения интеллектуального развития, различные нарушения движения, слухового и зрительного восприятия, особенности эмоционально-волевой сферы, низкий уровень развития функций контроля.
Процесс обучения культурно-гигиеническим навыкам детей с тяжёлыми нарушениями в умственном развитии должен осуществляться с учетом личностно-ориентированных моделей воспитания и быть направлен на создание реальных возможностей в их самообслуживании. Ребенок, достигая под воздействием взрослого успеха в овладении самообслуживания, становится более умелым, более независимым от взрослого, уверенным в своих возможностях. Результат создает основу для коррекции (как в психическом, так и в личностном плане) имеющихся отклонений у ребенка и обеспечивает последующую его социализацию.
При формировании гигиенических навыков должны решаться следующие задачи:
-учить различать и называть части тела (голова, глаза, волосы, нос, рот, зубы, уши, шея, грудь, живот, руки, ноги, пальцы и т.д.);
-знать предметы санитарии и гигиены и их место положение;
-учить проводить утренний и вечерний туалет: мыть руки, лицо, уши, вытираться полотенцем, пользоваться расчёской.
В проводимой работе необходимо использовать следующие формы работы:
-индивидуальная (отрабатываются отдельные операции);
-групповая (создаются объективные условия необходимости реализации
данного навыка: поведение ребенка подчиняется общему для всей группы детей правилу, кроме того, работает механизм подражания).
Помощь или содействие ребенку при формировании гигиенических навыков может быть разной:
- устная - слова, которые наталкивают ребенка на требуемое действие;
- демонстрация - показать само действие, чтобы ребенок по подражанию сделал правильно. Это особенно полезно, когда ребенок не способен реагировать только на устные указания;
- наглядная - наглядные подсказки, наталкивающие на правильное выполнение задания;
- физическая - физические действия, помогающие малышу справиться с той частью деятельности, которая для него особенно сложна.
Выбор помощи зависит от уровня владения навыком. Постепенно помощь должна уменьшаться, чтобы ребенок сам выполнял нужное действие без всяких подсказок.
Все процессы, в которых участвует ребенок, должны быть тщательно продуманы и обязательно сопровождаться положительными эмоциями: вода должна быть теплой, раковина - на уровне ребенка, мыло должно быть маленьким, крючок для полотенца - на уровне груди ребенка, для того, чтобы отличить кран с холодной водой от крана с горячей, они должны быть синим и красным соответственно.
При обучении ребенка на специальном занятии педагог фиксирует внимание ребенка на каждом действии, организует его пооперационное выполнение, предоставляя различные виды помощи:
— сопряженное выполнение действий («рука в руку» с ребенком), сопровождаемое пошаговой инструкцией;
— частичную помощь действием (последние движения ребенок выполняет сам);
— совместное начало действия (продолжение и завершение действия ребенок осуществляет сам при контроле взрослого);
— пошаговый контроль в виде речевых инструкций и указаний, при самостоятельном выполнении действия ребенком.
Первоначальные действия формируются как совместные, воспроизведение каждого действия проводится в медленном темпе, с большим количеством повторов.
При формировании у детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью культурно –гигиенических навыков и навыков самообслуживания очень важно использовать метод игровой технологии, которая является для них наиболее подходящей формой коррекционного обучения. Любая игра ставит целью обогатить чувственный опыт ребенка, развивать его умственные способности (умение сравнивать, обогащать, классифицировать предметы и явления окружающего мира, высказывать свои суждения, делать умозаключения).
Игра, при обучении ребенка данной категории - является важной, жизненной необходимостью, а также является основным источником знаний, навыков и умений. Игровые технологии хороши еще и тем, что ребёнок сразу видит конечный результат своей деятельности. Достижение результата вызывает у него чувство радости. Игра хороша как для индивидуальной, так и для совместной деятельности детей. В нашей работе применялись три основных вида игр: игры с предметами (игрушками, природным материалом); настольно-печатные и словесные игры.
Для успешного использования игровых технологий при обучении детей, необходимо обеспечить ребёнка нужным игровым материалом и, конечно, создать игровую ситуацию, а также необходима постоянная помощь педагога в ходе игры. Помощь педагога в игре должна быть ненавязчивой, понятной для уровня развития ребёнка. Игра для них – учёба, игра для них серьёзная форма воспитания. Игра для детей - форма познания окружающего.
Дидактические игры и занятия дают положительные результаты при соблюдении дидактических принципов.
Основным является принцип активности и посильной самостоятельности. Его надо учитывать, когда возникают поисковые ситуации с вероятным результатом самим ребенком. Педагог выполняет на занятиях только то, что не может сделать ребенок самостоятельно.
Принцип познавательной выразительности. Это эмоциональность педагога, которая является необходимым условием успешного обучения, так как она поддерживает интерес и внимание детей к программному материалу, способствует стабильности их действий.
Принцип наглядности. Он заключается в том, что на занятии воспитатель использует наглядные средства (игрушки, картинки, пособия и т.д.). Это важно, так как на начальных этапах обучения пояснения взрослого даются сжато и поэтому должны подкрепляться показом наглядного дидактического материала.
Принцип поэтапности заключается в том, что смена частей занятия обусловлена постепенностью освоения отработки какого-либо умения, навыка. Это дает возможность подвести ребенка к положительному результату, поощряя его самостоятельность и активность.
Принцип цикличности также обусловлен поэтапностью обучения на занятиях. Доказано, что наибольшая активность в течение одного занятия проявляется ребенком не при первом предъявлении ему материала (игрушки, картинки и т.д.), а при повторных показах (в третий - четвертый раз).
Принцип вариативности осуществляется при повторении материала на других занятиях, во внеурочное время, во время режимных моментов. Это учит ребенка самостоятельно переносить усвоенные знания в новую ситуацию и применять их практически. Одно и то же упражнения не следует воспроизводить более 2-3 раз. Каждое повторное занятие полезно обогащать несколько иным содержанием, частично усложняя программный материал.
Для решения вышеперечисленных задач обучения были созданы специальные педагогические условия:
- адекватная предметно-развивающая среда;
- интересная игровая ситуация для ребенка в совместных действиях с педагогом.
Для реализации первого условия были подобраны предметы и игрушки с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, например, такие как: сюжетные игрушки (кукла, мишка, зайчик и т.д.); наборы игрушечной мебели; игровые модули; а также реальные предметы быта, которыми пользуется ребенок.
Для соблюдения второго условия возникла необходимость организации и проведения игр с детьми при использовании сюжетных игрушек. Но первоначально учили детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью выделять людей и их изображения среди объектов живой природы и предметов окружающей среды. С этой целью использовались зеркала, фотографии, иллюстрации, различные видеоматериалы, позволяющие детям сконцентрировать внимание на фигуре и лице человека и на своей собственной внешности. Детям предлагались такие игры, задания и упражнения, как: «Покажи, где люди», «Кого ты знаешь из людей?», «Что или кого ты видишь в зеркале?», «Зачем нужна человеку голова?», «Какого цвета могут быть глаза?», «Как ты улыбаешься?», «Для чего нам нужны зубы?», «Какого цвета твои волосы?», «Что делают ноги?», «Для чего нам нужны руки?», «Что умеет делать твое тело?», «Лицо в зеркале», «Погляжу на ручки», «Что умеют делать мои ножки», «Улыбнись — поклонись» (перед зеркалом).
В формировании умений сопоставлять, соотносить и сравнивать с детьми проводились игры, задания и упражнения: «Кто из вас выше, кто ниже?», «Найди самого высокого мальчика в группе», «Чьи руки сильнее?» «У кого в группе самые светлые (темные) волосы?», «Чьи зубы самые белые?».
Формирование навыков самообслуживания связано с усвоением значения чистоты тела, лица, рук для сохранения и укрепления здоровья. Для этого использовались такие игры, задания и упражнения, как: «Покажи части своего тела и лица» (голова, глаза, волосы, нос, рот, зубы, уши, шея, грудь, живот, спина, плечи, руки, ноги, пальцы, ногти, колени, локти); при этом нужно познакомить детей с примерами из произведений «Мойдодыр», «Маша-растеряша».
Далее формируем умение узнавать предметы личной гигиены (расческа, полотенце, салфетка, носовой платок, зубная щетка, зубная паста, мыло). Для этого необходимо четко проговаривать в сопровождении показа названия предмета личной гигиены: "Это расческа” ,"У меня расческа”, "Возьми расческу,” "Это расческа Вали”, " Дай мне Валину расческу”, "Положи расческу на место” и т.д.; проводятся игровые упражнения: "Найди свою щетку,” "Сними свое полотенце,” "Открой (закрой) тюбик с зубной пастой” и т.д.; игровые упражнения (работа с натуральными предметами): "Найди салфетку (зубную щетку и т.д.) среди предметов; дети рисуют и раскрашивают предметы личной гигиены, украшают их (нанесение точек пальчиком, палочкой, губкой и т.д.); проводятся игровые упражнения (работа с рисунками): "Покажи, где полотенце (зубная щетка и т.д.); используются практические ситуации: " Где полотенце Тани?” и т.д.
Затем формируем умение использовать предметы личной гигиены по назначению, учим детей правильно использовать предметы личной гигиены в ходе режимных моментов, которые проводятся в условиях семейного воспитания, и специально созданных игровых и практических ситуаций в учебное время, совершенствуем (развиваем) умение правильно дифференцировать предметы личной гигиены по назначению.
Приобщая детей к овладению основами гигиенической культуры в процессе умывания, важно использовать игры с водой, мыльными пузырями, для этого формируем позитивный настрой ребенка к воде и водным процедурам. Проводятся следующие игровые упражнения:
1. "Здравствуй, водичка!"
Посмотрите, какая вода? Прозрачная, светлая, чистая.
Давайте с ней поздороваемся.
· Приготовьте ладошки и нежно прикоснитесь к ней. Правой ладошкой, левой ладошкой. Приговаривают: «Здравствуй, водичка! Погладьте водичку."
· А теперь давайте поздороваемся пальчиками. Приговаривают: «Здравствуй водичка!
· Сжимание кулачков в воде с напряжением и поочерёдно.
· Потереть в воде пальчики поочерёдно словно перетирать (указательными, средними, безымянными, мизинчиками).
· Пальцы бегут по воде, шагают.
-Вот бегут босые ножки,
-Прямо по дорожке.
2. «Дождик капает».
Вынь руки из воды, опусти пальчики вниз, что это капает с пальчиков? (Вода).
Как она капает? Кап-кап-кап - это друзья «Капельки» – капли.
А давай сделаем дождик на воде пальчиками ( ударяют пальчиками о поверхность воды).
-Кап–кап-кап, кап-кап-кап,
-Тучки собираются
-Кап–кап-кап, кап-кап-кап,
-Дождик начинается
-Дождик, дождик перестань,
-Отдохнуть немного дай!
3.Игра «Собиратели морских сокровищ».
А теперь мы достанем со дна бассейна морские сокровища, и положим их в коробочку это наши морские сокровища.
Сокровища вы собрали, но ведь в воде живут и рыбки.
4. Игра «Вылови рыбку».
Ребенок вылавливает рыбок и складывает их в ведёрко.
Далее непосредственно обучаем детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью навыкам личной гигиены. Проводятся игры с использованием мыла: "Водичка, водичка", "Сделаем лодочки", "Мыльные перчатки", "Вымой руки", "Умывалочка", "Пузырики", "Утро наступило", "Зайка хочет спать", "У мишки грязные лапки”, "Кукле Оле моем ручки (лицо, уши)", игра-инсценировка "Девочка чумазая" и т.д.; с использованием зубной щетки:"Фонтанчики", "Почистим кукле зубки”, "Утро куклы Маши”, "Вечер куклы Даши", "У крокодила Феди заболели зубки","Волшебная щёточка", "В гостях у королевы Зубной щётки" и т.д.; игры с использованием полотенца: "Купаем куклу Олю”, "Подарим мишке полотенце”, "Зайка вымыл лапки”, "Вытираем руки (лицо, уши)” и т. д; игры с использованием носового платка: "У Кати насморк”, "Заболел зайчик”, "Мишка чихает”, "В поликлинике", "На приёме у Айболита" и т.д; игры с использованием расчески: "В парикмахерской”, "Утро Маши”, "Расчешем лошадку ( мишку, зайку)”, " Причешусь у зеркала”, "Кате делаем прическу”, "Научи Неумейку расчёсываться" и т.д. Использование подобных игровых ситуаций, положительных эмоциональных стимулов позволяет поддерживать интерес детей к процессу обучения.
Проведённый мониторинг по завершении проводимой работы показал, что степень сформированности гигиенических навыков и самообслуживания у обучающихся близок к среднему уровню, из общего количества обучающихся предложенные задания смогли выполнить: закатать рукава - 4, , смочить руки - 5, взять мыло, намыливать до появления пены - 4, , смыть мыло - 4, сухо вытереть руки, сложить полотенце и повесить в свою ячейку - 5, пользоваться расчёской - 2, пользоваться носовым платком - 5.
Таким образом, отметим, что применение игровых технологий в формировании культурно-гигиенических навыков у обучающихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью способствует появлению у каждого ребенка положительного отношения к себе, становлению образа «Я», что оказывает влияние на формирование личности ребенка в целом. Дети становятся более спокойными, уверенными в себе, у них реже встречается агрессивность, появляется интерес к самой деятельности и ее результату. Является бесспорным, что овладение культурно-гигиеническими навыками помогает детям обрести независимость от взрослого, создает условия для переживания собственного личного успеха, положительно сказывается на всем психическом развитии детей, что впоследствии способствует их активному адекватному включению в социум.
Используемая литература:
1. Брюс Л. Бейкер, Алан Дж. Брайтман. Путь к независимости. Обучение детей с особенностями развития бытовым навыкам. - М. : 1997.
2. Баряева Л.Б., Кондратьева С.Ю. Игры с водой // Дети с проблемами в развитии. – 2004. — 1. – С. 57 – 58.
3. БаряеваЛ.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А.П., Соколова Н.Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. – Спб.: Союз, 2001.
4. Кинаш Е.А. Игры и упражнения по формированию культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания у глубоко умственно отсталых детей // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2000. – №1. – С. 24-26.
5. Моржина Е. В. Формирование навыков самообслуживания на занятиях и дома. М. : Теревинф, 2006.