Статья на тему «Здоровьесберегающие технологии в коррекционной школе VIII вида»

4
0
Материал опубликован 5 November 2018 в группе

Статья «Здоровьесберегающие технологии в коррекционной школе 8 вида»».

Цель: применение на уроках здоровьесберегающих технологий для улучшении состояния здоровья и качества жизни обучающихся в коррекционной школе 8 вида в процессе учебной деятельности.

Задачи:

Помочь каждому ребенку осознать свои способности, создать условия для их развития;

Осуществлять личностно-ориентированный подход при обучении и воспитании.

Здоровьесберегающие образовательные технологии в коррекционной школе 8 вида можно рассматривать как совокупность приемов, форм и методов организации учебной деятельности обучающихся без ущерба для их здоровья.

В данной статье я рассматривала подходы к организации главной составляющей образовательного процесса - урока, способам оценки его качества с точки зрения здоровьесбережения.

Эти важны вопросы я изучала в ходе учебного процесса и сделала вывод, что для сохранения здоровья обучающихся в коррекционной школе 8 вида следует применять технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса:

- обстановка и гигиенические условия в классе;

- количество видов учебной деятельности;

- продолжительность и частота чередования видов деятельности;

- чередование видов преподавания;

- наличие и место методов, способствующих активизации;

- длительность применения технических средств обучения;

- правильная посадка обучающихся на уроке;

- содержание и продолжительность на уроке моментов оздоровления;

- положительная мотивация деятельности учащихся на уроке;

- доброжелательный климат на уроке;

- физкультминутки на уроке;

- определение критерия в ходе наблюдения по возрастанию двигательных или пассивных

отвлечений в процессе учебной деятельности;

- темп проведения урока.

Следует сказать, что в коррекционной школе на здоровье обучающихся оказывают влияние “внутришкольные факторы”. Это прежде всего снижение двигательной активности; увеличение простудных заболеваний и пропусков уроков по болезни; нарушение зрения, осанки. Поэтому, я использовала все возможности, чтобы организовать индивидуальный подход к учебно-воспитательной работе с учетом психических, физиологических особенностей здоровья обучающихся.

Организация и проведение образовательного процесса, технологии, применяемые на уроке- это есть самая важная задача здоровьесберегающих образовательных технологий.

Главная составная часть здоровьесберегающей работы школы – это методически правильная  организация урока. Обязательно должен быть выполнен объем учебной нагрузки – количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий; большое внимание должно уделяться занятиям активно-двигательного характера: динамические паузы, уроки физической культуры.

 

Отличительные особенности здоровьесберегающих образовательных технологий:

- отсутствие назидательности и авторитарности;

- элементы индивидуализации обучения;

- наличие мотивации на здоровый образ жизни учителя и учеников;

- интерес к учебе, желание идти в школу;

- наличие физкультминуток;

- наличие гигиенического контроля.

Основой  здоровьесберегающей технологии является соблюдение следующих принципов: 

- учет возрастно-половых особенностей;

- учет состояния здоровья обучающегося и его индивидуальных психофизических особенностей при выборе форм, методов и средств обучения;

- структурирование урока на три части в зависимости от уровня умственной работоспособности учащихся;

- использование здоровьесберегающих действий.

От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в коррекционной школе в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности.

Провожу физкультминутки, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность.

Физминутки -  вид активного отдыха, рекомендуется они для всех ребят в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя различные элементы гимнастики для глаз, упражнения дыхательной гимнастики в зависимости от вида занятия. Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, провожу оздоровительные моменты на уроке:

- физкультминутки, динамические паузы;

- минутки релаксации;

- дыхательную гимнастику;

- гимнастика для глаз;

- массаж активных точек.

Кроме того, определяю и фиксирую психологический климат на уроке, провожу эмоциональную разрядку, строго слежу за соблюдением учащихся правильной осанки, позы, за ее соответствием виду работы и чередованием в течение урока.

Наличие эмоциональных разрядок - это главная составляющая на уроке в коррекционной школе. На уроке обязательно должны звучать:

- поговорка;

- умное и интересное высказывание;

- веселое четверостишие;

- шуточная или поучительная картинка.

Положительные эмоции играют большую роль на уроке в коррекционном классе. Создание у детей положительной эмоциональной настроенности является обязательным условием правильно организованного учебного процесса. Положительные эмоции способны полностью снимать последствия отрицательных эмоций.

Организация учебной деятельности с позиций здоровьесбережения оказывается результативной и позволяет снизить процент заболеваний в школе, повысить успешность. Используя здоровьесберегающие образовательные технологии в коррекционной школе 8 вида, повышается уровень удовлетворенности, заметно снижается уровень проявления агрессивности и тревожности детей. Но при этом каждый учитель должен помнить о принципах здоровьесбережения:

- «Не навреди!»;

- приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося;

- непрерывность и преемственность;

- соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям обучащихся;

- комплексный, междисциплинарный подход;

- успех порождает успех.

Изложенная выше статья показывает, что внедрение в обучение здоровьесберегающей технологии ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшение психологического климата в школьных и педагогических коллективах. Учителям, освоившим эту технологию, становится легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение как учителя, так и обучающегося, открывается простор для реализации его творческих планов.

Используемая литература:

Смирнов Н.К. «Здоровьесберегающие технологии в современной школе», Москва. Издательство «АПК и ПРО», 2002год.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации