Статья на тему «Здоровьесберегающие технологии в коррекционной школе VIII вида»
Статья «Здоровьесберегающие технологии в коррекционной школе 8 вида»».
Цель: применение на уроках здоровьесберегающих технологий для улучшении состояния здоровья и качества жизни обучающихся в коррекционной школе 8 вида в процессе учебной деятельности.
Задачи:
Помочь каждому ребенку осознать свои способности, создать условия для их развития;
Осуществлять личностно-ориентированный подход при обучении и воспитании.
Здоровьесберегающие образовательные технологии в коррекционной школе 8 вида можно рассматривать как совокупность приемов, форм и методов организации учебной деятельности обучающихся без ущерба для их здоровья.
В данной статье я рассматривала подходы к организации главной составляющей образовательного процесса - урока, способам оценки его качества с точки зрения здоровьесбережения.
Эти важны вопросы я изучала в ходе учебного процесса и сделала вывод, что для сохранения здоровья обучающихся в коррекционной школе 8 вида следует применять технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса:
- обстановка и гигиенические условия в классе;
- количество видов учебной деятельности;
- продолжительность и частота чередования видов деятельности;
- чередование видов преподавания;
- наличие и место методов, способствующих активизации;
- длительность применения технических средств обучения;
- правильная посадка обучающихся на уроке;
- содержание и продолжительность на уроке моментов оздоровления;
- положительная мотивация деятельности учащихся на уроке;
- доброжелательный климат на уроке;
- физкультминутки на уроке;
- определение критерия в ходе наблюдения по возрастанию двигательных или пассивных
отвлечений в процессе учебной деятельности;
- темп проведения урока.
Следует сказать, что в коррекционной школе на здоровье обучающихся оказывают влияние “внутришкольные факторы”. Это прежде всего снижение двигательной активности; увеличение простудных заболеваний и пропусков уроков по болезни; нарушение зрения, осанки. Поэтому, я использовала все возможности, чтобы организовать индивидуальный подход к учебно-воспитательной работе с учетом психических, физиологических особенностей здоровья обучающихся.
Организация и проведение образовательного процесса, технологии, применяемые на уроке- это есть самая важная задача здоровьесберегающих образовательных технологий.
Главная составная часть здоровьесберегающей работы школы – это методически правильная организация урока. Обязательно должен быть выполнен объем учебной нагрузки – количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий; большое внимание должно уделяться занятиям активно-двигательного характера: динамические паузы, уроки физической культуры.
Отличительные особенности здоровьесберегающих образовательных технологий:
- отсутствие назидательности и авторитарности;
- элементы индивидуализации обучения;
- наличие мотивации на здоровый образ жизни учителя и учеников;
- интерес к учебе, желание идти в школу;
- наличие физкультминуток;
- наличие гигиенического контроля.
Основой здоровьесберегающей технологии является соблюдение следующих принципов:
- учет возрастно-половых особенностей;
- учет состояния здоровья обучающегося и его индивидуальных психофизических особенностей при выборе форм, методов и средств обучения;
- структурирование урока на три части в зависимости от уровня умственной работоспособности учащихся;
- использование здоровьесберегающих действий.
От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в коррекционной школе в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности.
Провожу физкультминутки, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность.
Физминутки - вид активного отдыха, рекомендуется они для всех ребят в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя различные элементы гимнастики для глаз, упражнения дыхательной гимнастики в зависимости от вида занятия. Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, провожу оздоровительные моменты на уроке:
- физкультминутки, динамические паузы;
- минутки релаксации;
- дыхательную гимнастику;
- гимнастика для глаз;
- массаж активных точек.
Кроме того, определяю и фиксирую психологический климат на уроке, провожу эмоциональную разрядку, строго слежу за соблюдением учащихся правильной осанки, позы, за ее соответствием виду работы и чередованием в течение урока.
Наличие эмоциональных разрядок - это главная составляющая на уроке в коррекционной школе. На уроке обязательно должны звучать:
- поговорка;
- умное и интересное высказывание;
- веселое четверостишие;
- шуточная или поучительная картинка.
Положительные эмоции играют большую роль на уроке в коррекционном классе. Создание у детей положительной эмоциональной настроенности является обязательным условием правильно организованного учебного процесса. Положительные эмоции способны полностью снимать последствия отрицательных эмоций.
Организация учебной деятельности с позиций здоровьесбережения оказывается результативной и позволяет снизить процент заболеваний в школе, повысить успешность. Используя здоровьесберегающие образовательные технологии в коррекционной школе 8 вида, повышается уровень удовлетворенности, заметно снижается уровень проявления агрессивности и тревожности детей. Но при этом каждый учитель должен помнить о принципах здоровьесбережения:
- «Не навреди!»;
- приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося;
- непрерывность и преемственность;
- соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям обучащихся;
- комплексный, междисциплинарный подход;
- успех порождает успех.
Изложенная выше статья показывает, что внедрение в обучение здоровьесберегающей технологии ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшение психологического климата в школьных и педагогических коллективах. Учителям, освоившим эту технологию, становится легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение как учителя, так и обучающегося, открывается простор для реализации его творческих планов.
Используемая литература:
Смирнов Н.К. «Здоровьесберегающие технологии в современной школе», Москва. Издательство «АПК и ПРО», 2002год.