Игровая технология при обучении английскому языку
МБОУ Александровская СОШ
Доклад
«Игровая технология в обучении английскому языку " ( из опыта работы)
Выполнила : Завгородняя О.П.,
учитель МБОУАлександровской СОШ
2020 г
Игра-одно из древнейших средств обучения и воспитания, в основе которого заложен принцип активности ученика. В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции :
Развлекательную;
Коммуникативную;
Самореализации;
Игротерапевтическую
Характеризуя детскую ролевую игру, А.Н. Леонтьев подчеркивает, что « несоответствие между потребностью действия у ребенка и невозможностью осуществить требуемые действием операции может разрешиться только в одном – единственном типе деятельности, в игре.
Главным элементом игры является игровая роль, не столь важно какая; важно, чтобы она помогала воспроизводить разнообразные человеческие отношения, существующие в жизни. Только если вычленить и положить в1 основу игры отношения между людьми, она станет содержательной и полезной. Что касается развивающего значения игры, то оно заложено в самой ее природе, ибо игра — это всегда эмоции, а там, где эмоции, там активность, там внимание и воображение, там работает мышление. Таким образом, игра — это:
1) деятельность (в нашем случае—речевая),
2) мотивированность, отсутствие принуждения,
3) индивидуализированная деятельность, глубоко личная,
4) обучение и воспитание в коллективе и через коллектив (А. В. Петровский),
5) развитие психических функций и способностей,
6) «учение с увлечением» (говоря словами С. Л. Соловейчика). Подобная характеристика игры ставит, конечно, высокие требования к ее организации.
Не следует думать, что сказанное относится лишь к детям. Опыт работы Г. А. Китайгородской и ее коллег доказал, что и во взрослой аудитории игра полезна и популярна: учащиеся освобождаются от ошибкобоязни, группа объединяется единой деятельностью, создается благоприятный климат общения, группа превращается в субъект учебного процесса, каждый поочередно становится центром общения, поэтому удовлетворяются его потребности в престиже, статусе, внимании, уважении
Можно сделать вывод, что при должном подборе игр и их организации они окажутся полезными и в старших классах.
В каких же целях следует использовать игры на уроках иностранного языка? Основных целей шесть:
1) формирование определенных навыков,
2) развитие определенных речевых умений,
3) обучение умению общаться,
4) развитие необходимых способностей и психических функций,
5) познание (в сфере становления собственно языка),
6) запоминание речевого материала.
Но специфика игры, как точно подметил М. Н. Скаткин, заключается в том, что «учебные задачи выступают перед ребенком не в явном виде, а маскируются. Играя, ребенок не ставит учебной задачи, но в результате игры он чему-то научается». Ставить цель — отдохнуть, переключиться — нет ни необходимости, ни резона: характер игры как таковой сделает свое дело.
Формы игр чрезвычайно разнообразны: используется весь их арсенал, накопленный опытом людей. К обучению приспособлены и лото, и карты, и домино, и шарады, и загадки, и конкурсы, и детские игры «Чепуха» и «Телефон», и лингвистические игры, и всевозможные жизненные события — оборудование квартиры, сборы в поход и т. п., а также разыгрывание действий всяческих профессий и поведения типов людей (оптимист, брюзга, капризный), и даже приемы мнемотехники.
Как же организуются игры?
Игра может быть, так сказать, одноразовая и многоразовая, мы называем ее большая игра: несколько игр, каждая из которых проводится на одном уроке, связаны единым сюжетом; возможен и такой урок, где проводится вся большая игра. Для такой игры каждый получает (выбирает) постоянную роль. Если игра требует этого, то каждый получает свою «легенду» — биографические и характерологические сведения, определяющие поведение человека в игре (этот прием прекрасно описан в книге Г. А. Китайгородской).
Профессиональные игры могут сочетаться с ролями-типами, например, не доктор и пациент, а категоричный доктор и капризный пациент.
Перед учащимися должна быть поставлена игровая цель, объяснены условия игры; что касается программы их действий, то это зависит от скрытой учебной цели. Скажем, учебной целью является формирование (совершенствование) навыка; в этом случае нужно дать образец высказывания (программу) и отработать его; если же цель — развитие умения высказываться, то программу можно не задавать.
Важно также, чтобы учитель умел увлечь, заразить учащихся игрой. Очевидно, для этого нужно самому быть увлеченным и по возможности участвовать в игре. Когда проводится игра-соревнование, следует отметить победителей, утешить побежденных, подбодрить их.
А теперь покажем примеры некоторых игр (для каждой из целей по одной-две).
/. Для формирования навыков.
а) Вот схема, которая показывает, где спрятался мальчик. Кто
быстрее и точнее доложит, где он находится?
Потом можно заменить глагол «находиться» глаголом «прятаться» (Где он спрятался?), глагол «искать» (Где ты будешь его искать?) глаголом «найти» (Где можно его найти?)
б) Отгадайте, куда мы пойдем?- Вы пойдете в театр? — Нет.
— Вы пойдете ...?
2. Для развития умения.
После прохождения любой темы, допустим «Квартира», можно провести специальный урок с большой игрой. В нее можно включить такие этюды:
а) Вот его квартира .(дается макет, схема). Поможем ему расставить мебель.
б) А как у тебя в квартире? Все по-другому? И т.д.
3. Для развития умения общаться.
а) Выбираются от каждой из двух команд по одному продавцу. Товар нарисован на карточках. Покупатели команды № 1 покупают у продавца команды № 2 и наоборот. В то время, когда один покупает, другие «мешают»: задают вопросы — «Есть ли у вас ...», «А сколько стоит ...?» и т. п. Выигрывает тот, кто лучше обслужит, несмотря на помехи.
б) Конкурс на самого вежливого собеседника.
— Вам надо поздороваться с ... (выбираются разные адресаты) и сделать комплимент.
— Выразите свое несогласие (другу, директору, маме и т. п.).
— На вас не обращают внимания, а вы хотите заговорить.
— Какие выражения вы используете, чтобы привлечь внимание к себе? И т. п.
4. Для развития способностей и психических функций.
а) «Внимательный ли ты?» Петю просили купить хлеб, м ело, булку и сахар, а он купил булку, сахар, хлеб и молоко. Что он забыл?
б) «Снежный ком»: vi — Я родился 8 марта; У г — Дима родился 8 марта, а я родился 3 апреля; Уз — Дима родился 8 марта, Леня родился 3 апреля, а я родился 12 июня ... И т. д. Побеждает тот, кто больше запомнит и правильно повторит.
в) С интервалом в секунду на экране или на карточках показываются 3 слова (потом 4, 5 и т. д.; можно показывать и цифры). Побеждает тот, кто больше запомнит и правильно произнесет (слова можно показывать, озвучивая их).
г) Все ученики — алфавит (каждый — буква), а один — машинистка, которая печатает текст, называя буквы. Кого назвали, показывает карточку с буквой. Выигрывает тот, кто ни разу не «прозевал».
д) Вы нашли древний документ, где часть текста размыта. Восстановите его.
5. Для познания в сфере страноведения и языка используются викторины, лото, путешествия, конкурсы на лучший маршрут по стране, городу и т. п.
6. Для запоминания речевого материала.
а) Рифмовки, которые составляют сами ученики.
б) Сопровождение произнесения слов мимикой и жестами («кислый» — сморщиться, «сильный» — сжать кулак и т. п.).
в) Повторение одного слова как бы разными людьми, разными характерами, скажем, оценку какого-то предмета «Прекрасно?» произнесут по-разному учитель и военный, добряк и скептик.
Наиболее доступными для учителей, я думаю, являются обучающие игры
Игра «Охотники»
На доске скотчем прикреплены слова в транскрипции. Вызываются 2 «охотника»; у каждого своя «сумка». Учитель называет слово, дети ищут его транскрипцию. Кто первым нашел слово, тот снимает с доски «добычу» и кладет в свою сумку. Побеждает тот, кто набрал больше карточек. Победитель затем демонстрирует свою «добычу» ребятам, доставая карточки из сумки и читая их.
Игра «Покупатели»
Класс делится на 2 команды. Одна команда может «покупать» только слова, в которых буква "с" читается как [з], а другая - слова, в которых эта буква читается как [1с]. Учитель в быстром темпе показывает детям карточки со словами саrrot, cat,center,cinema,nice,club,welcome,city Задача команды - успеть озвучить слово («купить» его).
Игра «Укрась елочку» "\ /"доски - искусственная елочка. Детям предлагается украсить ее разноцветными шарами (при прохождении темы «Цвета»). Учитель обращается к детям поочередно с просьбой повесить на елку шар того или другого цвета, например: "01уа, Hang up the red balloon, please.Оля берет красный кружочек из цветной бумаги и вешает его на елку.
Игра «Зайчишка-хвастунишка»
Зайчик: I саn fly.п ДетиNo, you cannot fly Зайчик: I сап draw Дети: N0, уои саппоt draw И т.д.
Игра «Рассеянный Карлсон» Карлсон: Monkeys don’t like bananas Дети: Monkeys like bananas Карлсон: И т.д.
Игра «В магазине игрушек»
На столе, под столом, в коробке, на коробке, на стуле и под стулом разложены разные игрушки. Я говорю детям: «Я очень рассеянный продавец. Так что помогайте мне».
Покупатель:good morning,give me the brown horse, please
Продавец: Oh, where is my brown horse, I wonder?
Покупатель:It/s at the box
Покупатель: thank Good- buy.
Продавец: Вуе!
И так в магазин заходят несколько покупателей.
Игра «Отгадай»
Заранее, до урока, чтобы не видели дети я прячу зайчика (бело-красного) в сумку.
Учитель: Дети, отгадайте, какую игрушку я спрятала.
Дети: 1s it a bear?5 (аcrocodile, a tiger, a lion , a frog /, еtc.
Учитель: \What colour is it?
Дети: is the hare grey? blue, green, white, red ,etc.
Учитель:where is it?
Дет is:the hare on the table? (оп the box, near the chair, etc.
Наконец, когда дети отгадают, вынимаю из сумки игрушку. .
Дети с удовольствием принимают участие в играх, содержащих элементы соревнования.
Остановимся на некоторых , постоянно используемых. При обучении чтению очень важно, чтобы учащиеся умели различать типы слогов, для этого класс делим на две команды , доска также делится пополам. Учитель читает слово, ученики по очереди выходят к доске и записывают его в соответствии с типом слога в первый или второй столбик. За каждое правильное слово команда получает одно очко. Побеждает та команда, которая набрала наибольшее количество баллов. Другой вариант этой игры: из текста необходимо выбрать слова первого или второго типа слога и записать их по памяти в нужный столбик. Подобным же образом можно проверить знание определенной лексики, написав в одном столбике русские эквиваленты и попросив ребят записать соответствующие им английские.
Все примеры — лишь ничтожно малая толика того, что можно использовать. Остальное учитель найдет в различных пособиях или придумает по аналогии.
Сделать урок более содержательным и эмоциональным помогут ролевые игры с использованием индивидуализированных персонажей, идея игры с куклой позволяет более гибко и направленно мотивировать речь учащихся на уроке. Кукла учителя всегда одна и та же, знакомая классу, у нее есть имя, биография , свой характер. Я использую для этого куклу-животное-жирафу по имени Алиса, которая надевается на руку. Возможны следующие функции куклы- персонажа на уроке:
1.кукла-маска. Ее можно поставить в ряд ситуаций, которые не всегда удобно предложить человеку, ей можно дать « отрицательную»роль капризного, избалованного, ленивого, непонятливого ребенка. Так жадная кукла утверждает, что все в классе принадлежит ей, а ученики восстанавливают справедливость. Таким образом тренируется употребление выражения принадлежности. Рассеянная кукла все забывает, переспрашивает. путает, ученик вынужден объяснять, повторять по нескольку раз.
2.кукла-знак ситуации. Перед классом появляется новая кукла, это создает стимул к диалогу- расспросу, затем идет обобщение того, что дети узнали. Ученики могут приносить на урок своих кукол и знакомить друг друга. П лохо одетая , растрепанная кукла служит стимулом для диалога-волеизъвления:: Умойся! Оденься! Иди в школу.
Под руководством учителя и при соответствующих опорах производится диалог-обмен мнениями, затем диалог- расспрос: Ты умеешь рисовать?
3.Кукла- партнер, адресат речи. Мы взрослые, а куклы наши дети, объясните детям, как надо переходить улицу, как дойти до школы. При такого вида работе увеличивается индивидуальное время говорения учащихся вдвое
4.Кукла-третье лицо, предмет разговора. С куклой можно пойти в магазин. Чтобы купить ей одежду, она позволяет строить сюжетные цепочки заданий:1)Утро, мы уходим на работу. Скажем ей, что она должна сделать без вас 2)Позвоните своей кукле с работы и спросите, сделала ли она все, что вы велели. Ролевая игра с куклой разнообразит занятия,
организует внимание, внутренне мотивирует речь учащихся.
Если задание не содержит мотива, значит учащиеся не осуществляют никакой деятельности, лишь формально выполняется операция, которая ничего не прибавляет; к формированию у них навыков самостоятельного построения высказываний, с одной стороны, и к развитию (интеллектуальному и эмоциональному), с другой.
Можно организовать работу по-другому. Учитель раздает каждому ребенку по игрушке ("01уа, tаке аdog Кo1уa take a bird и предлагает веем детям такую коммуникативную задачу: К, нам пришел директор цирка. Мы хотим, чтобы он принял наших зверей в цирк (это мотив). Для этого нужно сказать, что они умеют делать
Тот: Му саt can run.
01уа: Му dog сanbark
Ка1уа: Му bird сапfly. И т. д.
Такого рода коммуникативные задачи, выполняя роль «побудителя речевого действия» (И. А; Зимняя), обеспечивают активность всех школьников: и слушающих, и говорящих. В данном случае дети овладевают явлениями не на основе имитации. а сознательной ориентировки учащихся в грамматических средствах общения