12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Завгородняя Ольга Петровна24


МБОУ Александровская СОШ








Доклад


«Игровая технология в обучении английскому языку " ( из опыта работы)










Выполнила : Завгородняя О.П.,

учитель МБОУАлександровской СОШ








2020 г


Игра-одно из древнейших средств обучения и воспитания, в основе которого заложен принцип активности ученика. В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции :

Развлекательную;

Коммуникативную;

Самореализации;

Игротерапевтическую

Характеризуя детскую ролевую игру, А.Н. Леонтьев подчеркивает, что « несоответствие между потребностью действия у ребенка и невозможностью осуществить требуемые действием операции может разрешиться только в одном – единственном типе деятельности, в игре.

Главным элементом игры является игровая роль, не столь важно какая; важно, чтобы она помогала воспроизводить разнообразные человеческие отношения, существующие в жизни. Только если вычле­нить и положить в1 основу игры отношения между людьми, она станет содержательной и полезной. Что касается развивающего значения игры, то оно заложено в самой ее природе, ибо игра — это всегда эмоции, а там, где эмоции, там активность, там внимание и воображе­ние, там работает мышление. Таким образом, игра — это:

1) деятельность (в нашем случае—речевая),

2) мотивированность, отсутствие принуждения,

3) индивидуализированная деятельность, глубоко личная,

4) обучение и воспитание в коллективе и через коллектив (А. В. Петровский),

5) развитие психических функций и способностей,

6) «учение с увлечением» (говоря словами С. Л. Соловейчика). Подобная характеристика игры ставит, конечно, высокие требо­вания к ее организации.

Не следует думать, что сказанное относится лишь к детям. Опыт работы Г. А. Китайгородской и ее коллег доказал, что и во взрослой аудитории игра полезна и популярна: учащиеся освобождаются от ошибкобоязни, группа объединяется единой деятельностью, создается благоприятный климат общения, группа превращается в субъект учеб­ного процесса, каждый поочередно становится центром общения, поэтому удовлетворяются его потребности в престиже, статусе, внима­нии, уважении

Можно сделать вывод, что при должном подборе игр и их органи­зации они окажутся полезными и в старших классах.

В каких же целях следует использовать игры на уроках иностран­ного языка? Основных целей шесть:

1) формирование определенных навыков,

2) развитие определенных речевых умений,

3) обучение умению общаться,

4) развитие необходимых способностей и психических функций,

5) познание (в сфере становления собственно языка),

6) запоминание речевого материала.

Но специфика игры, как точно подметил М. Н. Скаткин, заклю­чается в том, что «учебные задачи выступают перед ребенком не в явном виде, а маскируются. Играя, ребенок не ставит учебной задачи, но в результате игры он чему-то научается». Ставить цель — отдохнуть, переключиться — нет ни необходимости, ни резона: характер игры как таковой сделает свое дело.

Формы игр чрезвычайно разнообразны: используется весь их арсе­нал, накопленный опытом людей. К обучению приспособлены и лото, и карты, и домино, и шарады, и загадки, и конкурсы, и детские игры «Чепуха» и «Телефон», и лингвистические игры, и всевозможные жиз­ненные события — оборудование квартиры, сборы в поход и т. п., а также разыгрывание действий всяческих профессий и поведения типов людей (оптимист, брюзга, капризный), и даже приемы мнемо­техники.

Как же организуются игры?

Игра может быть, так сказать, одноразовая и многоразовая, мы называем ее большая игра: несколько игр, каждая из которых прово­дится на одном уроке, связаны единым сюжетом; возможен и такой урок, где проводится вся большая игра. Для такой игры каждый получает (выбирает) постоянную роль. Если игра требует этого, то каждый получает свою «легенду» — биографические и характеро­логические сведения, определяющие поведение человека в игре (этот прием прекрасно описан в книге Г. А. Китайгородской).

Профессиональные игры могут сочетаться с ролями-типами, на­пример, не доктор и пациент, а категоричный доктор и капризный пациент.

Перед учащимися должна быть поставлена игровая цель, объясне­ны условия игры; что касается программы их действий, то это зависит от скрытой учебной цели. Скажем, учебной целью является формиро­вание (совершенствование) навыка; в этом случае нужно дать образец высказывания (программу) и отработать его; если же цель — развитие умения высказываться, то программу можно не задавать.

Важно также, чтобы учитель умел увлечь, заразить учащихся игрой. Очевидно, для этого нужно самому быть увлеченным и по воз­можности участвовать в игре. Когда проводится игра-соревнование, следует отметить победителей, утешить побежденных, подбодрить их.

А теперь покажем примеры некоторых игр (для каждой из целей по одной-две).

/. Для формирования навыков.

а) Вот схема, которая показывает, где спрятался мальчик. Кто

быстрее и точнее доложит, где он находится?

Потом можно заменить глагол «находиться» глаголом «прятать­ся» (Где он спрятался?), глагол «искать» (Где ты будешь его искать?) глаголом «найти» (Где можно его найти?)

б) Отгадайте, куда мы пойдем?- Вы пойдете в театр? — Нет.

— Вы пойдете ...?

2. Для развития умения.

После прохождения любой темы, допустим «Квартира», можно провести специальный урок с большой игрой. В нее можно включить такие этюды:

а) Вот его квартира .(дается макет, схема). Поможем ему расставить мебель.

б) А как у тебя в квартире? Все по-другому? И т.д.

3. Для развития умения общаться.

а) Выбираются от каждой из двух команд по одному продавцу. Товар нарисован на карточках. Покупатели команды № 1 покупают у продавца команды № 2 и наоборот. В то время, когда один покупает, другие «мешают»: задают вопросы — «Есть ли у вас ...», «А сколько стоит ...?» и т. п. Выигрывает тот, кто лучше обслужит, несмотря на помехи.

б) Конкурс на самого вежливого собеседника.

— Вам надо поздороваться с ... (выбираются разные адресаты) и сделать комплимент.

— Выразите свое несогласие (другу, директору, маме и т. п.).

— На вас не обращают внимания, а вы хотите заговорить.

— Какие выражения вы используете, чтобы привлечь внимание к себе? И т. п.

4. Для развития способностей и психических функций.

а) «Внимательный ли ты?» Петю просили купить хлеб, м ело, булку и сахар, а он купил булку, сахар, хлеб и молоко. Что он забыл?

б) «Снежный ком»: vi — Я родился 8 марта; У г — Дима родился 8 марта, а я родился 3 апреля; Уз — Дима родился 8 марта, Леня родился 3 апреля, а я родился 12 июня ... И т. д. Побеждает тот, кто больше запомнит и правильно повторит.

в) С интервалом в секунду на экране или на карточках показываются 3 слова (потом 4, 5 и т. д.; можно показывать и цифры). Побеждает тот, кто больше запомнит и правильно произнесет (слова можно показывать, озвучивая их).

г) Все ученики — алфавит (каждый — буква), а один — маши­нистка, которая печатает текст, называя буквы. Кого назвали, пока­зывает карточку с буквой. Выигрывает тот, кто ни разу не «прозевал».

д) Вы нашли древний документ, где часть текста размыта. Восста­новите его.

5. Для познания в сфере страноведения и языка используются вик­торины, лото, путешествия, конкурсы на лучший маршрут по стране, городу и т. п.

6. Для запоминания речевого материала.

а) Рифмовки, которые составляют сами ученики.

б) Сопровождение произнесения слов мимикой и жестами («кис­лый» — сморщиться, «сильный» — сжать кулак и т. п.).

в) Повторение одного слова как бы разными людьми, разными ха­рактерами, скажем, оценку какого-то предмета «Прекрасно?» произ­несут по-разному учитель и военный, добряк и скептик.

Наиболее доступными для учителей, я думаю, являются обучающие игры

Игра «Охотники»

На доске скотчем прикреплены слова в транскрипции. Вызываются 2 «охот­ника»; у каждого своя «сумка». Учитель называет слово, дети ищут его транскрип­цию. Кто первым нашел слово, тот снима­ет с доски «добычу» и кладет в свою сумку. Побеждает тот, кто набрал больше карто­чек. Победитель затем демонстрирует свою «добычу» ребятам, доставая карточ­ки из сумки и читая их.

Игра «Покупатели»

Класс делится на 2 команды. Одна ко­манда может «покупать» только слова, в которых буква "с" читается как [з], а дру­гая - слова, в которых эта буква читается как [1с]. Учитель в быстром темпе показы­вает детям карточки со словами саrrot, cat,center,cinema,nice,club,welcome,city Зада­ча команды - успеть озвучить слово («ку­пить» его).

Игра «Укрась елочку» "\ /"доски - искусственная елочка. Детям предлагается украсить ее разноцвет­ными шарами (при прохождении темы «Цвета»). Учитель обращается к детям по­очередно с просьбой повесить на елку шар того или другого цвета, например: "01уа, Hang up the red balloon, please.Оля берет красный кружочек из цветной бумаги и ве­шает его на елку.

Игра «Зайчишка-хвастунишка»

Зайчик: I саn fly.п ДетиNo, you cannot fly Зайчик: I сап draw Дети: N0, уои саппоt draw И т.д.

Игра «Рассеянный Карлсон» Карлсон: Monkeys don’t like bananas Дети: Monkeys like bananas Карлсон: И т.д.

Игра «В магазине игрушек»

На столе, под столом, в коробке, на ко­робке, на стуле и под стулом разложе­ны разные игрушки. Я говорю детям: «Я очень рассеянный продавец. Так что помо­гайте мне».

Покупатель:good morning,give me the brown horse, please

Продавец: Oh, where is my brown horse, I wonder?

Покупатель:It/s at the box

Покупатель: thank Good- buy.

Продавец: Вуе!

И так в магазин заходят несколько по­купателей.

Игра «Отгадай»

Заранее, до урока, чтобы не видели дети я прячу зайчика (бело-красного) в сумку.

Учитель: Дети, отгадайте, какую игруш­ку я спрятала.

Дети: 1s it a bear?5 (аcrocodile, a tiger, a lion , a frog /, еtc.

Учитель: \What colour is it?

Дети: is the hare grey? blue, green, white, red ,etc.

Учитель:where is it?

Дет is:the hare on the table? (оп the box, near the chair, etc.

Наконец, когда дети отгадают, вынимаю из сумки игрушку. .

Дети с удовольствием принимают участие в играх, содержащих элементы соревнования.

Остановимся на некоторых , постоянно используемых. При обучении чтению очень важно, чтобы учащиеся умели различать типы слогов, для этого класс делим на две команды , доска также делится пополам. Учитель читает слово, ученики по очереди выходят к доске и записывают его в соответствии с типом слога в первый или второй столбик. За каждое правильное слово команда получает одно очко. Побеждает та команда, которая набрала наибольшее количество баллов. Другой вариант этой игры: из текста необходимо выбрать слова первого или второго типа слога и записать их по памяти в нужный столбик. Подобным же образом можно проверить знание определенной лексики, написав в одном столбике русские эквиваленты и попросив ребят записать соответствующие им английские.

Все примеры — лишь ничтожно малая толика того, что можно использовать. Остальное учитель найдет в различных пособиях или придумает по аналогии.

Сделать урок более содержательным и эмоциональным помогут ролевые игры с использованием индивидуализированных персонажей, идея игры с куклой позволяет более гибко и направленно мотивировать речь учащихся на уроке. Кукла учителя всегда одна и та же, знакомая классу, у нее есть имя, биография , свой характер. Я использую для этого куклу-животное-жирафу по имени Алиса, которая надевается на руку. Возможны следующие функции куклы- персонажа на уроке:

1.кукла-маска. Ее можно поставить в ряд ситуаций, которые не всегда удобно предложить человеку, ей можно дать « отрицательную»роль капризного, избалованного, ленивого, непонятливого ребенка. Так жадная кукла утверждает, что все в классе принадлежит ей, а ученики восстанавливают справедливость. Таким образом тренируется употребление выражения принадлежности. Рассеянная кукла все забывает, переспрашивает. путает, ученик вынужден объяснять, повторять по нескольку раз.

2.кукла-знак ситуации. Перед классом появляется новая кукла, это создает стимул к диалогу- расспросу, затем идет обобщение того, что дети узнали. Ученики могут приносить на урок своих кукол и знакомить друг друга. П лохо одетая , растрепанная кукла служит стимулом для диалога-волеизъвления:: Умойся! Оденься! Иди в школу.

Под руководством учителя и при соответствующих опорах производится диалог-обмен мнениями, затем диалог- расспрос: Ты умеешь рисовать?

3.Кукла- партнер, адресат речи. Мы взрослые, а куклы наши дети, объясните детям, как надо переходить улицу, как дойти до школы. При такого вида работе увеличивается индивидуальное время говорения учащихся вдвое

4.Кукла-третье лицо, предмет разговора. С куклой можно пойти в магазин. Чтобы купить ей одежду, она позволяет строить сюжетные цепочки заданий:1)Утро, мы уходим на работу. Скажем ей, что она должна сделать без вас 2)Позвоните своей кукле с работы и спросите, сделала ли она все, что вы велели. Ролевая игра с куклой разнообразит занятия,

организует внимание, внутренне мотивирует речь учащихся.

Если задание не содержит мотива, значит учащиеся не осуществляют никакой деятельности, лишь формально выполняется операция, которая ничего не прибавляет; к формированию у них навыков самостоя­тельного построения высказываний, с одной стороны, и к развитию (интеллектуальному и эмоциональному), с другой.

Можно организовать работу по-другому. Учитель раздает каждому ребенку по игрушке ("01уа, tаке аdog Кo1уa take a bird и предлагает веем детям такую коммуникативную задачу: К, нам пришел директор цирка. Мы хотим, чтобы он принял наших зверей в цирк (это мотив). Для этого нужно сказать, что они умеют делать

Тот: Му саt can run.

01уа: Му dog сanbark

Ка1уа: Му bird сапfly. И т. д.

Такого рода коммуникативные задачи, выполняя роль «побудителя речевого дей­ствия» (И. А; Зимняя), обеспечивают активность всех школьников: и слушающих, и говорящих. В данном случае дети овладевают явлениями не на основе имитации. а сознательной ориентировки учащихся в грамматических средствах общения

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.