Доклад на тему «Использование ИКТ и других современных образовательных технологий с детьми с ОВЗ в работе воспитателя Центра содействия семейному воспитанию»
Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
«Центр содействия семейному воспитанию № 15»
ДОКЛАД
на тему:«Использование ИКТ и других современных образовательных технологий с детьми с ОВЗ в работе воспитателя Центра содействия семейному воспитанию»
подготовила
Шишкина Т.А.
Санкт-Петербург
2020 г.
Введение:
Современные информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) все больше внедряются в различные сферы жизни, в том числе в сферу образования и воспитания. Сегодня бесспорным стал тот факт, что ИКТ позволяют более полно реализовать личностный потенциал каждого ребенка. Информационно-коммуникационные технологии стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Успешное преподавание невозможно без использования «золотого правила дидактики» - наглядности, которое сформулировал Я.А. Коменский. Принцип наглядности предусматривает не только опору на зрение, но и на все другие органы чувств. На это положение обращал внимание и великий русский педагог К.Д. Ушинский. Он отмечал, что чем большее количество органов чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления, тем прочнее оно закрепляется в нашей памяти.
Основная часть:
Цель ИКТ – повышение качества обучения. Для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья использование мультимедийных возможностей компьютера более эффективны на занятиях, т.к. они более восприимчивы к ярким иллюстрациям. Большое внимание уделяется воспитательной работе, целью которой является социализация воспитанников, подготовка устройства их в семью. А для достижения наилучших результатов возникает необходимость применения в воспитательной работе мультимедийных технологий.
Задачи ИКТ в коррекционно-воспитательной работе:
– развитие психических функций воспитанников: мышления, внимания, памяти, воображения, воли и т.д.;
– знакомство с информационными процессами в современном обществе;
– формирование коммуникативных способностей;
– развитие творческих способностей;
– индивидуализация обучения;
Занятия с детьми с ОВЗ, при использовании ИКТ, обеспечивают широкую творческую деятельность воспитанника в информационной среде, позволяют активизировать познавательную деятельность воспитанников, существенно повысить мотивацию детей к занятиям. Кроме того, использование ИКТ развивают аудиовизуальное восприятие, помогают формировать художественный вкус и способствует гармоничному развитию личности, создают положительный эмоциональный настрой, побуждают к желанию обучаться новому и применять знание в жизни, снижают утомляемость детей.
В нашей группе проживают дети с ОВЗ преимущественно VIII вида, и только двое детей VII вида. Во время проведения каждого занятия я стараюсь использовать различные группы методов обучения: словесные, практические и наглядные. Например, к 76-летию снятия прорыва блокады Ленинграда, был проведен открытый урок в моей группе с детьми с ОВЗ, с использованием видеороликов и демонстрацией наглядных материалов, которые дети могли потрогать, пощупать и даже попробовать на вкус. Также, дети были задействованы практически, и для занятия вместе рисовали блокадную елку на обоях, а потом, вместе с приглашенными взрослыми, вешали на нее «игрушки» - фантики от конфет (физкультпауза). Затем, в актовом зале, я проводила это же занятие, как тематическое мероприятие для всех детей младшего и среднего возраста, проживающих в нашем детском Центре (см. конспект открытого занятия: «Новый год в блокадном Ленинграде»).
Самой распространённой и наиболее удачной формой моей работы с детьми с ОВЗ является создание мультимедийных презентаций, просмотр видео (видеоролики, фильмы, мультфильмы), прослушивание аудио (музыка, песни, стихи, рассказы).
Одна из активных форм обучения - Мультимедийная презентация. Её цель – донести информацию в наглядной, легко воспринимаемой детьми форме. Основа занятия – это изложение материала, иллюстрируемого рисунками, простыми схемами, анимационными и видеофильмами.
Использование созданных мною мультимедийных презентаций показало, что у воспитанников повысилась мотивация познания, улучшилась результативность воспитания, повысился интерес к проводимым занятиям. Проведение занятий с применением мультимедийных презентаций – это мощный стимул в воспитании. Подготовка презентаций – серьезный, творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия детей. Такие занятия становятся интереснее, эмоциональнее, они позволяют воспитанникам в процессе восприятия задействовать зрение, слух, воображение, что позволяет глубже погрузиться в изучаемый материал. Мультимедийная презентация даёт возможность подать информацию в максимально наглядной и легко воспринимаемой форме. Дети с ограниченными возможностями здоровья почти всегда пользуются непреднамеренным (непроизвольным) запоминанием. Они запоминают то, что привлекает их внимание и кажется интересным.
Например, в детском лагере на зимних каникулах, уже второй год подряд, в нашей группе прошло часовое новогоднее общение, где дети с помощью ноутбука просматривали видеоролики от Деда Мороза. В этом мероприятии каждому ребенку лично, дед Мороз из Великого Устюга, выслал свое индивидуальное видеопоздравление, которое ребенок просматривал на этом ноутбуке и участвовал с ним в разговоре. Кроме этого, на этом празднике общения я подготовила материал, состоящий из игр, загадок, видеороликов и мультфильмов на новогоднюю тему. Ребята активно участвовали в ходе мероприятия. Каждый ученик рассказал о своих успехах, неудачах и планах на будущий год. Также мной была подготовлена презентация с демонстрацией фотографий и видеороликов из жизни нашей группы в течение прошедшего года. Для воспитанников данная форма общения была необычной, они долго обсуждали встречу и делились впечатлениями.
Особое внимание на занятиях уделяю здоровьесберегающим технологиям. Здоровьесберегающие технологии (или их элементы) являются обязательным условием при организации учебно-воспитательного процесса. Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления, перегрузки и снятия у них мышечного статического напряжения, провожу физкультпаузы, эмоциональную разрядку (музыкальная минутка, небольшое стихотворение, известные высказывания, уместная шутка и др.), рефлексию, слежу за соблюдением правильной осанки у воспитанников. Использование здоровьесберегающих технологий обучения позволяет без каких-либо особых материальных затрат не только сохранить уровень здоровья детей с ОВЗ, но и повысить эффективность обучающего процесса.
Игровые технологии:
Использование ИКТ для детей с ОВЗ должно быть ориентировано на ведущую деятельность ребенка – игру, все задания носит игровой, занимательный характер, не превышать доступный возрасту уровень сложности и формализации. В своей работе я широко использую игровые технологии. Игра на занятиях пополняет, углубляет и расширяет знания, является средством всестороннего развития ребёнка, его умственных, интеллектуальных и творческих способностей, вызывает положительные эмоции, наполняет жизнь ребенка интересным содержанием, способствует его самоутверждению. На таких занятиях складывается особая атмосфера, где есть элементы творчества и свободного выбора. Развивается умение работать в группе. Достаточно часто это требует от воспитанника преодоления собственной застенчивости и нерешительности, неверия в свои силы.
Воспитательные технологии:
В результате применения ИКТ в нашей группе возросла заинтересованность детей в участии творческих конкурсов, активизировалась работа по созданию портфолио воспитанников. Она включает в себя накопленную оценку, которая характеризует динамику индивидуальных достижений на протяжении всех лет пребывания ребенка в детском Центре. Для воспитанников Центра, портфолио – это организатор его творческой, спортивной и учебной деятельности, для педагога – средство обратной связи и инструмент оценочной деятельности.
Заключение.
Применение на занятиях современных образовательных технологий на сегодняшний день весьма актуально, т.к. именно здесь возможно учесть специфику конкретной группы воспитанников, конкретный контингент детей с учетом их психического, физического и эмоционального уровня развития.
Информационно-коммуникационные технологии являются эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно обогатить коррекционно-развивающий процесс. Совершенствование этого процесса – почетная и важная задача педагога.
Литература/интернет-ресурсы:
Мохаммад Н.В. доклад «ИКТ в образовательном процессе» (http://pages.marsu.ru/iac/school/sc11/ikt.html)
Соколенко Г.В. Информационные технологии в образовании учащихся с ограниченными возможностями здоровья.//Коррекционная педагогика. Теория и практика.-2013.-№4.-С.83-87.
Князева Е.В. Применение информационных технологий в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Коррекционная педагогика – М., 2009.- №4(34)
https://pedsovet.su/publ/164-1-0-3619
https://multiurok.ru/files/piedaghoghichieskiie-tiekhnologhii-v-dietskom-domi.html
https://multiurok.ru/files/doklad-ispolzovanie-sovremennykh-obrazovatelnykh-t.html