12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Шишкина Татьяна Анатольевна213
Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург
3

Доклад на тему «Использование ИКТ и других современных образовательных технологий с детьми с ОВЗ в работе воспитателя Центра содействия семейному воспитанию»

Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

«Центр содействия семейному воспитанию № 15»

 

 

 

 

 

 

ДОКЛАД

на тему:

«Использование ИКТ и других современных образовательных технологий с детьми с ОВЗ в работе воспитателя Центра содействия семейному воспитанию»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

подготовила

Шишкина Т.А.

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2020 г.

 


 

Введение:

Современные информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) все больше внедряются в различные сферы жизни, в том числе в сферу образования и воспитания. Сегодня бесспорным стал тот факт, что ИКТ позволяют более полно реализовать личностный потенциал каждого ребенка. Информационно-коммуникационные технологии стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с  детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Успешное преподавание невозможно без использования «золотого правила дидактики» - наглядности, которое сформулировал Я.А. Коменский. Принцип наглядности предусматривает не только опору на зрение, но и на все другие органы чувств. На это положение обращал внимание и великий русский педагог К.Д. Ушинский. Он отмечал, что чем большее количество органов чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления, тем прочнее оно закрепляется в нашей памяти.

Основная часть:

Цель ИКТ – повышение качества обучения. Для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья использование мультимедийных возможностей компьютера более эффективны на занятиях, т.к. они более восприимчивы к ярким иллюстрациям. Большое внимание уделяется воспитательной работе, целью которой является социализация воспитанников, подготовка устройства их в семью. А для достижения наилучших результатов возникает необходимость применения в воспитательной работе мультимедийных технологий.

Задачи ИКТ в коррекционно-воспитательной работе:

развитие психических функций воспитанников: мышления, внимания, памяти, воображения, воли и т.д.; 

знакомство с информационными процессами в современном обществе; 

формирование коммуникативных способностей; 

развитие творческих способностей; 

индивидуализация обучения; 

Занятия с детьми с ОВЗ, при использовании  ИКТ, обеспечивают широкую  творческую деятельность воспитанника в информационной среде, позволяют активизировать познавательную деятельность воспитанников, существенно повысить мотивацию детей к занятиям. Кроме того, использование ИКТ развивают аудиовизуальное восприятие, помогают формировать художественный вкус и способствует гармоничному развитию личности, создают положительный  эмоциональный настрой, побуждают к желанию обучаться новому и применять знание в жизни, снижают утомляемость детей.

В нашей группе проживают дети с ОВЗ преимущественно VIII вида, и только двое детей VII вида. Во время проведения каждого занятия я стараюсь использовать различные группы методов обучения: словесные, практические и наглядные. Например, к 76-летию снятия прорыва блокады Ленинграда, был проведен открытый урок в моей группе с детьми с ОВЗ, с использованием видеороликов и демонстрацией наглядных материалов, которые дети могли потрогать, пощупать и даже попробовать на вкус. Также, дети были задействованы практически, и для занятия вместе рисовали блокадную елку на обоях, а потом, вместе с приглашенными взрослыми, вешали на нее «игрушки» - фантики от конфет (физкультпауза). Затем, в актовом зале, я проводила это же занятие, как тематическое мероприятие для всех детей младшего и среднего возраста, проживающих в нашем детском Центре (см. конспект открытого занятия: «Новый год в блокадном Ленинграде»).

Самой распространённой и наиболее удачной формой моей работы с детьми с ОВЗ является создание мультимедийных презентаций, просмотр видео (видеоролики, фильмы, мультфильмы), прослушивание аудио (музыка, песни, стихи, рассказы).

Одна из активных форм обучения - Мультимедийная презентация. Её цель – донести информацию в наглядной, легко воспринимаемой детьми форме. Основа занятия – это изложение материала, иллюстрируемого рисунками, простыми схемами, анимационными и видеофильмами. 

Использование созданных мною мультимедийных презентаций показало, что у воспитанников повысилась мотивация познания, улучшилась результативность воспитания, повысился интерес к проводимым занятиям. Проведение занятий с применением мультимедийных презентаций – это мощный стимул в воспитании. Подготовка презентаций – серьезный, творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия детей. Такие занятия становятся интереснее, эмоциональнее, они позволяют воспитанникам в процессе восприятия задействовать зрение, слух, воображение, что позволяет глубже погрузиться в изучаемый материал. Мультимедийная презентация даёт возможность подать информацию в максимально наглядной и легко воспринимаемой форме. Дети с ограниченными возможностями здоровья почти всегда пользуются непреднамеренным (непроизвольным) запоминанием. Они запоминают то, что привлекает их внимание и кажется интересным.

Например, в детском лагере на зимних каникулах, уже второй год подряд, в нашей группе прошло часовое новогоднее общение, где дети с помощью ноутбука просматривали видеоролики от Деда Мороза. В этом мероприятии каждому ребенку лично, дед Мороз из Великого Устюга, выслал свое индивидуальное видеопоздравление, которое ребенок просматривал на этом ноутбуке и участвовал с ним в разговоре. Кроме этого, на этом празднике общения я подготовила материал, состоящий из игр, загадок, видеороликов и мультфильмов на новогоднюю тему. Ребята активно участвовали в ходе мероприятия. Каждый ученик рассказал о своих успехах, неудачах и планах на будущий год. Также мной была подготовлена презентация с демонстрацией фотографий и видеороликов из жизни нашей группы в течение прошедшего года. Для воспитанников данная форма общения была необычной, они долго обсуждали встречу и делились впечатлениями.

Особое внимание на занятиях уделяю здоровьесберегающим технологиям. Здоровьесберегающие технологии (или их элементы) являются обязательным условием при организации учебно-воспитательного процесса. Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления, перегрузки и снятия у них мышечного статического напряжения, провожу физкультпаузы, эмоциональную разрядку (музыкальная минутка, небольшое стихотворение, известные высказывания, уместная шутка  и др.), рефлексию, слежу за соблюдением правильной осанки у воспитанников. Использование здоровьесберегающих технологий обучения позволяет без каких-либо особых материальных затрат не только сохранить уровень здоровья детей с ОВЗ, но и повысить эффективность обучающего процесса.

Игровые технологии:

Использование ИКТ  для детей с ОВЗ должно быть ориентировано на ведущую деятельность ребенка – игру, все задания носит игровой, занимательный характер, не превышать доступный возрасту уровень сложности и формализации. В своей работе я широко использую игровые технологии. Игра на занятиях пополняет, углубляет и расширяет знания, является средством всестороннего развития ребёнка, его умственных, интеллектуальных и творческих способностей, вызывает положительные эмоции, наполняет жизнь ребенка интересным содержанием, способствует его самоутверждению. На таких занятиях складывается особая атмосфера, где есть элементы творчества и свободного выбора. Развивается умение работать в группе. Достаточно часто это требует от воспитанника преодоления собственной застенчивости и нерешительности, неверия в свои силы.

Воспитательные технологии:

В результате применения ИКТ  в нашей группе возросла заинтересованность детей в участии творческих конкурсов, активизировалась работа по созданию портфолио воспитанников. Она включает в себя накопленную оценку, которая характеризует динамику индивидуальных достижений на протяжении всех лет пребывания ребенка в детском Центре. Для воспитанников Центра, портфолио – это организатор его творческой, спортивной и учебной деятельности, для педагога – средство обратной связи и инструмент оценочной деятельности.

Заключение

Применение на занятиях современных образовательных технологий на сегодняшний день весьма актуально, т.к. именно здесь возможно учесть специфику конкретной группы воспитанников, конкретный контингент детей с учетом их психического, физического и эмоционального уровня развития.

Информационно-коммуникационные технологии являются эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно обогатить коррекционно-развивающий процесс. Совершенствование этого процесса – почетная и важная задача педагога. 

 

Литература/интернет-ресурсы:

 

Мохаммад Н.В. доклад «ИКТ в образовательном процессе» ( http://pages.marsu.ru/iac/school/sc11/ikt.html )

Соколенко Г.В. Информационные технологии в образовании учащихся с ограниченными возможностями здоровья.//Коррекционная педагогика. Теория и практика.-2013.-№4.-С.83-87.

Князева Е.В. Применение информационных технологий в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Коррекционная педагогика – М., 2009.- №4(34)

https://pedsovet.su/publ/164-1-0-3619

https://multiurok.ru/files/piedaghoghichieskiie-tiekhnologhii-v-dietskom-domi.html

https://multiurok.ru/files/doklad-ispolzovanie-sovremennykh-obrazovatelnykh-t.html

https://infourok.ru/doklad-na-temu-ispolzovanie-sovremennih-obrazovatelnih-tehnologiy-v-specialnoy-korrekcionnoy-shkole-2459440.html

http://metodisty.ru/m/gnews/group/ikt_v_obrazovanii/news/statya-ispolzovanie_informacionno_-_kommunikacionnyh__tehnologii_v_vospitatelnoi_rabote__v_usloviyah_-specialnoi-_korrekcionnoi_shkoly-__/

Дата проведения: 20 февраля 
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.