Доклад «Использование тематического кейса развивающих игр в образовательной деятельности с детьми с ОВЗ»
Использование тематического кейса развивающих игр в образовательной деятельности с детьми с ОВЗ.
Моя работа в группе комбинированной направленности с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) строится в соответствии с календарно-тематическим планированием, который предусматривает деление учебного года на учебные недели, к каждой из которых привязана своя лексическая тема. Помимо этого, в организации работы с детьми с ОВЗ требуется составление на каждого ребенка Индивидуального образовательного маршрута. СанПиН предусматривает четкий временной регламент проведения организованной образовательной деятельности и свободной деятельности детей.
В процессе организации режима дня, мы столкнулись с проблемой как успеть реализовать поставленные задачи в короткие временные рамки, при этом постоянно поддерживать интерес моих воспитанников со сниженной познавательной активностью и выраженными речевыми нарушениями ко всем видам детской деятельности.
Следующей проблемой стала острая необходимость обеспечения дополнительной поддержки в воспитании и обучении воспитанников с особыми образовательными потребностями и воспитанников, которые отсутствуют продолжительное время в детском саду по причинам самоизоляции, или болезни. В ходе анализа взаимоотношений с семьями этих воспитанников, было выявлено с одной стороны желание родителей не прерывать образовательный процесс, а с другой стороны недостаточные теоретические знания о воспитании и обучении детей, а также отсутствие качественно организованной образовательной среды и как следствие низкий уровень реализации адаптированной образовательной программы в домашних условиях.
Данные проблемы одни из приоритетных и отражены в Программе развития МБДОУ «Детский сад №11 «Умка» на 2018-2023 гг. (утверждена 01.03.2018 г. протокол № 25/1), для ее решения разработаны и реализуются следующие проекты: «Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе»; «Семья – Детский сад – Содружество равных партнеров».
Цель данной работы состоит в создании единого образовательного пространства для детей с ОВЗ для эффективного личностного развития каждого ребенка.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
способствовать развитию познавательной и творческой активности у детей с ОВЗ;
повысить эффективность коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ;
способствовать реализации адаптированной образовательной программы в домашних условиях и повышению психолого-педагогической компетентности родителей воспитанников.
Решение проблем – материалы по каждой лексической теме упаковываются в отдельный кейс, представляющий собой специально организованное пространство, объединяющее в себе условия реализации разных видов деятельности. На помощь в создании кейса мне пришли информационно-коммуникационные технологии, как средство обеспечивающее обновление содержательного компонента образовательной среды группы, что делает ее более привлекательной и результативной.
Тематический кейс - это набор картотек, печатных и мультимедийных дидактических игр, развивающих заданий, выполненных в игровой интерактивной форме, в рамках одной конкретно заданной лексической темы.
Новизна опыта работы заключается в реализации современных подходов к организации совместной деятельности педагогов, воспитанников и семьи, а также максимальном использовании образовательных возможностей предметно-пространственной среды для реализации коррекционно-развивающих задач как в рамках группы, так и в домашних условиях. В процессе совместной деятельности развитие коммуникативных умений и познавательной активности детей происходит в совмещении элементов игры и развивающих заданий, и чем разнообразнее деятельность, тем динамичнее развитие личности. Предметная среда должна содержать дидактические «раздражители», максимально стимулирующие познавательную и творческую активность ребенка.
Тематический кейс продумывается, а затем составляется так, чтобы задействовать разные способы и виды деятельности, играющие в развитии ребенка существенную роль. Детям предлагается просмотреть развивающие задания и выбрать чем-бы им в данный момент было интересно заняться, т.о. реализуется возможность свободного выбора и поддержки детской инициативы, самостоятельности, что является основным принципом ФГОС ДО. Это в свою очередь, исключает учебно-дисциплинарную модель образования и реализует диалогический подход в дошкольном образовании.
Деятельностный подход осуществляется за счет активной самостоятельной деятельности воспитанников в процессе выполнения разнообразных заданий в игровой форме.
Благодаря использованию на постоянной основе в совместной и самостоятельной деятельности детей тематических кейсов реализуется системный подход в дошкольном образовании.
Комплексный подход реализуется за счет многообразия видов развивающих игр, содержащихся в тематическом кейсе и направленных на формирование и развитие ребенка с ОВЗ в целом.
Такие игры, как «Продолжи ряд», «Что изменилось», «Повтори картинку» и др., предполагают развитие таких высших психических функций, как память, внимание, восприятие и мышление, а также мнестической деятельности и познавательных способностей. Развивать высшие психические функции ребенка можно и при помощи интерактивных дидактических игр, входящих в состав тематического кейса.
Игры, находящиеся в кейсе, способствуют расширению, уточнению и активизации активного и пассивного словарного запаса, и развития связной речи. Данные игры предполагают постоянное обращение детей к словарю конкретной темы, помогает ли ребенок кому-то, пересчитывает ли он что-то, конструирует и т.д. На выбор ребенка это может быть придуманная им история, рассказ-описание, беседа с опорой на вопросы, задаваемые педагогом.
Развитие лексики тесно связано с развитием грамматического строя речи, особенно словообразования и словоизменения. Особое внимание уделяется совершенствованию навыка словообразования относительных прилагательных, в этом отлично помогают игры с фонариком.
Игра «Где спрятался?» позволяет формировать навык употребления предлогов в речи. Игра «Больше, меньше, поровну» позволяет формировать навык согласования существительных множественного и единственного числа с числительными. Изображения, используемые в создании многих игр, продуманы так, чтобы на постоянной основе развивать способность различать прилагательные мужского, женского и среднего рода, единственного и множественного числа. Игра «Определи какой» дает возможность ребенку подбирать прилагательные с противоположным значением (антонимы). Также игровой материал предполагает возможность подбирать синонимы к прилагательным.
Упражнения по развитию речевого дыхания и артикуляционного аппарата представлены картотекой по каждой лексической теме. Изготовлены аэроболы, поддувалочки, вертушки, султанчики и др.
Задача формирования элементарных математических представлений. Для этих целей используются такие игры, как «Больше меньше, поровну», «Счет с прищепками», «Разложи от большего к меньшему», геометрическое конструирование, и «Собери картинку», с усложнением, когда задается количество предметов.
Задачу развития межполушарных связей мы реализуем за счет развивающих заданий «Проведи или нарисуй двумя руками одновременно».
Приемы, применяемые в развитии мелкой моторики, могут быть самыми разнообразными. Здесь используются и игры с прищепками, счетными палочками, пазлы, шнуровки, пластилиновые заплатки, раскраски.
Отдельно хочу акцентировать внимание на то, что особое место в развитии мелкой моторики детей уделяется развитию графомоторных навыков.
Картотека для развития крупной моторики детей, составленная согласно лексической теме, позволяет в любой момент организовать приятный и полезный отдых.
Такие игры с правилами, как «Мемори», «Лото» и «Ходилки-бродилки» позволяют развивать коммуникативные способности детей. Эти игры очень увлекательны, но для того, чтобы они полноценно состоялись необходимо следовать правилам. Играя, дети учатся договариваться, не отчаиваться в случае проигрыша и принимать поражение, радоваться за победителя, принимать игру, как способ весело провести время со сверстниками.
Также мне хотелось бы обратить внимание на то, что материал тематического кейса разработан с учетом степени сложности, это в свою очередь дает возможность педагогу выбрать индивидуальный комплекс упражнений для определенного ребенка, учитывая особенности его познавательного и речевого развития, таким образом реализуется индивидуальный подход в дошкольном образовании.
С помощью наглядного материала, содержащегося в тематическом кейсе, организуется индивидуальная работа по автоматизации звука, в соответствии с заданием учителя логопеда.
Наполнение тематического кейса помимо выше перечисленных возможностей, предполагает его использование в домашних условиях, а также осуществление мониторинга целевых ориентиров стандарта дошкольного образования, таким образом реализуется квалиметрический подход в дошкольном образовании. Родители могут воспользоваться как электронным вариантом кейса, выложенного на сайте педагога, так и готовым кейсом, который размещается в организационно-педагогическом центре взаимодействия с родителями.
Результативность. Воспитанники группы участвуют в конкурсных мероприятиях на уровне с другими детьми. Все выпускники за 2 года (10 человек) продолжают с высокой познавательной активностью успешное обучение в начальной школе. Один ребенок в возрасте 6 лет в настоящее время (ранее неговорящий, замкнутый) стал активнее, общительнее, с не директивной помощью выполняет задания в кейсах-книжках. Родителям моих воспитанников понятны методы и приемы дидактических игр, и они с удовольствием используют их в домашних условиях. Показатели воспитанников с особыми образовательными потребностями, а также воспитанников, не посещавших продолжительное время детский сад по причине самоизоляции, болезни, но использующие кейс в домашних условиях, согласно данных промежуточного мониторинга высоки. Познавательная активность таких детей не снижена, они замотивированы и продолжают участвовать в социально значимых мероприятиях.
Подводя итог всему выше сказанному, можно отметить, что практическое применение развивающих материалов тематического кейса позволяет комплексно реализовать все перечисленные задачи, что в свою очередь способствует гармоничному развитию ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС.
Приложение 1. Примеры заданий из тематического кейса по лексической теме «Камчатский край»
Пример - Контурное лото.
Пример - Умелые ножницы.
Пример - Пазлы
Пример – Игры с прищепками
Пример – Игра Мемори
Лицо
Рубашка
Пример – математическая игра « В гостях у нерки»
Пример - раскраски
Пример – Картотека к лексической теме
Шабанова Алёна
Букай Анна Валерьевна
Букай Анна Валерьевна