12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Букай Анна Валерьевна29
5

Доклад «Использование тематического кейса развивающих игр в образовательной деятельности с детьми с ОВЗ»

Использование тематического кейса развивающих игр в образовательной деятельности с детьми с ОВЗ.

Моя работа в группе комбинированной направленности с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) строится в соответствии с календарно-тематическим планированием, который предусматривает деление учебного года на учебные недели, к каждой из которых привязана своя лексическая тема. Помимо этого, в организации работы с детьми с ОВЗ требуется составление на каждого ребенка Индивидуального образовательного маршрута. СанПиН предусматривает четкий временной регламент проведения организованной образовательной деятельности и свободной деятельности детей.

В процессе организации режима дня, мы столкнулись с проблемой как успеть реализовать поставленные задачи в короткие временные рамки, при этом постоянно поддерживать интерес моих воспитанников со сниженной познавательной активностью и выраженными речевыми нарушениями ко всем видам детской деятельности.

Следующей проблемой стала острая необходимость обеспечения дополнительной поддержки в воспитании и обучении воспитанников с особыми образовательными потребностями и воспитанников, которые отсутствуют продолжительное время в детском саду по причинам самоизоляции, или болезни. В ходе анализа взаимоотношений с семьями этих воспитанников, было выявлено с одной стороны желание родителей не прерывать образовательный процесс, а с другой стороны недостаточные теоретические знания о воспитании и обучении детей, а также отсутствие качественно организованной образовательной среды и как следствие низкий уровень реализации адаптированной образовательной программы в домашних условиях.

Данные проблемы одни из приоритетных и отражены в Программе развития МБДОУ «Детский сад №11 «Умка» на 2018-2023 гг. (утверждена 01.03.2018 г. протокол № 25/1), для ее решения разработаны и реализуются следующие проекты: «Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе»; «Семья – Детский сад – Содружество равных партнеров».

Цель данной работы состоит в создании единого образовательного пространства для детей с ОВЗ для эффективного личностного развития каждого ребенка.

Для реализации цели были поставлены следующие задачи:

способствовать развитию познавательной и творческой активности у детей с ОВЗ;

повысить эффективность коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ;

способствовать реализации адаптированной образовательной программы в домашних условиях и повышению психолого-педагогической компетентности родителей воспитанников.

Решение проблем – материалы по каждой лексической теме упаковываются в отдельный кейс, представляющий собой специально организованное пространство, объединяющее в себе условия реализации разных видов деятельности. На помощь в создании кейса мне пришли информационно-коммуникационные технологии, как средство обеспечивающее обновление содержательного компонента образовательной среды группы, что делает ее более привлекательной и результативной.

Тематический кейс - это набор картотек, печатных и мультимедийных дидактических игр, развивающих заданий, выполненных в игровой интерактивной форме, в рамках одной конкретно заданной лексической темы.

Новизна опыта работы заключается в реализации современных подходов к организации совместной деятельности педагогов, воспитанников и семьи, а также максимальном использовании образовательных возможностей предметно-пространственной среды для реализации коррекционно-развивающих задач как в рамках группы, так и в домашних условиях. В процессе совместной деятельности развитие коммуникативных умений и познавательной активности детей происходит в совмещении элементов игры и развивающих заданий, и чем разнообразнее деятельность, тем динамичнее развитие личности. Предметная среда должна содержать дидактические «раздражители», максимально стимулирующие познавательную и творческую активность ребенка.

Тематический кейс продумывается, а затем составляется так, чтобы задействовать разные способы и виды деятельности, играющие в развитии ребенка существенную роль. Детям предлагается просмотреть развивающие задания и выбрать чем-бы им в данный момент было интересно заняться, т.о. реализуется возможность свободного выбора и поддержки детской инициативы, самостоятельности, что является основным принципом ФГОС ДО. Это в свою очередь, исключает учебно-дисциплинарную модель образования и реализует диалогический подход в дошкольном образовании.

Деятельностный подход осуществляется за счет активной самостоятельной деятельности воспитанников в процессе выполнения разнообразных заданий в игровой форме.

Благодаря использованию на постоянной основе в совместной и самостоятельной деятельности детей тематических кейсов реализуется системный подход в дошкольном образовании.

Комплексный подход реализуется за счет многообразия видов развивающих игр, содержащихся в тематическом кейсе и направленных на формирование и развитие ребенка с ОВЗ в целом.

Такие игры, как «Продолжи ряд», «Что изменилось», «Повтори картинку» и др., предполагают развитие таких высших психических функций, как память, внимание, восприятие и мышление, а также мнестической деятельности и познавательных способностей. Развивать высшие психические функции ребенка можно и при помощи интерактивных дидактических игр, входящих в состав тематического кейса.

Игры, находящиеся в кейсе, способствуют расширению, уточнению и активизации активного и пассивного словарного запаса, и развития связной речи. Данные игры предполагают постоянное обращение детей к словарю конкретной темы, помогает ли ребенок кому-то, пересчитывает ли он что-то, конструирует и т.д. На выбор ребенка это может быть придуманная им история, рассказ-описание, беседа с опорой на вопросы, задаваемые педагогом.

Развитие лексики тесно связано с развитием грамматического строя речи, особенно словообразования и словоизменения. Особое внимание уделяется совершенствованию навыка словообразования относительных прилагательных, в этом отлично помогают игры с фонариком.

Игра «Где спрятался?» позволяет формировать навык употребления предлогов в речи. Игра «Больше, меньше, поровну» позволяет формировать навык согласования существительных множественного и единственного числа с числительными. Изображения, используемые в создании многих игр, продуманы так, чтобы на постоянной основе развивать способность различать прилагательные мужского, женского и среднего рода, единственного и множественного числа. Игра «Определи какой» дает возможность ребенку подбирать прилагательные с противоположным значением (антонимы). Также игровой материал предполагает возможность подбирать синонимы к прилагательным.

Упражнения по развитию речевого дыхания и артикуляционного аппарата представлены картотекой по каждой лексической теме. Изготовлены аэроболы, поддувалочки, вертушки, султанчики и др.

Задача формирования элементарных математических представлений. Для этих целей используются такие игры, как «Больше меньше, поровну», «Счет с прищепками», «Разложи от большего к меньшему», геометрическое конструирование, и «Собери картинку», с усложнением, когда задается количество предметов.

Задачу развития межполушарных связей мы реализуем за счет развивающих заданий «Проведи или нарисуй двумя руками одновременно».

Приемы, применяемые в развитии мелкой моторики, могут быть самыми разнообразными. Здесь используются и игры с прищепками, счетными палочками, пазлы, шнуровки, пластилиновые заплатки, раскраски.

Отдельно хочу акцентировать внимание на то, что особое место в развитии мелкой моторики детей уделяется развитию графомоторных навыков.

Картотека для развития крупной моторики детей, составленная согласно лексической теме, позволяет в любой момент организовать приятный и полезный отдых.

Такие игры с правилами, как «Мемори», «Лото» и «Ходилки-бродилки» позволяют развивать коммуникативные способности детей. Эти игры очень увлекательны, но для того, чтобы они полноценно состоялись необходимо следовать правилам. Играя, дети учатся договариваться, не отчаиваться в случае проигрыша и принимать поражение, радоваться за победителя, принимать игру, как способ весело провести время со сверстниками.

Также мне хотелось бы обратить внимание на то, что материал тематического кейса разработан с учетом степени сложности, это в свою очередь дает возможность педагогу выбрать индивидуальный комплекс упражнений для определенного ребенка, учитывая особенности его познавательного и речевого развития, таким образом реализуется индивидуальный подход в дошкольном образовании.

С помощью наглядного материала, содержащегося в тематическом кейсе, организуется индивидуальная работа по автоматизации звука, в соответствии с заданием учителя логопеда.

Наполнение тематического кейса помимо выше перечисленных возможностей, предполагает его использование в домашних условиях, а также осуществление мониторинга целевых ориентиров стандарта дошкольного образования, таким образом реализуется квалиметрический подход в дошкольном образовании. Родители могут воспользоваться как электронным вариантом кейса, выложенного на сайте педагога, так и готовым кейсом, который размещается в организационно-педагогическом центре взаимодействия с родителями.

Результативность. Воспитанники группы участвуют в конкурсных мероприятиях на уровне с другими детьми. Все выпускники за 2 года (10 человек) продолжают с высокой познавательной активностью успешное обучение в начальной школе. Один ребенок в возрасте 6 лет в настоящее время (ранее неговорящий, замкнутый) стал активнее, общительнее, с не директивной помощью выполняет задания в кейсах-книжках. Родителям моих воспитанников понятны методы и приемы дидактических игр, и они с удовольствием используют их в домашних условиях. Показатели воспитанников с особыми образовательными потребностями, а также воспитанников, не посещавших продолжительное время детский сад по причине самоизоляции, болезни, но использующие кейс в домашних условиях, согласно данных промежуточного мониторинга высоки. Познавательная активность таких детей не снижена, они замотивированы и продолжают участвовать в социально значимых мероприятиях.

Подводя итог всему выше сказанному, можно отметить, что практическое применение развивающих материалов тематического кейса позволяет комплексно реализовать все перечисленные задачи, что в свою очередь способствует гармоничному развитию ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС.

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1. Примеры заданий из тематического кейса по лексической теме «Камчатский край»

 

t1627635989aa.jpg

t1627635989ab.jpg

t1627635989ac.jpg

t1627635989ad.jpg

 

t1627635989ae.jpg

t1627635989af.jpg

t1627635989ag.jpg

t1627635989ah.jpg

t1627635989ai.jpg

t1627635989aj.jpg

t1627635989ak.jpg

t1627635989al.jpg

t1627635989am.jpg

t1627635989an.jpg

t1627635989ao.jpg

t1627635989ap.jpg

t1627635989aq.jpg

t1627635989ar.jpg

t1627635989as.jpg

t1627635989at.jpg

t1627635989au.jpg

Пример - Контурное лото.

t1627635989av.png

t1627635989aw.png

Пример - Умелые ножницы.

t1627635989ax.png

t1627635989ay.png

t1627635989az.jpg

t1627635989ba.jpg

 

 

t1627635989bb.jpg

t1627635989bc.jpg

 

 

 

Пример - Пазлы

t1627635989bd.jpg

t1627635989be.jpg

 

t1627635989bf.jpgt1627635989bg.jpg

Пример – Игры с прищепками

t1627635989bh.jpg

 

 

 

Пример – Игра Мемори

Лицо

t1627635989bi.jpg

Рубашка

t1627635989bj.jpg

Пример – математическая игра « В гостях у нерки»

t1627635989bk.png

t1627635989bl.png

Пример - раскраски

t1627635989bm.gif

Пример – Картотека к лексической теме

t1627635989bn.png

t1627635989bo.png

 

t1627635989bp.png

t1627635989bq.png

Опубликовано


Комментарии (3)

Шабанова Алёна, 31.07.21 в 09:40 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, Анна Валерьевна за публикацию. Интересно узнать, эти тематические кейсы Вы одна разрабатывали и сколько времени Вы потратили на это? Где Вы это распечатывали (простите, но вопрос личный, просто интересно за свой счёт...) или какой-то материал хранится и используется на компьютере? Не совсем согласна с Вами, что артикуляционных гимнастику Вы также подгоняете под лексическую тему. Понятно, что такие кейсы, это просто мечта каждого педагога! У меня есть подобные подборки по нескольким лексическим темам, но на большее меня не хватило...
Букай Анна Валерьевна, 03.08.21 в 13:18 0Ответить Пожаловаться
Здравствуйте, Алёна. В должности воспитателя группы комбинированной направленности работаю 4 года. Кейсы разрабатываю 2 года. На данный момент пока разработала 15 кейсов, в каждом кейсе есть неповторяющиеся разноплановые игры, при этом кейсы являются неотъемлемой часть ППРС. Кейс включает в себя как печатный материал, так и электронный в виде мультимедийных презентаций и аудиофайлов. Что касается артикуляционной гимнастики, в данном варианте она разрабатывается в целях полезного отдыха. Абсолютно согласна с Вами, что с каждым ребенком проводится свой комплекс артикуляционной гимнастики, подобранный с учетом нарушений, выявленных у него в ходе логопедического обследования. Что касается материальной стороны, конечно не обходится без затрат, однако потратив время и средства, решаются все поставленные мной задачи. В конечном итоге еще пару лет и все будет систематизировано.

Отредактировано 03-08-2021 13:20

Букай Анна Валерьевна, 03.08.21 в 13:20 0Ответить Пожаловаться
То чем занимаюсь мне еще самой нравится. Спасибо Вам Алёна за проявленный интерес.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.