Использование современных технологий в работе с мотивированными и одаренными детьми. Индивидуальная образовательная траектория

3
2
Материал опубликован 12 December 2020 в группе

Использование современных технологий в работе с мотивированными и одаренными детьми. Индивидуальная образовательная траектория


«В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат»

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Многие считают, что одаренные дети – это подарок судьбы, что работать с ними легко, лепи из них, что хочешь. Но это заблуждение!!! Легко тогда, когда не представляешь всей серьезности проблемы, и труднее тогда, и вместе с тем интереснее, когда к данной проблеме относишься с полной ответственностью и сознанием важности порученной миссии. Срабатывает правило: “не навреди”.

Алгоритм работы с одарёнными детьми.
• Выявление одарённых детей
• Разработка индивидуальной программы.
• Диагностика личностного и интеллектуального развития обучающегося (индивидуальный план)
• Консультация для родителей по вопросам развития одарённого ребёнка.
• Демонстрация интеллектуальных достижений обучающейся.
• Формирование системы самообучения одарённого ребёнка.
• Понимание и уважение личности ребёнка и профессиональное самосовершенствование педагога.

Свою работу с одарёнными детьми я разделила на этапы:

1 этап – 5-6 классы (9-11 лет) – аналитический (выявление одарённых детей);

2 этап – 7-8 классы (12-14 лет) – диагностический (проводится индивидуальная

оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребёнка через

различные виды деятельности: учебную и внеклассную);

3 этап – 9-11 классы (15-17 лет) – этап формирования, углубления и развития творческих

способностей ребёнка.

Успех ребенка во многом зависит от того, какой педагог с ним работает. Работа по обучению одарённых детей - задача, требующая совместных действий многих специалистов. В школьном возрасте процент таких детей очень мал, и чаще всего они лишены необходимой для развития их талантов поддержки. Поэтому и заниматься с такими детьми необходимо. Воспитание и обучение одарённых детей - трудная и широкомасштабная задача.

Можно выделить три основные проблемы в организации работы с одарёнными детьми:

- отсутствие у педагогов знаний об особенностях проявления детской одарённости, видовом её разнообразии;

- функционально - целевая направленность школы в плане развития интеллекта учащихся;

- ориентация школы на "уравнивание" под "среднего" без прогноза на индивидуальное развитие.

В работе с одаренными детьми я стараюсь использовать современные педагогические технологии. В приоритете у меня технология развития критического мышления, которая помогает во многом понять точку зрения учащегося, смотреть на вещи с его и со своей точек зрения.

Я провожу различные виды нетрадиционных занятий, такие как уроки - исследования, уроки-путешествия , урок-суды, ток-шоу, уроки-творческие отчеты, педагогические эксперименты.

При выборе формы работы, я учитываю возрастные особенности детей, их интересы и склонности. На уроках методы и формы работы с одаренными учащимися прежде всего должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися школы и в то же время отличаться своеобразием.

Говоря о формах работы с одаренными детьми, необходимо сразу оговорить следующее: работа с такими учащимися распадается на две формы - урочную и внеурочную.

Урочная деятельность

К ней относятся следующие виды деятельности:

- проблемно-развивающее обучение,

- проектно-исследовательская деятельность,

- игровые технологии (деловые игры и путешествия),

- информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации

развития способностей (разноуровневые тесты, презентации, тренажёры),

- творческие и нестандартные задания.

Проблемно-развивающее обучение

Проектно-исследовательская деятельность

Одной из основных форм работы с одарёнными детьми в школе является проектирование и научно-исследовательская работа. Думаю, нет смысла в подробностях рассказывать об этих формах работы. Но стоит отметить лишь то, что ребята, формируя «по кирпичикам» новые знания , приобретают новый учебный жизненный опыт ​​​​​​​Презентация к выступлению


буклет
DOC / 55 Кб

буклет
DOC / 374.5 Кб

Внеурочная деятельность.

К ней относятся следующие виды деятельности:

- факультативы,

- предметные недели,

- театрализованные праздники,

- олимпиады и конкурсы по предметам.

Предметные недели.

Театрализованные праздники.

Олимпиады и конкурсы по предметам.

И тут не стану перечислять все формы и методы работы с одаренными детьми, об этом уже достаточно рассказывалось и на педсоветах, и на методических объединениях

Результаты работы с одаренными детьми

Но я не могу не сказать о тех ребятах, (наших звездочках), с которыми меня личного свела судьба. И я считаю себя счастливым человеком лишь потому, что имела и имею счастье быть их учителем. Таких ребят в нашем лицее много, всех перечислять не буду, но с гордостью и большим удовольствием озвучу их имена

Ширяева Марина,

Саракаева Анастасия

Канукова Влада

Дудаева Милана

Макеева Тамара

Им подрастает не менее достойная смена

Уртаева Диана

Тедеева Яна

Гасиева Венера

Бязрова Ангелина ​​​​​​​

А сейчас конкретно хотелось бы поделиться с Вами одной из форм работы на уроках

Посмотрите, пожалуйста, на экран. Как вы думаете, что это такое? (Ответы участников мастер-класса.)

(На экране появляется изображение картины К.Малевича «Черный квадрат»).

Вы правы, это знаменитая картина Казимира Малевича «Черный квадрат». Этой картине уже более 100 лет, но она по-прежнему будоражит умы искусствоведов и обычных людей, которые пытаются найти в ней высший смысл или какое-то тайное.

(3 слайд) - Обратимся еще раз к экрану. Что вы видите? (Ответы участников мастер-класса.)

(На экране появляется изображение QR-кода)

- Где можно увидеть куар коды?

Вы правы. Это QR-код. Современные черные квадратики также активно привлекают к себе внимание загадочностью и будоражат интерес.

- Что такое QR-код? QR-код – в переводе означает «быстрый отклик - это разновидность штрих кода. Изобрели его в 1994 году в Японии. Оттуда и началось его шествие по миру.

Нас как педагогов интересует возможность использования данной технологии в образовании. Несомненным достоинством QR-кода является простота создания. Это позволяет создавать свои зашифрованные коды и использовать их на различных уроках. Любой урок можно украсить и разнообразить подобным методом, а впоследствии можно научить учащихся делать самим такие коды на практических занятиях.

Сейчас вы сами увидите некоторые возможности использования QR-кодов в образовательном процессе

Конструирование QR-кода можно превратить в увлекательное занятие. На сегодняшний день существует множество специальных генераторов, с помощью которых создаются подобные коды. Например, одним из таких сервисов является онлайн-сервис. Данный сервис дает возможность закодировать любой текст, ссылку на сайт, визитную карточку, SMS-сообщение. Зашифрованная информация может быть расшифрована с помощью смартфона или планшета с установленным приложением. Для создания QR-кода необходимо провести следующие действия:

1) В любой поисковой системе (гугл, яндекс) вы набираете название сайта qrcoder.ru или просто «генератор qr кода»

-Ведите слово, число или текст, который вы хотели бы зашифровать в специальное окошко.

- Нажмите на кнопку «создать код»

- С правой стороны экрана появится ваш qr-код

- Сохраните код в качестве изображения или на рабочем столе, или в документе Ворд.

- Итак, информация закодирована. А как ее декодировать? Все очень просто. Здесь нам помогут наши мобильные устройства.

- Сегодня развитие информационных технологий не стоит на месте. Гаджеты прочно вошли в нашу жизнь и стали ее неотъемлемой частью. Нередко бывает, что ученики осведомлены о новинках электронного мира лучше, чем педагог; их умение схватывать на лету IT-новинки и использовать их в повседневности удивляет. С одной стороны, это хорошо, так как умение обращаться с техникой – это требование времени, а с другой стороны, педагогу становится сложнее заинтересовать ученика, втянуть в учебный процесс, мотивировать на дальнейшее познание предмета. Подобный расклад вещей держит педагога в тонусе и постоянном поиске новых идей и форм подачи темы. Результатом одного из таких поисков стало использование QR-кода на уроках, причем использование этих кодов возможно на всех этапах урока от постановки цели до домашнего задания, можно закодировать:

Вопросы, загадки, анаграммы;

адреса в Интернете;

номера задания, страниц, кабинета, полки и т.д.;

координаты какого-либо места;

числовые выражения;

задания или, напротив, ответы.

кодировать то и другое. Задача - совместить вопрос с ответом,

даты с событиями

выражения с их значениями и т.д.

Область применения данной технологии ограничена только вашей фантазией!

Ожидаемые результаты

Значительное повышение мотивации к обучению;

Углубление и повышение качества знаний обучающихся;

Личная заинтересованность в добывании знаний;

Отличное настроение и позитивный настрой;

Ситуация успеха для каждого обучающегося.

- Предлагаю вашему вниманию фрагмент урока литературы, проведенного 9 классе с использованием этой технологии и фрагмента МО ,на котором создавались эти куар-коды

Заключение

Возможности QR-кодов неограничены! Немного творчества и желания познать что-то новое. QR codes может стать интересным методом для привлечения внимания учащихся и сделать урок более интерактивным. Использование QR-технологий включает в себя новизну, загадку и непредсказуемость, что, несомненно, привлекает, как учителей, так и учащихся. Сколько продлится эта новизна сложно сказать, но пока QR-коды остаются чем-то необычным для большинства учащихся, нам стоит воспользоваться этой возможностью!

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Благодарю за интересную работу!

12 December 2020

Интересный опыт, коллега! Спасибо, прочитала! Попробую что-то применить в своей работе.

17 December 2020