Использование современных технологий в работе с мотивированными и одаренными детьми. Индивидуальная образовательная траектория
Использование современных технологий в работе с мотивированными и одаренными детьми. Индивидуальная образовательная траектория
«В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат»
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Многие считают, что одаренные дети – это подарок судьбы, что работать с ними легко, лепи из них, что хочешь. Но это заблуждение!!! Легко тогда, когда не представляешь всей серьезности проблемы, и труднее тогда, и вместе с тем интереснее, когда к данной проблеме относишься с полной ответственностью и сознанием важности порученной миссии. Срабатывает правило: “не навреди”.
Алгоритм работы с одарёнными детьми.
• Выявление одарённых детей
• Разработка индивидуальной программы.
• Диагностика личностного и интеллектуального развития обучающегося (индивидуальный план)
• Консультация для родителей по вопросам развития одарённого ребёнка.
• Демонстрация интеллектуальных достижений обучающейся.
• Формирование системы самообучения одарённого ребёнка.
• Понимание и уважение личности ребёнка и профессиональное самосовершенствование педагога.
Свою работу с одарёнными детьми я разделила на этапы:
1 этап – 5-6 классы (9-11 лет) – аналитический (выявление одарённых детей);
2 этап – 7-8 классы (12-14 лет) – диагностический (проводится индивидуальная
оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребёнка через
различные виды деятельности: учебную и внеклассную);
3 этап – 9-11 классы (15-17 лет) – этап формирования, углубления и развития творческих
способностей ребёнка.
Успех ребенка во многом зависит от того, какой педагог с ним работает. Работа по обучению одарённых детей - задача, требующая совместных действий многих специалистов. В школьном возрасте процент таких детей очень мал, и чаще всего они лишены необходимой для развития их талантов поддержки. Поэтому и заниматься с такими детьми необходимо. Воспитание и обучение одарённых детей - трудная и широкомасштабная задача.
Можно выделить три основные проблемы в организации работы с одарёнными детьми:
- отсутствие у педагогов знаний об особенностях проявления детской одарённости, видовом её разнообразии;
- функционально - целевая направленность школы в плане развития интеллекта учащихся;
- ориентация школы на "уравнивание" под "среднего" без прогноза на индивидуальное развитие.
В работе с одаренными детьми я стараюсь использовать современные педагогические технологии. В приоритете у меня технология развития критического мышления, которая помогает во многом понять точку зрения учащегося, смотреть на вещи с его и со своей точек зрения.
Я провожу различные виды нетрадиционных занятий, такие как уроки - исследования, уроки-путешествия , урок-суды, ток-шоу, уроки-творческие отчеты, педагогические эксперименты.
При выборе формы работы, я учитываю возрастные особенности детей, их интересы и склонности. На уроках методы и формы работы с одаренными учащимися прежде всего должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися школы и в то же время отличаться своеобразием.
Говоря о формах работы с одаренными детьми, необходимо сразу оговорить следующее: работа с такими учащимися распадается на две формы - урочную и внеурочную.
Урочная деятельность
К ней относятся следующие виды деятельности:
- проблемно-развивающее обучение,
- проектно-исследовательская деятельность,
- игровые технологии (деловые игры и путешествия),
- информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации
развития способностей (разноуровневые тесты, презентации, тренажёры),
- творческие и нестандартные задания.
Проблемно-развивающее обучение
Проектно-исследовательская деятельность
Одной из основных форм работы с одарёнными детьми в школе является проектирование и научно-исследовательская работа. Думаю, нет смысла в подробностях рассказывать об этих формах работы. Но стоит отметить лишь то, что ребята, формируя «по кирпичикам» новые знания , приобретают новый учебный жизненный опыт Презентация к выступлению
буклет
DOC / 55 Кб
буклет
DOC / 374.5 Кб
Внеурочная деятельность.
К ней относятся следующие виды деятельности:
- факультативы,
- предметные недели,
- театрализованные праздники,
- олимпиады и конкурсы по предметам.
Предметные недели.
Театрализованные праздники.
Олимпиады и конкурсы по предметам.
И тут не стану перечислять все формы и методы работы с одаренными детьми, об этом уже достаточно рассказывалось и на педсоветах, и на методических объединениях
Результаты работы с одаренными детьми
Но я не могу не сказать о тех ребятах, (наших звездочках), с которыми меня личного свела судьба. И я считаю себя счастливым человеком лишь потому, что имела и имею счастье быть их учителем. Таких ребят в нашем лицее много, всех перечислять не буду, но с гордостью и большим удовольствием озвучу их имена
Ширяева Марина,
Саракаева Анастасия
Канукова Влада
Дудаева Милана
Макеева Тамара
Им подрастает не менее достойная смена
Уртаева Диана
Тедеева Яна
Гасиева Венера
Бязрова Ангелина
А сейчас конкретно хотелось бы поделиться с Вами одной из форм работы на уроках
Посмотрите, пожалуйста, на экран. Как вы думаете, что это такое? (Ответы участников мастер-класса.)
(На экране появляется изображение картины К.Малевича «Черный квадрат»).
Вы правы, это знаменитая картина Казимира Малевича «Черный квадрат». Этой картине уже более 100 лет, но она по-прежнему будоражит умы искусствоведов и обычных людей, которые пытаются найти в ней высший смысл или какое-то тайное.
(3 слайд) - Обратимся еще раз к экрану. Что вы видите? (Ответы участников мастер-класса.)
(На экране появляется изображение QR-кода)
- Где можно увидеть куар коды?
Вы правы. Это QR-код. Современные черные квадратики также активно привлекают к себе внимание загадочностью и будоражат интерес.
- Что такое QR-код? QR-код – в переводе означает «быстрый отклик - это разновидность штрих кода. Изобрели его в 1994 году в Японии. Оттуда и началось его шествие по миру.
Нас как педагогов интересует возможность использования данной технологии в образовании. Несомненным достоинством QR-кода является простота создания. Это позволяет создавать свои зашифрованные коды и использовать их на различных уроках. Любой урок можно украсить и разнообразить подобным методом, а впоследствии можно научить учащихся делать самим такие коды на практических занятиях.
Сейчас вы сами увидите некоторые возможности использования QR-кодов в образовательном процессе
Конструирование QR-кода можно превратить в увлекательное занятие. На сегодняшний день существует множество специальных генераторов, с помощью которых создаются подобные коды. Например, одним из таких сервисов является онлайн-сервис. Данный сервис дает возможность закодировать любой текст, ссылку на сайт, визитную карточку, SMS-сообщение. Зашифрованная информация может быть расшифрована с помощью смартфона или планшета с установленным приложением. Для создания QR-кода необходимо провести следующие действия:
1) В любой поисковой системе (гугл, яндекс) вы набираете название сайта qrcoder.ru или просто «генератор qr кода»
-Ведите слово, число или текст, который вы хотели бы зашифровать в специальное окошко.
- Нажмите на кнопку «создать код»
- С правой стороны экрана появится ваш qr-код
- Сохраните код в качестве изображения или на рабочем столе, или в документе Ворд.
- Итак, информация закодирована. А как ее декодировать? Все очень просто. Здесь нам помогут наши мобильные устройства.
- Сегодня развитие информационных технологий не стоит на месте. Гаджеты прочно вошли в нашу жизнь и стали ее неотъемлемой частью. Нередко бывает, что ученики осведомлены о новинках электронного мира лучше, чем педагог; их умение схватывать на лету IT-новинки и использовать их в повседневности удивляет. С одной стороны, это хорошо, так как умение обращаться с техникой – это требование времени, а с другой стороны, педагогу становится сложнее заинтересовать ученика, втянуть в учебный процесс, мотивировать на дальнейшее познание предмета. Подобный расклад вещей держит педагога в тонусе и постоянном поиске новых идей и форм подачи темы. Результатом одного из таких поисков стало использование QR-кода на уроках, причем использование этих кодов возможно на всех этапах урока от постановки цели до домашнего задания, можно закодировать:
•Вопросы, загадки, анаграммы;
•адреса в Интернете;
•номера задания, страниц, кабинета, полки и т.д.;
•координаты какого-либо места;
•числовые выражения;
• задания или, напротив, ответы.
• кодировать то и другое. Задача - совместить вопрос с ответом,
• даты с событиями
• выражения с их значениями и т.д.
Область применения данной технологии ограничена только вашей фантазией!
Ожидаемые результаты
•Значительное повышение мотивации к обучению;
•Углубление и повышение качества знаний обучающихся;
•Личная заинтересованность в добывании знаний;
•Отличное настроение и позитивный настрой;
•Ситуация успеха для каждого обучающегося.
- Предлагаю вашему вниманию фрагмент урока литературы, проведенного 9 классе с использованием этой технологии и фрагмента МО ,на котором создавались эти куар-коды
Заключение
Возможности QR-кодов неограничены! Немного творчества и желания познать что-то новое. QR codes может стать интересным методом для привлечения внимания учащихся и сделать урок более интерактивным. Использование QR-технологий включает в себя новизну, загадку и непредсказуемость, что, несомненно, привлекает, как учителей, так и учащихся. Сколько продлится эта новизна сложно сказать, но пока QR-коды остаются чем-то необычным для большинства учащихся, нам стоит воспользоваться этой возможностью!
Горбачёва Марина Юрьевна
Селиванова Галина Геннадьевна