Статья «Использование ИКТ на уроках истории и обществознания в обучении детей с нарушением зрения как инновационный метод обучения»

0
0
Материал опубликован 11 September

Автор: Симакина Ольга Ивановна

учитель истории и обществознания, высшей категории

Государственное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение

Специальная коррекционная школа-интернат № 62 III-IV вида

Р. Бурятия, г. Улан-Удэ

Использование ИКТ на уроках истории и обществознания

в обучении детей с нарушением зрения как инновационный метод обучения

Информатизация образования открывает нам педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательного, образовательного и коррекционных процессов.

Требованием сегодняшнего времени в образовательной области является повышение эффективности урока и расширение арсенала дидактических средств, которые использует учитель для достижения средств. В настоящее время современная школа должна находить новые формы и методы обучения. Одним из основных направлений является использование информационных технологий.

Своей главной целью работы, как учителя истории и обществознания, считаю заинтересовать учащихся, привить любовь к предмету, раскрыть историческую карту мира.

В течении длительного времени единственным способом обеспечения инвалидов по зрению информационными материалами была технология репродуцирования документов в альтернативные форматы («говорящие» и рельефно – точечные книги), требующая значительных временных и материальных затрат, и отражающая при этом не более 2% от общего информационного потока, доступного зрячим. Таким образом, учащиеся, страдающие недостатком или отсутствием зрения, оказывались в стороне от многих достижений науки, культуры, искусства.

На своих уроках я использую информационные технологии, которые позволяют сделать уроки более содержательными, насыщенными, зрелищными, интересными, динамичными, доступными для всех учеников, что очень важно для современного образования. Информатизация образования открывает нам педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательного, образовательного и коррекционных процессов.

Обучение и воспитание слепых и слабовидящих детей имеют ряд собственных принципов и особых задач, направленных на восстановление, коррекцию и компенсацию нарушенных и недоразвитых функций глаза, организацию дифференцированного воспитания и обучения.

Использование информационно – коммуникативных технологий в процессе обучения детей с нарушением зрения имеет существенные особенности. Специфика использования информационно – коммуникативных технологий для поддержки обучения учащихся по предмету история и обществознание заключается в создании дружественного образовательного пространства, что подразумевает индивидуально – дифференцированный подход к ученику, формирование персонального набора эргономических правил и разработку доступного программного обеспечения.

Современные авторы сходятся во мнении, что использование информационно – коммуникативных технологий позволяет применять принципиально новые способы обучения детей с физическими отклонениями, в частности. с нарушением зрения, мотивировать ребёнка в обучении, проектировать содержание образования, невозможное без компьютерных технологий, максимально индивидуализировать обучение ребёнка.

Сложная структура нарушений при функциональных расстройствах зрения определяет необходимость проведения планомерной системной коррекционной работы с опорой на сохранные виды восприятия.

Компьютер же предоставляет широкие возможности использования различных анализаторных систем в процессе выполнения и контроля над деятельностью. В частности, визуализация предметов в виде доступных для ребёнка образов позволяет активизировать компенсаторные механизмы на основе зрительного восприятия. У школьников хорошо развито непроизвольное внимание и материал, предъявляемый в ярком, интересном и доступном для ученика виде вызывает интерес и обращает на себя внимание. Это не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.

Компьютерные технологии применяют с целью коррекции нарушений и общего развития детей с ОВЗ. Учащиеся учатся преодолевать трудности, контролировать свою деятельность, оценивать результаты. Использование компьютерных средств обучения помогает развивать у детей самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость, приобщает к сопереживанию.

Использование информационных технологий на уроках истории и обществознания имеют большое значение для развития произвольной моторики пальцев рук. В процессе выполнения компьютерных заданий происходит формирование и развитие совместной координированной деятельности зрительного и моторного анализаторов.

При использовании компьютерных технологий и формировании адекватных представлений об объектах и процессах у учащихся с нарушениями зрения необходимо учитывать следующие факторы:

* состав и структуру нарушенных функций детей;

* целевые установки на восприятие и последующее воспроизведение объектов и процессов;

* характерные признаки объектов и процессов, доступные для восприятия с помощью сохранной сенсорной системы;

* полноту первоначального восприятия, глубину анализа и синтеза признаков и свойств обучаемых объектов, их изменений и превращений;

* частоту восприятия и воспроизведения изучаемых объектов и процессов в ходе познавательной деятельности учащихся

В соответствии с гигиеническими требованиями к организации учебных занятий с использованием новых информационных технологий, длительность работы с компьютером зависит от индивидуально – возрастных особенностей занимающихся.

При миопии высокой степени – 10минут, при заболевании хрусталика – 10 – 15 минут, при глаукоме – 10минут, при врождённой аномалии развитии глаза – 10 – 15 – 20 минут (индивидуальная), при патологии сетчатки – 15 – 20 минут, при атрофии зрительного нерва – 15 минут. Зрительная гимнастика не менее двух раз на протяжении занятия.

Я считаю, что использования инновационных технологий на уроках истории и обществознания приводят к уменьшению затрат времени, к передаче необходимой для обучения информации, к рассмотрение изучаемого объекта или явления по частям и в целом, к обеспечению деятельности учащихся и педагога.

Дидактические особенности инновационных технологий:

* инновационная насыщенность;

* возможность преодолевать существующие временные и пространственные границы;

* возможность глубокого проникновения в сущность изучаемых явлений и процессов;

* показ изучаемых явлений в развитии, динамике;

* реальность отображения действительности;

* выразительность, богатство изобразительных приёмов, эмоциональная насыщенность.

В своей работе я использую мультимедийные презентации. Они сочетают в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факты, которые наиболее долго удерживают внимание ученика. Основа любой современной презентации – облегчение процесса зрительного восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов. Формы и место использования презентации (или даже отдельного её слайда) на уроке зависят, конечно, от содержания этого урока и цели, которую ставит педагог. Программа Power Point даёт возможность использовать на уроке карты, рисунки, портреты исторических деятелей, видеофрагменты, диаграммы. Я заметила, как повышается эффективность использования общедоступных мультимедийных технологий в обучении детей с нарушением зрения.

Кроме мультемидийных презентаций на уроках истории использую видеофильмы. Они позволяют наглядно увидеть то или иное событие, почувствовать свою сопричастность, окунуться в эпоху, наглядно представить происходящее событие. Особенно полезны видеофильмы на уроках истории при изучении военных сражений, битв, так как они наглядно позволяют учащимся увидеть расположение сил противников перед битвой, ход сражения и итоги сражения. Просто на словах или схематично мелом на доске представит намного сложнее и не даст полного понимания происходящих событий.

Особенностью просмотра видеофильмов со слепыми и слабовидящими детьми является то, что демонстрация всегда должна сопровождаться комментариями учителя. Во время их просмотра концентрирую внимание учащихся на отдельных важных деталях объектов, поясняю непонятные места фильма. Иногда задаю вопросы к фильму по мере его демонстрации. Но при этом учитываю, чтобы кратко сформулированный вопрос уложился в кадры, к которым он относится. Я считаю, что лучше всё – таки задавать вопросы по фильму до его демонстрации. Вопросов должно быть немного два – три. Постановка вопросов способствует более глубокому восприятию, длительному сохранению кадров в памяти, более полному их воспроизведению после просмотра. Полезно проанализировать материал фильма с помощью его рецензирования.

Следующий вид, который я использую на своих уроках истории это мультимедийные карты. Ведь не секрет, что исторические карты создают постоянные проблемы: хранение, перемещение, размещение и т.п. Им на смену пришли интерактивные карты, которые более ярче, образнее и в наш век информационных технологий незаменимы.

Такие карты удобны в использовании и в сочетании с интерактивной доской расширяют возможности работы с ними. Ребята получают возможность рисовать на карте; размещать и передвигать надписи, заранее подготовленные учителем, делать пометки, показывать стрелочками пути перемещения войск и т.д.

Демонстрационные возможности интерактивных электронных карт существенно выше, чем печатных. При работе с электронной картой можно:

* приближать выбранные участки для более детального рассмотрения;

* оперативно менять масштаб;

* снимать часть обозначений, упрощая карту, делая её более наглядной;

* делать рисунки;

* наносить надписи при помощи клавиатуры;

* ряд карт можно совмещать, что позволяет выявлять причинно – следственные связи и закономерности;

* на некоторые карты добавлен привязанный к теме дополнительный иллюстративный и текстовый материал.

Работа с интерактивной доской активизирует визуальную, аудиальную и тактильную системы ребёнка, что, при соответствующем методическом подходе, позволяет решать, как образовательные, так и коммуникативные задачи.

Школьная доска – это не просто кусок поверхности, на которой может писать и взрослый, и ребёнок, а поле информационного обмена между учителем и учеником. В них объединяются проекционные технологии с сенсорным устройством, поэтому такая доска не просто отображает то, что происходит на компьютере, а позволяет управлять процессом презентации (двухстороннее движение), вносить поправки и коррективы, делать цветом пометки и комментарии. Использование интерактивной доски на уроке увеличивает эффективность обучения ребят в школе.

Таким образом, использование информационно - коммуникативных технологий помогает нам учителям повышать мотивацию обучения детей к предмету и приводит к целому ряду положительных следствий:

* психологически облегчает процесс усвоения материала учащимися;

* возбуждает живой интерес к предмету познания;

* расширяет общий кругозор детей;

* возрастает уровень использования наглядности на уроке;

* повышение интереса к изучению истории и обществознания и успеваемости;

* идёт более полное усвоение теоретического материала;

* идёт овладение учащимися умения добывать информацию из разнообразных источников, обрабатывать её с помощью компьютерных технологий;

* формируется умение кратко и чётко формулировать свою точку зрения;

* повышается производительность труда учителя и учащихся на уроке.

Необходимость использования компьютерных технологий в качестве наглядности на уроках истории и обществознания при обучении слепых и слабовидящих детей, обоснована как результат технического прогресса, имеющего немалое влияние на образовательный процесс. Использование компьютерных карт, учебников, поисковых систем в рамках работы на уроке, усиливает не только необходимый методический аспект, но также создаёт комфортные условия для обучения.

Таким образом, при правильной организации учебно-воспитательной и коррекционной работы зависимость мотивов учебной, трудовой и общественно – полезной деятельности от состояния зрения отсутствует, а активность лиц с нарушенными функциями зрения приходит в норму. Активное участие тысяч людей с ограниченными возможностями в жизни нашего общества, их успехи в самых различных областях деятельности – лучшее тому подтверждение.

 

Используемая литература.

Белова Л.К. Современные методы в современном преподавании. //Преподавание истории в школе. -2003, №9.

Выготский Л.С. проблемы дефектологии. - М..1995.

Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю., Короткова М.В., Ионов И.М. Историческое образование в современной России. - М.: просвещение,1997.

Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. - М.: Педагогика,2000

Тупоногов Б.К. Тифлопедагогические требования к современному уроку. Методические рекомендации. - М.: ИКП РАО,1999.

Тупоногов Б.К. содержание и методы обучения детей с нарушением зрения: Научно – методическое пособие. - М.6АПКиППРО,2005.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.