Методические рекомендации «Использование информационных технологий в учебном процессе для эффективного формирования общих компетенций в ходе выполнения курсового проектирования»

5
0
Материал опубликован 23 September 2019 в группе

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ


 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ


 

Коротун Валерия Евгеньевна - преподаватель

Санкт-Петербургского государственного бюджетного профессионального

образовательного учреждения «Колледж «ПетроСтройСервис»,

высшая квалификационная категория

 

Санкт Петербург 2019

Настоящие методические рекомендации разработаны для профессиональных образовательных организаций, осуществляющих подготовку специалистов среднего звена по специальности 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» с целью трансляции опыта применения информационных технологий в ходе выполнения курсовых проектов, в рамках освоения ПМ01 «Участие в проектировании зданий и сооружений» для формирования общих компетенций (далее ОК): ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 4, ОК 05, ОК 9, ОК 10.

Актуальность данной тематики обусловлена: Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., одной из задач которой является обеспечение инновационного характера базового образования, в том числе обеспечение компетентностного подхода, взаимосвязи академических знаний и практических умений, развитие вариативности образовательных программ, а также утверждением примерной основной образовательной программы (далее ПООП СПО) по специальности 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» в 2018 году, разработанной на основании Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Опираясь на концепцию, в системе среднего профессионального образования должны готовиться квалифицированные, компетентные, конкурентоспособные на мировом рынке труда специалисты, способные к непрерывному профессиональному росту, самообразованию и самосовершенствованию, лично ответственные за уровень своих компетенций.[1] В основе Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования по специальности (ФГОС СПО), которые представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ среднего профессионального образования образовательными учреждениями, заложен компетентностный подход. Методическая разработка позволяет осуществлять: комплексный подход при формировании общих компетенций, проводить контроль и анализ результатов обучающегося, исключать типовые ошибки, возможные в ходе выполнения работы над курсовым проектом. Применение данной методики позволит будущему специалисту соответствовать требованиям профессионального стандарта 16.032 «Специалист в области производственно-технического и технологического обеспечения строительного производства». Выпускник сможет применять полученный опыт и осуществлять свою профессиональную деятельность, ориентируясь на данную организацию процесса при проектировании.

Использование информационных технологий, как основного инструмента, позволит проводить совместную деятельность педагога и обучающегося при выполнении работы, результаты которой могут интегрироваться в создание баз данных. Такие сформированные базы могут эффективно использоваться обучающимся в дальнейшем, при выполнении выпускной квалификационной работы. Преподаватель сможет проводить диспетчеризацию учебного процесса для повышения качества своей профессиональной деятельности. Основным средством для информационной среды любой системы образования является персональный компьютер, а также любое портативное устройство. Рабочим информационным полем могут выступать как единое информационное пространство образовательного учреждения, так и использование облачного сервиса. Процесс формирования общих компетенций производится с применением мультимедийных технологий, технологии майндмэпинга - создание интеллектуальных карт, в результате информационного обмена в пространстве.

Результатом применения методической разработки должно стать эффективное формирование общих компетенций в динамическом качестве, в котором существует возможность проследить движение от начального уровня, заложенного в системе до конечного положительного результата в форме выполненного задания с использованием информационных технологий.


 

1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1.1 Общие компетенции, как часть ПООП СПО

Удовлетворение потребностей общества требует от современного специалиста высокой культуры, глубокой нравственности, сформированной системы ценностей и убеждений, гражданской позиции, заинтересованности в результатах своего труда, способности к инновационной деятельности, самосовершенствованию, профессиональной активности и т.д. В связи с этим одной из основных задач, наряду с формированием гармонически развитой личности, является задача формирования профессионально компетентного специалиста. Определение выпускника, владеющего компетенциями, то есть тем, что он может делать, каким способом деятельности овладел, к чему он готов, называют компетентностным подходом.[2] Согласно ФГОС СПО компетентность будущего специалиста включает в себя общие и профессиональные компетенции. Общие компетенции (ОК) – это совокупность социально-личностных качеств выпускника, обеспечивающих осуществление деятельности на определенном квалификационном уровне. Общая компетенция понимается как способность успешно действовать на основе практического опыта, умений и знаний при решении задач, общих для многих видов профессиональной деятельности. В результаты освоения образовательной программы вкладывается освоение одиннадцати компетенций. При выполнении курсового проектирования возможно освоение (частично или в полном объёме) семи общих компетенций таблица 1):

ОК 01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам;

ОК 02 Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;

ОК 03 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие;

ОК 04 Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами;

ОК 05 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста;

ОК 09 Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности;

ОК 10 Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранных языках.

В ПООП СПО учебным планом по программе подготовки специалистов среднего звена (квалификация «техник») предусмотрено выполнение при освоении профессионального цикла двух курсовых проектов, входящих в профессиональный модуль ПМ01 «Участие в проектировании зданий и сооружений»: МДК.01.01 Проектирование зданий и сооружений, МДК.01.02 Проект производства работ.

 

Таблица 1 – Формирование общих компетенций на стадиях курсового проектирования

Этап формирования ОК

ОК 01

ОК 02

ОК 03

ОК 04

ОК 05

ОК 09

ОК 10

Анализ задания на курсовой проект

+

 

 

+

 

+

 

Изучение материалов по теме проекта

+

+

+

+

 

+

+

Выполнение проектировочных расчетов

+

+

+

+

+

+

+

Эскизное проектирование

+

+

+

+

+

+

+

Защита проекта

+

 

 

 

+

 

+

 

 

1.2 Методики создания и структура информационного поля

Создание информационного поля относится к подготовительному этапу. Педагог может использовать существующую информационную систему образовательного учреждения: Moodle, Ё-СТАДИ, ATutor, Eliademy, iSpring Online и др.. Может воспользоваться облачными технологиями – создание пространства на Google Диске, как самым доступным, удобным и надежным местом для хранения файлов, а также работы с ними на любом устройстве. Каждому пользователю бесплатно предоставляется 15 ГБ для хранения данных. Этого вполне достаточно для работы с пятью группами обучающихся. На данном этапе целесообразно производить сбор данных – адресов электронной почты студентов.

Шаг 1. Создать новую папку с названием курсового проекта и номером группы.

Шаг 2. В папке формируется основные документы: список рекомендуемых источников, нормативная документация и учебные материалы. Размещается план работы над проектом с указанием сроков выполнения.

Особое внимание уделить созданию файла с «картой мыслей», как основным показателем формирования общих компетенций. Технология майндмэпинга - создание интеллектуальных карт позволяет производить контроль, диагностику получения умений и знаний в ходе овладения компетенциями.

Существуют определенные правила их создания. Во-первых, нужно начинать с центра. В центре помещается название общей (главной) темы (мысли, идеи). Главной целью «майнд-карты» является развитие этой главной темы (мысли, идеи) - для этого карта и создается. Во-вторых, во всех «майнд-картах» первое радиальное ответвление принято начинать с верхнего правого угла и далее располагать все ветви по часовой стрелке. Это общее правило. Однако, если предполагается расположить идеи (ветви) иным способом, то необходимо их нумеровать, чтобы было понятно, как движется мысль (идея). В-третьих, при создании «майнд-карты» каждую новую «ветвь-идею» необходимо изображать другим цветом. Тогда лучше привлекается внимание к ней, и мозг лучше понимает и запоминает информацию. В-четвертых, на каждом ответвлении - и большом и малом - пишется только одно-два ключевых слова и/или располагается один рисунок. Педагогом составляется шаблон маршрутной карты, с указанием этапов проектирования, который будет индивидуально дополнять каждый студент. Использование в своей работе Coggle - бесплатного онлайн приложения, позволяет разрабатывать удобные красивые ментальные карты. Интерфейс программы имеет множество функций, которые делают процесс создания интеллект карты невероятно простым. Программа поддерживает использование изображений, индивидуальные цветовые схемы и возможность просмотра истории документа. Хранение истории изменений позволяет вернуться к ранним версиям созданной карты. Mind-map, созданные в программе Coggle, могут экспортироваться в формате PNG или PDF.[3]

Шаг 3. Предоставить совместный доступ к папке обучающимся в данной группе. Получив доступ, каждый студент создаёт папку под своей фамилией и формирует в ней пять разделов, которые будут наполняться информацией в ходе выполнения курсового проекта: карта мыслей, источники информации, расчётная часть, графическая часть, рекомендации.

На данном этапе педагогом проводится анализ самостоятельной работы обучающегося с выявлением формирования общих компетенций (таблица 2). При выполнении студентом одного этапа, возможно комплексное отслеживание формирования ОК.

Таблица 2 – Оценка результативности подготовительного этапа

ОК

Критерий оценки

Показатель формирования ОК

ОК 01

Умения: анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части

Создание структурированной базы (шаг 3)

Знания: алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях; методы работы в профессиональной и смежных сферах; структуру плана для решения задач

Выполнение алгоритма работы с применением информационных технологий с отражением плана ведения работы над проектом

ОК 04

Умения: взаимодействовать с коллегами, руководством в ходе профессиональной деятельности

Устранение замечаний руководителя проекта

Знания: основы проектной деятельности

Создание структурированной базы (шаг 3)

ОК 09

Умения: применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач

Создание структурированной базы (шаг 3)

Знания: современные средства и устройства информатизации

Создание структурированной базы (шаг 3)

 

1.3 Формирование электронной базы, как эффективный инструмент проектной работы

Для выработки осознания необходимости информационного поиска, проведение отбора средств и источников обучающимся, педагог проводит постепенное наполнение материалом с рекомендуемыми источниками информации в соответствии с содержанием (планом) проекта. Данный этап подлежит анализу до окончания проектирования (таблица 3). Особое внимание при подготовке уделяется размещению нормативной литературы, а также научных статей из сборников и журналов на иностранном языке. В научно-практическом рецензируемом журнале «Architecture and Engineering» публикуются результаты оригинальных научных исследований на английском языке. Тематика журнала включает в себя актуальные проблемы архитектуры, городского планирования и развития, строительства зданий и сооружений, расчета строительных конструкций, сопротивления материалов, геотехники и инженерной геологии, а также бизнеса, управления и транспорта в сфере строительства и планирования инфраструктуры городов. [4]

Шаг 4. Работа обучаемого с картой мыслей. Изучение материалов предоставленных наставником, в том числе научных статей по теме проекта на иностранном языке. Применение информационных источников при написании пояснительной записки, выполнения графической части проекта.

 

Таблица 3 – Оценка результативности при изучении материалов

ОК

Критерий оценки

Показатель формирования ОК

ОК 01

Умения: анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части; составить план действия; определить необходимые ресурсы

Отражение работы с источниками информации в ходе выполнения расчётной части проекта

Знания: основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте; алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях; методы работы в профессиональной и смежных сферах; структуру плана для решения задач

Выполнение алгоритма работы с применением информационных технологий с отражением плана ведения работы над проектом (заполнение карты мыслей)

ОК 02

Умения: определять задачи для поиска информации; определять необходимые источники информации; планировать процесс поиска; структурировать получаемую информацию; выделять наиболее значимое в перечне информации; оформлять результаты поиска

Наполнение раздела используемых источников, работа над составлением пояснительной записки курсового проекта

Знания: номенклатура информационных источников применяемых в профессиональной деятельности; приемы структурирования информации; формат оформления результатов поиска информации

Степень использования информационных источников

ОК 03

Умения: определять актуальность нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности; применять современную научную профессиональную терминологию; определять и выстраивать траектории профессионального развития и самообразования

Степень использования информационных источников, выдерживание сроков выполнения проекта

Знания: содержание актуальной нормативно-правовой документации; современная научная и профессиональная терминология; возможные траектории профессионального развития и самообразования

Степень использования информационных источников

ОК 04

Умения: взаимодействовать с коллегами, руководством в ходе профессиональной деятельности

Устранение замечаний руководителя проекта, обмен информацией с сокурсниками

ОК 09

Умения: применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач; использовать современное программное обеспечение

Использование программного обеспечения для выполнения расчётов в записке проекта. Использование графических редакторов.

 

Знания: современные средства и устройства информатизации; порядок их применения и программное обеспечение в профессиональной деятельности

Степень применения программного обеспечения

ОК 10

Умения: понимать тексты на базовые профессиональные темы;

Степень использования информационных источников

Знания: правила чтения текстов профессиональной направленности

Степень использования информационных источников

 

Размещение на данном шаге проектной работы преподавателем мультимедийных разработок в виде презентаций и видео роликов, позволяет сделать углублённую проработку информационной части. Студент получает возможность дифференцируемо справляться с работой, что оказывает положительное воздействие на качество проработки материала и его использование в своём проекте. Особую роль при выполнении работы занимает этап защиты проекта. Защита может проходить очно или дистанционно (по средствам видео связи). Речь доклада готовится обучающимся заранее и размещается в информационной базе преподавателя. Педагог проводит корректировку, делает поправки, замечания. В ходе устного доклада и представления пояснительной записки и графической части проекта, проводится оценка общих компетенций: ОК 01, ОК 05, ОК 10.

Таблица 4 – Оценка результативности формирования ОК при подготовке и защите проекта

ОК

Критерий оценки

Показатель формирования ОК

ОК 01

Умения: реализовать составленный план; оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника)

Выдерживание графика выполнения и сроков сдачи проекта

Знания: алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях; методы работы в профессиональной и смежных сферах; структуру плана для решения задач; порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности

Результативность защиты курсового проекта

ОК 05

Умения: грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по профессиональной тематике на государственном языке, проявлять толерантность в рабочем коллективе

Результативность защиты курсового проекта

Знания: правила оформления документов и построения устных сообщений.

Результативность защиты курсового проекта

ОК 10

Умения: понимать общий смысл четко произнесенных высказываний на известные темы (профессиональные и бытовые), понимать тексты на базовые профессиональные темы; участвовать в диалогах на знакомые общие и профессиональные темы; строить простые высказывания о себе и о своей профессиональной деятельности; кратко обосновывать и объяснить свои действия (текущие и планируемые)

Результативность защиты курсового проекта

Знания: правила построения простых и сложных предложений на профессиональные темы; основные общеупотребительные глаголы (бытовая и профессиональная лексика); лексический минимум, относящийся к описанию предметов, средств и процессов профессиональной деятельности; особенности произношения;

Результативность защиты курсового проекта

 

Основным показателем успешного формирования данных компетенций является положительная оценка по результатам защиты проекта. Организация деятельности обучающегося, решение конкретным педагогом задач предметного уровня, включающий ответы на вопросы учащихся, инструкции по организации работы, ведение групповой дискуссии с использованием модельных и схематических средств, организация групповых форм работы учащихся, практических действий, анализ результатов, контроль знаний и т.д. позволяют обеспечить результативность образовательного процесса.

1.4 Роль диспетчеризации учебного процесса в оценке динамики

показателей овладения общими компетенциями

Построение учебного процесса с применением рекомендаций данной разработки позволяет проводить анализ и корректировку показателей выполнения работы на каждом этапе формирования ОК, в определённый момент (таблица 5).

 

Таблица 5 – Оценка динамики формирования ОК, личностного роста в ходе разработки курсового проекта

Этап

Момент определения формирования ОК

Характеристика этапа

Результат

(в баллах)

Анализ задания

Создание структурированной базы под руководством наставника

Применение информационных технологий, составление графика работы над проектом, первичное взаимодействие с наставником

1-10

Сбор данных

Формирование структурированной базы под руководством наставника

Работа с источниками информации и ресурсами, ведение самоанализа деятельности, выполнение поставленных задач, целей

1-30

Выполнение расчётов, чертежей

Взаимодействие с наставником, готовность к защите курсового проекта

Степень использования информативных источников,

программного обеспечения, правильность выбора практических действий, учёт типовых ошибок

1-30

Защита проекта

Построение устного доклада, представление работы

Реализация процессов информатизации, представление интеллектуальной деятельности обучающегося

1-30

 

 

Возможный максимальный балл- 100, включает оценку системности выполнения проекта в соответствии с планом и графиком работы (1-20 баллов) , за исключением этапа анализа задания. Важность учёта данного критерия находит отражение в каждой из рассматриваемых общих компетенций. Каждый основной этап может разбиваться на под этапы, результат - диагностика совершения типовых ошибок или совершенствование личности обучающегося.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Ориентация российского образования на общекультурное развитие обучающихся, как известно, исторически является одной из его приоритетных позиций. Ключевые компетентности приобретают сегодня особую значимость. Они проявляются, прежде всего, в способности решать профессиональные задачи на основе использования:

– информации;

– коммуникации, в том числе на иностранном языке;

– социально-правовых основ поведения личности в гражданском обществе.

Формирование общих компетенций, пронизывая друг друга, проявляются в процессе решения жизненно важных профессиональных задач разного уровня сложности, в разных контекстах, с использованием определенного образовательного пространства. Таким пространством служит информационное поле, которое может эффективно использоваться при курсовом проектировании. Данные рекомендации не только позволяют воспользоваться информационным пространством, но и провести адаптацию к определённым ресурсам образовательного процесса. Первый этап ориентирован на развитие общих компетентностей в контексте будущей профессиональной деятельности. На втором этапе происходит «погружение» обучающегося в профессиональные задачи. Далее происходит интеграция общей компетентности. Затем реализуется этап развития при комплексном подходе общих компетентностей.

Комплексное формирование общих компетенций при выполнении курсового проектирования обеспечивает полноту понимания основных задач профессиональной деятельности. Даст возможность самостоятельной, дистанционной работе. В ходе работы над проектом студент формирует свою базу данных. Это позволит проводить самооценку проектной деятельности, находить практическое применение полученным умениям и знаниям. Понимать сущность и значимость проектирования в своей профессиональной деятельности. Использовать полученный опыт при организации своей работы в дальнейшем.

 

Используемые источники:

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. URL: http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc; base=LAW;n=82134#p23

2. Компетентностный подход в образовательном процессе. Монография / А.Э. Федоров, С.Е. Метелев А.А. Соловьев, Е.В. Шлякова – Омск : Изд- о ООО «Омскбланкиздат», 2012 – 210 с.

3. https://evgeniypopov.com/blog/coggleit-servis-dlya-sozdaniya-intellekt-kart-onlajn.html
4. КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/journal/n/architecture-and-engineering

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации