Использование информационно – коммуникационных технологий в деятельности учителя начальных классов
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА с. СУРХ- ДИГОРА
Использование
информационно – коммуникационных
технологий в деятельности
учителя начальных классов
Обобщение педагогического опыта
работы учителя начальных классов
МБОУ СОШ с. Сурх- Дигора
Сабановой Альбины Хушиновны
(стаж работы- 28 лет, образование
высшее)
2022 год
“Весь огромный мир вокруг меня,
надо мной и подо мной полон
неизведанных тайн. И я буду их
открывать всю жизнь, потому, что
это самое интересное, самое
увлекательное занятие в мире!”
XXI век — век высоких компьютерных технологий. ИКТ в повседневной жизни присутствуют в таких разнообразных сферах, как образование, культура, медицина и финансы. Информационные и коммуникационные технологии-это инструменты, которые способствуют как выпуску информации , так и доступу к ней, а также адекватному обращению, которое способствует улучшениям в обществе.
Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.
Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, а знания – предметом относительным и ненадежным, так как быстро устаревают и требуют в информационном обществе постоянного обновления, становится очевидным, что современное образование – это непрерывный процесс.
Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальной школы, является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной деятельности детей, развитие речи.
Время быстро движется вперёд и то, что недавно было новым, сейчас уже является нор-мой в образовательном процессе. Внедрение ИКТ в учебный процесс способствует развитию самостоятельных исследовательских умений, творческих способностей и логического мышления, приобщает школьников к решению конкретных жизненно важных проблем. Главная цель ИКТ – расширение возможностей получения знаний. Эту же цель ставит перед нами ФГОС. В настоя-щее время можно с уверенностью говорить, что информатизация охватила все сферы человече-ской деятельности, в том числе и образование. Всё это стало причиной выбора мною для обоб-щения и работы темы: «Использование информационно – коммуникационных технологий (ИКТ) в начальных классах в урочной и внеурочной деятельности»
Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе. У учеников начальной школы преобладает наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше иллюстративного материала. Но важно вовлекать в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Компьютерные технологии создают более высокий уровень наглядности, чем повышается эффективность любого урока. Они дают возможность продемонстрировать явления, которые в реальности увидеть невозможно.
Учитель начальной школы решает множество задач по воспитанию и обучению растущей и развивающейся личности. Как это сделать наилучшим образом – проблема, над которой бьются теоретики и практики. Достаточно взглянуть на страницы нескольких журналов «Начальная школа», чтобы увидеть многообразие поисков и находок в системах, технологиях, методиках, отдельных приемах обучения. При этом в педагогических поисках ведущей является идея развивающего обучения.
Информационно – коммуникационные технологии – это личностно-ориентированные педагогические технологии. Следовательно, способствуют реализации принципов дифференцированного и индивидуального подхода к обучению.
Жизнь сложилась так, что я стала учителем. Теперь я не просто первооткрыватель маленьких человеческих душ, мне приходится быть ещё и капитаном. И, когда на тебя смотрят десятки глазёнок с надеждой и полным и безоговорочным доверием, просто стыдно быть плохим капитаном.
Когда в школе только появились несколько компьютеров и уже была возможность разнообразить процесс обучения и воспитания, я с удовольствием ухватилась за эту мысль и начала применять по мере возможности различные компьютерные средства.
Прогресс идет стремительно, и то, что вчера казалось невозможным, сегодня становится реальностью.
Сегодня учитель приобретает иные роль и функции в учебном процессе, нисколько не менее значимые, чем в традиционной школе, но значительно более сложные.
Задача учителя – организовать учебную деятельность таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в творческом преобразовании учебного материала с целью овладения новыми знаниями; создать благоприятные условия в классе для коллективной работы и умело управлять этим процессом.
Одним из способов управления познавательной деятельностью, учитывая, что у младших школьников преобладает интерес к формам и приемам познавательной деятельности, а не к содержанию и самому предмету, является внедрение в образовательный процесс новых информационных технологий обучения.
Формирование познавательной активности возможно при условии, что деятельность, которой занимается ученик, ему интересна.
Любой этап урока можно оживить внедрением новых технических средств. Включение ИКТ в учебный процесс позволяет учителю организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках, сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу учащихся. ИКТ можно рассматривать как средство доступа к учеб-ной информации, обеспечивающее возможности поиска, сбора и работы с источником, в том числе в сети Интернет, а также средство доставки и хранения информации. Использование ИКТ в учебном процессе позволяет повысить качество учебного материала и усилить образо-вательные эффекты. Одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего са-мообразования. Для реализации этих целей возникает необходимость применения учителем начальных классов информационнокоммуникативных технологий в учебно-воспитатель-ном процессе. Главная цель внедрения ИКТ — появление новых видов учебной деятельно-сти. Использование компьютера, мультимедийных программ и устройств позволяет изме-нить преподавание школьных дисциплин, оптимизировать процессы понимания, запомина-ния и усвоения учащимися учебного материала, повысив тем самым мотивацию обучения и эффективность урока, а также обеспечивая реализацию развивающего обучения, совершенст-вуя формы и методы организации учебно — воспитательного процесса. Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет:
- развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;
- организовать одновременно детей, обладающих различными возможностями и способностями овладевать практическими способами работы с информацией;
- развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств;
- активизировать познавательную деятельность учащихся;
- проводить уроки на высоком эстетическом уровне ( музыка, анимация);
- индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания.
Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно- иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребѐнок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознан-ному усвоению знаний учащихся. Компьютер позволяет учителю значительно расширить возможности предъявления разного типа информации. При дидактически правильном под-ходе компьютер активизирует внимание учащихся, усиливает их мотивацию, развивает поз-навательные процессы, мышление, внимание, воображение и фантазию. Новые информа-ционные технологии обучения обладают и определенными дидактическими возможностями:
- источник информации;
- повышают степень наглядности;
- организуют и направляют восприятие;
- наиболее полно отвечают интересам и запросам учащихся;
- создают эмоциональное отношение учащихся к учебной информации,
положительную мотивацию;
- это и дополнительный материал, выводящий за пределы обязательного уровня.
Внедрение информационных технологий в учебный процесс рассматривается не как цель, а как еще один способ постижения мира учащимися, как источник дополнительной информации по предметам, как способ самообразования учителя и учащихся, как возмож-ность реализации личностно — ориентированного подхода в обучении. Использование новых ИКТ на различных уроках дает преимущества перед стандартной системой обучения в следующем:
- повышается интерес, мотивация учебной деятельности;
- осуществляется дифференцированный подход;
- каждый ученик становится субъектом процесса обучения;
- за один и тот же промежуток времени объѐм выполненной работы намного больший;
- облегчается процесс контроля и оценки знаний;
- развиваются привычки учебной деятельности (планирование, рефлексия,
самоконтроль, взаимоконтроль).
Внедрение информационных технологий основано на учете возрастных особенностей учащихся. В начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребенка с игровой на учебную. Использование игровых возможностей компьютера в сочетании с дидактическими позволяет сделать этот процесс более плавным. При этом весь обязательный учебный мате-риал переводится в яркую, увлекательную, с разумной долей игрового подхода, мультиме-дийную форму с широким использованием графики, анимации, в том числе интерактивной, звуковых эффектов и голосового сопровождения, включением видеофрагментов. Младшие школьники отличаются остротой и свежестью восприятия, что объясняется возрастными особенностями высшей нервной деятельности. С живым любопытством дети воспринимают окружающую среду и все новое. Для восприятия учащихся начальных классов характерна ярко выраженная эмоциональность. В младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным и устойчивым, если учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у школьников эмоциональное отношение. В роли такой наглядности можно использовать компьютер. Внедрение компью-теров перспективно, так как:
- повышает эффективность проведения урока;
- организует режим индивидуального опроса;
- усиливает интерес учащихся к уроку.
Таким образом, внедрение новых информационных технологий в учебный процесс начальной школы позволяет в доступной форме использовать познавательные и игровые потребности учащихся для познавательных процессов и развития индивидуальных качеств. Современный мультимедийный урок строится по той же структуре, что и традиционный: актуализация знаний, объяснение нового материала, закрепление, контроль. Используются те же методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый и другие. Средства мультимедиа позволяют обеспечить наилучшую, по сравнению с другими техническими средствами обучения, реализацию принципа наглядности, которому принадлежит ведущее место в образовательных технологиях начальной школы. Применение мультимедийных презентаций позволяет сделать уроки более интересными и динамичными, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, облегчает процесс запоминания изучаемого материала учащимися, помогает «погрузить» ученика в предмет изучения, создать на уроке иллюзию соприсутствия, сопереживания с изучаемым объектом, содействовать становлению объемных и ярких представлений. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации. Методическая сила мультимедиа как раз и состоит в том, что ученика легче заинтересовать и обучить, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов, причем на него оказывается не только информационное, но и эмоциональное воздействие. Более того, презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта. При разработке презентации учитывается, что она:
- быстро и доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать словами;
- вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации;
- усиливает воздействие выступления. Использовать презентации можно на всех этапах урока. Это и во время актуализации знаний, и при объяснении нового материала, и при закреплении. Использование программ-презентаций помогает психологически комфортно чувствовать себя учащимся на уроках. Можно неоднократно возвращаться к любому слайду презентации, вникая во все тонкости изучаемого урока. Использование богатых графических, звуковых и интерактивных возможностей компьютера создаѐт благоприятный эмоциональный фон на занятиях, способствуя развитию учащегося как бы незаметно для него, играючи.
Целью применения ИКТ стало:
- развитие мышления;
- формирование приёмов мыслительной деятельности.
Достоинства использования ИКТ можно свести к двум группам:
техническая и дидактическая.
1.Техническими достоинствами являются быстрота, маневренность, оперативность, возможность просмотра и прослушивания фрагментов и другие мультимедийные функции.
2. Дидактические достоинства интерактивных уроков – создание эффекта присутствия ("Я это видел!"), у учащихся появляется ощущение подлинности, реальности событий, интерес, желание узнать и увидеть больше, участвовать самому.
Возможности ИКТ безграничны. Внедрение ИКТ в практику работы учителя начальных классов осуществляется по следующим направлениям:
Мультимедийные курсы
Логические игры
Тесты, тренажёры
Ресурсы Интернет
Электронные энциклопедии
Презентация к уроку (можно использовать на разных этапах урока).
Возможности ИКТ:
Создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, схемы, чертежи, таблицы и т.д.);
Создание мониторингов по отслеживанию результатов обучения и воспитания;
Создание текстовых работ;
Обобщение методического опыта в электронном виде.
Трудно представить себе современный урок без использования ИКТ.
ИКТ могут быть использованы на любом этапе урока:
1. Для обозначения темы урока.
2. В начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию.
3. Как сопровождение объяснения учителя (презентации, формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты и т.д.)
4. Для контроля учащихся.
Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.
Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. Используется практически любой материал, нет необходимости готовить к уроку массу энциклопедий, репродукций, аудио-сопровождения – всё это уже заранее готово и содержится на маленьком компакт-диске.
Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.
Не следует отвергать зарекомендовавшие себя на протяжении нескольких столетий методы и средства обучения. Но очевидна необходимость внедрения, наряду с традиционными методами новых, отвечающих требованиям времени. Современное образование должно обеспечить интенсификацию процесса обучения, реализацию развивающего обучения, переход от механического усвоения знаний, уточнение содержания обучения, совершенствование форм и методов организации и управления процесса обучения, тем самым, обеспечивая уровень подготовки сегодняшних школьников, будущих специалистов и их готовность к гармоничному существованию в обществе. Именно с развитием информационных образовательных технологий связываются описанные выше изменения в образовании.
Потребность эффективного использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе определяет новые задачи перед профессиональным педагогическим образованием. ИКТ выступают неотъемлемым компонентом профессиональной подготовки современного учителя, в том числе, учителя начальных классов.
Я работаю учителем 28 лет. Мне всегда было интересно заниматься чем-то новым и увлекательным, делать свои уроки насыщенными, продуктивными, современными. Ведь задача учителя состоит в том, чтобы заинтересовать детей своим предметом, привлечь внимание учеников, чтобы они захотели получать предложенные им знания и учились добывать их сами. Поиск эффективных методик привел меня к новым компьютерным технологиям, которые эффективно применяются при организации творческой познавательной деятельности учащихся в процессе изучения различных школьных дисциплин. Уроки с использованием ИКТ стали привычными для учащихся моих классов, а для меня стали нормой работы.
Информатика и ИКТ – это области знаний, которые идут вперед стремительными шагами и, чтобы угнаться за ними, необходимо все время учиться.
Очевидно, что ИКТ – мощный педагогический инструмент в руках учителя, им надо владеть и широко использовать на своих предметных уроках.
Организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию ребенка. Следовательно, ИКТ должно выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребёнку разобраться в потоке информации, воспринять её, запомнить, а ни в коем случае не подорвать здоровье. ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной. Учитывая психологические особенности младшего школьника, работа с использованием ИКТ должна быть чётко продумана и дозирована. Таким образом, применение ИТК на уроках должно носит щадящий характер. Планируя урок (работу) в начальной школе, учитель должен тщательно продумать цель, место и способ использования ИКТ.
Информатизация начального образования проходит по следующим направлениям:
- использование ИКТ в качестве дидактического средства обучения (создание дидактических пособий, разработка и применение готовых компьютерных программ по различным предметам, и т. д.);
- введение учебного курса «Информатика» как учебного предмета для младших школьников;
- проведение урока с использованием ИКТ (применение ИКТ на отдельных этапах урока, использование ИКТ для закрепления и контроля знаний, организация групповой и индивидуальной работы, внеклассной работы и работы с родителями).
В своей практике я использую программы и научно-познавательные и обучающие фильмы, подобранные согласно учебной программе по предметам.
Компьютерные технологии применяю на всех уроках.
Русский язык
Вызвать у детей интерес к изучению русского языка достаточно проблематично, но возможно. Я разработала мультимедийные презентации и с успехом использую их на уроках как ознакомления с новым материалом, на уроках закрепления и обобщения, так и интегрированных уроках. Провела открытый урок в 3 классе на тему: « Изменение имён прилагательных по родам», где было продемонстрировано использование ИКТ на различных этапах урока.
Литературное чтение.
На уроке литературного чтения по теме «Русское народное творчество» использую презентацию «Фразеологизмы». В презентации в красочной форме с помощью включенных в содержание слайдов иллюстраций из книг с русскими народными сказками дети знакомятся со сказками. Работа начинается с отгадывания ( на проекционном экране) увлекательного кроссворда о жанрах русского устного народного творчества, задания которого последовательно проецируются на экран, а после отгадывания детьми – правильный ответ заполняет клетки кроссворда, в итоге закрепляется понятие «пословица», «загадка», «скороговорка», «считалка», «небылица». Использование анимации способствует более легкому пониманию смысла некоторых слов – амбар, сусек; ученики усваивают смысл фразеологизмов – «зарубить на носу», «обвести вокруг пальца», «заткнуть за пояс»; поясняется происхождение прозвища хитрой Лисы Патрикеевны. Наглядность, представленная анимацией, обеспечивает запоминание, анимированные герои просты в изображении, их образы стилизованы, не отвлекают внимание детей, что позволяет сосредоточиться на содержании учебного задания.
Математика
Включение ИКТ в учебный процесс позволяет мне организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках математики и сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу учащихся, что способствует повышению качества усвоения учебного материала и усилению образовательных эффектов.
Например, на уроке математики во 2 классе по теме «Периметр многоугольника» я использую презентацию «В математическом фигурном государстве», которая приглашает школьников в путешествие, которое возможно лишь тогда, когда дети правильно решат примеры и задачи, верно ответят на все вопросы. В ходе урока ученики помогают сказочному герою Ивану-Церевичу идти вперед, решая анимированные примеры, «убирают камни», закрепляя при этом понятия о геометрических фигурах, что происходит легко, ненавязчиво, в игре. Повторяя и закрепляя пройденный материал, школьники приходят к главной цели – знакомству с понятием «периметр», которое вводится с его помощью выполнения также заданий с использованием простой анимации.
Окружающий мир
На уроках окружающего мира при использовании компьютерных технологий дети с интересом познают мир.
Творческий учитель, имеющий навыки работы на компьютере, может подготовить богатейший материал к уроку. Использование анимации в слайдах позволяет педагогу дать учащимся более яркое представление об услышанном на уроке. Дети с удовольствием погружаются в материал урока, рассказывают дома об увиденном на экране, да и к природе начинают относиться более внимательно и бережно. Ребята активно помогают мне в поиске информации, учатся создавать свои презентации и с гордостью демонстрируют их одноклассникам.
Возможен показ документальных фильмов по теме урока. Для более подготовленных учащихся я готовлю тестовые задания.
Заключение.
Итак, в результате использования информационных технологии в образовательной деятельности, учебный процесс, направленный на развитие логического и критического мышления, воображения, самостоятельности учащихся, окрасился заинтересованностью и творческим поиском детей; активизировалась мыслительная деятельность каждого. Процесс обучения стал не скучным, однообразным, а творческим. Эмоциональный фон урока стал более благоприятным, что очень важно для учебной деятельности ребёнка.
Дети стали проявлять творческий подход к выполнению нестандартных заданий, стали - инициативными, настойчивыми и трудолюбивыми. Легче стало активизировать все психические процессы учеников (мышление, восприятие, внимание, память, воображение), что способствует продуктивности учебного процесса.
Учащиеся быстрее усваивают материал, проявляют готовность и стремление к совершенствованию.
Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью ИКТ, оправдывает себя. Он повышает качество знаний, продвигает ребенка в общем развитии, помогает преодолевать трудности, вносит радость в жизнь ребенка, поднимает всю личность ребенка на более высокую ступень, создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся, успешного их сотрудничества в учебном процессе.