Доклад «Повышение качества образовательной работы с дошкольниками через использование информационно-коммуникационных технологий»
на первой районной научно-практической конференции
«Волжские новации – 2012»
«Повышение качества образовательной работы с дошкольниками через использование информационно-коммуникационных технологий в МДОУ ЦРР – детский сад № 35 «Фантастика»Секция: Дошкольное образование:
проблемы и перспективы
старший воспитатель
МДОУ Центр развития ребенка –
детский сад № 35 «Фантастика»
Колотухина Виктория Павловна
г. Саратов
Оглавление
Введение
1. Роль ИКТ в повышении познавательной активности старших дошкольников в процессе развития математических представлений.
2. Применение ИКТ для развития математических представлений в непосредственной образовательной деятельности.
3. Проблемы в использовании ИКТ, меры их минимизации.
Заключение
Список литературы
Введение
Особенность дошкольного возраста имеет свою специфику, она должна быть эмоционально яркой, с привлечением большого количества иллюстративного материала, аудио-и видеозаписей.
ИКТ расширяют возможности использования самых различных методов и приемов в работе с детьми с учетом их возраста и уровня развития и подготовленности, этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности.
На начальном этапе я придерживалась традиционных методов и способов обучения, и использовала имеющуюся у нас интерактивную доску в основном в качестве проектора. Постепенно осваивая информационно-коммуникационные технологии, я убедилась в их преимуществе и необходимости использования в процессе развития дошкольника.
Но нельзя забывать, что информационно-коммуникационные технологии повышают продуктивность педагогического процесса только в том случае, если педагог хорошо себе представляет и понимает психологические особенности их применения.
Глава 1. Роль ИКТ в повышении познавательной активности старших дошкольников в процессе развития математических представлений.В организованной партнёрской деятельности педагога с детьми одной из актуальнейших и сложнейших проблем является привлечение и сохранение детского внимания.
Компьютер оказывает одновременное воздействие на несколько раздражителей (например, изображение и звук), а, следовательно, у ребёнка образуются временные связи между анализаторами, возникает ассоциация ощущений, что ведет к повышению эмоционального тонуса и уровня работоспособности.
Существует известная закономерность, которая заключается в том, что восприятие эстетической стороны событий, явлений и чувства, возникающие при этом у ребенка, приводят к повышению его познавательной деятельности, активизируют и стимулируют его творческие способности. Как показывает практика, то, что воспринимается эмоционально, запоминается глубоко и надолго, вызывает дополнительный интерес к событиям, объектам, явлениям.
Детей постоянно нужно удивлять, показывать что-то новое. Один и тот же программный материал должен повторяться многократно, и большое значение при этом имеет многообразие форм подачи. В этом очень помогают современные информационные технологии. Так, например, в непосредственной образовательной деятельности и студийно-кружковой работе с дошкольниками мною активно используются возможности как самого компьютера, так и интерактивной доски. Помимо многообразных презентаций и слайд-шоу я применяю различные обучающие игры, в сюжетах которых используются хорошо известные детям герои мультфильмов, например: «Маша и медведь. Подготовка к школе», серия компьютерных программ «Лунтик» и многие другие. Кроме того, через программу PowerPoint я составляю небольшие игры для закрепления материала.
Опыт показывает, что использование ИКТ существенно влияет на активизацию мыслительной деятельности дошкольников, о чем свидетельствуют увеличение количества задаваемых ими вопросов и стремления ставить перед собой более трудные задачи и выполнять их.
Подтверждением всего мною вышесказанного являются результаты диагностики подготовительной к школе группы. С помощью возможностей ИКТ дети легче усваивают принципы сложения и вычитания, закономерности числового ряда, графическое моделирование количественных отношений, замечают математические характеристики в явлениях и предметах окружающего мира. Наши дошкольники идут в школу с прочными знаниями: умеют складывать и вычитать в пределах двадцати как без перехода, так и с переходом через десяток, дополнять логические ряды, моделировать временные отношения, использовать числа в реальной жизни, сравнивать множества предметов и решать простые математические задачи.
Глава 2. Применение ИКТ для развития математических представлений в непосредственной образовательной деятельности.Интерактивная доска облегчает усвоение абстракций, позволяя их конкретизировать в виде наглядных образов: схем, моделей, рисунков, тем более что учебное моделирование органически входит в систему учебных задач и игр. В ходе игровой деятельности дошкольника, обогащенной современными технологиями, гораздо легче и быстрее осуществляется развитие логического мышления. Об этом свидетельствуют результаты конкурсов, в которых участвуют наши дошкольники.
Так, весной этого года наши дети подготовительной к школе группы участвовали в Международном соревновании школьников по математике в сети Интернет: Первой математической олимпиаде «Сократ». Это соревнование детей в интернете в умении решать логические задачи. Среди заданий были, например, головоломки со спичками, поиск недостающей фигуры, развитие пространственного воображения, продолжение логического ряда.
Детям было предложено 3 игры (или 3 тура). Игры № 1 и 2 являлись тренировочными и готовили к конкурсу, игра № 3 – уже сам конкурс, время на выполнение которого составляло 30 минут.
Скорость чтения у детей разная, поэтому все задачи я прочитывала каждому ребенку вслух, а ребенок отмечал в компьютере правильный на его взгляд вариант. Помимо правильного варианта разработчики просили детей отметить уровень сложности задания (легкое, трудное или невыполнимое). Опрос показал, что основными трудностями, с которыми столкнулись дети, были головоломки со спичками и задачи на развитие пространственного воображения. Подобные задания я также включаю в непосредственную образовательную деятельность в процессе развития математических представлений у старших дошкольников. Использование интерактивной доски при этом облегчает выполнение таких заданий, поскольку можно рассмотреть как предмет целиком в пространстве со всех сторон, так и отдельные его части.
С помощью конкурса «Сократ» дети в реальном времени смогли показать свои возможности и увидеть результат своей работы, поскольку подсчет баллов и награждение грамотами осуществляется сразу после выполнения конкурсной игры в режиме реального времени.
Наши дошкольники были отмечены в номинации «Полная победа»: Крылова Ева, Родионов Михаил, Скребнев Дмитрий, Гордеева Саша. А также в номинации «Один шаг до победы»: Земляная Настя, Дворцов Костя, Логаткина Маша и Горшков Тимофей.
Помимо этого, 11 октября этого года наши дошкольники участвовали во Всероссийском конкурсе-игре по математике «Слон», подведение итогов которого состоится 8 ноября. Основные задания этого конкурса-игры также нацелены на развитие смекалки и логического мышления у старших дошкольников. Также в декабре мы планируем участие наших дошкольников во II Всероссийском дистанционном марафоне «Веселая математика».
Участие в подобных конкурсах стимулирует образовательный процесс и наглядно демонстрирует детям сферы использования полученных ими знаний.
Глава 3. Проблемы в использовании ИКТ, меры по их минимизации.
В результате работы по внедрению ИКТ в непосредственную образовательную деятельность педагоги могут столкнуться со следующими проблемами:
- нередко происходит перенасыщение занятия анимацией, слайдами, перегруженность рисунками.
- недостаточная оснащенность дошкольных учреждений современной технической аппаратурой.
- несоблюдение санитарно-эпидемиологических правил т.д.
Психофизиологические особенности дошкольников — быстрая утомляемость,
недостаточное произвольное внимание, повышенная возбудимость — определяют высокие требования к организации занятий с применением экранных и звуковых средств, обусловливают неуклонное соблюдение гигиенических требований.
Данные медицинских исследований говорят о том, что относительно частое (3—4 раза в неделю) применение в учебном процессе ИКТ при условии соблюдения гигиенических требований не снижает у детей интереса к занятиям и не вызывает отклонений в их здоровье.
Следовательно, ИКТ должно выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребёнку разобраться в потоке информации, воспринять её, запомнить, а ни в коем случае не подорвать здоровье.
То, что дети могут с завидной легкостью овладевать способами работы с различными электронными, компьютерными новинками, не вызывает сомнений; при этом важно, чтобы они не попали в зависимость от компьютера, а ценили и стремились к живому, эмоциональному человеческому общению.
Заключение
В заключении я хотела бы обобщить сделанные мною выводы по использованию ИКТ в работе с дошкольниками на основе собственного опыта:
использование информационно-коммуникационных технологий в дошкольном учреждении является, на мой взгляд, обогащающим и преобразующим фактором развивающей предметной среды.
компьютер и интерактивное оборудование может и должно быть использовано в работе с детьми старшего дошкольного возраста при безусловном соблюдении физиолого-гигиенических, и психолого-педагогических ограничительных и разрешающих норм и рекомендаций.
рекомендуется применять компьютерные игровые развивающие и обучающие программы, адекватные психическим и психофизиологическим возможностям ребенка.
Использование средств информационных технологий позволяет сделать процесс обучения и развития ребенка раннего возраста достаточно простым и эффективным, открывает новые возможности дошкольного образования.
Список литературы
-
Апатова Н. В. Информационные технологии в школьном образовании. – М., 1994
Езопова С.А. Предшкольное образование, или Образование детей старшего дошкольного
возраста: инновации и традиции//Дошкольная педагогика.- 2007.-№6.-С.8-10.
3. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2003
4. Кораблёв А. А. Информационно-телекоммуникационные технологии в образовательном процессе// Школа. – 2006. - №2. – с. 37-39
5. Кочергина Г.Д., Оценка эффективности использования мультимедийных презентаций в педагогическом процессе http: //rrrc.roslobr.ru/
6. Дошколёнок.ру. Сайт для воспитателей детских садов
7. Использование ИКТ в условиях дошкольного образовательного учреждения (статья) http://cpks-kolpino.spb.ru/