Статья «Использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе коррекционной школы»
Использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе коррекционной школы.
Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). И перед образовательными учреждениями (ОУ) поставлена задача, которая предполагает воспитание гражданина современного общества, человека, который будет учиться всю жизнь; самостоятельно добывает новые знания, работает с информацией, делает выводы и умозаключения. Все это предполагает использование в образовательном процессе современные педагогические технологии, одним из которых является ИКТ. Использование информационно-коммуникационных технологий позволит сформировать систему теоретических знаний, которые являются основой последующей практической деятельности, предоставляют возможность творческого самовыражения, создают условия для целостного развития ребенка, его интеллекта, воли, чувств, эмоционально-нравственной сферы.
Заложить эти качества необходимо в начале, поскольку начальная школа – это фундамент образования, и от того каким будет этот фундамент, зависит дальнейшая успешность ученика, а затем и выпускника в современном мире.
Поэтому как показывает практика, без новых информационно-коммуникативных технологий невозможно представить современную школу.
Использование информационных технологий является перспективным направлением развития коррекционного образования в рамках специальной школы. Информационные технологии не способны избавить ребенка с ОВЗ от его недостатка и снять все возникающие в связи с этим проблемы. Однако ребенку становятся доступны неведомые раньше знания, умения, формы общения, игры, управление непосредственно окружающей его обстановкой, дает ему веру в свои силы.
Использование ИКТ в учебном процессе – это один из способов повышения мотивации обучения. ИКТ способствуют развитию творческой личности не только обучающегося, но и учителя. Внедрение ИКТ в образовательный процесс призвано повысить эффективность проведения уроков, усилить привлекательность подачи материала, осуществить дифференциацию видов заданий, а также разнообразить формы обратной связи. Кроме того компьютер вызывает горячий интерес, как учащихся, так и педагогов.
Как говорил Я.А. Каменский: «Золотое правило дидактики – наглядность». Поэтому использование ИКТ открывает такие возможности, которые связанные с визуализацией материала, его «оживлением», возможностью совершать интерактивные путешествия, представить наглядно те явления, которые невозможно продемонстрировать иными способами, позволяет совмещать процедуры контроля и тренинга.
Содержание коррекционно-развивающей работы обучающихся с ОВЗ направлено на создание системы комплексной помощи детям в освоении образовательной программы, коррекцию недостатков в речевом, психическом и физическом развитии учащихся, их социальную адаптацию. И для всего этого в нашей школе используется современное оборудование, поступившее в рамках проекта «Современная школа». Для речевого развития учащихся с ОВЗ учителя начальных классов, русского языка, учителя - логопеды используют программно-дидактический комплекс «Логомер 2», логопедический тренажер «Дельта 142», интерактивное развивающее пособие для индивидуальных и групповых занятий «Игры со словами. Развиваем речь»; интерактивная логопедическая программа «Игры для Тигры»; педагоги – психологи используют в своей работе при проведении психодиагностики программный комплекс «Лонгитюд»; для развития зрительного, тактильного, слухового восприятия используется компьютерная технология «БОС». Как в начальных, так и старших классах педагоги на уроках используют презентации, видеоролики, самостоятельно разработанные задания на онлайн-платформе https://learningapps.org/ . Все эти интерактивные программы, задания помогают активировать внимание школьников, развивать словарный запас, воображение, мыслительные процессы.
Для успешного решения задач воспитания, обучения и развития воспитанников так же важно обеспечить единство в использовании современных технологий и работе педагогического коллектива, включающего учителя – логопеда, учителя-дефектолога, воспитателей, учителей, педагога-психолога. Все специалисты в тесном взаимодействии осуществляют разностороннее развитие, обучение и воспитание детей с особыми образовательными потребностями, практически определяют эффект коррекционного воздействия.
Успех коррекционно-воспитательной работы определяется продуманной системой использования ИКТ, технических средств, наглядности, дидактического материала на уроках, скоординированной работой всех специалистов образовательного учреждения. Организация деятельности педагогического коллектива строится с учетом интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными особенностями воспитанников, спецификой и возможностями, методами и приемами.