Статья «Использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе ДОУ»
Использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе ДОУ.
Мы живём в век научно-технической революции, которая расширила понятие «грамотность»: теперь грамотным считается человек, который не только пишет, читает и считает, но и работает на компьютере.
Возможность использования информационно-коммуникативных технологий в системе дошкольного образования, а также запрет на его использование широко обсуждаются в обществе. И сколько бы не велось споров о пользе и вреде компьютера для дошкольника информатизация общества ставит перед педагогами следующие задачи:
идти в ногу со временем;
стать для ребёнка проводником в мир новых информационных технологий;
быть наставником в выборе компьютерных игр для детей и их родителей;
сформировать основы информационной культуры личности ребёнка.
В работе дошкольных учреждений всё более актуальным становится применение информационно-коммуникативных технологий (ИКТ).
Иными словами, ИКТ – это всё то, что предоставляет широкие возможности для коммуникации (компьютер, интернет, графические программы, телевизор, DVD и CD проигрыватели, мультимедийная установка, экран и т.д.) ИКТ применяется в детском саду в следующих направлениях:
в процессе взаимодействия с родителями;
работы с педагогами;
воспитательно-образовательной работы с детьми.
Современное общество стремительно осваивает новые технологии коммуникации. Дошкольное учреждение как часть социума представляет собой динамическую систему, отражающую социальный заказ общества и тенденции его развития. В связи с этим детский сад должен быть современным, все его элементы и системы должны функционировать чётко и бесперебойно.
Использование информационных технологий во всех сферах жизни человека – насущная необходимость. Современное образование нельзя представить без информационных технологий. Новые требования заставляют педагогов осваивать и внедрять этот инструментарий в свою практику.
Руководствуясь главным принципом педагогики "не навреди детству", нужно вести речь не только о профессионализме и компетентности педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста, но и о политике грамотного применения в образовательном процессе информационно-коммуникативных технологий. Человечеству доступно ещё одно средство развития, и его надо профессионально и умело использовать.
Современный уровень развития дошкольной ступени образования предполает активное использование информационных технологий во всех направлениях работы ДОУ: в управлении, воспитании и образовании, во взаимодействии с родителями воспитанников.
При включении компьютера в образовательный процесс с детьми дошкольного возраста повышается роль и ответственность педагога. В частности, в этом случае необходимо создавать определённую среду, единое информационно-развивающее пространство. ПРичём взаимодействие участников образовательного процесса в этой среде должно строиться по модели "взрослый -ребёнок-дошкольник-ИКТ". Исключение взрослого из этой цепочки недопустимо.
Важно, чтобы педагоги придерживались точки зрения: компьютер - это средство решения основных психолого-педагогических задач дошкольного образования, с его помощью можно оптимизировать образовательный процесс.
Чтобы повысить ИКТ-компетентность педагогов предлагаются разные формы работы, в частности:
мастер-классы;
обучающие семинары;
педагогические мастерские и наставничество;
недели педагогического мастерства;
тематические семинары и др.
ИКТ предлагают возможности для непосредственного общения и повышают степень коммуникативности. При этом гарантированна обратная связь, так как для ребёнка очевидно, что он сделал правильно, а что нет. При этом с помощью компьютера и педагога у него есть возможность поискать другой способ выполнения задания, чтобы найти правильное решение. Таким образом, ИКТ предоставляют большие возможности для решения многих образовательных задач в игровой форме.
Можно констатировать, что в современном мире предъявляются высокие требования к ИКТ-компетентности педагога. При этом ему отводится большая роль в повышении качества образовательного процесса путём использования ИКТ в работе с детьми, их родителями, а также в процессе собственного профессионального роста.
Окружающий мир велик и разноообразен, и значительную роль в познании его детьми в настоящее время занимают информационные компьютерные технологии. Учитывая, что интерес дошкольников к компьютеру стремитьсяно повышается, педагогам следует грамотно направлять этот процесс в нужное русло, оберегать детей от негативного информационного воздействия.
В процессе внедрения ИКТ в ДОУ роль педагога очень важна. Поскольку детский сад является институтом социализации, оказывая влияние на поведение всех участников образовательных отношений, он должен использовать технологии, способствующие совершенствованию коммуникаций.
Применение компьютерной техники позволяет разнообразить образовательную деятельность, сделать её нетрадиционной, яркой, насыщенной, способствует использованию разных способов подачи материала. Кроме того, изучение сложных для понимания дошкольниками тем с помощью, например, мультимедийных презентаций, даёт возможность педагогам наглядно продемонстрировать им события и явления реальной жизни.
Так, поиск новых форм и приёмов изучения в наше время – процесс не только закономерный, но и необходимый.
Перед педагогом, организующим образовательную деятельность с использованием ИКТ ставятся следующие задачи:
подбор методического материала и литературы по теме;
разработка тематических циклов и оформление по каждой теме презентаций в электронном виде.
Так, анализируя свою работу мною были определены преимущества использования ИКТ. Одним из основных средств расширения детских представлений об окружающем являются презентации, слайд-шоу, мультимедийные фотоальбомы. Наглядность помогает педагогу выстроить объяснение материала логично, научно, с использованием видиофрагментов. При такой организации образовательной деятельности включаются 3 вида памятидетей дошкольного возраста: зрительная, слуховая и моторная. Презентация даёт возможность рассмотреть сложный матероиал поэтапно, обратиться не только к новой теме, но и повторить предыдущую, более детально остановиться на вопросах, вызывающих у воспитанников затруднения. Использование анимационных эффектов способствует повышению интереса детей к изучаемому материалу.
Применение ИКТ позволяет преодолеть интеллектуальную пассивность дошкольников, повысить их мотивацию и познавательную активность (благодаря разноообразным формам работы, возможновти включения игрового момента), а также эффективность образовательной деятельности. Эмоциональный подъём, вызванный такой деятельностью, способствует увеличению объёмаусваеваемых знаний. Подобный метод обучения привлекателен не только для воспитанников, но и для педагога:
помогает лучше оценить способности и знания ребёнка;
даёт возможность самостоятельно подобрать новый материал, исходя из особенностей конкретной группы детей, темы и предмета изучения;
побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения;
стимулирует профессиональный рост.
В настоящее время компьютер имеет большое значение для организации работы педагога. Он выступает в качестве источника педагогической информации, средства оформления рабочей документации, сбора и хранение методического материала, подготовки презентаций и докладов. Ни одно из выступлений педагогов не обходится без мультимедийной презентации.
Презентации можно применять на любом этапе образовательной деятельности. Однако в ходе подготовки и во время проведения образовательной деятельностис использованием мультимедийных презентаций педагоги сталкиваются с рядом проблем. Прежде всего недостаточно практических материалов, которые можно использовать при работе с дошкольниками. Содержание игр и презентаций, находящихся в открытом доступе, в сетти Интернет, не всегда отвечает принципу научности, при этом чаще всего в них не учитываются возрастные особенности детей дошкольного возраста. Педагог, как правило, не имеет времени для подготовки к образовательной деятельности с использованием компьютера. В рабочем графике не отводится время для исследования возможностей Интернета. Кроме того, в дошкольном образовательном учреждении может быть недостаточная материальная база (нет компьютерного класса и возможности обучения детей навыком владения компьютером). И, конечно, положительный, огромный потенциал ИКТ не заменит живого общения педагога с ребёнком.
Таким образом, использование мультимедийных презентаций в ходе образовательной деятельности улучшило качество обучения дошкольников, помогло им овладеть новыми навыками. Поэтому с уверенностью можно сказать, что ИКТ является неотъемлемойчастью процесса обучения дошкольников. Это не только доступно и привычно для детей нового поколения, но и удобно для современного педагога - всегда под рукой необходимая, красочная и динамичная информация.
С помощью элементарных компьютерных программ педагог может не только упростить свою работу, но и повысить её качество, уменьшить физические затраты, а также развивать свои творческие способности. Пакет программ Microsoft Office (Word, Excel, InfoPath, Publisher, PoverPoint) поможет быстро набрать текстовый документ, подготовить яркую презентацию, сверстать макет информационного буклета.
Представляют интерес для педагога и программы-видиоредакторы (самый простой Windows Movie Maker), которые помогут в создании видиороликов и обучающих фильмов, а также графические редакторы (например, Adobe Photoshop), позволяющие изготовить коллаж, настолькую игру, открытки, красочные рекомендации для родителей и др.
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что ИКТ, используемые педагогами в ДОУ, способствуют повышению качества образовательного процесса, выводят его на овый уровень, способствуют развитию детского сада как института социализации.
Сегодня уже нет сомнений в том, что детей необходимо приобщать к миру информационной культуры начиная с дошкольного возраста. В обновлении информационно-образовательной среды был заинтересован весь педагогический коллектив сада.
Внедрение в образовательный процесс новых информационных технологий наряду с другими средствами призвано способствовать обогащению представлений детей об окружающем мире, расширению опыта и знаний, повышению мотивации к познанию. А если это решать через занимательные формы с использованием занимательных средств, требующих личной активности ребёнка, его стремления к успешности, то решение поставленных задач будет гарантированным и качественным.
Цифровые ресурсы мобильны, активны. Такая подача материала для детей более интересна, необычна и эмоционально окрашена. Стоит отметить, что именно такого рода наглядность позволяет подчёркивать важные моменты повествования, показывать явления в процессе и так далее.
Результаты начального этапа использования новых информационных технологий в образовательном процессе ДОУ свидетельствуют о позитивных изменениях в обеспечении качественного решения задач воспитания и развития ребёнка, обогащения предметно-игровой среды, повышения уровня компьютерной грамотности детей, расширении их кругозора. Это подтверждает то, что применение компьютера в дошкольном обучении возможно, необходимо и эффективно, так как позволяет ребёнку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности.