Статья «Использование проектного метода в образовательном процессе ДОО»

1
1
Материал опубликован 25 September 2020

муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 359 Советского района Волгограда»

 


 


 


 


 

«Использование проектного метода в образовательном процессе ДОО»

 


 


 


 

 

Выполнил: Соколова Елена Сергеевна,

воспитатель высшей квалификационной категории

 

 


 


 


 


 

г Волгоград, Волгоградская область


 

Использование проектного метода в образовательном процессе ДОО

Проектная деятельность ориентирована на развитие поискового поведения дошкольников. Поиск стимулирует личностное развитие воспитанника, позволяет приобрести опыт ценностного отношения к миру. Метод проектов содержит глубокий образовательный и развивающий потенциал.

Традиционное понимание дошкольного образовательного учреждения как присматривающего, дающего основы знаний, умений и навыков уже вытесняется более широким взглядом на становление маленького человека в условиях детского сада. Предполагается, что дошкольное образование в новом веке должно ориентироваться на идеал «человека культуры» (Е.В. Бондаревская), на способность человека «быть личностью» - понимать «закон устройства человеком собственного бытия, поведения и отношений с миром» (В.В. Сериков). Сегодня в практике интенсивно отстаивается взгляд на воспитанника как «саморазвивающуюся систему», в соответствии с которым усилия взрослых должны быть направлены на создание условий для его саморазвития, на самодеятельность детей (В.П. Бедерханова). Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно ориентированного подхода к обучению является проектная деятельность. К воспитателю, вступающему во взаимодействие с ребенком и его семьей, сегодня предъявляются особые требования. Важным является не только умение решать возникающие психологические и педагогические проблемы, но и понимать направление развития, способствовать поиску путей психологической и педагогической поддержки. Вот что по этому поводу пишет Т.В. Погост: «Отваживаясь на необходимое участие в формировании того или иного человека, мы берем на себя функцию творца, и, независимо от нашего мировоззрения, мы не можем не почувствовать вселенской ответственности, Поэтому сколь бы ни был велик соблазн воспитать себе подобного, мы не должны поддаваться ему. Интуиция подсказывает, что другой человек, пусть даже маленький, не должен быть похожим на нас, он – другая вселенная, у него свой путь в жизни. – мы же призваны всемерно ему помогать». Таким образом, проектная деятельность может стать средством социального и интеллектуального творческого саморазвития всех субъектов образования. Под проектом мы подразумеваем отрезок жизни группы, в течение которого дети совместно со взрослыми совершают увлекательную поисково-познавательную творческую работу, а не просто участвуют под руководством воспитателя в серии связанных одной темой занятий и игр. Принципиальной отличительной чертой проекта является период его реализации (длительность) и открывающиеся при этом возможности. Проект (в отличие от занятий в традиционной практике) может длиться, пока у детей сохраняется интерес, взрослым удается поддерживать интерес детей и пополнять развивающую среду материалами, которые помогают развивать тему, поддерживать ее новыми идеями и ресурсами. Это дает каждому ребенку возможность реализовать свои идеи и получать удовлетворение от действий в течение всего времени работы над проектом. Метод проектов основан на синтезе свободной деятельности детей (методика Марии Монтессори, Вальдорская педагогика), учебного проекта («Йена-план», Нидерланды), школы Селестена Френе, Джона Дьюи (Германия, Нидерланды), Реджо-педагогики (Италия) и целенаправленного обучения, когда познавательные потребности детей и педагогические воздействия взрослых находят единую точку приложения. Благодаря этому обеспечивается интегрированный комплексно-тематический подход к реализации содержания дошкольного образования, создаются условия для развития детей при значительном уменьшении регламентации их действий со стороны взрослых – воспитателей, родителей. Основные формы детской деятельности в ходе проекта – самостоятельная и совместная работа. Главная педагогическая задача – предоставление детям возможности проявлять инициативу, наращивать способность к осознанному ответственному выбору, самореализации в выбранной деятельности и на этой основе приобретать и проявлять ключевые компетентности. В группах, реализующих метод проектов, дети занимают позицию полноправных членов деятельности. Воспитатели, родители имеют равное с детьми право вносить свои идеи. Задача взрослых состоит не в том, чтобы заставить ребенка выполнить то, что они считают важным, нужным, а в том, чтобы помочь ему сделать собственный выбор и спланировать свою деятельность, осознать важность, нужность своих и предложенных взрослыми действий. Отправной точкой для начала проекта могут быть самые разные сюжеты.

«Мыльные пузыри»

Беседуя с детьми на тему «Какие игры, вы знаете?», дети называли игры с машинками, с куклами, подвижную игру «У медведя во бору».

-«А воздушные шары, мыльные пузыри?», - спросил воспитатель. Дети дружно захлопали в ладоши, наперебой стали рассказывать, что у кого- то шарик лопнул, у другого улетел, у третьего их дома «целая куча». Про мыльные пузыри все промолчали. Воспитатель решил показать детям картины фламандских художников 17 в. на которых изображены дети, выдувающие мыльные пузыри через глиняную соломинку. Картина «Мыльные пузыри» очень понравилась детям и они стали рассказывать, что у них дома тоже есть пузыри, но надувать в квартире их нельзя, потому что можно пролить. После этого вопросы от детей посыпались потоком: почему нельзя проливать пузыри? почему пузыри лопаются? на что пузыри похожи? можно отнести пузырь себе домой? и т. д.

«Что будет, если пузыри пролить?»

Петя П.: «Лужа»

Вика Д., Лера Т.: «Мама будет ругаться»

Артем П.: «Они разольются»

Максим З.: «Не будет пузырей».

«На что похож пузырь?»

Рита П., Аня М.: «На круг»

Максим З., Вика Д.: «На мяч»

Артем П.: «Его не видно».

«Откуда берутся мыльные пузыри?»

Артем П.: «Из купленной баночки»

Петя П.: «Из магазина»

«Почему пузыри лопаются?»

Вика Д.: «Потому, что они из мыла»

Рита П.: «Потому, что они касаются земли»

«Как можно играть с пузырями?»

Настя К.: «Пускать»

Рита П., Даша Б., Вика Д.: «Дуть»

Лера Т.: «Ловить»

«Почему пузыри называются мыльными?»

Настя В.: «Потому, что они летают»

Вика Д.: «Потому, что они из мыла».

Технологическая карта проекта: «Мыльные пузыри»

(для младшего и среднего дошкольного возраста)

Вид проекта

групповой, познавательно-исследовательский

Срок реализации

краткосрочный (3 дня)

Участники проекта

воспитатели, дети и их родители

Постановка проблемы

«На что похож пузырь», «Что будет, если мыльные пузыри пролить», «Почему пузыри лопаются», «Откуда берутся мыльные пузыри», «Почему пузыри называются мыльными».

Актуальность проекта

Эмоциональное состояние малыша и его отношение к миру имеют огромное значение в психическом развитии ребенка. Положительные эмоции создают благоприятные условия не только для режимных процессов, но и для формирования навыков поведения. Они влияют на установление социальных связей сначала со взрослыми, а затем и сверстниками на поддержание и развитие интереса ко всему, что происходит вокруг. Мыльные пузыри привлекают всех своей красотой, радужными переливами, удивительной хрупкостью и легкостью. И не только дети, но и взрослые с удовольствием наблюдают за этим творением. Затейливые траектории их полета делают мыльные пузыри забавной игрушкой для детей любого возраста.

Прогнозируемый результат

-развитие личности ребенка, как активного участника проекта;

-обогащение детей знаниями об играх- забавах, свойствах и качествах мыльных пузырей через экспериментально – исследовательскую деятельность.

-развитие у детей коммуникативных навыков, создание условий для проявления у детей творчества, воображения;

-расширение кругозора детей через чтение художественной литературы, знакомство с загадками, песнями;

- привлечение к сотрудничеству родителей для создания радостного настроения, доброжелательной атмосферы.

Цель

Организация культурных практик младших дошкольников в совместной проектной деятельности способствующих расширению представлений детей об играх- забавах и развлечениях; способствовать углублению у детей знаний о свойствах и качествах мыльных пузырей, создание условий для возникновения интереса к исследовательской деятельности.

Задачи

-Пробудить интерес к предлагаемой деятельности,

-Сформировать представление детей о мыльных пузырях и их свойствах через экспериментально – исследовательскую деятельность, художественную литературу, музыку, живопись.

-Развивать познавательный интерес, связную речь, коммуникативные навыки, воображение, память, образное и пространственное мышление.

-Побуждать детей к творчеству.

-Мотивировать детей на включение в исследовательскую деятельность.

-Способствовать развитию умения делать простейшие выводы на основе анализа и имеющихся знаний.

-Вовлекать родителей в совместную деятельность с детьми, для обогащения их опыта, развития ребенка.


 


 

Подготовительный этап

-Формулирование проблемы;

-Определение темы, актуальности, цели проекта;

-Ознакомление родителей с целью и задачами проекта, планом совместной деятельности в проекте;

-Сбор, анализ и систематизация информации по данной теме;

-Обогащение предметно-игровой среды различными материалами и предметами в соответствии с темой проекта;

-Подбор детской художественной литературы, иллюстраций, песен;

-Разработка технологической карты проекта

Основной этап

Образовательная область

Культурные практики

Виды

Содержание

Социально-коммуникативное развитие

Интеграция культурных практик:

-к.п. коммуникативная,

-к. п. познания мира и самопознания,

-к.п. игрового взаимодействия,

-к.п. формирование поведения и отношения

Беседа «Какие игры вы знаете», «Наши увлечения- наши развлечения».

Рассматривание иллюстраций «Праздник», фотографий «А у нас сегодня праздник». Сюжетно-ролевые игры «Семья» (У нас праздник), «Детский сад»

Познавательное развитие

Интеграция культурных практик:

- к.п. познания мира и самопознания,

-к.п. свободной детской деятельности,

-к.п. коммуникативная

НОД «В стране мыльных пузырей».

Просмотр мультфильма «Винни- Пух».

Самостоятельная игровая деятельность: игра малой подвижности «Пузырь».

Опыты и эксперименты: «Легкий - тяжелый», «Лопнет или нет», «Вулкан», «Делаем мыльные пузыри», «Пускание пузырей: чей дальше», «Рассматривание мыльных пузырей».

Речевое развитие

Интеграция культурных практик:

-к.п. познания мира и самопознания

-к.п. свободной детской деятельности

-к.п. коммуникативная

Составление рассказов: «У нас праздник…», «На что похож мыльный пузырь».

Дидактическая игра: «Скажи наоборот», «Назови «круглые» слова». Чтение: русская народная сказка «Пузырь, лапоть и соломинка», загадки о мыльных пузырях и воздушных шарах.

Художественно-эстетическое развитие

Интеграция культурных практик:

-к.п. познания мира и самопознания

-к.п. игрового взаимодействия

-к.п. свободной детской деятельности

-к.п. коммуникативная

Аппликация на тему: «Шарики воздушные, ветерку послушные…».

Лепка: «На что похож мыльный пузырь», рисование «Разноцветные шарики».

Самостоятельная игровая деятельность: «Рисование мыльных пузырей по трафарету», «Рисование мыльных пузырей и воздушных шаров мелками, карандашами».

Слушание музыкальных произведений: «Я пускаю пузыри», «Барбарики», «Лето»

Физическое развитие

Интеграция культурных практик:

-к.п. здорового образа жизни

-к.п. игрового взаимодействия

-к.п. коммуникативная

Подвижные игры «Пузырь», «Устроим салбт из мыльных пузырей». Пальчиковые игры : «У нас босые ножки», «Град, град!», «Солнышко -ведрышко».

Физкультминутка «Ярче, солнышко, свети!», «Дождик, дождик, пуще лей»

Взаимодействие с родителями

Интеграция культурных практик:

-к.п. познания мира и самопознания

-к.п. формирования поведения и отношения

-к.п. коммуникативная.

Консультация для родителей: «Игры- забавы и развлечения», «Опыты с мыльными пузырями дома».

Привлечение родителей к активному участию в празднике «На большом воздушном шаре в страну мыльных пузырей».

Создание фотоальбома : «Ау нас сегодня праздник»

Заключительный этап

 

Интеграция культурных практик:

-к.п. познания мира и самопознания,

-к.п. формирования поведения и отношения,

- к.п. коммуникативная.

 

Праздник «На большом воздушном шаре в страну мыльных пузырей».

Распределение деятельности по центрам активности

Центр речевого развития

Поместить разнообразный литературный материал, знакомящий детей с играми – забавами, развлечениями.

Центр познавательно- исследовательской деятельности

Поместить мыльные пузыри, трубочки для коктейля, одноразовые стаканчики, дидактические игры: «Подбери по образцу», «Какого цвет шар», «Длинная и короткая»

Центр конструктивной деятельности

Поместить разные виды конструктора, счетные палочки, шнурки для создания различных видов пузырей и шаров.

Центр сюжетно-ролевой игры

Обогащение атрибутами сюжетно-ролевой игры «Семья» (У нас праздник), «Детский сад» (игры и развлечения)

Центр художественно- эстетического развития

Поместить иллюстрации: «Шары», «Праздник»

Центр музыкально- театральной деятельности

Поместить ширму для игр-драматизаций, театральные атрибуты (маски: лапоть и соломинка, костюм «Пузыря»,)

Центр социально-коммуникативного развития

Составление альбома «А у нас сегодня праздник»

Центр физического развития

Поместить игровой материал и спортивные атрибуты, способствующие двигательной активности детей.

В ходе проекта ребята сделали много открытий (для каждого они свои), набрали большое количество материала, а в самом конце проекта устроили праздник «На большом воздушном шаре в страну мыльных пузырей». На память остались отличные фотографии и яркие впечатления!

t1601042791aa.jpg t1601042791ab.jpg


 

t1601042791ac.jpg

 

 

Список литературы:

«Метод проектов в образовательной работе детского сада: пособие для педагогов ДОО/Л.В. Михайлова-Свирская. – М.: Просвещение, 2015, - 95 с.

«Проектная деятельность в детском саду: организация проектирования, конспекты проектов / авт.-сост. Т.В. Гулидова. – Волгоград: Учитель.-135 с.

«Семинары-практикумы для ДОО / авт.-сост. В.Ю. Бабчинская. – Волгоград: Учитель. – 126 с.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Благодарю за прекрасный опыт работы!

25 September 2020

Похожие публикации