Статья «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью»
Проблема воспитания здорового поколения приобрела в настоящее время огромное значение. С каждым годом здоровье детей становится все хуже. Причины этого зависят от многих факторов, в том числе и от неправильного отношения населения к своему здоровью и здоровью своих детей, отрицательного влияния окружающей среды, наследственных факторов, нарушения правил ведения здорового образа жизни. Особенно остро стоит эта проблема в школах, обучающих детей с ограниченными возможностями здоровья.
Специальная общеобразовательная школа № 30 VIII вида города Белгорода занимается образовательной деятельностью детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих стойкое нарушение физического и психического развития. Она относится к разряду специальных образовательных учреждений с повышенным уровнем внимания к здоровью обучающихся, так как многие воспитанники имеют сложную структуру дефекта, т.е. наличие нескольких сопутствующих заболеваний. Комплексные медицинские осмотры, проводимые ежегодно, показывают, что в школе нет здоровых детей. Преобладающими заболеваниями являются ортопедические и неврологические заболевания, затем следуют нарушения зрения, сердечнососудистые заболевания, нарушения эндокринной системы. Для таких детей особенно важно создание здоровьесберегающей среды: содержательных, организационных условий, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья воспитанников, формирование у них потребности в здоровом образе жизни. Решение этой проблемы требует совместных усилий и координации деятельности педагогов, медицинских работников, родителей.
Обучение в школе - серьезная нагрузка для ребенка. Дети мало двигаются, подолгу сидят на месте, у них возникает гиподинамия и нарастает статическое напряжение в мышцах. С каждым годом обучения возрастает необходимость перерабатывать все больший объем зрительной информации, и, как следствие, зрительный аппарат ребенка испытывает постоянное перенапряжение. Всё это создает предпосылки для развития у детей с уже имеющимися недостатками ещё больших отклонений в состоянии здоровья. Важную роль в его сохранении для таких детей имеет воспитание культуры здорового образа жизни, основанного на достаточной двигательной активности, рациональном питании, правильном режиме дня, отсутствии вредных привычек.
Здоровьесберегающие технологии являются составной частью и отличительной особенностью всей образовательной системы данного образовательного учреждения, поэтому всё, что относится к пребыванию детей в школе – характер обучения и воспитания, уровень культуры педагогов, содержание образовательных программ, условия проведения учебного процесса и т.д. – имеет непосредственное отношение к проблеме здоровья школьников. В первую очередь необходимо сказать о ежедневных динамических паузах, проводимых учителями физкультуры на больших переменах. В их программу включены общеразвивающие упражнения, ритмическая гимнастика, подвижные игры. Они проводятся в середине учебного дня и помогают снять утомление и напряжение, которое уже накопилось к этому времени.
Учителя общеобразовательных дисциплин на каждом уроке включают в урок специальные методические приёмы и средства, которые в значительной степени обеспечивают выполнение задачи здоровьесбережения и не требуют больших материальных и временных затрат. В первую очередь это зрительная гимнастика – замечательный помощник в борьбе за хорошее зрение. Главной ее задачей является формирование правильного представления о том, что о зрении необходимо заботиться. Регулярное ее выполнение повышает работоспособность зрения, улучшает кровообращение, предупреждает развитие некоторых заболеваний глаз. Кроме того, любой учебный материал усваивается более эффективно. Этот метод является своеобразной релаксацией для нервной системы ученика, помогает мозгу лучше переработать полученную с помощью зрения информацию. Прививая детям навыки выполнения простых упражнений гимнастики для глаз, педагоги напоминают о том, что эту гимнастику ребёнок может выполнять дома самостоятельно.
Важной составляющей работы по здоровьесбережению является пальчиковая гимнастика. Сегодня нам известно, какое важное место занимает подвижность кистей рук ребенка в его успешном и всестороннем развитии. Все дело в том, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки. К тому же на кистях рук находятся рефлекторные точки, которые подают импульсы в центральную нервную систему, а значит, упражнения для рук и пальчиков положительно скажутся на деятельности мозга. Такие упражнения просты в исполнении, не занимают много времени, но имеют большую эффективность и значение для развития ребенка. Что дает пальчиковая гимнастика: Развитие мелкой моторики, которое напрямую связано с развитием речи. Движения пальцев рук и развитие речи ребенка – взаимосвязаны. Делая движения пальчиками, сопровождаемые стишками, ребенок стимулирует свое речевое развитие, а также формирует правильное звукопроизношение, развивает координацию движений, улучшает память и внимания. Кроме пальчиковой гимнастики ловкость, координацию и точность движения пальцев рук развивают такие занятия, как рисование, лепка, игры с крупами, мозаикой, прищепками, пуговицами и бусинами, катание карандашей и шариков между ладошками и по поверхности, пазлы и шнуровки [1].
Формирование культуры питания – немаловажная составляющая общей культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся. Ее формирование начинается с самых первых этапов обучения ребенка в школе и продолжается на протяжении всех лет обучения с учетом возрастного подхода.
Системная работа включает три направления: рациональную организацию питания в образовательном учреждении, включение в учебный процесс образовательных программ формирования культуры здорового питания и просветительскую работу с детьми и их родителями. В школе контроль за качеством питания, его разнообразием, витаминизацией блюд, закладкой продуктов, вкусовыми качествами пищи, санитарным состоянием пищеблока осуществляет медицинский персонал школы совместно с бракеражной комиссией. Ребята всегда получают полноценное сбалансированное питание. Такое сочетание всех направлений работы помогает создать и в школе, и дома такую среду, в которой формируется культура здорового питания и здорового образа жизни.
Знание технологий, которые позволяют сохранить здоровье ребенка за годы его обучения в школе - важная составляющая профессиональной компетентности современного педагога. Используя эти технологии, он тем самым ограждает детей от перегрузок и переутомления на уроках. Благодаря этому у детей развиваются внимание, память, воля, творческое воображение, происходит формирование самостоятельности мышления. Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья учеников и способствовать их дальнейшей социализации.