12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Гошкиева Ирина Сергеевна358
Учитель Изобразительного искусства и МХК
Россия, Карелия респ., Петрозаводск
5

Использование интеллект – карт для успешного обучения на уроках образовательной области искусство (МХК)

Использование интеллект – карт для успешного обучения на уроках образовательной области искусство (МХК)

   Использование на уроке интеллект-карт, позволяет составлять наглядные, обозримые, легко воспринимаемые записи, работать легко, наглядно, креативно, за действуя оба полушария головного мозга. Этот прием был придуман и описан в 70-х годах прошлого века британским психологом, автором методики запоминания и организации мышления Тони Бьюзеном.

    Автор приема противопоставляет интеллект-карты стандартному конспектированию учебного материала. В традиционном конспекте теряются ключевые слова, т.к. нередко встречаются на разных страницах и теряются в массе менее важных слов, что затрудняет формирование необходимых ассоциаций, связывающих ключевые термины. Традиционные черно-белые конспекты однообразны, их сложно запомнить. Чаще всего они построены в виде бесконечных однообразных перечней пунктов, что приводит к тому, что мозг теряет остроту восприятия, следовательно, страдает и память.

Традиционное конспектирование ведет к неоправданным потерям времени, а именно:

- записывается много ненужной информации;

- теряется время на прочтение впоследствии этой ненужной информации;

- теряется время на повторное прочтение ненужной информации;

- теряется время на поиск ключевых слов;

- не обеспечивается стимулирование творческих сил.

По своей природе линейное представление информации не обеспечивает должной свободы формирования ассоциаций, мешая творческому подходу к обработке информации и эффективному запоминанию. Применение интеллект – карт в обучении позволяет избежать недостатков традиционного конспектирования и повысить эффективность, как запоминания учебной информации, так и понимания сложных тем предметной области.

С помощью интеллект-карт можно составлять наглядные, обозримые, легко воспринимаемые записи. В отличие от привычных нам классических заметок или от конспекта, имеющих линейную структуру, интеллект-карта – это скорее наглядная карта, изображение, на котором сразу можно увидеть базовую, центральную тему, ключевую идею – ведь она расположена в самом центре интеллект-карты, а все крупные идеи, мысли, ассоциации расходятся от нее лучами. Крупные идеи разветвляются на более мелкие. Подобное изображение позволяет структурировать, а также более осмысленно и качественно изучать и запоминать материал, помогает при составлении планов, при подготовке к защите рефератов, проектов, при проведении презентаций.

Применение интеллект - карт

Технология интеллект-карт применима практически во всех областях, в разных видах работы. Ее использование особенно оправдано:

- когда нужно найти и сформулировать идею;

- если надо письменно зафиксировать ход мыслей;

- при планировании проекта,

- при работе с текстом,

- для структурирования материала,

- для упорядочивания знаний,

- при подготовке к тестам и экзаменам

- подготовке и проведении презентаций, чтобы обеспечить наглядность и систематизировать учебный материал.



t1585305239aa.jpg

Рис.1. Пример интеллект-карты из книги Т. Бьюзена "Супермышление".

    Интеллект-карта всегда строится из какого-то центра. Каждый луч, каждое ответвление является второстепенным по отношению к центральному понятию и может быть центром для более мелких понятий, ассоциаций. Таким образом, понятия, ассоциации выстраиваются в некую цепочку взаимодействий и взаимозависимостей. С помощью карты мыслей можно отобразить на плоском листе объемные, многомерные явления. При их составлении задействуются и пространство, и время, и цвет. Интеллект-карты также зарекомендовали себя как качественный инструмент для поиска идеи при проведении мозгового штурма.

      Мозговой штурм (Brainstorming)

Метод «мозговой штурм» (или «мозговая атака») часто используется, чтобы собрать идеи, активизировать знания по какой-то теме. Мозговой штурм применим как введение в новую тему, и позволяет задействовать всех учеников, независимо от их интересов, уровня подготовки и успеваемости. Мозговой штурм позволяет стимулировать творческие способности обучающихся. Им предлагается высказывать как можно больше идей, вариантов решения проблемы. Из собранных идей на следующем этапе отбираются наиболее удачные и приемлемые, которые могут быть использованы в дальнейшей работе над темой. При мозговом штурме приветствуется все, что способствует появлению идей (и необычных в том числе). Все, что препятствует этому процессу, строго запрещено.

      Рекомендации по составлению интеллект-карт

  Бумага.

Бумага, на которой составляют интеллект-карту, всегда должна быть расположена горизонтально, в альбомной ориентации ‒ так человеческому глазу свойственно воспринимать визуальную информацию. Размер бумаги должен соответствовать объему материала: чем больший объем предстоит обработать и подготовить, тем больше должен быть лист бумаги. Важно также помнить

для чего составляется интеллект-карта. Если это работа над домашним параграфом, «шпаргалка» для личного использования, то достаточно будет листка формата А5. Если же это подготовка и сопровождение презентации, то нужно позаботиться о бумаге большего формата, чтобы надписи были видны группе, классу. Категорически не рекомендуется во время изготовления интеллект-карты поворачивать или вращать лист бумаги. Это, безусловно, могло бы значительно облегчить написание, рисование частей карты, но это также создаст дополнительные трудности при дальнейшем ее рассмотрении, при работе с ней, поскольку на чтение слов, написанных вверх ногами, нужно больше времени, или же лист придется постоянно поворачивать, чтобы что-то прочитать. А это, в свою очередь, негативно сказывается на восприятии, поскольку теряется ясность, наглядность, обозримость интеллект-карты. Ключевую идею, базовую тему следует поместить в середине листа. Хорошо, если тему можно обозначить с помощью какого-то символа, рисунка. Тогда одного только беглого взгляда будет достаточно, чтобы понять, о чем идет речь.

   Лучи, ответвления, крупные идеи, ассоциации.

    От расположенной в центре листа базовой темы расходятся жирные линии, лучи, ответвления. Их стоит изображать объемно ‒ так интеллект-карта легче воспринимается. Лучи позволяют грубо структурировать материал, выделять самые важные моменты, явления. В зависимости от значимости того или иного явления лучи могут отличаться толщиной, цветом. Близкие по смыслу явления можно выделять одним цветом. В дальнейшем это позволит быстро ориентироваться в изображенном на карте материале, сразу улавливать связанные по смыслу моменты. Отдельные лучи должны быть снабжены подписями (одно ответвление – одно слово). Приветствуется использование рисунков, пиктограмм, схем, символов. Это позволяет быстро понять основную структуру изображенного материала.

Обратите внимание

   Наибольший эффект от интеллект-карты будет, если в центр помещается графический образ, а не слово. Вообще вместо слов лучше использовать образы в любом подходящем случае. От крупных лучей грубой структуры отходят тонкие ответвления. Это уже более тонкая иерархия изображаемого материала. Эти более мелкие лучики тоже нужно подписать или снабдить изображениями, схемами, рисунками. Количество лучей и мелких ответвлений зависит от того, насколько подробно мы хотим схематизировать материал и сколько места у нас на листе бумаги. В любом случае рекомендуется оставлять расстояние между лучами, чтобы в дальнейшем можно было дополнить интеллект-карту новой информацией. Нужно обращать внимание на то, чтобы при составлении интеллект-карты на листе не было пробелов ‒ пустых, не подписанных лучей.


Слова – подписи

На основных и мелких лучах ментальной карты рекомендуется писать одно слово, одно понятие. Это позволит сделать карту более обозримой, понятной. Нужно тщательно и корректно подбирать ключевые слова. Идеально, если будут подобраны ключевые слова с элементом догадки, прозрения, если они будут стимулировать ассоциативное мышление. Следует избегать служебных слов (и, или, итак, поэтому и др.). Ключевые слова помогут при обращении к карте быстро вспомнить ее содержание, они –«ключик» для памяти.



Обратите внимание

Вначале бывает очень сложно определиться с темой и подобрать ключевые слова для интеллект-карты. Помочь в этом может содержание учебника – элемент, зачастую недооцениваемый и игнорируемый в обучении. Важно помочь ученикам научиться работать с содержанием учебника и извлекать из него информацию .Ведь в названии параграфа уже дана базовая тема, ключевая идея для интеллект-карты. Пункты параграфа ‒ это важные крупные идеи, которые лучами отходят от ключевой.

Надписи лучше делать печатными буквами, прописными и строчными, используя и разные размеры шрифта. Это не только позволяет создавать наглядные, обозримые интеллект-карты, но и дает возможность дифференцировать информацию: чем она важнее, чем к более крупному блоку относится, тем крупнее может быть и шрифт (подобно тому как в текстах выделяются заголовки и подзаголовки различных уровней).Желательно также, чтобы длина луча и длина слова совпадали. Нужно избегать пропусков – пустых лучей. Хотя они допустимы как заготовки для презентаций, если планируется опрос слушателей, чтобы они высказывали свои мысли, что-то добавили, посоветовали. В этом случае «запасные», незаполненные ответвления можно подписывать, заполнять прямо по ходу презентации. Взаимодействие с аудиторией, интерактивность делают презентацию более живой, интересной и запоминающейся.

Цветовое оформление

При составлении ментальных карт рекомендуется использовать разные цвета, поскольку цвет способствует более качественному восприятию материала. Не секрет, что цвета могут воздействовать на наши эмоции: какой-то цвет может нас волновать, какой-то действует на человека успокаивающе, смягчает настроение и т.д. В интеллект-картах с помощью различных цветов можно выделять отдельные лучи – темы,идеи. Можно отмечать общие моменты, отличия, какие-то особо важные данные. Если интеллект-картой сопровождать доклад, выступление или презентацию, то можно каким-то одним цветом отмечать те лучи, которые изображают уже озвученные темы, идеи. Так слушателям будет легче следить за сообщением, поскольку они будут видеть, что уже обсудили, а что предстоит еще обсудить. (Это возможно, если интеллект-карта составлена не на бумаге, а с помощью компьютерной программы или приложения.) С помощью цвета можно объединять связанные по смыслу фрагменты. Подобное оптическое выделение целесообразно в ментальных картах со сложной структурой, с большим количеством ответвлений.

Изображения, символы, пиктограммы.

Изображения, символы воспринимаются легче, чем написанные слова, они «цепляют» зрителя, привлекают его внимание и заставляют задумываться о каких-то понятиях. Если изображение подобрано точно, оно, как правило, позволяет быстрее вспомнить относящиеся к нему ключевые слова, а следовательно ‒ и весь материал. Для более эффективной работы с интеллект-картами нужно связывать слова и символы, слова и картинки.

Целесообразно использовать символы, обозначения, принятые в разных дисциплинах. Например:

Ʃ ‒ сумма

= ‒ равенство

≈‒ приближенное равенство

≠‒ неравенство

V ‒ скорость

t ‒ время

Можно самим придумать какие-то обозначения, например:

t1585305239ab.gif ‒ готово, сделано

t1585305239ac.gif ‒ - предстоит сделать

NB ‒ обратить внимание на ...

=>‒ следовательно

↑‒ больше (или: <)

↓ ‒ меньше (или: >)

○ ‒ согласен

○ ‒ не согласен

† ‒ мне нравится

    Можно составить таблицу или легенду из наиболее часто повторяемых изображений или символов, договориться об их единообразном использовании в классе при работе с интеллект-картами, чтобы и составителям, и слушателям (если карта используется вовремя презентации) все обозначения и символы были понятны.

Добавления, вставки, нумерация, указания.

      Интеллект-карта – это инструмент, позволяющий развивать и культивировать творчество.Этот прием хорош еще и тем, что не подразумевает создания раз и навсегда данного, готового, завершенного продукта. Это открытая форма. Интеллект-карта может быть дополнена, расширена в любой момент. Всегда можно внести новую информацию в имеющуюся схему, не переделывая ее целиком. Любой поворот мысли может и должен быть зафиксирован в карте. Важно, чтобы изображаемый на ментальной карте материал был строго структурирован. Но у школьников это не всегда получается. Поэтому какие-то общие моменты можно нумеровать или объединять линиями, стрелками. Злоупотреблять ими не стоит, поскольку дополнительные линии мешают восприятию. Правильно было бы приучить обучающихся к последовательности при составлении интеллект - карты. Так, зафиксировав основную тему, ключевую мысль, центральный образ, нужно выявить базовые идеи. Они тесно связаны с ключевой мыслью и отходят от нее в виде ветвей, плавных линий. Первую линию с ключевыми словами или образами можно нарисовать вверху слева и дальше продолжать по часовой стрелке. Это позволит сразу понять, где начало интеллект-карты и как ее следует читать, расшифровывать.

1. Выбор темы. Индивидуальная работа. Каждый ученик быстро создает свою интеллект-карту.

2. Обсуждение в малых группах. Индивидуальные карты обсуждаются в малых группах. Вносятся исправления, дополнения.

3. Составление общей интеллект-карты. На основе индивидуальных карт создается одна общая (с помощью компьютерной программы или на большом листе бумаги).

4. Предварительная оценка. Нужен критический взгляд на карту: что получилось, каковы будут следующие шаги.

5.Переработка и проверка. Индивидуально и в группе нужно внести изменения в интеллект-карту

6. Заключительный этап. Принимаются решения, ставятся цели и строятся планы по дальнейшему использованию интеллект-карты. Распределяются роли для презентации и т.д

Презентация и выступление.

       С помощью интеллект-карты можно визуализировать презентацию, используя ее как план, конспект, указатель. Основное преимущество интеллект-карты как конспекта выступления заключается в том, что тема сжимается, спрессовывается ‒ наглядно и образно, ‒ и тем не менее содержание материала может быть быстро схвачено и передано слушателям со всеми подробностями. Наличие у выступающего такого сжатого конспекта позволяет ему побороть страх перед аудиторией, не волноваться из-за содержания, поскольку подсказка всегда под рукой, перед глазами, и одного беглого взгляда бывает достаточно, чтобы вспомнить материал. За счет этого выступающий получает дополнительную возможность для взаимодействия со слушателями. Если интеллект-карта демонстрируется на экране или вывешена перед группой или классом на листе большого формата, то в выигрыше будут и слушатели, поскольку они не только слушают доклад, но и видят, какой пункт, какую под тему освещает выступающий одноклассник.

t1585305239ad.png

Рис 2. Интеллект - карта «Архитектурные стили»

t1585305239ae.png

Рис 3. Интеллект – карта «Вид изобразительного искусства – скульптура»

Заключение

В завершение знакомства с интеллект-картами отметим еще раз их основные преимущества:

 - для их составления не требуются какие-то особые материалы;

простота в использовании;

- технология легка для освоения;

- если однажды обучился составлять интеллект-карты, в будущем это позволит значительно экономить время и усилия на их подготовку и составление, а также на изучение материала;

- эта технология позволяет развивать креативность;

-технология легкая и понятная сама по себе, она позволяет точно и ясно структурировать идеи и поддерживать коммуникацию; 

    Использование интеллект – карт на уроках содействует развитию креативности и укреплению сотрудничества в группе или в классе. Интеллект - карты делают учение более легким, способствуют повышению мотивации и улучшению результатов; обучение становится более продуктивным; в обучение вовлечены все ученики класса.


Учебно – методическое и информационное обеспечение.

1.Бьюзен,ТонииБарри.Супермышление (https://psy.wikireading.ru/116636)

2.https://shkolazhizni.ru/psychology/articles/58368/

3. http://methodenpool.uni-koeln.de/mindmapp/frameset_mindmapp.html

Описание интернет – программ и сервисов для составления интеллект – карт

1. https://texterra.ru/blog/obzor-15-besplatnykh-programm-dlya-sozdaniya-intellekt-kart.html

2. https://lifehacker.ru/10-mind-mapping-tools

Программы для составления интеллект – карт

https://www.mindmeister.com

https://www.lucidchart.com

https://www.mindmup.com





























Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Кияйкина Наталья Федоровна, 27.03.20 в 18:24 0Ответить Пожаловаться
Благодарю за интересную информацию, Ирина Сергеевна! С удовольствием возьму материал на заметку.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.