Мастер-класса «Использование интеллект карт на уроках технологии»
Пояснительная записка к презентации
Мастер-класса «Использование интеллект карт на уроках технологии»
Автор – Холмогорцева Ксения Вячеславовна учитель технологии
Урок технологии во многом отличается от уроков по другим предметам.
В методике трудового обучения различают четыре группы методов:
1. Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа, лекция, устный и письменные инструктажи.
2. Наглядные методы: демонстрирование изучаемых объектов и их изображений (моделей, таблиц, схем, кинофильмов, компьютерных графиков и др.), трудового процесса и его компонентов.
3. Методы самостоятельной работы школьников: упражнения, лабораторно-практические работы, наблюдения, самостоятельная работа с учебно-технической литературой, конструирование и моделирование.
4. Методы проверки знаний, навыков и умений: устный и письменный опрос, выполнение практических заданий.
Сегодня хочу познакомить вас с наглядным методом это - интеллект карта
Предмет технология включает в себя разносторонние темы, но как правило они позже встречаются и пригождаются в жизни и для лучшего их усвоения и применяется данный метод
Автором методики в её современном виде и самого термина mind map считается британский психолог Тони Бьюзен, который показал интеллект-карту в телевизионном шоу в 1974 году. Однако корни подобного метода работы с информацией можно найти и в III веке нашей эры
Интеллект-карта, ментальная карта, диаграмма связей, карта мыслей (по-английски — mind map) — метод может называться по-разному, но это всегда визуальное представление информации, отражающее системные связи между целым и его частями. Такая диаграмма строится вокруг центральной идеи, концепции, темы или проблемы, от которой отходят «ветви» со связанными идеями. С помощью ментальных карт можно структурировать любой материал — от простого списка дел до детальной проработки изготовления какого –либо изделия.
Метод интеллект-карт достаточно хорошо изучен, и его эффективность в обучении доказана исследованиями и опытом многих пользователей.
Его преимущество состоит в следующем:
Благодаря этому методу процесс обучения становится осмысленным
Осмысленное обучение обычно противопоставляется зубрёжке. В отличие от механического заучивания, осмысленное обучение предполагает глубокое понимание темы, умение находить связи между предметами и явлениями, а также способность соотнести новую информацию с уже имеющимися знаниями.
В процессе составления данной карты, можно применять мозговой штурм, метод проблемной задачи.
2. Информация лучше запоминается
Диаграммы также способствуют более эффективному запоминанию, потому что человеческому мозгу легче оперировать данными, представленными отдельными блоками, чем информацией в виде сплошного текста.
3. Сложные концепции проще воспринимаются
С помощью ментальных карт объёмную тему можно наглядно разбить на подразделы и микротемы, а масштабный проект — на конкретные задачи.
Метод помогают лучше вникнуть в сложный проект или проблему.
Диаграммы связей можно рисовать на доске, планшете или бумаге, однако для воплощения идеи может не хватить стандартного листа A4. К тому же в бумажном варианте не так-то просто исправлять ошибки и что-то менять.
Существует и множество цифровых сервисов, которые предлагают удобные инструменты и готовые шаблоны для создания интеллект-карт:
Mind42 и другие.
Их преимущество в том, что можно аккуратно и быстро вносить исправления, а также прикреплять заметки, сноски, изображения, ссылки на дополнительные материалы.
Я хочу познакомить вас с программой XMind, данная проще и не затратна
В центре находится ключевая идея, тема, проблема, задача или название проекта. Лучше выделить её ярким цветом и записать крупным шрифтом.
Программа достаточна проста, пол часа и Вы полностью в ней разберетесь.
Сначала необходимо прописать идею, у нас будет организация Новогодней вечеринки. Далее ветвление, в которых прописываем задачи первого порядка, а затем задачи второго порядка.
Возможности использования диаграмм связей зависят только от ваших задач и фантазии.