Публикация «Использование интеллект-карт в работе с одаренными детьми»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ В РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ.
Щербакова Анна Александровна
воспитатель
БОУ ОО «Созвездие Орла», Орёл
e-mail: sunnyangel141991@gmail.com
Аннотация
Статья посвящена использованию инновационного педагогического метода в работе с обучающимися. Метод интеллект-карт опирается на визуализацию мыслительных процессов, стимулирует творческий, речевой, социальный потенциалы, совершенствует логическое, образное и креативное мышления обучающихся. Описаны преимущества использования в образовательном процессе и особенности оформления.
Ключевые слова: интеллект-карта, инновационная технология, информация, восприятие, визуализация, творчество.
В современном обществе всё более выявляется тенденция в образовании, заключающаяся в переходе к реализации ФГОС, в котором говорится о качественном обновлении содержания воспитательной работы, повышении требований со стороны общества и родителей к воспитанию детей, их социализации, повышении уровня доступности качественного общего образования, культуры жизни. Важнейшим приоритетом в современном мире является интеллект и способные дети должны быть в центре педагогических идей и социальных программ. Мы должны их подготовить к комфортной самостоятельной, продуктивной жизни в современном обществе, научить их обеспечивать свои потребности в соответствии с нормами морали, нравственности и государственными законами РФ. Помочь реализации их творческого потенциала, обеспечить условия для саморазвития обучающихся, для повышения их мотиваций к познанию и самовоспитанию, поскольку главные надежды и положительные веяния связаны с молодым поколением.
Ребенок познает окружающий мир в процессе речевой и неречевой деятельности при взаимодействии с реальными объектами, явлениями и контактируя со взрослыми людьми. Задача педагога-воспитателя – не только поддержать естественные возрастные потребности в познавательной функции, но и специальными педагогическими методами и приёмами стимулировать ее активность.
Среди интересных и загадочных явлений в педагогике и психологии природа детской одаренности традиционно занимает одно из ведущих мест. Дискуссионные споры об этом понятии не утихают и по сей день. В данной статье мы будем придерживаться такого мнения, что одаренный ребенок – тот, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.
В современном мире дети получают большой поток информации уже с раннего возраста. Закономерный вопрос – как нам помочь им освоить этот объем, чтобы они могли проследить ту взаимосвязь событий и явлений вокруг себя? Таким образом, мы должны создать условия, которые помогают современному школьнику творчески применять полученные компетенции на практике.
Познание сложный многоуровневый процесс. Так, Л.В. Занков выделяет четыре основных аспекта, которые формируют этот процесс: память, мышление, воображение и внимание. Действительно, опираясь на исследования отечественных ученых (С. Выготский, А.Н. Соколов, В.В. Давыдов и др.) мы понимаем, что фундамент познавательных способностей закладывается на протяжении всего дошкольного и школьного возраста. Вышеуказанные авторы определяют ведущую роль в познавательной деятельности наглядно-образному мышлению. Нам, как педагогам остается лишь воспользоваться их опытом в реалиях современности.
Эффективной инновационной технологией, которая отвечает всем требованиям, при этом может органично соединять в себе традиционный и современный подходы к обучению, является метод интеллектуальной карты.
Интеллектуальная карта (или интеллект-карта) – это техника, при которой любой процесс/событие/явление представляется в визуальной (графической) форме, находится в системе для создания более качественных условий запоминания материала, при этом стимулируя творческий, речевой и социальный потенциал воспитанника. Метод интеллект-карт гарантирует высокую познавательную активность обучающегося, способствует продуктивному взаимодействию со взрослым и сверстниками.
Еще, К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету». [2, с. 157]
Метод интеллект-карт создал американский специалист в областях интеллекта, проблем мышления и психологии обучения Тони Бьюзен. Английское слово «mind-maps», переводится как «карты ума», «карты разума», «карты памяти», «ментальные карты» или «карты мышления», но чаще всего в используется термин «интеллект-карта». Его интересовала идея создания метода, который объединит восприятие и переработку информации, свойственные двум полушариям мозга.
Устройство мозга человека таково, что левое полушарие отвечает за логику, числа, анализ, последовательность; правое – за восприятие цветов, ритм, воображение. Ребёнок, узнавая информацию, пользуется преимущественно левым полушарием. Метод интеллект-карт способствует пробуждению способности к структурированию информации, усвоению и разделению на конкретные образы посредством развития ассоциаций, активизации словарного запаса, совершенствовании связной речи. Работая с интеллект-картой способный ребенок, опираясь на простые логические операции (сравнение, сопоставление, расположение в пространстве) переходит к более сложным (анализ, дифференциация, классификация), при этом в полной мере проявляет свой интеллектуальный, коммуникативный и творческий потенциалы.
Во время построения интеллект-карты подтемы (идеи) становятся более понятными, легко прослеживаются связи между ними, что позволяет увидеть изучаемый материал с другой точки зрения. Следовательно, интеллект-карта помогает обучающимся выстраивать последовательность своих действий, запомнить (вспомнить) цепочки событий. Она доступна и легка в работе, не требует продолжительной подготовки информации. Интеллект-карты обучающиеся могут заполнять самостоятельно, проявляя инициативу и творчество (как, что и где нарисовать), выбирать способ работы (рисунок, коллаж и т.п.). У обучающихся формируется привычка соблюдать правила, умение работать в команде.
Оформление интеллект-карты требует соблюдения некоторых правил, которые с детьми постепенно формируются и запоминаются. Строгого регламента в выборе формата бумаги, на которой будет располагаться интеллект-карта нет. Более того, педагог в праве выбрать сам. Рекомендуются форматы от А4 до А0, как наиболее подходящие. В своей работе использовала чаще всего ватман или магнитно-маркерную доску, где картинки крепила с помощью магнитной ленты. Главная идея (образ) располагается в центре, от неё отходят от трех до семи ответвлений (подтем), используются карандаши, фломастеры, маркеры. Составление ментальной карты предполагает использование различных графических средств (рисунков, картинок, символов, стрелочек, шрифтов).
У каждой подтемы пишется ключевое слово или фраза, при этом следует оставить место для возможного добавления элементов. Затем рисуются/приклеиваются символы и иллюстрации. Писать надо разборчиво, лучше печатными буквами. Важные идеи записываются более крупным шрифтом, возможно подчеркивание и использование жирных букв. Линии могут быть произвольной формы. С каждой из основных ассоциаций может быть связано несколько ассоциаций второго уровня (микротемы). Такие соединительные линии прорисовываются тоньше, слова по-прежнему пишутся печатными буквами, но их шрифт меньше. При этом формы, цвета, линии, графические ряды служат для обогащения ассоциативной сети, так как они запоминаются лучше, чем слова.
Рисование ментальных карт – интересная, необычная и увлекательная совместная деятельность с обучающимся, почти игровая, но в тоже время это – эффективный способ работы с выбранной темой.
Преимущества использования ментальных карт в работе с одаренными детьми:
• задействует оба полушария головного мозга;
• повышает желание работать в выбранной тематике;
• помогает запоминанию материал;
•помогает быстрому и полному обзору темы;
• можно использовать для создания конспектов лекций, докладов, выступлений, рефератов, научных работ, статей, аналитических обзоров, разработки проектов, презентаций;
• улучшает все виды памяти;
• развивает познавательную активность;
• формирует орфографические и пунктуационные навыки;
• помогает коллективному решению сложных задач;
• предусматривает как индивидуальную, так и коллективную работу;
• помогает проявить творческий подход к изучаемой теме.
Ключевые моменты в обучающем процессе, которые делают интеллект-карту полезной в использовании:
• наглядность – вся выбранная тема предстает перед вами со всеми нюансами;
• привлекательность – правильно созданная, хорошая интеллектуальная карта интересна и привлекательна для детей и эстетична;
• запоминаемость – использование образов и цвета способствует усвояемости информации;
• своевременность – с помощью интеллект-карты легко понять какую информацию нужно добавить в тему и легко диагностировать недостаточность знаний у детей;
• творчество – интеллектуальная карта стимулирует творчество, помогает искать пути решения в сложных вопросах.
• можно использовать в разных возрастных группах.
Таким образом, мы можем проследить следующую интеграцию областей при использовании интеллект-карты:
Позволяет:
• получать знания;
• обобщать знания;
• проверять знания. Учит:
• выделять главное;
• обобщать;
• систематизировать.
Способствует:
• обучению;
• концентрации внимания;
• запоминанию;
• мышлению.
Развивает:
• речь;
• память,
• мышление.
Список литературы
История педагогики и образования / под ред. З. И. Васильевой. 5-е изд. М., 2009.
О воспитании детей и юношества. Традиции русской гуманистической педагогики (по трудам К. Д. Ушинского); [Сост.: П.А. Лебедев] – М.: Амрита-Русь, 2018. – 212 с.
Роджер Сайп Развитие мозга. Как читать быстрее, запоминать лучше и добиваться больших целей/ Изд-во Манн, Иванов и Фербер, 2012 г., 240 с.
Тони Бьюзен Интеллект-карты. Полное руководство по мощному инструменту мышления/ переводчик Константинова Ю. – Изд-во Манн, Иванов и Фербер, 2019 г., 208 с.
Волкова Светлана Ивановна
Щербакова Анна Александровна