12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Елена Владимировна61334
Учитель биологии и химии высшей квалификационной категории, руководитель РМО учителей биологии и химии
Россия
Материал размещён в группе «Урок биологии»
22

Применение технологий «Тавтограмма как средство активизации внимания и творческих способностей учащихся на уроках биологии»

Тавтограмма как средство активизации внимания и творческих способностей учащихся на уроках биологии

Тавтограмма —  это литературная форма: текст, все слова которого начинаются с одной и той же буквы. Чаще встречается в поэзии, но известна и в прозе. Как правило, носит игровой, шуточный характер. 

Родоначальником тавтограммы был Квинт Энний, живший в Дневнем Риме («O Tite, tute, Tati, tibi tanta, tyranne, tulisti!»). Эпизодически обращались к тавтограмме самые разные авторы, например классики русской литературы: Валерий Брюсов и Константин Бальмонт.

Сегодня тавтограммы набирают популярность, ведь это не только способ отточить писательское мастерство, но и возможность выделиться среди других текстов. Много интересных тавтограмм можно прочитать и в дискуссии нашего коллеги Старшова Михаила Александровича "анти-анти-антирес, выходи на букву эс!" (https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/discussion/621008.html).

 

Тавтограммы вызывают большой интерес, завораживают, увлекают, несмотря на то, что на их создание тратится гораздо больше времени и усилий, чем на обычные произведения. Это объясняется строгими правилами написания, и к тому же, человек, пишущий такие необычные тексты должен обладать большим словарным запасом и умением обращаться со словом.

 

Эту литературную форму можно использовать и на уроках биологии. Благодаря тавтограмме развивается творческий потенциал учащихся, раскрепощается их фантазия, расширяется словарный запас, умение писать «разные» тексты, а не шаблонные.

 

Работу по созданию тавтограмм можно организовывать и в парах, и индивидуально, и в группах. Мои учащиеся тоже попытались проявить свои творческие способности, остроумие и владение русским языком в составлении тавтограмм. И вот что в итоге у нас получилось.

Тавтограмма на букву «К»

Камчатский краб клешней копал,

Кинул камбале коралл.

Камбала кобенилась, конфузилась,

Касатка камбалу контузила.

Капризная креветка калачиком катится,

К крабу карабкается каракатица,

Курсирует коварный калека-кальмар,

Канючат, клянчат красный коралл!

Какой кошмар!

 

Тавтограмма на букву «П»

По пруду плыла пушинка

Путь преградила паутинка

Пиявки плыли, плыли, плыли

Пушинку просто подхватили.

Тавтограмма на букву «В»

Вчера вечером в воздухе ворона-ведунья вещала волчатам великую весть, ветром веянную:

- Выдать волку-вожаку всему волчьему выводку вердикт: в ветхую виллу вселились ворон, воробьи, вертишейки. Выйдем, выгоним всех! Весело вместе встретим весну васильковым вальсом и волчьими виртуозными вариациями. Виват, волк-воин!

Все восторгаются!

 

Тавтограмма на букву «П»

Полина пишет письмо Павлу:

 

Привет, Павел!

 

Профессор Платон Пантелеевич Пирогов путешествует по Пекину. Просит поскорее переслать по почте полный перечень перелетных птиц.

Павел, попроси, пожалуйста, Прасковью Прохоровну Парамонову покормить профессорских питомцев: пуделя Пита, пекинеса Принца; пресмыкающихся – поперечнополосатого полоза, пестрого питона; птиц – плавунчика плосконосого, погоныша пестроклювого, пустельгу полосатую. Пусть помощница профессора посадит после Пасхи патиссоны, петрушку, помидоры, перец. Почва под посадку подготовлена.

Профессор передает папе привет. Помнит папину просьбу: привезет прекрасного павлина. Предупреди – птица плохо поет.

Прилетит Платон Пантелеевич после первомайских праздников. Пусть папа приготовит пышный прием, пригласит профессора палеонтологии Поликарпа Петровича Панфилова. После приема поедем, порыбачим. Повезет – поймаем полные пакеты плотвы, пескарей.

 

Пока. Полина.

 

ПРЕДЛАГАЮ – ПОПРОБУЙТЕ!

ПОУЧИТЕЛЬНО, ПОЛЕЗНО, ПОЗНАВАТЕЛЬНО!

Опубликовано в группе «Урок биологии»


Комментарии (35)

сменить сортировку
Голдина Лилия Вильевна, 25.07.19 в 13:40 5Ответить Пожаловаться
Супер! Очень интересно, Елена Владимировна.
Елена Владимировна, 25.07.19 в 13:50 5Ответить Пожаловаться
Спасибо, Лилия Вильевна! Развиваем интерес к предмету!
Голдина Лилия Вильевна, 25.07.19 в 14:22 5Ответить Пожаловаться
Приходится ломать голову, чтобы детей заинтересовать. Началка-то уже не всегда проявляет интерес.
Елена Владимировна, 25.07.19 в 14:39 4Ответить Пожаловаться
В ответ Голдина Лилия Вильевна
Согласна с Вами, Лилия Вильевна! Но мы стараемся!
Елена Владимировна, 01.08.19 в 04:37 2Ответить Пожаловаться
В ответ Трефилова Раиса Поликарповна
Я полностью с Вами согласна, Раиса Поликарповна!
Лихина Елена Викторовна, 25.07.19 в 14:33 5Ответить Пожаловаться
Здорово! Спасибо за идею, Лилия Вильевна!
Елена Владимировна, 25.07.19 в 14:40 4Ответить Пожаловаться
Благодарю Вас, Елена Викторовна, за отзыв! Такие задания я также применяю и при проведении предметной недели.
Лихина Елена Викторовна, 25.07.19 в 14:49 3Ответить Пожаловаться
Простите, Елена Владимировна!!!! Конечно же, Вам огромная благодарность!!!!!!!!!!!
Елена Владимировна, 25.07.19 в 14:59 2Ответить Пожаловаться
В ответ Лихина Елена Викторовна
Ничего страшного! Бывает!
показать еще Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.