Статья «О необходимости применения интерактивных технологий на уроке иностранного языка»

0
0
Материал опубликован 12 June 2018 в группе

К.М.Арбатова

А.В.Борисов

О необходимости применения интерактивных технологий на уроке иностранного языка

Трудно переоценить значение изучения иностранного языка в наши дни, равно как и ценность технологий интерактивного обучения, используемых в образовательном процессе. Нет необходимости доказывать актуальность интерактивного обучения, поэтому данная статья носит сугубо практический характер.

Изучение французского языка в условиях муниципальной школы не имеет возможности общаться с носителями языка и тем самым при отсутствии языковой среды условия обучения находятся в противоречии с самой сущностью предмета “иностранный язык”. Современное обучение в школе сегодня имеет ряд недостатков, которые естественным образом влияют на уровень обученности французскому языку школьников.

Отсюда вытекают некоторые противоречия в преподавании иностранного языка в средней школе:

между содержанием образования, которое требует творческого подхода в обучении и традиционными формами и методами обучения, ориентированными на передачу готовых знаний;

между реальным умением решать коммуникативные задачи на иностранном языке и недостаточно реализованным интеллектуальным и коммуникативным потенциалом учащихся.

Для чего используются методы интерактивности на уроке иностранного языка?

Во-первых, усиливается активная роль учащегося на уроке;

во-вторых, возникает мотивированный интерес ученика к изучению иностранного языка.

Всё это ведет к созданию условий, при которых развивается речевая компетенция в говорении, чтении, письме и аудировании. Соответственно, данная деятельность происходит во взаимодействии, взаимообучении, взаимопонимании ученика и учителя. На данный момент внедрение интерактивных форм обучения в работу учителя является одной из самых перспективных, нужных и отвечающих современным требованиям методик.

Интерактивное обучение - способ познания, основанный на диалоговых формах взаимодействия участников образовательного процесса; обучение, погруженное в общение, в ходе которого у обучающихся формируются навыки совместной деятельности. Это метод, при котором «все обучают каждого и каждый обучает всех»

Интерактивные технологии предполагают:

Диалоговое общение

Приобретение самостоятельно добытого пережитого знания и умения

Развитие критического мышления

Развитие умения решать проблемы

Комплексное взаимодействие знаний, умений и навыков на уровне мышления, воспроизведения, восприятия

Формирование личностных качеств учащихся

Использование интерактивной модели обучения предусматривают моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. В отличие от субъект-объектного подхода ученик становится субъектом взаимодействия, он сам активно участвует в процессе обучения, следуя своим индивидуальным маршрутом.

Знания в процессе интерактивного обучения ученик приобретает не в готовой форме, а добывает их сам, в процессе собственной активности. Поэтому цель педагога – создать условия, при которых ученик будет открывать новое знание, конструировать его, использовать. Роль и позиция педагога – подсказать, если нужно, скорректировать; педагог поддерживает активность учащихся, создает благоприятную атмосферу на уроке; в спорах выступает в роли арбитра, а не судьи.

Таким образом, интерактивный подход помогает сделать процесс овладения базовой коммуникацией французского языка на школьном уровне более эффективным.

Как отмечают в своих трудах Т.А. Мясоед, Н. Суворова, С.Б. Ступина, суть интерактивного обучения состоит в особой организации учебного процесса, когда все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания. Совместная деятельность обучающихся в процессе освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, происходит обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новые знания, но и переводит познавательную деятельность на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Целью применения интерактивных методов и приемов в обучении иностранным языкам является социальное взаимодействие обучающихся, межличностная коммуникация, важнейшей особенностью которой признается способность человека «принимать роль другого», представлять, как его воспринимает партнер по общению, интерпретировать ситуацию и конструировать собственные действия.

Интерактивное обучение одновременно решает несколько задач:

развивает коммуникативные умения и навыки;

помогает установлению эмоциональных контактов между участниками процесса обучения;

решает информационную задачу, поскольку обеспечивает обучающихся необходимой информацией, без которой невозможно реализовывать совместную деятельность;

развивает общие учебные умения и навыки;

обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде.

Говоря о показателях внешних, отражающих повышение мотивации к изучению предмета, следует отметить, что количество детей, участвующих в олимпиадах и конкурсах по иностранному языку растет, особенно в Интернет-конкурсах. Большее количество обучающихся становится призерами и победителями. Качество знаний в области иностранных языков за последние два года выросло с 59% до 68%. Положительная динамика, по нашему мнению, связана с тем, что с применением интерактивных технологий, уроки иностранного языка для учащихся стали интереснее, больше взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса, именно это мотивирует учащихся на активность на уроках. Отстающие учащиеся стали подтягиваться за более сильными ребятами. Отмечая внутренние показатели, то есть показатели личностного роста и развития, можем отметить, что по наблюдениям, «дети спешат на французский, им интересно на уроках». Младшие школьники, расстраиваются, когда по каким-либо объективным причинам происходит замена учителя. В средних классах даже известные прогульщики из групп стараются не пропускать уроки французского языка.

В заключении отметим следующее: целью повышения мотивации учащихся при обучении французскому языку следует совмещать применение интерактивных технологий, с традиционными методами обучения, продумывая структуру урока, выбирая формы, методы и приемы работы на уроке с учетом индивидуальных способностей и возможностей учащихся.

В методике приводится следующая классификация методов обучения:

Пассивные: когда учитель доминирует, а учащиеся — пассивны. Такие методы в рамках ФГОС признаны наименее эффективными, хотя используются на отдельных уроках обучающего типа.

Активные (АМО). Здесь учитель и ученик выступают как равноправные участники урока, взаимодействие происходит по вектору учитель = ученик.

Интерактивные (ИМО) — наиболее эффективные методы, при которых ученики взаимодействуют не только с учителем, но и друг с другом. Вектор: учитель = ученик = ученик.

В рамках ФГОС предполагается использование активных и интерактивных методов, как более действенных и эффективных.

Список литературы

1. Ариян, М.А. Личностно-ориентированный подход и обучение иностранному языку в классах с неоднородным составом // Иностранные языки в школе. – 2007. – № 1. – С. 3-11.

2. Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя. Москва, 2003. – 192 с. – С. 34.

3. Китайгородская, Г.А. Интенсивное обучение иностранным языкам. Теория и практика. Москва, 1986. - 175 с. – С. 78.

4. Мильруд, Р.П. Современный методический стандарт обучения иностранным языкам в школе // Иностранные языки в школе. – 1996. – № 1. – С. 5-12.

5. Мясоед, Т.А. Интерактивные технологии обучения: специальный семинар для учителей. Москва, 2004. – 82 с. – С. 15.

6.Ступина, С. Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе: учебно-методическое пособие. Саратов, 2009. – 52 с. – С. 36.

7. Суворова, Н. А. Интерактивное обучение: новые подходы. Москва, 2005. – 167 с. – С.121.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.