12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Комарова Елена Валерьевна75

Использование интерактивных технологий на уроках информатики

Комарова Е.В.

Современный образовательный процесс немыслим без использования информационно-коммуникационных технологий для обучения студентов. Одной из инновационных форм является технология интерактивного обучения, суть которой состоит в такой организации учебного процесса, при которой практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что знают и думают. В результате создаются условия, при которых обучающийся чувствует свою успешность, вою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. Учащиеся учатся критически мыслить, решать самостоятельно поставленные задачи на основе анализа информации, извлекаемой из различных источников, участвовать в дискуссиях, доказывать правильность своего мнения, совместно решать значимые проблемы.

Существует несколько моделей обучения:

1. Пассивная – обучающийся выступает в роли слушателя (смотрит, слушает и запоминает)

2. Активная – обучающийся самостоятельно «добывает» знания( самостоятельная, творческая работа)

3. Взаимная, интерактивная модель – непосредственное постоянное взаимодействие педагога и ученика, а также учеников между собой.

Во время интерактивной модели процесс обучения построен на таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе обучения, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем взаимодействие обучающихся происходит в дружественной обстановке, на взаимном общении, дискуссии и творчестве. Интерактив исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в диалоге, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы.

В процессе интерактивного обучения можно применять различные формы урока:

 путешествие;

ролевая игра;

деловая игра;

пресс-конференции;

конкурс, соревнование, турнир;

урок КВН;

урок-аукцион;

общественный смотр знаний;

поиск;

консультация;

творческий отчет. 

Интерактивных технологий существует большое количество и каждый педагог сам определяет каким образом будет использовать их на своих уроках. В качестве примера могу привести несколько уроков, которые используются мной на уроках по информатике для студентов первого курса. Наиболее часто я применяю игровые технологии, групповую работу, технологию развития критического мышления, урок-путешествие. Например, при изучении систем счисления можно применить интерактивные примеры, организовать групповую работу. При изучении логических основ компьютера, используются задания, которые позволяют при решении примеров отгадать зашифрованное слово. Для успешного освоения алгоритмов применяются ролевые игры: обучающийся становится исполнителем команд, которые четко следует действия алгоритма, заданного другими студентами, при этом нужно наиболее четко сформулировать команды исполнителю, чтобы не произошло столкновения или зацикливания. Для обобщения изученного материла в конце первого семестра мною разработана интерактивная игра, в ходе которой группа разбивается на две команды, которые в результате совместной деятельности выполняют различные задания, отвечают на вопросы типа «верю-не верю», разгадывают ребусы и отвечают на тесты. Также во время проведения открытых занятий комиссии математических и естественнонаучных дисциплин мною разработана междисциплинарная игра «Самый умный», которая позволяет обобщить знания по нескольким предметам: математика, информатика и физика. В игре участвуют студенты трех групп, которые выбирают вопрос на табло в зависимости от цвета и решают различного рода задачи: некоторые вопросы требуют смекалки, некоторые заставляют студентов логически мыслить, вспоминая изученный материал. Интерактивное обучение используется также в ходе проведения ежегодного открытого урока «Единый урок безопасности в сети Интернет». В ходе этого урока, студенты играют в игру «ИнтерНет или ИнтреДа», дискутируют по плюсам и минусам использования интернета, проходят интерактвиный маршрут безопасности по работе в сети Интренет.

Это лишь небольшая часть примеров использования интерактивных образовательных технологий . Интерактивное творчество педагога и обучающегося безгранично. Важно только умело направить его для достижения поставленных учебных целей. Интерактивное обучение -это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика, для этого я провожу всевозможные дискуссии, дебаты

В результате я сделала вывод о том, что применение интерактивных технологий обучения влияет не только на успешное усвоение материала, но и на и увеличение хороших и отличных оценок, на отношение учащихся к предмету. Наблюдение за работой учеников на уроке показало, что изменился психологический климат на уроке, он перестал быть актом передачи информации от педагога к студенту. Хотя использование интерактивных технологий в образовании имеет ряд преимуществ, которые делают их использование максимально востребованным, но они значительно увеличивают время, необходимое учителю для подготовки к занятию, так как требуется переструктурирование содержания материала, продумывание организации процесса обучения, раздаточного материала.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.